ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-1789/19 от 05.06.2019 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

10 июня 2019 года                              Дело № А29-1789/2019

Резолютивная часть решения объявлена июня 2019 года , полный текст решения изготовлен июня 2019 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Василевской Ж.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фенькив В.С. (до перерыва), помощником судьи Савалановой Н.Н. (после перерыва),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

об отмене решений № 1646А от 07.08.2018, № 1911А от 20.08.2018, обязании совершить государственную регистрацию,

при участии:

от ответчика: ФИО2 – по доверенности от 04.06.2018 № 10-08/05112,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми (далее – МИФНС № 5 по РК, инспекция, налоговый орган, ответчик) с заявлением об отмене решений № 1646А от 07.08.2018, № 1911А от 20.08.2018 об отказе в государственной регистрации и обязании совершить государственную регистрацию прекращения физическим лицом ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании заявления и иных документов, представленных 13.08.2018.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Представитель ответчика, возражая против заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнении к нему.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 05 июня 2019 года.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд установил следующее.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми 29.11.2007.

С 17.07.2015по настоящее время ФИО1 находится в местах лишения свободы.

31.07.2018 ИП ФИО1 направлены в налоговый орган следующие документы: заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения по форме № Р26001, сопроводительное письмо (ФКУ ИК-29 УФСИН России, по Республике Коми), конверт.

По результатам рассмотрения представленных документов 07.08.2018 Инспекция на основании подпунктов «а» и «г» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) вынесла решение №1647А об отказе в государственной регистрации ввиду непредставления необходимых для государственной регистрации документов.

13.08.2018 ИП ФИО1 направлены в налоговый орган следующие документы: заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения по форме № Р26001; документ об оплате государственной пошлины; письмо о направлении налоговой декларации; сопроводительное письмо ИФНС России по г. Сыктывкару.

По результатам рассмотрения представленных документов 20.08.2018 Инспекция на основании подпунктов «а» и «г» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ вынесла решение №1912А об отказе в государственной регистрации  ввиду непредставления необходимых для государственной регистрации документов.

Не согласившись с вынесенными инспекцией решениями, предприниматель обжаловал их в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Республике Коми. Решением УФНС России по Республике Коми от 15.10.2018 № 17-Р жалобы ИП ФИО1 на решения Инспекции № 1646А от 07.08.2018, № 1911А от 20.08.2018 об отказе в государственной регистрации оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решениями налогового органа, предприниматель обжаловал  их в судебном порядке, указав, что обжалуемые решения являются незаконными и нарушают его права и законные интересы.

Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.  

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенных норм следует, что для признания ненормативного акта и действия недействительными (незаконными) заявитель должен доказать не только несоответствие акта определенному закону либо иному нормативному правовому акту, но и нарушение таким ненормативным актом, действием прав и законных его интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также указать, в чем заключается это нарушение.

При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия или бездействия  закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым ненормативным правовым актом, действием или бездействием.

По результатам рассмотрения представленных 31.07.2018 документов 07.08.2018 Инспекция на основании подпунктов «а» и «г» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ вынесла решение №1647А об отказе в государственной регистрации, ввиду непредставления необходимых для государственной регистрации документов, а именно: подпись заявителя на представленном заявлении в нарушение пункта 1.2 статьи 9 Федерального Закона № 129-ФЗ заверена исполняющим обязанности начальника Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 29 УФСИН России по Республике Коми, также нарушены требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (далее - Требования): в заявлении присутствуют незаглавные буквы (нарушен пункт 1.1. Требований); контактный телефон указан без скобок (нарушен пункт 1.8 Требований).

По результатам рассмотрения представленных 13.08.2018 документов 20.08.2018 Инспекция на основании подпунктов «а» и «г» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ вынесла решение №1912А об отказе в государственной регистрации, ввиду непредставления необходимых для государственной регистрации документов, а именно,  подпись заявителя на представленном заявлении в нарушение пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ заверена исполняющим обязанности начальника Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 29 УФСИН России по Республике Коми, отсутствует документ об уплате государственной пошлины, также нарушены требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом, ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Требования): контактный телефон указан без скобок (нарушен пункт 1.8 Требований).

Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ, Закон о регистрации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

б) документа об уплате государственной пошлины;

в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

   Согласно пункту 1.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются полномочным     Правительством     Российской     Федерации     федеральным     органом исполнительной власти.

ФНС России уполномочена как на утверждение форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, так и на установление требований к оформлению иных документов, представляемых в регистрирующий орган.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, в соответствии с которым ФНС России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, вправе утверждать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (пункт 5.9.39).

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждена форма Заявления № Р26001 и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

   В силу пункта 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено указанным пунктом.

Пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ определен перечень оснований, при которых допускается отказ в государственной регистрации. Одним из таких оснований является непредставление заявителем определенных законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

   Основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности на основании решения № 1911А от 20.08.2018 явилось, в том числе, не представление документа об оплате государственной пошлины за подачу заявления.

   В силу статьи 3 Федерального закона №  129-ФЗ за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправлениям иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта   2   статьи   333.17   Налогового   кодекса   Российской   Федерации плательщиками государственной пошлины признаются физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлена в сумме 160 руб.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается до подачи заявления и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий, в том числе за совершение регистрационных действий.

 Также, в соответствии с пунктом 47 приказа Минфина России от 30.09.2016 № 169н «Об утверждении Административного    регламента    предоставления    Федеральной    налоговой    службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в Инспекцию предоставляется документ об оплате государственной пошлины.

