ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-18373/18 от 31.05.2019 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

03 июня 2019 года     Дело № А29-18373/2018

Резолютивная часть решения объявлена мая 2019 года , полный текст решения изготовлен июня 2019 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Гайдак И.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колцун О.Я.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Интауголь» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми

к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

о признании частично недействительным решения,

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.12.2018 № 78, ФИО2 по доверенности от 28.12.2018 № 91,

от ответчиков:ФИО3 по доверенности от 09.01.2019 № 05-23/2/5, и от 29.11.2018 № 02-59/1/15157, ФИО4 по доверенности от 26.11.2018 № 02-34/1/14998 (после перерыва не явилась),

установил:

Акционерное общество «Интауголь» (далее - заявитель, общество, АО «Интауголь»)  обратилось с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган) от 11.05.2018 № 398/3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения  действующего в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми от 26.11.20148 № 200 в части отказа в предоставлении вычета по налогу на добавленную стоимость.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 170, пункта 11 статьи 171 и пункта 8 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что в случае передачи имущества в качестве вклада в уставной капитал суммы налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению передающей стороной. Суммы восстановленного налога указываются отдельной строкой в документах, которыми оформляется имущества. Эти документы являются основанием для принятия указанных в них сумм налога (восстановленных передающей стороной) к вычету у принимающей стороны.

Основанием для заявленного вычета по НДС послужили операции по передаче АО «Шахта «Интауголь» производственных запасов (имущества) в уставной капитал АО «Интауголь» на основании решения о замещении активов должника, принятого решением собрания кредиторов АО «Шахта «Интауголь».

В уточненной декларации по НДС за 4 квартал 2016 г., представленной АО «Шахта «Интауголь», сумма налога подлежащая восстановлению заявлено в размере 17 560 308 руб., указанная сумма соответствует строке 61 раздела 9 «Сведения из книги продаж» с указанием по строке «Счет-фактура» - акт материал от 20.10.2016 г. по контрагенту АО «Интауголь» на сумму 115 117 576 руб. 76 коп., в том числе НДС 17 560 308 руб. Таким образом, Обществом соблюдены условия для применения налоговых вычетов, установленные в п.3 статьи 170, п.11 статьи 171 и п.8 статьи 172 НК РФ.

Также заявитель указывает, что фактическая неуплата АО «Шахта Интауголь» суммы налога не может являться основанием для отказа в вычете обществу, поскольку нормами гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации фактическая уплата восстановленного налога передающей стороной не названа в качестве условия применения налогового вычета принимающей стороной.

 По мнению Общества, взаимозависимость участников сделок само по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Восстановление НДС АО «Шахта Интауголь» совершено правомерно в 4 квартале 2016 года, а не в 4 квартале 2015 г.

На основании изложенного считает, что решение налогового органа  которым отказано в вычете по НДС является незаконным.

Инспекция с заявленными требованиями не согласна, подробно позиция изложена в представленном отзыве и письменных объяснениях по делу.

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям изложенном в представленном отзыве.

В судебном заседании 24.05.2019 объявлялись перерывы до 27.05.2019 и до 31.05.2019.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной № 6 налоговой декларации (т. 1, л.д. 88-93) Акционерного общества «Интауголь» по НДС за 4 квартал 2016 года, по результатам проведения которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 23.03.2018 № 696 (т. 1, л.д. 93-112).

Рассмотрев материалы проверки налоговым органом принято Решение от 11.05.2018 № 398 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 187 636 руб. 64  коп., доначислен налог  на добавленную стоимость в размере 27 081 239 руб., предложено уплатить пени по налогу  в сумме  3 386 734 руб. 58 коп.  (т.1, л.д. 131-162).

Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления налога на добавленную стоимость по результатам проверки послужило неправомерное применение налоговых вычетов по НДС в общей сумме 27 081 239 руб., в том числе заявленных в связи с получением имущества в качестве вклада уставный капитал Общества в размере 17 560 308 руб., на основании решения о замещении активов должника АО «Шахта «Интауголь», и при покупке имущества должника, признанного банкротом, в размере 9 520 930 руб. 89 коп.

