ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
04 марта 2020 года Дело № А29-17291/2019
Резолютивная часть решения объявлена марта 2020 года , полный текст решения изготовлен марта 2020 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Гайдак И.Н.,
При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колцун О.Я.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью «Звезда» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании незаконным предписания,
при участии:
от заявителя: не явились,
от ответчика:ФИО1 по доверенности от 02.09.2019 № 01-01-18/2833 (до перерыва),
от третьего лица:ФИО2 руководитель, приказ от 02.12.2013 № 22 (до перерыва),
установил:
Публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными и отмене предписания Государственной жилищной инспекции по г. Инте Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба стройжилтехнадзора по РК, ответчик) от 28.11.2019 № 90.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2019 заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Звезда».
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 03.02.2020 дело назначено к рассмотрению в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 27.02.2020.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 04.03.2020, информация о котором размещена на официальном источнике - «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru/. По окончании перерыва судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил.
Управляющая организация Общество с ограниченной ответственностью «Звезда» осуществляет управление многоквартирными домами на территории Муниципального образования городского округа «Инта» по адресам: ул. Куратова, <...>
На основании распоряжения руководителя Службы от 30.10.2019 № 948 по обращению ООО «Звезда» от 26.09.2019, Государственной жилищной инспекции по г. Инте проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО «Т Плюс», в ходе которой установлено, что в нарушение требований пункта 4.4 части 2 статьи 44, пункта 1 части 1, пункта 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта «ж» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) плата за коммунальные услуги по отоплению по пустующим (незаселенным) помещениям, находящимся в собственности Администрации МО ГО «Инта», начиная с апреля 2019 года по настоящее время предъявляется управляющей организации ООО «Звезда».
По результатам проверки, составлен акт проверки от 28.11.2019 № 206.
В целях устранения выявленных нарушений Службой стройжилтехнадзора по РК заявителю выдано предписание от 28.11.2019 № 90 об устранении нарушений, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами № 354 обязательных требований в части предъявления платы за коммунальные услуги, а именно:
- прекратить предъявление платежных документов управляющей организации ООО «Звезда» за коммунальные услуги по пустующему жилищному фонду в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Инта, <...>, 68, 70, 72, 74, ул. Мира, <...>, 65, 66, 67, 68, 69, ул. Морозова, <...>, 12, 14, 16, находящихся в собственности администрации МОГО «Инта»;
- произвести перерасчет (снятие задолженности) управляющей организации ООО «Звезда» за коммунальные услуги по пустующему жилищному фонду в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Инта, <...>, 68, 70, 72, 74, ул. Мира, <...>, 65, 66, 67, 68, 69, ул. Морозова, <...>, 12, 14, 16, находящихся в собственности администрации МОГО «Инта», за период апрель - октябрь 2019 года.
Не согласившись с указанным предписанием Общество обжаловало его в судебном порядке, в обоснование заявления указав, что предписание не законно, поскольку обязанность оплачивать коммунальные ресурсы лежит на управляющей компании.
Суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Как следует из части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, и пр.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным законодательством требованиям.
Как следует из материалов дела, Управляющая организация Общество с ограниченной ответственностью «Звезда» осуществляет управление многоквартирными домами на территории Муниципального образования городского округа «Инта» по адресам: ул. Куратова, <...>
В силу части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в следующих случаях:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 названного Кодекса;
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) и ресурсоснабжающей организацией договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения) вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения по основанию, предусмотренному частью 2 данной статьи;
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключен договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Перечень оснований для получения ресурсоснабжающей организацией статуса исполнителя коммунальной услуги в части 1 статьи 157.2 ЖК РФ является исчерпывающим и не допускает расширительного толкования.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, урегулированы Правилами № 354.
В соответствии с пунктом 4 Правил № 354 одним из видов коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, является отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к названным Правилам.
Подпунктом «ж» пункта 17 Правил № 354 установлено, что при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, - с даты, определенной в таком решении, а в случае принятия ресурсоснабжающей организацией решения о переносе срока, с которого договор с ресурсоснабжающей организацией, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считается заключенным, не более чем на 3 календарных месяца в соответствии с положениями пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, - с даты, определенной указанным решением ресурсоснабжающей организации.
На основании пункта 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ по инициативе управляющей компании ООО «Звезда» в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Инта, <...>, 68, 70, 72, 74, ул. Мира, <...>, 65, 67, 68, 69, ул. Морозова, <...>, 12, 14, 16 в октябре 2018 года проведены общие собрания собственников помещений, повестка которых включала вопрос заключения собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, прямых договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления с соответствующей ресурсоснабжающей организацией с 01.10.2018.
