ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
01 марта 2021 года Дело № А29-2387/2020
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2021 года, полный текст решения изготовлен 01 марта 2021 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Паниотова С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Борисовой Е.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к акционерному обществу «Монди Сыктывкарский ЛПК» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
о взыскании задолженности по обязательным платежам
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 11.01.2021 № 7,
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 01.02.2021 № 21,
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к акционерному обществу «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее – АО «Монди СЛПК», Общество) о взыскании 43 199 192 руб. 45 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 и 2017 годы.
Общество в отзыве и дополнительных пояснениях по делу просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Обществом заявлено ходатайство о назначении комплексной судебной экспертизы (т.7, л.д.71-73).
Управление возражало против проведения экспертизы по основаниям, изложенным в пояснениях от 16.10.2020, от 03.12.2020 (т.7, л.д.140-145, т.8, л.д.97-100, т.9, л.д.20-26).
Определением суда от 18.01.2021 в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы отказано.
Определением суда от 21.01.2021 судебное заседание по делу отложено до 17..02.2021
Общество повторно заявило ходатайство о назначении экспертизы. Также представлено письмо Института химии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН о возможности проведения экспертизы сточных вод.
Управление возражает против проведения экспертизы.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 17.02.2021, объявлялся перерыв до 19.02.2021. Информация о перерыве размещалась на информационном стенде в помещении суда и на официальном сайте в Картотеке арбитражных дел.
Протокольным определением от 19.02.2021 в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы отказано.
После рассмотрения судом ходатайства о проведении экспертизы Обществом приобщен к материалам дела отчет Института химии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН о результатах исследования проб сточных вод.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Управлением в период с 27.08.2018 по 13.09.2018 проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Монди СЛПК».
В ходе проверки Общество представило в адрес Управления результаты анализа производственного контроля сбрасываемых сточных вод по Выпуску № 1 «Основной» (протоколы испытаний):
1) за 2016 год: от 12.09.2016 № 31к/09-16, от 17.10.2016 № 35к/10-16, от 22.11.2016 № 40к/11-16, от 12.12.2016 № 42к/12-16;
2) за 2017 год: от 16.01.2017 №01к/01-17, от 27.03.2017 №08к/03-17, от 10.04.2017 № 09к/04-17, от 15.05.2017 № 12к/05-17, от 29.05.2017 № 14к/05-17, от 13.06.2017 № 17к/06-17, от 11.07.2017 №20к/07-17, от 08.08.2017 №>24к/08-17, от 13.09.2017 №28к/09-17, от 09.10.2017 № 32к/10-17, от 25.10.2017 №35к/10-17, от 08.11.2017 № 36к/11-17, от 12.12.2017 № 39к/12-17.
Согласно представленным протоколам испытаний, Общество в 2016 и 2017 годах в составе сточных вод по Выпуску № 1 «Основной выпуск» осуществляло сброс загрязняющего вещества «Лигносульфоновые кислоты», которое входит в перечень загрязняющих веществ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» (далее – распоряжение № 1316-р).
В представленных Обществом декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 и 2017 годы, на основании которых Общество внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду, расчет по загрязняющему веществу «Лигносульфонаты» отсутствует.
Таким образом, плата за сброс загрязняющего вещества «Лигносульфонаты» в составе сточных вод по Выпуску № 1 «Основной выпуск» за 2016 и 2017 годы Обществом не внесена.
По расчету заявителя, сумма платы за сброс загрязняющего вещества «Лигносульфонаты» в 2016 и 2017 годы составляет 43 199 192 руб. 45 коп.
Требование от 17.02.2020 № 09-24-1/631 о необходимости погашения имеющейся задолженности оставлено ответчиком без удовлетворения.
