ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-17854/18 от 21.11.2019 АС Республики Коми

70/2019-109231(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982 

Именем Российской Федерации 

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2019 года, полный текст  решения изготовлен 21 ноября 2019 года 

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А., 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Савенюк А.В. (до  перерыва), секретарем Горчаковой М.Н. (после перерыва), 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества  «Комиавиатранс» (ИНН: 1101141183, ОГРН: 1131101002670) 

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми  (ИНН: 1101482803; ОГРН: 1041130401070) 

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Сыктывкару Республики  Коми (ИНН: 1101481359, ОГРН: 1041130401091) 

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора: Государственной межрайонной инспекции  по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники  г.Сыктывкара и Сыктывдинского района  и Отдела ГИБДД Управления МВД России  по г.Сыктывкару 

о признании недействительным решения № 07-06/3 от 29.06.2018 в части,
при участии:

от заявителя: Одинцов С.В. (по доверенности № 11.1/4840 от 03.10.2019), Автонова  М.А. (по доверенности № 11.1/5307 от 25.10.2019), Прошева А.Н. (по доверенности №  11.1/4838 от 03.10.2019), Ипатов А.И. (по доверенности № 11.1/4839 от 03.10.2019), 


от МИФНС № 8 по РК: Абрамова О.Г. (по доверенности № 02-25/05 от 13.05.2019),  Ракина М.А. (по доверенности № 02-25/05 от 13.05.2019), Сидорова Т.Л. (по  доверенности № 02-25/09 от 13.05.2019), 

от ИФНС России по г. Сыктывкару: Абрамова О.Г. (по доверенности № 04-05/70 от  26.11.2018), 

от Отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Сыктывкару: Одинцова К.В. (по  доверенности № 28/1-38 от 09.10.2019), Бартель А.В. (по доверенности № 28/1-294 от  11.07.2019), 

установил:

 Акционерное общество «Комиавиатранс» (далее – АО «Комиавиатранс»,  Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось к Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике  Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации заявлением от 24.10.2019 № 11.1/5245 (л.д.71-73 том  14), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной  налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от  29.06.2018 № 07-06/3 о привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения в части доначисления транспортного налога за период с 2014-2016  годы в размере 1170566 руб., суммы пени по транспортному налогу в размере  362297,69 руб. и применения штрафов за неполную уплату транспортного налога за  2014-2016 годы в размере 8392 руб. 

 Определением суда от 05.02.2019 к участию в деле в качестве соответчика  привлечена Инспекция ФНС России по г. Сыктывкару. 

 Определением суда от 29.05.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не  заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Государственная межрайонная инспекция по надзору за техническим состоянием  самоходных машин и других видов техники г.Сыктывкара и Сыктывдинского района и  Отдел ГИБДД Управления МВД России по г.Сыктывкару. 

 Определением суда от 28.06.2019 произведена замена ответчика по делу № А29- 17854/2018 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим  налогоплательщикам по Республике Коми на Межрайонную инспекцию Федеральной  налоговой службы № 8 по Республике Коми (ИНН: 1101482803; ОГРН:  1041130401070) (далее по тексту – ответчик, налоговый орган, инспекция). 


Представители заявителя в судебном заседании настаивали на заявленных  требованиях. 

 Ответчик с требованиями не согласен, просит в их удовлетворении отказать,  считает, что решение в оспариваемой части вынесено в соответствии с действующим  законодательством, оснований для его отмены нет. Подробно доводы изложены в  отзыве (л.д. 51-55 том 2) и дополнениях к нему (л.д. 31-32 том 11, л.д. 19-23 том 12,  л.д. 66-67 том 13, л.д. 90-92 том 13, л.д. 132-133 том 13). 

 Инспекция ФНС России по г. Сыктывкару с требованиями не согласна, просит в  их удовлетворении отказать. Доводы изложены в отзыве (л.д. 83 том 10, л.д. 14 том  13). 

 Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно  предмета спора, представили письменные отзывы по существу спора (л.д.21-24, 28-29  том 13). 

 В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 21 ноября 2019  года. 

 Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и лиц,  участвующих в деле, суд установил следующее. 

 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по  Республике Коми проведена выездная налоговая проверка АО «Комиавиатранс» по  вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания,  перечисления) налогов и сборов по всем налогам и сборам за период с 01.01.2014 по  31.12.2016. 

 По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от  16.05.2018 № 07-06/3 (л.д. 14-87 том 3) и принято решение от 29.06.2018 № 07-06/3  (л.д. 92-142 том 4) о привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской  Федерации в виде штрафа в общей сумме 50000 руб., в том числе в сумме 17500 руб.  за неполную уплату транспортного налога. Также АО «Комиавиатранс» предложено  уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость, акцизам, транспортному  налогу, налогу на имущество организаций в общей сумме 6975219 руб., в том числе  недоимку по транспортному налогу в сумме 2 441 395 руб., пени в общей сумме  1693783,58 руб., в том числе по транспортному налогу в сумме 893 055,38 рублей. 

