ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-1861/10 от 18.05.2010 АС Республики Коми



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

167982, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 49а, http://komi.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Сыктывкар Дело № А29-1861/2010

19 мая 2010 года

Резолютивная часть оглашена "18" мая 2010 года

Изготовлено в полном объеме "19" мая 2010 года

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Елькина С.К., при ведении протокола судебного заседания судьей Елькиным С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства промышленности и энергетики Республики Коми к Федеральному Государственному унитарному предприятию "Комиавиатранс" (далее - ФГУП "Комиавиатранс") об обязании вернуть в республиканский бюджет Республики Коми денежные средства, при участии: от истца ФИО1, ФИО2 представителей по доверенности, от ответчика ФИО3, ФИО4, ФИО5 представителей по доверенности,

установил:

14 апреля 2008 года между сторонами заключен договор №08/ВТ/11/75-08 (далее – Договор) на возмещение выпадающих доходов ФГУП "Комиавиатранс" осуществляющему пассажирские перевозки воздушным транспортом в труднодоступные районы Республики Коми.

Истец, обратившись за судебной защитой, просит обязать ответчика вернуть в республиканский бюджет Республики Коми излишне перечисленные ответчику денежные средства в размере 2212503 руб. 52 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 188062 руб. 80 коп.

Ответчик в отзыве на иск требования не признал, указав на то, что истец не обладает полномочиями по предъявлению исков о взыскании (возврате) бюджетных средств; расходы по перевозке пассажиров были приняты истцом, согласованы с Министерством финансов Республики Коми и выплачены со специального бюджетного счета в установленном порядке.

Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению исходя из нижеследующего.

Обязательственные отношения между сторонами возникли во исполнение постановления Правительства Республики Коми от 27 декабря 2007 года № 333 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2008 год" (далее – постановление Правительства Республики Коми № 333).

Так, согласно пункту 4 Порядка возмещения в 2008 году выпадающих доходов организациям воздушного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки воздушным транспортом в труднодоступные районы Республики Коми (приложение № 23), утвержденного постановлением Правительства Республики Коми № 333 (далее – Порядок) перевозчик, претендующий на возмещение выпадающих доходов, представляет в Министерство (истец) заявление о возмещении выпадающих доходов, договор, расчет нормативных расходов на рейсы, включенные в транспортную схему (далее - рейсы). Министерство (истец) рассматривает документы, представленные перевозчиком, и по результатам рассмотрения заключает договор о возмещении выпадающих доходов.

Порядок и условия получения перевозчиками денежных средств, связанных с возмещением выпадающих расходов установлены пунктами 6-9 Порядка.

Договор между сторонами был заключен после проведения обязательных предварительных процедур: представление перевозчиком (ответчик) заявления о возмещении выпадающих доходов, договора, расчета нормативных расходов на рейсы, включенные в транспортную схему. Оплата выпадающих доходов перевозчика произведена с лицевого счета истца, открытого в Министерстве финансов Республики Коми по согласованию с последним.

Вышеназванные преддоговорные процедуры перевозчиком (ответчик) выполнены, что истцом не оспаривается.

Согласно статье 12 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – часть первая Кодекса) защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом.

Порядок и условия возврата бюджетных средств, предусмотрены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В частности, статьей 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что в случае нарушения условий при предоставлении средств республиканского бюджета Республики Коми на возмещение выпадающих доходов, установленных Порядком, на сумму выявленных нарушений корректируются последующие расчеты на возмещение выпадающих доходов, предоставляемые перевозчиками, при отсутствии таковой - сумма выявленных нарушений подлежит возврату в республиканский бюджет Республики Коми.

Контроль за выполнением условий при предоставлении средств республиканского бюджета Республики Коми на возмещение выпадающих доходов осуществляется Министерством (истец) и Министерством финансов Республики Коми (п. 12 Порядка).

Таким образом, истец, с одной стороны, являясь участником обязательственных отношений, уполномочен осуществлять, с другой стороны, контрольные функции (бюджетные полномочия) совместно с Министерством финансов Республики Коми.

Истец не представил суду первой инстанции доказательства, подтверждающие осуществление совместного с Министерством финансов Республики Коми контроля по выполнению условий при предоставлении средств республиканского бюджета Республики Коми на возмещение выпадающих доходов. В частности, создание Министерством (истец) комиссии и назначение проверки расчетов сумм возмещения выпадающих доходов, которые были выплачены перевозчику в установленном порядке, произведено на основании единоличного приказа Министерства промышленности и энергетики Республики Коми от 15 апреля 2009 года № 28 без соответствующего приказа или иного распорядительного документа Министерства финансов Республики Коми.

Доводы истца о том, что представитель Министерства финансов Республики Коми был включен в состав комиссии, являются неправомерными, поскольку пунктами 11 и 12 Порядка предусмотрены совместный контроль и меры по возврату бюджетных средств в республиканский бюджет Республики Коми.

Представители истца, представив письменные объяснения в порядке, предусмотренном статьей 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указали на то, что Министерство финансов Республики Коми отказалось от принятия мер по возврату бюджетных средств либо участия в качестве соистца по настоящему делу.

Привлечение соистца по инициативе арбитражного суда не допускается (ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая то, что бюджетное законодательство предусматривает специальный способ защиты права субъектов Российской Федерации по возврату бюджетных средств в виде применения к нарушителям мер публично-правового характера, предусмотренного статьями 282 и 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, требования истца об обязании ответчика возвратить в республиканский бюджет в судебном порядке выплаченных последнему в установленном порядке бюджетных средств являются неправомерными.

Доводы истца о том, что комиссия выявила неправильное применение сторонами по Договору (в том числе главными распорядителями бюджетных средств) Методики определения нормативной себестоимости пассажирских авиарейсов, выполняемых по транспортной схеме труднодоступных районов Республики Коми, для расчета суммы возмещения выпадающих доходов, определяемой Министерством (истец) являются неправомерными.

Согласно пункту 5 статьи 790 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – часть вторая Кодекса) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В силу статьи 16 части первой Кодекса и статьи 1069 части второй Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.

В соответствии с пунктами 16 - 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Таким образом, перевозчик (ответчик) вправе требовать возмещения убытков (расходы), связанных с перевозкой пассажиров за счет средств соответствующего бюджета вне зависимости от определения органами власти нормативными правовыми актами условий и методов, ограничивающих право перевозчиков на возмещение понесенных ими расходов. В рассматриваемом случае, ответчик (перевозчик) представил полномочным органам власти субъекта федерации документы, подтверждающие факт несения расходов, связанных с осуществлением пассажирских перевозок, на которые были установлены льготы и преимущества.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на истца. Государственная пошлина с истца взысканию не подлежит, поскольку он освобожден от ее уплаты (п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 49,110,167,168,171,176,180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья Арбитражного суда

Республики Коми С.К. Елькин