Неисполнение Обществом обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду послужило основанием для обращения Управления с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно пункту 4.4. Положения об Управлении, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 № 499 Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 4.68 Положения Управление выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 № 110 (в редакции Приказа Росприроднадзора от 11.11.2019 № 709) Управление наделено полномочиями главного администратора доходов бюджетов Республики Коми, Ненецкого автономного округа и местных бюджетов в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании указанных норм, Управление правомерно обратилось с настоящим заявлением в суд.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
На основании статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила № 255). Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Как следует из материалов дела, в период с 27.08.2018 по 13.09.2018 Управлением в отношении АО «Монди СЛПК» проведена плановая выездная проверка по вопросам соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, результаты которой отражены в акте от 13.09.2018
№ 03-04-05/18-40.
Надзорным органом установлено, что Общество при осуществлении хозяйственной деятельности использует поверхностные водные объекты реки Вычегда, ручья Иван-шор с целью сброса сточных вод, а также реку Вычегда для забора водных ресурсов.
Водопользование в части сброса производственных, хозяйственно-бытовых, ливневых сточных вод в р. Вычегда (правый приток р. Северная Двина, бассейн р. Северная Двина) осуществляется на основании решения № 11-03.02.02.002-Р-РСВХ-С-2018-05173/00 о предоставлении водного объекта в пользование от 23.05.2018, выданного Министерством природных ресурсов Республики Коми со сроком действия до 27.12.2021, с установленным объемом сброса сточных вод -
95 106,3 тыс. куб. м. в год.
По результатам анализа сточных вод производственного контроля АО «Монди СЛПК» за 2017-2018 годы установлено, что содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не превышает установленные лимиты.
Вместе с тем, согласно протоколам производственного контроля АО «Монди СЛПК» за сентябрь - декабрь 2016 года и за 2017 год (от 12.09.2016 № 31к/09-16, от 17.10.2016 № 35к/10-16, от 22.11.2016 № 40к/11-16, от 12.12.2016 № 42к/12-16; от 16.01.2017 № 01к/01-17, от 27.03.2017 № 08к/03-17, от 10.04.2017 № 09к/04-17, от 15.05.2017 № 12к/05-17, от 29.05.2017 № 14к/05-17, от 13.06.2017 № 17к/06-17, от 11.07.2017 № 20к/07-17, от 08.08.2017 № 24к/08-17, от 13.09.2017 № 28к/09-17, от 09.10.2017 № 32к/10-17, от 25.10.2017 № 35к/10-17, от 08.11.2017 № 36к/11-17, от 12.12.2017 № 39к/12-17) в сбрасываемых сточных водах содержалось загрязняющее вещество - лигносульфоновые кислоты, по которым Обществом не утверждены нормативы допустимых сбросов, не оформлено разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект.
Превышение предельно допустимой концентрации лигносульфоновых кислот в сточных водах в 2016 году допущено в 11 - 17,5 раз, в 2017 году - в 8-16,5 раз.
Плата за сбросы лигносульфоновых кислот в составе сточных вод за 2016 - 2017 годы Обществом не внесена.
06.09.2018 по результатам отбора проб установлено содержание лигносульфоновых кислот и их солей в сбрасываемых сточных водах в водном объекте, в том числе в камере гашения «Г», до прудов - 11,7 мг/куб.дм, первый быстроток, искусственный канал - 8,9 мг/куб.дм, основной выпуск, искусственный канал - 9,5 мг/куб.дм.
По результатам проверки Управление пришло к выводу, что Обществом нарушены положения части 1 статьи 16.1, части 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ, пункты 8 и 9 Правил № 255, а также приказа Минприроды России от 09.01.2017
№ 3.
13.09.2018 в целях устранения выявленных нарушений надзорным органом в адрес Общества внесено предписание № 05-18/18, которым Обществу в том числе указано на необходимость в срок до 15.01.2019 произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 - 2017 годы по выпуску № 1 «Основной выпуск» АО «Монди СЛПК» по лигносульфоновым кислотам и их солям (абзац 1).
