АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
08 мая 2015 года Дело № А29-227/2015
Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2015 года, полный текст решения изготовлен 08 мая 2015 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Безносиковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белых А.А., рассмотрев в судебном заседании дело
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Ухтажилфонд» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании задолженности и пеней,
при участии в заседании
от истца: ФИО1 – по доверенности от 04.12.2014,
от ответчика: ФИО2 – по доверенности от 29.01.2015, ФИО3 – по доверенности от 10.04.2015,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее - истец, Комитет) обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Ухтажилфонд» (далее – ответчик, Общество, ООО «Ухтажилфонд») части прибыли по результатам деятельности муниципального унитарного предприятия «Ухтажилфонд» (далее – МУП «Ухтажилфонд», Предприятие) муниципального образования городского округа (далее - МОГО) «Ухта» за 2012 год, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в местный бюджет МОГО «Ухта», в размере 5072000 руб. и 845248 руб. 80 коп. пеней за несвоевременное перечисление части прибыли в бюджет МОГО «Ухта».
Ответчик отзывами от 06.02.2015 (т. 1 л.д. 130-131) и от 18.03.2015 (т. 3 л.д. 44-46) исковые требования отклонил.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Приказами от 10.11.2008 № 552, от 05.11.2009 № 674 «О закреплении муниципального имущества» и от 12.04.2011 «О распоряжении муниципальным имуществом» Комитет закрепил за МУП «Ухтажилфонд» на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество (т. 1 л.д. 69-71, 73-75).
На основании Постановления Администрации МОГО «Ухта» от 03.05.2012 № 897 «Об условиях приватизации МУП «Ухтажилфонд» (т. 1 л.д. 36-39) Предприятие преобразовано в ООО «Ухтажилфонд».
ООО «Ухтажилфонд» реорганизовано путем присоединения к ООО «УК Дом», с 01.04.2014 ставшим правопреемником Общества. Впоследствии ООО «УК Дом» переименовано в ООО «Ухтажилфонд».
В соответствии со ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, иные неналоговые доходы.
К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся, в том числе, доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, от передачи имущества в залог, в доверительное управление; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (ст. 42 БК РФ).
В силу ст. 62 БК РФ часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, относится к неналоговым доходам местных бюджетов.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, относится к доходам местных бюджетов.
Собственник имущества в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, предприятие обязано осуществлять перечисление части прибыли в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 22.12.2005 г. N 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что предусмотренное п. 1 ст. 295 ГК РФ и ст. 17 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право собственника на получение части прибыли от использования находящегося в хозяйственном ведении имущества реализуется путем ежегодного получения части прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Пунктом 4.4. Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МОГО «Ухта», утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» 06.03.2008 № 152, установлено, что Муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляет в бюджет МОГО «Ухта» часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Норматив отчисления и порядок исчисления и перечисления части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП, устанавливается Советом МОГО «Ухта».
Совет МОГО «Ухта» решением № 79 от 02.11.2011 утвердил Порядок исчисления и перечисления части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий МОГО «Ухта» (далее – Порядок).
Согласно п. 1.2. Порядка его действие направлено на обеспечение реализации собственником имущества муниципальных унитарных предприятий МОГО «Ухта» (далее - собственник) своего права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении указанных предприятий (далее - часть прибыли).
В соответствии с п. 2.1. Порядка размер части прибыли муниципального унитарного предприятия МОГО «Ухта», подлежащей перечислению собственнику, ежегодно устанавливается решением Совета МОГО «Ухта» при утверждении бюджета на соответствующий год в виде норматива отчисления от чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты установленных законодательством налогов, сборов и других обязательных платежей.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу п.2.2. Порядка Предприятие самостоятельно исчисляет сумму части прибыли, подлежащей перечислению собственнику, исходя из норматива отчисления, установленного решением Совета МОГО «Ухта» на соответствующий финансовый год, и суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) отчетного периода, сформированной в соответствии с нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
Из анализа вышеперечисленных документов усматривается, что размер части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, может быть установлен решением Совета МОГО «Ухта» раз в год при утверждении бюджета на соответствующий год в виде норматива отчисления.
Ст. 9 Решения Совета МОГО «Ухта» от 14.12.2011 № 84 «О бюджете МОГО «Ухта» на 2012 год», установлено, что муниципальные унитарные предприятия МОГО «Ухта» перечисляют в бюджет МОГО «Ухта» 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении муниципальных унитарных предприятий МОГО «Ухта» после уплаты установленных законодательством налогов, сборов и других обязательных платежей.
Из бухгалтерского баланса отчета о прибылях и убытках МУП «Ухтажилфонд» за 1 полугодие 2012 года (т. 1 л.д. 83-85) следует, что чистая прибыль Предприятия составила 10144000 руб.
Расчет задолженности ответчика по отчислению части прибыли за пользование муниципальным имуществом за полугодие 2012 год произведен исходя из отчета Предприятия за соответствующий период.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденному Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, отчет о прибылях и убытках - финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.