Во исполнение части 1 статьи 46 ЖК РФ инициатором общего собрания собственников помещений в МКД (ООО «Звезда») копии протоколов общих собраний собственников были направлены в адрес ресурсоснабжающей организации ПАО «Т Плюс», что подтверждается письмом ООО «Звезда» от 12.11.2018 № 1118.
Указанное письмо ПАО «Т Плюс» (агентом АО «Коми энергосбытовая компания) получено 13.11.2018.
Таким образом, в силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, с указанной даты ПАО «Т Плюс» является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в отношении потребителей коммунальных услуг (собственников помещений) в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Инта, <...>, 68, 70, 72, 74, ул. Мира, <...>, 65, 67, 68, 69, ул. Морозова, <...>, 12, 14, 16.
Из материалов дела следует, что между управляющей организацией ООО «Звезда» и ресурсоснабжающей организацией ПАО «Т Плюс» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 07.02.2017 № 90384, предметом которого является приобретение управляющей организацией у ПАО «Т Плюс» энергетических ресурсов (теплоносителя и тепловой энергии), потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки Службой стройжилтехнадзора по РК установлено, что ресурсоснабжающей организацией ПАО «Т Плюс» в нарушение требований пункта 4.4 части 2 статьи 44, пункта 1 части 1, пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, подпункта «ж» пункта 17 Правил № 354 плата за коммунальные услуги по отоплению по пустующим помещениям, находящихся в собственности администрации МО ГО «Инта» (что подтвердено материалами дела), начиная с апреля 2019 по настоящее время предъявляется управляющей организации ООО «Звезда», что подтверждается счетами-фактурами, актами поданной-принятой тепловой энергии за указанный период.
Учитывая положение части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправление.
По состоянию на 14.11.2019, согласно письму администрации МОГО «Инта» от 15.11.2019 № 11/13465, по многоквартирным домам, находящихся в управлении ООО «Звезда», в муниципальной собственности находятся пустующие жилые помещения, расположенные по адресам:
- ул. Куратова, д. 52 кв. 28 (64,5 кв.м);
- ул. Куратова, д. 60 кв. 52 (60,5 кв.м);
- ул. Куратова, д. 62 кв. 77 (35.4 кв.м);
- ул. Куратова, д. 70 кв. 19 (47,1 кв.м);
- ул. Мира, д. 59 кв.76 (49,6), кв, 130 (32,8 кв.м);
- ул. Мира, д. 61 кв.48 (33,0 кв.м), кв 77 (33,5 кв.м);
- ул. Мира, д. 65 кв. 80 (68,9 кв.м);
- ул. Мира, д. 66 кв. 59 (76,6 кв. м);
- ул. Мира, д. 67кв. 17 (69,9кв.м),кв. 88(51,2кв.м);
- ул. Морозова д. 6 кв. 39 (59,0 кв.м);
- ул. Морозова д. 10 кв. 3(53,0 кв.м), кв. 60 (69,6);
- ул. Морозова д. 12 кв. 31 (34,5 кв. м), кв. 67(70,2кв.м);
- ул. Морозова д. 14 кв. 28 (34.4 кв.м), кв. 44 (50,2 кв. м);
- ул. Морозова д. 16 кв. 68 (36,5 кв. м).
В собственности управляющей организации ООО «Звезда» жилых помещений, расположенных в указанных МКД не имеется.
В качестве основания, для предъявления платы управляющей организации ООО «Звезда» по пустующему жилищному фонду ресурсоснабжающая организация указывает договор № 9990010, от подписи которого управляющая организация ООО «Звезда» отказалась в силу требований пункта 4.4 части 2 статьи 44, пункта 1 части 1, пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ.
Иные договоры между ПАО «Т Плюс» и ООО «Звезда» не заключались. Доказательств обратного заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, выставление ресурсоснабжающей организацией ПАО «Т Плюс» платежных документов за коммунальные услуги по пустующему жилищному фонду, находящемуся в собственности администрации МО ГО «Инта, управляющей организации ООО «Звезда» неправомерно.
С учетом изложенного, Служба стройжилтехнадзора по РК пришла к обоснованному выводу о нарушении Обществом требований, предъявляемых положениями пункта 4.4 части 2 статьи 44, пункта 1 части 1, пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, подпункта «ж» пункта 17 Правил № 354.
Таким образом, оспариваемое предписание Службы стройжилтехнадзора по РК от 28.11.2019 № 90 соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку не возлагает на ПАО «Т Плюс» не предусмотренную законом обязанность.
Предписание направлено на устранение допущенных Обществом нарушений требований законодательства в жилищной сфере, является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, заявленные требования Публичного акционерного общества «Т Плюс» удовлетворению не подлежат.
Согласно статьям 104, 110, 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 201, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Публичного акционерного общества «Т Плюс» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.