 Не согласившись с вынесенным Инспекцией решением, налогоплательщик  частично обжаловал его в апелляционном порядке в Управление ФНС России по 


Республике Коми. Решением Управления ФНС России по Республике Коми от  20.09.2018 № 164-А (л.д. 67-82 том 5) апелляционная жалоба налогоплательщика  оставлена без удовлетворения, утверждено решение Межрайонной ИФНС России по  крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 29.06.2018 № 07-06/3 о  привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. 

АО «Комиавиатранс» частично обжаловало решение Межрайонной ИФНС  России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми № 07-06/3 от  29.06.2018 в судебном порядке, указав, что спорные транспортные средства не  являются объектом налогообложения в силу того, что не участвуют в дорожном  движении на территории Российской Федерации, не воздействуют на состояние дорог  общего пользования. В обосновании своих доводов Общество ссылается на  Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 № 451-О,  указывает, что отказ в государственной регистрации транспортных средств по  причинам внесения изменений в конструкцию и непредставления полного перечня  документов, регистрирующих такие изменения, является достаточным  доказательством отсутствия у него обязанности по уплате транспортного налога.  Подробно доводы Общества изложены в заявлении и дополнениях к нему. 

Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по  следующим основаниям. 

 Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов,  решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом  отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных  лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд  с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов,  незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные  полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на  них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления 


предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об  оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный  суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его  отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и  устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту,  устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли  оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а  также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, решение и действие  (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации). 

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт,  решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту  и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного  правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В  случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой  акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные  полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает  решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (части 2, 3 статьи 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).  

В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)  плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с  законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства,  признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если  иное не предусмотрено настоящей статьей. 

На основании пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются  автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и  механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы,  яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы,  несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные 


средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Пунктом 2 статьи 358 НК РФ предусмотрен закрытый перечень транспортных  средств, не являющихся объектом налогообложения. 

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 362 НК РФ налогоплательщики- организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу  самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового  периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение  соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. 

Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных  средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в  подпункте 1.1 данного пункта), определяется как мощность двигателя транспортного  средства в лошадиных силах. 

В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями,  уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской  Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода  налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога,  определяемую как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых  платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. 

На основании пункта 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются  законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, в  расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.  

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм законодательства, объектом  налогообложения транспортным налогом являются зарегистрированные в  установленном порядке транспортные средства. 

Порядок регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной  техники на территории Российской Федерации установлен Постановлением  Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной  регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на  территории Российской Федерации» (далее – Постановление № 938 от 12.08.1994). 

Согласно преамбуле Постановления № 938 от 12.08.1994 целью государственной  регистрации транспортных средств является обеспечение полноты учета  автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории  Российской Федерации. 


В соответствии с пунктом 1 Постановления № 938 от 12.08.1994 регистрации на  территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства,  трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом  двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью  двигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и  физическим лицам. 

Согласно пункту 2 Постановления № 938 от 12.08.1994 регистрацию  транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: 

- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения  Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – ГИБДД) в отношении  автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость  более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным  дорогам общего пользования; 

- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных  машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов,  самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая  автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость  50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным  дорогам общего пользования. 

При этом автомобильная дорога в статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007  г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской  Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ) определена как объект  транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств  и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной  дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное  полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения,  являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения,  искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы  обустройства автомобильных дорог. 

В силу частей 1, 2 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные  дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги  федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и частные  автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешенного использования 


автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования  и автомобильные дороги необщего пользования. 

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные  дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга  лиц (часть 3 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ). 

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные  дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании  исполнительных органов государственной власти, местных администраций  (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических  или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения  собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни  автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или  межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными  федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта Российской Федерации. Перечень автомобильных  дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом  местного самоуправления (часть 4 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ). 

В соответствии с пунктом 2.1. Постановления № 938 от 12.08.1994 регистрация  транспортных средств, за исключением транспортных средств, зарегистрированных в  других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации  сроком до 6 месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и  государственных регистрационных знаков в порядке очередности возрастания их  цифровых значений без резервирования за юридическими или физическими лицами  отдельных серий или сочетаний символов. 

Пунктом 3 Постановления № 938 от 12.08.1994 предусмотрено, что собственники  транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся  или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в  установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в  Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях  (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия  регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения,  выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и  законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета 


транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных  обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие  торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством  Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства,  предназначенные для продажи. 

Следовательно, исключения из общего правила о государственной регистрации  транспортных средств на территории Российской Федерации, передвигающимся как  по дорогам общего пользования, так и по дорогам не общего пользования,  предусмотрены пунктами 2.1, 3 Постановления № 938 от 12.08.1994 в отношении  транспортных средств, зарегистрированных на территории государств - членов  Евразийского экономического союза или временно ввезенных на таможенную  территорию Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев;  приобретенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,  осуществляющими торговлю транспортными средствами, и предназначенных для  продажи. Иных способов регистрации и исключений из требований о регистрации  транспортных средств действующее законодательство не содержит. 

Указанный нормативный правовой акт не содержит исключений в отношении  спецтранспорта, допускаемого к эксплуатации на территории аэродрома, обладающего  указанными выше признаками. 