В этой связи при определении размера чистой прибыли, с которого унитарное предприятие производит отчисления в бюджет, должен учитываться показатель чистой прибыли, отраженный в отчете о прибылях и убытках, представленном Предприятием в составе годовой бухгалтерской отчетности.
Таким образом, истцом обоснованно определен размер прибыли, полученной Предприятием, на основании отчета о прибылях и убытках за I полугодие 2012 года.
50 % чистой прибыли МУП «Ухтажилфонд» за I полугодие 2012 года составляет 5072000 руб.
Общество, являющееся правопреемником МУП «Жилкомфонд», часть прибыли за спорный период не уплатило.
На претензию Комитета от 02.10.2014 (т. 1 л.д. 76) о погашении задолженности Общество указало, что на ООО «УК Дом», являвшееся собственником Общества на 11.04.2013, Порядок распространяться не мог (т. 1 л.д. 78)
Ответчик в обоснование доводов ссылается, что вся прибыль за спорный период получена не от использования муниципального имущества.
Вместе с тем, представленные в материалы дела документы свидетельствуют, что иного имущества у Предприятия в 1 полугодии 2012 года не имелось.
Субсидий Предприятию в спорный период не выделялось. Доказательств того, что муниципальное имущество Предприятием не использовалось, было возвращено либо изъято, не представлено.
Суд также учитывает, что на предыдущую отчетную дату (31.12.2011) перечень имущества, закрепленный за Предприятием, был тем же самым. Часть прибыли, полученная Предприятием за предшествующие периоды, оплачена последним без разногласий. Данный факт ответчиком не оспаривается.
Кроме того, в силу ст. ст. 42 и 62 БК РФ доходами Предприятия от использования муниципального имущества является, не только прибыль от непосредственного использования муниципального имущества, но и чистая прибыль Предприятия.
Таким образом, законодательством предусмотрено перечисление в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, исчисленной по нормативу от суммы чистой прибыли.
Ответчик в обоснование доводов ссылается на то, что в передаточном акте от 18.07.2012 при приватизации муниципального имущества задолженность Предприятия перед МОГО «Ухта» не отражена.
Однако, передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП «Ухтажилфонд» (т. 1 л.д. 40-68) содержит сведения об обязательствах по промежуточному балансу на 30.09.2011.
Следовательно, сумма задолженности по оплате части прибыли за I полугодие 2012 года не могла быть отражена в передаточном акте.
Кроме того, в названном передаточном акте указано, что с момента государственной регистрации ООО «Ухтажилфонд» становится правопреемником МУП «Ухтажилфонд» по всем произошедшим (после даты, на которую составлен передаточный акт до момента государственной регистрации ООО «Ухтажилфонд») изменениям вида, состава, стоимости передаваемого имущества и по всем появившимся, изменившимся, прекратившимся (после даты, на которую составлен передаточный акт до момента государственной регистрации ООО «Ухтажилфонд») правам и обязанностям МУП «Ухтажилфонд».
ООО «Ухтажилфонд» зарегистрировано 18.07.2012.
Следовательно, неуказание в передаточном акте конкретной суммы задолженности, которая и не могла быть определена на 30.09.2011 и на 18.07.2012 (бухгалтерская отчетность представлена Комитету 02.08.2012), не является основанием для освобождения ответчика от обязательства по оплате части прибыли.
Довод ответчика о том, что Администрация, не включив в передаточный акт задолженность по перечислению части прибыли Предприятия, увеличила стоимость имущественного комплекса, подлежащего приватизации, отклоняется судом как несостоятельный и документально не подтвержденный.
Кроме того, ссылаясь на данное обстоятельство, ответчик, тем самым подтверждает, что должен был оплачивать часть прибыли за спорный период.
Доказательств поступления в бюджет МОГО «Ухта» части прибыли по результатам деятельности Предприятия за 1 полугодие 2012 года в материалы дела не представлено.
В силу изложенного, с ответчика подлежит взысканию 5072000 руб. задолженности.
Истец также просит взыскать пени за период с 11.04.2013 по 08.12.2014 в сумме 845248 руб. 80 коп. в связи с несвоевременным перечислением ответчиком части прибыли.
Согласно п. 2.4. Порядка перечисление части прибыли производится предприятием в местный бюджет МОГО «Ухта» по итогам финансового года, не позднее чем в десятидневный срок после дня, установленного для предоставления бухгалтерской отчетности за год.
В силу п. 2.5 Порядка в случае несвоевременного перечисления в местный бюджет МОГО «Ухта» части прибыли начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате, начиная со следующего за установленным пунктом 2.4 предельного срока уплаты в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день возникновения просрочки исполнения обязательства.
Расчет пеней судом проверен, ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд считает обоснованными требования истца о взыскании пеней в сумме 845248 руб. 80 коп.
В силу изложенного исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на ответчика в соответствии со ст.ст. 102, 110 АПК РФ, ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 180-181 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ухтажилфонд» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 5072000 руб. задолженности и 845248 руб. 80 коп. неустойки.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ухтажилфонд» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в доход федерального бюджета 52586 руб. государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья М.В. Безносикова