Указанное решение обжаловано Обществом, в порядке статей 138-139 НК РФ в вышестоящий налоговый оран.

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми, по результатам рассмотрения жалобы вынесло решение от 26.11.2018 № 200 (т. 1, л.д. 10-14) которым отменило решение Инспекции в части эпизода, связанного с отказом в предоставлении налогового вычета по НДС, заявленного в части приобретенного АО «Интауголь» угля у АО «Шахта «Интауголь», а также в части применения отягчающих обстоятельств при определении размера штрафных санкций за неполную уплату налога.

С учетом принятого Управлением ФНС России по Республике Коми решения, Инспекцией произведен перерасчет и  всего Обществу предъявлено к уплате - 19 820 436 руб. 20 коп., в том числе: налог на добавленную стоимость – 17 560 308 руб., пени – 2 196 062 руб. 80 коп. и штраф с учетом положений статей 112, 114 НК РФ – 64 065 руб. 40 коп. (т. 3, л.д. 107).

Не согласившись с решением Инспекции, Общество обжаловало его в судебном порядке в арбитражный суд  части  доначисления НДС в сумме 17 560 308 руб., пени по налогу в сумме  2 100 002 руб. 49 коп. и налоговых санкций в размере 54 878 руб. 39 коп. (т. 3, л.д. 129 позиционный  расчет).

Суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела АО «Интауголь» в проверяемом периоде являлось плательщиком НДС.

11.12.2017 года Обществом в налоговый орган была представлена уточненная налоговая декларация № 6 (т.1, л.д. 88-90), в которой отражены следующие показатели:

- общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога – 70 745 694 руб.;

- общая сумма налога, подлежащая вычету – 62 845 556 руб.;

- итого общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет – 7 900 138 рублей.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что часть вычетов в декларации заявлена АО «Интауголь» по взаимоотношениям с АО «Шахта «Интауголь» ИНН <***>.

Так, Обществом в разделе 8 «Сведения из книги покупок» уточненной декларации № 6  по НДС за 4 квартал 2016 года отражены сведения о заявленном вычете по НДС при получении от АО «Шахта «Интауголь» имущества в качестве вклада в уставной капитал по передаточному акту от 20.10.2016 на сумму 115 117 576 руб. 76 коп., в том числе НДС – 17 560 308 руб. 32 коп.

При этом налоговым органом установлено, что Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.11.2015 по делу № А29-6927/2014 в отношении АО «Шахта «Интауголь» введена процедура банкротства -  конкурсное производство, утвержден конкурсный управляющий.

По итогам собрания кредиторов АО «Шахта Интауголь», состоявшегося 24.03.2016 и 01.04.2016,  принято  решение:

- провести замещение активов должника путем создания одного нового акционерного общества АО «Интауголь»;

- утвердить уставный капитал АО «Интауголь» в размере 1 290 298 663 рублей, разделенного на 1 290 298 663 обыкновенных именных акций, принадлежащих единственному учредителю - АО «Шахта «Интауголь», ИНН <***>. Установить, что акции АО «Интауголь» в полном объеме оплачиваются имуществом должника.

АО «Шахта «Интауголь» по требованию Инспекции были представлены документы, в том числе передаточный акт (МПЗ) от 20.10.2016, внесенных в уставный капитал АО «Интауголь» материально-производственных запасов (т. 2, л.д. 33-150, т. 3, л.д. 1-39). Согласно передаточному акту АО «Шахта «Интауголь» переданы в качестве вклада в уставный капитал АО «Интауголь» материально-производственные запасы стоимостью 162 082 556 руб. 50 коп. (без учета НДС), общая сумма НДС к восстановлению составила 17 560 308 руб. 32 коп.