Аналогичные требования содержатся также в пункте 4 Правил регистрации  автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России,  утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 (далее - Правила  регистрации, действовали в проверяемом периоде); а также пункте 1.5 Правил  государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных  машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим  состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации  (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995 (далее –  Правила государственной регистрации техники).  

В силу пункта 1 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации лица,  осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны  принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. 

Аэропорт в соответствии со статей 1 и 2 Федерального Закона от 09.02.2007 №  16-ФЗ «О транспортной безопасности» является составной частью объекта 


транспортной инфраструктуры, и выполнение требований по государственной  регистрации транспортных средств, в числе прочих - являются необходимым условием  обеспечения транспортной безопасности - то есть устойчивого и безопасного  функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и  государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. 

Приказом Минтранса Российской Федерации от 28.11.2005 № 142 утверждены  Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к  аэропортам» (далее – ФАП «Требования авиационной безопасности к аэропортам»),  подпунктом «а» пункта 16 которых предусмотрен запрет на эксплуатацию в  контролируемой зоне аэропорта автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в  установленном порядке, а также личного транспорта. 

Кроме того, согласно пункту 24, 36 Федеральных авиационных правил  «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим  аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа,  грузов и почты» (далее – ФАП «Сертификационные требования к юридическим лицам,  осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания  пассажиров, багажа, грузов и почты»), утвержденных Приказом Минтранса России от  23.06.2003 № 150, - спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации на территории  аэродрома и за ее пределами, должен состоять на учете в соответствующих  уполномоченных государственных органах. 

Спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории аэродрома,  должен иметь гаражный номер. Учет и ведение паспортов и формуляров на указанный  спецтранспорт осуществляются Организацией. 

Приказом Минтранса Российской Федерации от 13.07.2006 № 82 утверждена  «Инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на  гражданских аэродромах Российской Федерации» (далее – Инструкция Минтранса РФ  от 13.07.2006 № 82), в соответствии с пунктом 44 которой спецмашины, допускаемые  к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учету в соответствующих  государственных органах. 

Спецмашинам, допускаемым к эксплуатации только на территории аэродрома,  присваиваются гаражные номера. Учет и ведение паспортов и формуляров на  спецмашины производятся главным оператором аэропорта и организациями,  осуществляющими эксплуатацию спецмашин. 


Доводы заявителя о взаимоисключающих положениях указанных нормативных  актов основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.  Специальные требования к спецмашинам, допускаемым к эксплуатации только на  территории аэродрома, не исключают общих требований об учете спецтехники в  соответствующих государственных органах. 

Письмом Федеральной авиационной службы России от 07.04.1997 № 30/И с  01.01.1998 введено «Руководство по организации работы и обслуживания  спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации» (далее – РОРОС), которое  содержит основные положения и правила, регламентирующие деятельность  подразделений спецавтотранспорта в аэропортах гражданской авиации. 

Так, пунктом 3.2.4. РОРОС предусмотрено, что автобусы, автомобили грузовые,  специальные и другая техника на автомобильных шасси, эксплуатируемая как на  аэродроме, так и за пределами аэропорта, должна состоять на учете в органах  Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) и иметь  государственные регистрационные знаки, гаражные номера, паспорта и формуляры. 

Автомобили, техника на автомобильных шасси, а также инженерная техника,  эксплуатируемая только на территории аэродрома, за исключением самоходных  дорожно-строительных машин и прицепов к ним, должна иметь гаражные номера.  Учет этих машин, ведение на них паспортов и формуляров возлагается на аэропорт. 

Тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и прицепы к ним должны  состоять на учете в инспекции органов Гостехнадзора и иметь государственные  регистрационные знаки установленного образца. 

Согласно пункту 3.2.5 РОРОС - принимать на эксплуатацию, эксплуатировать и  передавать автомобили и механизмы, не состоящие на учете в ГАИ или не  зарегистрированные на авиапредприятиях или предприятиях других ведомств,  категорически запрещается. 

Таким образом, положения вышеуказанных нормативных актов обязывают  юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность по обеспечению  обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты, осуществлять государственную  регистрацию спецтехники, допускаемой к эксплуатации на территории аэродрома, а  требование иметь гаражные номера, ведение в отношении данной техники учета,  паспортов и формуляров является дополнительным. 

Учитывая изложенное, доводы заявителя о том, что транспортные средства,  предназначенные для движения исключительно по аэродрому, не подлежат 


государственной регистрации, поскольку «аэродром» не относится ни к дорогам  общего, ни к дорогам необщего пользования, не воздействуют на состояние дорог  общего пользования, признаются судом несостоятельными как не основанные на  нормах действующего законодательства. 

 Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 07.06.2012 № 14341/11 по  делу № А73-12291/2010, транспортные средства подлежат государственной  регистрации и в силу этого обстоятельства признаются объектами обложения  транспортным налогом. Уклонение от совершения действий по государственной  регистрации транспортных средств не освобождает от уплаты транспортного налога. 

 Заявительный характер государственной регистрации транспортных средств не  исключает установленной пунктом 3 Постановления № 938 от 12.08.1994 обязанности  собственника в установленном порядке зарегистрировать транспортные средства. 