Не согласившись с предписанием надзорного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.08.2019 по делу
№ А29-17637/2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела № А29-17637/2018 судом было установлено, что в период 2016 - 2017 годов Общество осуществляло сбросы загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в реку Вычегда по выпуску № 1 «Основной выпуск» на основании разрешений Росприроднадзора от 30.12.2015 № 48-С, от 03.03.2017 № 6-С, к которым приложены Перечни и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу.
В спорный период заявитель в порядке планового контроля осуществлял ежемесячные отборы проб очищенных сточных вод по выпуску № 1 «Основной выпуск», которые передавались в аккредитованную лабораторию АО «Монди СЛПК»; по результатам были составлены представленные в материалы дела протоколы КХА воды (сточной), в которых отражено содержание в сбрасываемых сточных водах загрязняющего вещества - лигносульфоновые кислоты.
Лигнинсульфоновые кислоты и лигносульфонаты включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением № 1316-р.
Факт сброса АО «Монди СЛПК» загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе лигносульфоновых кислот и их солей с превышением допустимой концентрации в результате хозяйственной и иной деятельности зафиксирован в акте проверки от 13.09.2018 № 03-04-05/18-40, является негативным воздействием на окружающую среду и влечет обязанность хозяйствующего субъекта по внесению соответствующей платы.
Доказательства нарушения Управлением правил отбора проб заявителем жалобы в материалы дела не представлены.
Управлением при проведении проверки установлено, что по лигносульфоновым кислотам и их солям Обществом не утверждены нормативы допустимых сбросов, не оформлено разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект.
Указанные обстоятельства в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов настоящего дела, в представленных Обществом декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 и 2017 годы, на основании которых Общество внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду, расчет по загрязняющему веществу «Лигносульфоновые кислоты» отсутствует.
Таким образом, плата за сброс загрязняющего вещества «Лигносульфоновые кислоты» в составе сточных вод по Выпуску № 1 «Основной выпуск» за 2016 и 2017 годы Обществом не внесена.
Согласно пункту 4 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В силу пункта 40 Правил № 255 в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
29.01.2020 Управлением в адрес Общества направлено требование № 09-24-1/354 (получено Обществом 03.02.2020) о представлении пояснений и внесении соответствующих изменений в декларации о плате.
Обществом письмом от 11.02.2020 № 30/1386 (вх. № 1144 от 14.02.2020) представлены пояснения, но не представлены уточненные декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 и 2017 годы.
В соответствии с пунктом 44 Правил № 255 акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
С учетом изложенного, Управлением произведен контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании представленных Обществом протоколов испытаний и форм федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» за 2016 и 2017 годы, Управлением определена фактическая масса сброса загрязняющего вещества «Лигносульфонаты» в сбросах сточных вод, которая составила за 2016 – 774,14640 тн., за 2017 год – 1602,59988 тн.
В разрешениях, выданных АО «Монди СЛПК» от 30.12.2015 № 48-С, от 21.03.2016 № 15-С и от 03.03.2017 № 6-С отсутствуют лимиты и нормативы допустимых сбросов для загрязняющего вещества «Лигносульфонаты», в связи с чем фактический сброс данного вещества в 2016 и 2017 годы превышает установленные разрешениями лимиты и нормативы.
Пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ (в редакции от 26.07.2019) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяется коэффициент 25 за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее - Постановление № 913) за сброс загрязняющего вещества «Лигносульфонаты» установлена ставка платы в 2016 году в размере 706,60 руб/т, в 2017 году - 736,90 руб/т.
Согласно пункту 8 Правил № 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, утвержденный распоряжением № 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные Постановлением № 913 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением № 913 и постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
По расчету Управления сумма платы за сброс загрязняющего вещества «Лигносульфонаты» с учетом примененного коэффициента за сверхлимитный сброс в 2016 и 2017 годы составляет 43 199 192 руб. 45 коп.