Замещение активов является одной из мер восстановления платежеспособности должника. Замещение активов должника представляет собой процедуру создания в ходе внешнего управления на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ, продажа акций которого (которых) должна обеспечивать должна обеспечивать накопление денежных средств, достаточных для погашения требований всех кредиторов. Следовательно, смысл замещения активов заключается в том, что имущество должника по сути заменяется (замещается) другим имуществом - корпоративными правами в отношении нового акционерного общества, возможность продажи акций которого на открытых торгах позволит погасить требования кредиторов.

23.03.2017 АО «Шахта «Интауголь» в налоговый орган была представлена вторая уточненная декларация по НДС за 4 квартал 2016 года, в которой отражена сумма налога, подлежащая восстановлению в размере 17 560 308 руб. Указанная сумма соответствует показателю строки 61 раздела 9 «Сведения из книги продаж» с указанием по строке «Счет-фактура» - акт материал от 20.10.2016 по контрагенту АО «Интауголь».

По результатам камеральной налоговой проверки второй уточненной декларации по НДС за 4 квартал 2016 года, представленной АО «Шахта «Интауголь», Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми вынесено решение от 14.09.2017 № 364 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 2, л.д. 1-26).

Данным решением налоговым органом уменьшена сумма НДС, восстановленного в размере 17 560 308 руб., в связи с необходимостью восстановления сумм налога в более раннем периоде - 4 квартале 2015 года, в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ, когда АО «Шахта «Интауголь» было признано несосотоятельным (банкротом). Указанное решение  не обжаловано и вступило в законную силу.  АО «Шахта «Интауголь» сумму НДС в 4 квартале 2015 года не восстановило.

Таким образом установлено, что с учетом результатов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года, представленной АО «Шахта «Интауголь», сумма НДС, принятая к вычету по имуществу, переданному в уставный капитал АО «Интауголь», передающей стороной – АО «Шахта «Интауголь» не восстановлена.

Порядок исчисления и уплаты НДС определен положениями главы 21 НК РФ. В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 11 статьи 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) имущество, нематериальные активы и имущественные права, подлежат суммы налога, которые были восстановлены акционером (участником, пайщиком) в порядке, установленном пунктом 3 статьи 170 Кодекса, в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению налогоплательщиком в том числе в случае передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

Как следует из абзацев 2 и 3 подпункта 1 пункта 3 статьи 170 НК РФ восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав и подлежат налоговому вычету у принимающей организации в порядке, установленном главой 21 НК РФ. При этом сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанных имущества, нематериальных активов и имущественных прав.

В силу пункта 8 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в пункте 11 статьи 171  Кодекса, производятся после принятия на учет имущества, в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, полученных в качестве оплаты вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд).

Из приведенных положений следует, что в случае передачи имущества в качестве вклада в уставный капитал суммы налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению передающей стороной. Суммы восстановленного налога указываются отдельной строкой в документах, которыми оформляется передача имущества. Эти документы являются основанием для принятия указанных в них сумм налога (восстановленных передающей стороной) к вычету у принимающей стороны. При этом имущество, передаваемое в качестве вклада в уставный капитал, должно быть принято принимающей организацией на учет и должно использоваться для осуществления операций, подлежащих обложению НДС.

В то же время, установленное вышеприведенными положениями НК РФ условие восстановления НДС передающей стороной, с учетом результатов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал  2016 года, представленной АО «Шахта «Интауголь», не выполнено.

При таких обстоятельствах суд считает правомерным вывод налогового органа о том, что поскольку решением № 364 от 14.09.2017 года уменьшены восстановленные АО «Шахта «Интауголь» суммы налога на добавленную стоимость при передаче имущества в уставный капитал АО «Интауголь», в связи с неправомерным применением подпункта 1 пункта 3 статьи 171 НК РФ, у АО «Интауголь» отсутствует право на применение вычета при получении указанного имущества на основании пункта 11 статьи 171 НК РФ.