 Суд считает, что поскольку принадлежащие заявителю транспортные средства  подлежат государственной регистрации в соответствии с требованиями  Постановления № 938 от 12.08.1994 и не подпадают под действие пункта 2 статьи 358  НК РФ (транспортные средства, не являющиеся объектами налогообложения), они  признаются объектами налогообложения транспортным налогом. 

 Согласно оспариваемому решению в ходе проверки АО «Комиавиатранс»  установлено, что Общество в нарушение пункта 1 статьи 358 и пункта 1 статьи 359  Налогового кодекса Российской Федерации занизило налоговую базу по  транспортному налогу, не включив в объект налогообложения ряд транспортных  средств, находящихся в собственности налогоплательщика и эксплуатируемых им  (раздел 2.4.1, 2.4.2 решения от 29.06.2018 № 07-06/3). 

 Перечень транспортных средств, доначисление транспортного налога по  которым оспаривается налогоплательщиком по настоящему делу, с учетом уточнений  требований, указан в приложениях к возражениям от 29.05.2019 № 11-1/2738 на отзыв  на уточнение требований заявителя № 02-13/01725 от 23.05.2019 (л.д.122-170 том 12).  Факт наличия и эксплуатация спорных транспортных средств налогоплательщиком не  оспаривается. 

 Транспортные средства в проверяемом периоде числились на счете 01  «Основные средства» АО «Комиавиатранс». По требованиям Инспекции (л.д.90 том 3)  Обществом представлены оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 «Основные  средства» в разрезе объектов за 2014-2016 годы, копии инвентарных карточек 


транспортных средств, которые подтверждают включение объектов в состав основных  средств (том 6), паспорта транспортных средств, паспорта самоходных машин на часть  транспортных средств. 

 На основании представленных документов Инспекцией была установлена  мощность каждого средства в целях определения налоговой базы. 

 Поскольку паспорта транспортных средств, позволяющие установить мощность  двигателя, представлены в ходе проведения проверки не по всем принадлежащим  Обществу транспортным средствам, налоговый орган определил налоговую базу по  таким средствам, применяя информацию о технических характеристиках аналогичных  транспортных средств, которая размещена в общем доступе сети Интернет. 

 Налоговым органом установлено, что анализ представленных Обществом в  налоговые органы деклараций по транспортному налогу показал, что спорные  транспортные средства не были учтены при исчислении транспортного налога. 

 Налоговым органом в материалы дела представлено письмо Управлением  ГИБДД МВД по Республике Коми № 13/2783 от 31.05.2019 (л.д.34 том 13) (на запрос  Инспекции от 27.05.2019 № 02-36/01754 (л.д.37-38 том 13), из которого следует, что в  подразделении Госавтоинспекции подлежит регистрации 31 спорное транспортное  средство, так как данные транспортные средства предназначены для движения  (эксплуатации) по автомобильным дорогам общего пользования. Остальные  транспортные средства являются специализированными, не предназначенными для  движения (эксплуатации) по автомобильным дорогам общего пользования, в связи с  этим подлежат постановке на учет в органах Гостехнадзора. 

 Кроме того, налоговым органом в материалах дела представлено письмо  Государственной межрайонной инспекцией по надзору за техническим состоянием  самоходных машин и других видов техники по городу Сыктывкару и  Сыктывдинскому району от 31.05.2019 № 01-04-14 (л.д.35-36 том13) (на запрос  Инспекции от 27.05.2019 № 02-36/01755 (л.д.39-40 том 13), исходя из которого  следует, что в органах Гостехнадзора подлежит регистрации 51 спорное транспортное  средство. 

 Суд считает, что указанные ответы подтверждают выводы Инспекции о том, что  транспортные средства, доначисления транспортного налога по которым оспаривается  заявителем, подлежат государственной регистрации в соответствующих  уполномоченных органах и в силу этого признаются объектами налогообложения  транспортным налогом. 


Решением № 1 от 10.10.2019 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой  службы № 8 по Республике Коми внесены изменения в решение от 29.06.2018 № 07- 06/3 о привлечении к административной ответственности за совершение налогового  правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской  Федерации в виде штрафа в общей сумме 47869 руб., в том числе штрафа за неполную  уплату транспортного налога в размере 15369 руб. Также АО «Комиавиатранс»  предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость, акцизам,  транспортному налогу, налогу на имущество организаций в общей сумме 6677979  руб., в том числе недоимку по транспортному налогу в сумме 2144155 руб., пени в  общей сумме 1413679,05 руб., в том числе пени по транспортному налогу в сумме  612950,85 руб. (л.д.3-10 том 14). 

 Согласно указанному решению на основании информации, предоставленной  УГИБДД МВД по Республике Коми и Государственной межрайонной инспекции по  надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники  г.Сыктывкара и Сыктывдинского района Службы Республики Коми строительного,  жилищного и технического надзора (контроля) 31.05.2019, в отношении спорных  автотранспортных средств налоговым органом произведен перерасчет налоговых  обязательств общества. Общая сумма доначисленного транспортного налога по  спорным транспортным средствам после перерасчета составила 873326 руб., сумма  пени – 241879,08 руб., сумма штрафа на основании путнкта 1 статьи 122 Налогового  кодекса Российской Федерации – 6260 руб. 