к

   Как следует из представленных материалов, к заявлению от 13.08.2018 ФИО1 приложил чек-ордер от 17.07.2018 об уплате 160 руб. государственной пошлины, который ранее представлялся вместе с заявлением от 31.07.2018.

Инспекция отнесла приложенный документ об уплате государственной пошлины (чек-ордер от 17.07.2018 на сумму 160 рублей) к заявлению от 31.07.2018, по результатам рассмотрения которого было принято решение №1646 от 07.08.2018, которым ФИО1 отказано в регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Уплата государственной пошлины, являющейся федеральным сбором, направлена на совершение уполномоченным органом в отношении ее плательщика юридически значимых действий. При этом, действия уполномоченного органа могут привести как к положительному, так и к отрицательному для плательщика государственной пошлины результату. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливают зависимости между уплатой плательщиком сбора и получением им положительного результата.

В случае, если документ об уплате государственной пошлины не представлен заявителем, указанный документ предоставляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, путем размещения этого документа (содержащихся в нем сведений) в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Как указывает налоговый орган, им приняты меры, направленные на выявление в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах сведений об уплате ИП ФИО1 суммы государственной пошлины, и, установив факт уплаты государственной пошлины по чеку-ордеру от 17.07.2018 на сумму 160 руб., платеж обоснованно отнесен Инспекцией к комплекту документов, представленных ранее к заявлению от 31.07.2018.

Заявление ИП ФИО1 от 31.07.2018 рассмотрено уполномоченным органом и по его результатам вынесено решение по существу (об отказе в государственной регистрации), следовательно, юридически значимое действие считается совершенным. В связи с чем, государственная пошлина по чеку-ордеру от 17.07.2018 в сумме 160 руб. перечисленная за совершение юридически значимого действия по заявлению от 31.07.2018, не может быть отнесена либо направлена на оплату заявления от 13.08.2018.

Поскольку в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона №   129-ФЗ   документ   об   оплате   государственной   пошлины   является   необходимым документом для государственной регистрации, следовательно, у регистрирующего органа, имелись предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации прекращения     физическим     лицом     деятельности     в     качестве     индивидуального предпринимателя на основании заявления от 13.08.2018.

   Как следует из подпункта «г» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами.

   Основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании оспариваемых решений явилось также отсутствие нотариального засвидетельствования подписи лица, подавшего заявление.

Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от. 11 февраля 1993 года № 4462-1 нотариальные действия в Российской Федерации совершают: нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или; занимающиеся частной практикой.

В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципальное района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Подлинность   подписи   заявителя   на   представленных в регистрирующий орган заявлениях от 31.07.2018 и 13.08.2018 была засвидетельствована исполняющим обязанности начальника Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 29 УФСИН России по Республике Коми.

Вместе с тем, Гражданским кодексом Российской Федерации установлен перечень действий, приравненных к нотариально удостоверенным, которые вправе совершать начальники мест лишения свободы. К ним относятся: удостоверение доверенностей (подпункт 3 пункта 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и удостоверение завещаний (подпункт 5 пункта 1 статьи 1127 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, заверение подписи начальником колонии на представленных в налоговый орган заявлениях о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не может приравниваться к нотариально удостоверенным, форма подачи заявлений ФИО1 не соблюдена.

Налоговым органом в материалы дела представлен ответ нотариуса                  ФИО3 Ухтинского нотариального округа Республики Коми Ассоциации «Нотариальная палата Республики Коми» о размере платы за оказание нотариусами Республики Коми услуг правового и технического характера (л.д. 89). Согласно пояснениям налогового органа, нотариус ФИО3 регулярно осуществляет выезды, в том числе, в Федеральное казенное учреждение исправительную колонию № 29 УФСИН России по Республике Коми, для совершения необходимых нотариальных действий.

   Кроме того, Законом о регистрации № 129-ФЗ не предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение подписи уполномоченного лица при подаче заявление по форме Р26001, поскольку последнее не лишено права лично обратиться в регистрирующий орган при предъявлении документа, удостоверяющего личность (абз.3 пункта 1.2 статьи 9 Закона о регистрации № 129-ФЗ).

   Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 211-О предусмотрено, что гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

   В случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

            Нахождение в местах лишения свободы является обстоятельством исключительного (экстраординарного) характера, на наличие которого ФИО1 вправе ссылаться при наличии претензий со стороны налогового органа об уплате обязательных платежей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности при фактическом прекращении такой деятельности.

   Надлежащие доказательства, свидетельствующие о предъявлении налоговым органом ФИО1 каких-либо имущественных претензий, связанных с  фактом государственной регистрации последнего в качестве индивидуального предпринимателя, не представлены и в материалах дела отсутствуют.

   На основании изложенного, суд считает отказ государственного органа в государственной регистрации прекращения деятельности на основании решений № 1646А от 07.08.2018 и № 1911А от 20.08.2018 по указанным основаниям законным и обоснованным и не нарушающим права и законные интересы ФИО1 с сфере предпринимательской деятельности, основания для удовлетворения требований отсутствуют.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что указанные в оспариваемых решениях нарушения требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, а именно: в заявлении присутствуют незаглавные буквы (нарушен пункт 1.1. Требований); контактный телефон указан без скобок (нарушен пункт 1.8 Требований), сами по себе не могут являться основаниями для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

            Допущенные нарушения носят технический характер и не влекут неправильного восприятия регистрирующим органом содержащихся в заявлении сведений с позиции их достоверности.            Формальное правоприменение является недопустимым, излишне формальный подход может привести к созданию дополнительных неоправданных препятствий для заявителя и нарушению баланса между публичными и частными интересами.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета 600 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме во Второй арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья                                                                                    Ж.А. Василевская