Аргументы Общества о том, что фактическая уплата восстановленного налога передающей стороной не названа в качестве условия применения налогового вычета принимающей стороной судом не принимаются, поскольку пп. 1 п. 3 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком, в том числе в случае передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

Указанной обязанности корреспондирует право лица, получившего названное имущество в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал, заявить к вычету сумму налога, восстановленного акционером (участником, пайщиком) в порядке, предусмотренном п. 3 статьи 170 НК РФ (пункт 11 статьи 171 НК РФ).

Изложенное свидетельствует о том, что налогоплательщик, получивший имущество в качестве вклада в уставный капитал, вправе применить налоговый вычет по этому имуществу только при условии восстановления этого налога передающей стороной к уплате в бюджет.

Как ранее указывалось, решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.11.2015 по делу № А29-6927/2014 в отношении АО «Шахта «Интауголь» открыта процедура банкротства, введено  конкурсное производство, утвержден конкурсный управляющий, сумма НДС АО «Шахта «Интауголь» не восстановлена, в бюджет не уплачена. Доля участия АО «Шахта «Интауголь» в капитале АО «Интауголь» составляет 100 %.

Данные обстоятельства подтверждают осведомленность АО «Интауголь» о неудовлетворительном финансовом состоянии учредителя (АО «Шахта «Интауголь»), об отказе АО «Шахта «Интауголь» в восстановленного сумм НДС при передаче имущества в уставный капитал АО «Интауголь» в размере 17 560 308 руб., об отсутствии уплаты суммы НДС в бюджет.

На основании положений  п. 1 ст. 115 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности. Состав предприятия определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 110 настоящего Федерального закона.

В числе мер по восстановлению платежеспособности должника ст. 109 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прямо предусмотрено замещение активов должника, следовательно, создание заявителя и вклад в его уставный капитал имущества и нематериальных активов является мерой, направленной на восстановление платежеспособности АО «Шахта «Интауголь».

По результатам проведенного собрания кредиторов АО «Шахта Интауголь», принято  решение провести замещение активов должника путем создания одного нового акционерного общества АО «Интауголь».

Решением единственного акционера АО «Шахта «Интауголь» от 02.07.2018 принято решение о ликвидации АО «Интауголь» в связи с планово-убыточной деятельностью, отсутствием стратегического инвестора, отсутствием потребителей для реализации основного объема производимого угля марки ДСШ. Председателем ликвидационной комиссии назначен ФИО5, который так же является конкурсным управляющим АО «Шахта «Интауголь».

При этом, уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2016 АО «Шахта «Интауголь», по которой Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми принято  решение № 364 от 14.09.2017 об отказе в привлечении к ответственности, и уточненная налоговая декларация по НДС № 6 АО «Интауголь», представленная 11.12.2017 в Межрайонную ИФНС России № 2 по Республике Коми, от имени организаций подписаны одним лицом - ФИО5

В силу отношений взаимозависимости заявитель знал о том, что передающая сторона АО «Шахта Интауголь» сумму НДС, предъявленную ранее к вычету, реально в бюджет не восстановило.

На основании изложенного, налоговый орган правомерно пришел к выводу об отсутствии у Общества оснований для применения налогового вычета в отношении имущества, внесенного в его уставный капитал. Иной подход к разрешению настоящего спора означал бы необоснованное возмещение названного налога из бюджета.

Иные доводы заявителя судом не принимаются, т.к. они не опровергают выводы налогового органа и установленные обстоятельства.

Ссылки Общества в обоснование позиции на приводимую в пояснениях судебную практику суд считает необоснованной, поскольку по указанным заявителем делам установлены отличающиеся от настоящего спора обстоятельства, в рассматриваемом случае как уже указывалось, условие восстановления НДС передающей стороной, не выполнено.

Таким образом, заявленные требования не подлежат удовлетворению.     

Нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, являющихся основанием для отмены решения, судом не установлено.

В соответствии со ст.ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 201, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Акционерного общества «Интауголь» отказать.

Взыскать с Акционерного общества «Интауголь»  в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                            И.Н. Гайдак