 Внесение изменений в оспариваемое решение не нарушает права и законные  интересы налогоплательщика, поскольку налоговые обязательства заявителя  уменьшены. На предложение суд предоставить контррасчет оспариваемых сумм с  учетом внесенных изменений налогоплательщик предоставить такой контррасчет  отказался, указав, что возражений по расчету с учетом примененных ставок и  отнесения транспортных средств к определенной категории не имеется, о чем сделана  отметка в протоколе судебного заседания от 15.11.2019. 

 Довод заявителя о том, что в запросах Инспекции перед государственными  органами ставился вопрос по применению действующего законодательства без учета  специфики транспортных средств, признается судом несостоятельным, поскольку в  адрес уполномоченных органов налоговым органом для оценки были представлены  документы и техническое описание на оспариваемые транспортные средства, 


представленные налогоплательщиком в ходе выездной налоговой проверки, о чем  имеется отметка на запросах. 

 В ходе судебного разбирательства представлены дополнительные документы, в  том числе, паспорта транспортных средств (л.д. 192-207 том 14). 

 Судом также установлено, что по ряду транспортных средств отсутствуют  доказательства обращения АО «Комиавиатранс» в соответствующие уполномоченные  органы с заявлениями о регистрации транспортных средств. 

 Представленные АО «Комиавиатранс» отказы уполномоченных органов в  регистрации ряда транспортных средств не свидетельствуют о невозможности  регистрации спорных транспортных средств при предоставлении надлежащих  документов, в том числе, свидетельствующих о внесении изменений в конструктивные  элементы спорных транспортных средств. 

 Причинами отказов в регистрации транспортных средств согласно  представленным документам являлись непредставление документов, обязательных для  регистрации транспортных средств; обращение не в тот уполномоченный орган;  внесение изменений в конструкцию транспортного средства без надлежащей  регистрации внесенных изменений. Так, в отказах уполномоченных органов в  регистрации транспортных средств по причине непредставления обязательного для  регистрации перечня документов указано, что Общество не представило на ряд  транспортных средств документы, удостоверяющие право собственности на  транспортные средства, а также паспорта транспортных средств. 

 В соответствии с пунктом 4 Постановления № 938 от 12.08.1994 регистрация  транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам,  изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов  транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих  транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или  иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и  подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской  Федерации. 

 Перечень документов, необходимых для регистрации транспортных средств (а  также изменения регистрационных данных), содержит также пункт 15 Приказа МВД  России от 07.08.2013 № 605 "Об утверждении Административного регламента  Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению 


государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к  ним" (далее – Административный регламент). 

 К таким документам отнесены: - заявление; - документ, удостоверяющий  личность; - в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях  доверенность, договор либо иной документ, удостоверяющий полномочия заявителя  на представление интересов владельца транспортного средства; - документы на  транспортное средство, а именно паспорт транспортного средства; регистрационный  документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и  присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся  ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта  (технические талоны) транспортных средств); документы о временном ввозе  транспортных средств на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев,  выданные таможенными органами; свидетельство о безопасности конструкции  транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской  Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в  индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или  изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного  комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества,  или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному  оборонному заказу и документы на номерные агрегаты; - документы, удостоверяющие  право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с  законодательством Российской Федерации; - государственные регистрационные знаки  транспортных средств, соответствующие требованиям законодательства Российской  Федерации, или государственные регистрационные знаки "ТРАНЗИТ" (если они  выдавались), а также регистрационные документы и регистрационные знаки  государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской  Федерации, в случаях, установленных Административным регламентом; -  свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его  конструкцию изменениями требованиям безопасности в случаях изменения  регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства; -  в случае если транспортные средства не зарегистрированы за лизингодателем -  документы, удостоверяющие право собственности лизингодателя на транспортные  средства; документы, предусмотренные подпунктом 17.3 Административного  регламента, в случае регистрации на ограниченный срок транспортных средств за 


лизингополучателем по месту нахождения его обособленного подразделения  (филиала, представительства); приказ (распоряжение) юридического лица о наделении  обособленного подразделения транспортными средствами, в том числе  приобретаемыми обособленными подразделениями юридического лица на основании  доверенности для юридического лица, и (или) приказ (распоряжение) филиала при  условии наличия соответствующих полномочий, зафиксированных в положении о  филиале, утвержденном юридическим лицом (для обособленных подразделений  российских юридических лиц) (подпункт 15.9); - документы, подтверждающие факт  утилизации транспортного средства; - постановления органов, осуществляющих  предварительное расследование, с предоставлением заверенной копии справки об  исследовании или заключения экспертизы, содержащих результаты исследований, на  основании которых было идентифицировано транспортное средство, выданные  органами (организациями), уполномоченными на проведение данных исследований. 

 В пункте 22 Административного регламента указано, что основанием для отказа  в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной  услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для  проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15  Административного регламента, либо если представленные документы не  соответствуют предъявляемым к ним требованиям. 

 Приказом Службы Республики Коми по техническому надзору от 14.11.2013 №  26-ОД утвержден Административный регламент предоставления государственной  услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин  и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков  (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) (далее –  Административный регламент). 

 Пунктом 2.6 Административного регламента утвержден перечень документов,  необходимых для получения государственной услуги по регистрации тракторов,  самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним. 

 В соответствии с пунктом 2.6.2 Административного регламента для получения  государственной услуги при государственной регистрации машины кроме заявления,  указанного в пункте 2.6.1 Административного регламента, необходимы следующие  документы: - документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя  (паспорт гражданина или заменяющий его документ); - паспорт самоходной машины и  других видов техники; - документ, подтверждающий право собственности на машину 


(прицеп) и (или) номерной агрегат; - свидетельство о регистрации машины (если  машина (прицеп) ранее были зарегистрированы в органах гостехнадзора); -  государственный регистрационный знак (если выдавался); - страховой полис  обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного  средства в случаях, когда обязанность по страхованию установлена федеральным  законом; - документ об оценке (подтверждении) соответствия продукции  обязательным требованиям (если машина (прицеп) ранее не были зарегистрированы в  органах гостехнадзора); - документ, удостоверяющий полномочия представителя  заявителя представлять интересы собственника машины (при совершении  регистрационного действия в случае обращения представителя заявителя); - документ,  подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию  транспортных средств и совершение иных регистрационных действий (далее -  документ об уплате государственной пошлины) (пункт 9). 

 Пунктом 2.11 установлено, что Документы, указанные в пунктах 2.6.1, 2.6.2 (за  исключением подпункта 9), 2.6.3, 2.6.5 Административного регламента, заявитель  обязан представить самостоятельно. 

 Пунктом 2.17 Административного регламента определено, что основанием для  отказа в предоставлении государственной услуги является представление неполного  комплекта документов, представляемых заявителем самостоятельно в соответствии с  пунктом 2.11 Административного регламента. 

 В соответствии с Приказом Службы Республики Коми стройжилтехнадзора от  30.05.2016 № 01-05/49 «Об утверждении административного регламента  предоставления государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных  дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них  государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других  войск Российской Федерации)», вступившего в силу с 12.06.2016, для техники,  выпущенной в обращение до 1995 года, и которая была зарегистрирована в  соответствии с ранее действующим порядком – необходимо представить формуляр,  технический талон, технический паспорт или другие документы, подтверждающие  возможность допуска машины к эксплуатации на территории Российской Федерации. 

 Пунктом 3 статьи 15 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности  дорожного движения» (далее - Закон «О безопасности дорожного движения» № 196- ФЗ) предусмотрено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в  дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением 


транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на  территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в  соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации  транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация  транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие  установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. 

 Документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства  установленным требованиям безопасности дорожного движения, является паспорт  транспортного средства, наличие которого обязательно для регистрации и допуска к  участию в дорожном движении (абзац 2 пункта 1 Постановления Правительства РФ от  18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» (далее -  Постановление № 477) и абзац 1 пункта 9 Положения о паспортах транспортных  средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД  России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 №  496/192/134) (далее - Положение о ПТС). 

 Паспорта транспортных средств выдаются (пункт 2 Постановления № 477,  пункты 4-7 Положения о ПТС): - организациями-изготовителями - на транспортные  средства и шасси, выпущенные после 01.07.1993, а на транспортные средства и шасси  с электродвигателем - после 07.08.2008; - таможенными органами РФ - на  транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию РФ после 01.07.1997, а на  транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 07.08.2008; -  подразделениями Госавтоинспекции - на транспортные средства, выпущенные  организациями-изготовителями до 01.07.1993 или ввозимые на территорию РФ до  01.07.1997, при предъявлении их к регистрации (на транспортные средства, состоящие  на учете - в случае изменения регистрационных данных либо снятия с учета), а также  на единичные транспортные средства, изготовленные в РФ или выпускаемые в  обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при  наличии выданного на них свидетельства о безопасности конструкции транспортного  средства. На транспортные средства и шасси с электродвигателем, выпущенные  организациями-изготовителями или ввезенные до 07.08.2008, паспорта транспортных  средств выдаются при предъявлении их к регистрации. 

 Аналогичные положения (о паспортах на транспортные средства)  предусмотрены и в отношении самоходных машин. 


Так, пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 «О  введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской  Федерации» (далее – Постановление № 460) предусмотрено введение с 01.09.1995  паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и  иные машины (далее именуются - самоходные машины и другие виды техники), кроме  боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований  федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские  формирования. 

 Согласно пункту 2 Постановления № 460 паспорта выдаются: - предприятиями- изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими  после 01.09.1995, а на самоходные машины и другие виды техники с  электродвигателем - после 07.08.2008; - таможенными органами Российской  Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию  Российской Федерации с 01.09.2001, а на самоходные машины и другие виды техники  с электродвигателем - после 07.08. 2008; - органами гостехнадзора - на самоходные  машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до  01.09.1995, ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.09.2001, и на  самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные  предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации  до 07.08.2008, - при предъявлении их к регистрации. 

 Согласно пункту 2.1 Правил государственной регистрации тракторов,  самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами  государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других  видов техники в Российской Федерации (далее – «Правила регистрации»),  утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, машины регистрируются за  юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем  право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники. 

 Таким образом, наличие паспорта транспортного средства (паспорта на  самоходные машины и другие виды техники) для совершения регистрационных  действий является обязательным. 

 При анализе представленных Обществом документов установлено, что ряд  транспортных средств был выпущен до 1993 г., то есть до введения паспортов  транспортных средств. 


Как указано выше, пунктом 2 Постановления № 477 и пунктом 2 Постановления   № 460 предусмотрен порядок получения паспортов транспортных средств на технику,  выпущенную до 1993 г. и 1995 г. соответственно. 

 Вышеприведенными нормативными актами также установлен механизм  восстановления утраченных или пришедших в негодность паспортов транспортных  средств и шасси транспортных средств путем выдачи их дубликатов (пункт 2  Постановления № 477, пункт 10 Положения о ПТС, пункт 2 Постановления № 460). 

 Доказательства обращения в уполномоченные органы за получением либо  восстановлением паспортов транспортных средств Обществом в материалы дела не  представлены, равно, как и не представлены доказательства обжалования действий  регистрирующих органов об отказе в регистрации спорных транспортных средств. 

 В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2015   № 766-О указано, что сам по себе факт отсутствия паспорта транспортного средства не  может выступать непреодолимым препятствием для регистрации транспортного  средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности  дорожного движения. 

 Также признаются несостоятельными доводы Общества о невозможности  совершения регистрационных действий в связи с установкой на транспортных  средствах дополнительного оборудования или имеющих специальную окраску со  ссылкой на положения Инструкции по организации движения спецтранспорта и  средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации,  утвержденной Приказом Минтранса России от 13.07.2006 № 82. 

 Как уже указывалось, пунктом 44 Инструкции Минтранса России от 13.07.2006   № 82 установлено, что спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории  аэродрома, подлежат учету в соответствующих государственных органах. 

 Данное правило об использовании на территории аэродрома только  зарегистрированного транспорта содержится также в пункте 16 Федеральных  авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», пунктах  24 и 36 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к  юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению  обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты». 

 Следовательно, нормативные акты, устанавливающие специальные требования  к используемому на территории аэродрома транспорту (установка дополнительного  оборудования, окраска), тем не менее, обязывают осуществлять государственную 


регистрацию данного транспорта, что свидетельствует о том, что особые требования к  конструкции спецтранспорта, выезжающего на летную полосу и рулежные дорожки,  не являются препятствием для совершения регистрационных действий. 

 В пункте 24 Административного регламента указано, что услуга по  государственной регистрации транспортного средства не предоставляется в случае  представления транспортных средств, конструкция которых или внесенные в  конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской  Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям,  указанным в представленных документах. 

 Пунктом 4 статьи 15 Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ  закреплено, что после изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных  средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного  оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение  безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации  или повторного декларирования соответствия. 

 Внесение изменений в конструкцию транспортного средства производится на  территории Российской Федерации в соответствии с Техническим регламентом  Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»,  утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее –  Технический регламент). 

 В соответствии с пунктом 75 Технического регламента, проверка выполнения  требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае  внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной  технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и  последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра  транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями. 

 Пунктом 78 Технического регламента предусмотрено, что внесение изменений  в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения  требований технического регламента осуществляются по разрешению и под  контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности  дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в  порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена  Таможенного союза. 


Согласно пункту 79 Технического регламента, по результатам рассмотрения  представленных документов территориальное подразделение органа государственного  управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и  выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными  в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме,  предусмотренной приложением № 18 к техническому регламенту, или отказывает в  его выдаче с указанием причин. 

 Таким образом, соответствие конструкции транспортного средства сведениям,  указанным в паспорте транспортного средства (формуляре), является необходимым  условием для совершения регистрационных действий. 

 Суд считает, что факт видоизменения транспортного средства с целью  использования его для обслуживания воздушных судов и иные конструктивные  особенности спецтехники не являются обстоятельствами, исключающими  необходимость ее регистрации, поскольку процедура внесения таких изменений  регламентирована соответствующими актами законодательства. 

 Обществом не представлено доказательств, подтверждающих проведение  технической экспертизы, получения свидетельства о соответствии транспортного  средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, и,  соответственно, регистрацию внесенных изменений в паспорт транспортного средства. 

 Кроме того, при анализе представленных Обществом отказов ГИБДД в  регистрации транспортных средств также установлено, что Общество обращалось в  ГИБДД за регистрацией транспортных средств, имеющих максимальную  конструктивную скорость менее 50 км/час, в то время как согласно пункту 2  Постановления № 938 от 12.08.1994 такие транспортные средства подлежат  регистрации в органах гостехнадзора, по этой причине в регистрации транспортных  средств Обществу отказано. 

 Доказательства последующего обращения Общества за регистрационными  действиями в соответствующий уполномоченный орган (в данном случае –  гостехнадзор) в материалы дела не представлены. 

 Обращение не в тот уполномоченный на регистрацию транспортных средств  орган также не является неустранимым препятствием для совершения  регистрационных действий в отношении спорных транспортных средств в  соответствии с требованиями действующего законодательства. 


Суд считает, что налогоплательщиком в нарушение статьи 65 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации не представлены надлежащие  доказательства, свидетельствующие о наличии неустранимых препятствий для  совершения регистрационных действий в отношении спорных транспортных средств.  Довод АО «Комиавиатранс» о совершении всех мероприятий для проведения  регистрационных действий и, как следствие, отсутствие базы для исчисления  транспортного налога по спорным транспортным средствам, судом не принимается в  качестве обоснованного. 

 Вышеприведенные обстоятельства суд расценивает как уклонение Общества от  совершения действий по государственной регистрации транспортных средств, что не  освобождает Общество как собственника транспортных средств от уплаты  транспортного налога. 

 В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент  возникновения обязанности по уплате налога либо прекращение такой обязанности с  действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе,  по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с  регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть  регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных  последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике. 

 Суд считает, что уклонение АО «Комиавиатранс» как собственника  транспортных средств от совершения действий по государственной регистрации  транспортных средств фактически приводит к уклонению от налогообложения,  нарушению принципа всеобщности и равенства субъектов налогообложения,  установленного пунктом 1 статьи 3 НК РФ, ставит АО «Комиавиатранс» в  преимущественное положение по отношению к иным добросовестным  налогоплательщикам. 

 Представленные заявителем иные документы, а именно: Акт инспекционного  контроля эксплуатационно-технического состояния аэродрома Сыктывкар и  аэропортовой деятельности по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов  Открытого акционерного общества «Комиавиатранс» от 16.03.2015; Акт проверки от  13.02.2015 Коми ТОГАН УГАН НОУТБ СЗФО Ространснадзора; Представление об  устранении нарушений законодательства о безопасности полетов от 07.10.2014,  вынесенное Северо-Западной транспортной прокуратурой; Акт проверки от 28.07.2016  ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару; Акт проверки аэропорта Сыктывкар от 


01.04.2013, составленный по результатам проверки Коми МТУ ВТ ФАВТ не  свидетельствуют о наличии оснований для освобождения от уплаты транспортного  налога в силу требований норм налогового законодательства, как следует из  представленных актов в рамках проведенных проверок соблюдение АО  «Комиавиатранс» законодательства, регулирующего регистрацию  автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории  Российской Федерации, не проверялось. 

 Представленные Обществом письма Отдела Государственной Инспекции  Безопасности Дорожного Движения УМВД России по г. Сыктывкару от 11.04.2019 №  2817-449, Северного межрегионального управления государственного автодорожного  надзора от 10.04.2019 № 781, УГИБДД МВД по Республике Коми № 13/4525 от  23.08.2019 также не свидетельствуют, что спорные транспортные средства не  подлежат государственной регистрации в уполномоченных органах. 

 Представленный заявителем список спецмашин АО «Комиавиатранс» для  получения транспортных пропусков на 2019 год подтверждает, по мнению суда,  доводы Инспекции о том, что препятствий к осуществлению регистрационных  действий у Общества не имеется, поскольку данный список содержит, в том числе,  зарегистрированную спецтехнику с названиями, аналогичными оспариваемым  транспортным средствам (например, ЛиАЗ-525635; ЗиЛ-433362 КО-713-02; Маз 7310  АА-60; МАЗ-5334 ТЗА-7,5; КРАЗ-255; КРАЗ-258; ГАЗ-66 и др.). 

 Ссылка заявителя на решение Оренбуржского районного суда от 25.08.2017 по  делу № 2-1894/2017 не принимается судом как принятое по иным фактическим  обстоятельствам. 

 Иные представленные в дело доказательства и доводы заявителя не  опровергают необходимость регистрации и учета транспортных средств в  соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе, в соответствии  с требованиями Постановления № 938 от 12.08.1994, и, как следствие, не  свидетельствуют об освобождении налогоплательщика от уплаты транспортного  налога в отношении фактически используемых при осуществлении основного вида  деятельности транспортных средств. 

 Надлежащие доказательства, свидетельствующие об отнесении спорных  транспортных средств к транспортным средствам, не являющимися объектами  налогообложения в соответствии с частью 2 статьи 358 Налогового кодекса  Российской Федерации, налогоплательщиком не представлены. 


Расчет налоговой базы по транспортным средствам в части сведений о  мощности двигателя транспортных средств заявителем не оспаривается. 

 На основании изложенного, суд считает, что оспариваемое решение налогового  органа с учетом внесенных в него изменений соответствует действующим нормам  законодательства и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика, в  связи с чем, основания для признания его недействительным отсутствуют. При  фактической регистрации спорных транспортных средств в надлежащем органе  налогоплательщик не лишен права на подачу уточненных налоговых деклараций по  транспортному налогу за спорные периоды в целях корректировки сумм налога,  подлежащих уплате, с учетом определенной мощности транспортного средства и  применения соответствующих ставок. 

Нарушения иных существенных условий процедуры рассмотрения материалов  налоговой проверки, которые могли бы быть основанием для отмены решения  налогового органа, налогоплательщиком не заявлено и судом не установлено. 

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины  относятся на заявителя. 

 Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

 Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в  полном объеме во Второй арбитражный апелляционный суд путем подачи  апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми. 

 Судья Ж.А. Василевская

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 07.08.2019 9:21:55

Кому выдана Василевская Жанна Александровна