Не соглашаясь с исковыми требованиями, Общество указало, что отсутствие утвержденного НДС по лигносульфоновым кислотам было обусловлено решениями Управления, в чьи полномочия входит согласование проекта НДС и выдача разрешения на сбросы.
В соответствии с пунктом 5 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 02.06.2014 № 246 (далее - Административный регламент № 246) государственная услуга по утверждению НДС предоставляется территориальными органами Росводресурсов по согласованию с соответствующими территориальными органами Росгидромета, Роспотребнадзора, Росрыболовства и Росприроднадзора.
Пунктом 9 Административного регламента № 246 установлен перечень документов, предоставляемых водопользователем для утверждения НДС, в том числе перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных вод.
Таким образом, перечень нормируемых показателей сточных вод определяется водопользователем самостоятельно на основании данных производственного контроля.
Документы заявителя представляются в территориальный орган Росводресурсов (его структурное подразделение) по месту осуществления сбросов сточных вод.
Согласно пункту 27 Административного регламента № 246 при соответствии проекта НДС положениям Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007
№ 333 (далее – Методика № 333) и наличии согласования от всех согласующих уполномоченных органов исполнительной власти (отсутствии ответа от согласующих уполномоченных органов исполнительной власти по истечении 30 рабочих дней со дня вручения документов Заявителя) ответственный исполнитель готовит проект приказа территориального органа Росводресурсов об утверждении НДС.
Как следует из пункта 2 Методики № 333, нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или и устойчивого функционирования экологической системы водного объекта с учетом Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением № 1316-р.
Согласно пункту 19 Методики № 333 перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточной, в том числе дренажной вод. Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными, в том числе дренажными водами, абонентов.
Таким образом, порядок утверждения НДС носит исключительно заявительный характер. Обязанность по формированию перечня нормируемых веществ на основании данных производственного контроля возложена на водопользователя.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2013 № 2 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее - Административный регламент № 2).
На основании пункта 20 Административного регламента № 2 для рассмотрения вопроса получения разрешения на сбросы Заявителем по собственной инициативе предоставляются НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленных в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом для получения разрешений на сбросы представлены соответствующие заявления с приложением копий НДС, а также данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водный объект (по выпуску № 1 «Основной выпуск») (заявления от 29.12.2015 № 12889; от 14.03.2016 № 2175; от 03.02.2017 № 30/1196, т.2, л.д.30-41).
При этом в данных о фактическом сбросе загрязняющих веществ отсутствуют сведения о сбросе в составе сточных вод такого вещества как лигносульфоновые кислоты.
Согласно подпункту «в» пункта 25 Административного регламента № 2 выявление в составе сточных вод веществ, не указанных в предоставленных Заявителем утвержденных НДС, является основанием для отказа в выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ.
Таким образом, суд соглашается с доводами истца, что Управление при выдаче разрешений на сбросы от 30.12.2015 № 48-С, от 21.03.2016 № 15-С и от 03.03.2017 № 6-С не знало, и не могло знать о наличии в составе сточных вод Общества такого вещества как лигносульфоновые кислоты.
Факт сброса данного вещества зафиксирован материалами плановой выездной проверки, проведенной в период с 27.08.2018 по 13.09.2018.
Следовательно, довод АО «Монди СЛПК» о том, что Управление, выдав Обществу разрешения на сбросы, тем самым подтвердило отсутствие основания для отказа в его выдаче по мотиву необходимости расширения перечня нормируемых веществ, является неправомерным, поскольку Общество не указало в данных о фактическом сбросе такое загрязняющее вещество как лигносульфоновые кислоты.
Кроме того, согласно пункту 14 Методики № 333 при изменении перечня сбрасываемых загрязняющих веществ осуществляется разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС.
При наступлении указанных обстоятельств утвержденные в установленном порядке НДС и выданные разрешения на сбросы загрязняющих веществ продолжают действовать до момента утверждения новых НДС и выдачи нового разрешения на сбросы, в пределах срока, указанного в утвержденных НДС и выданных разрешениях на сбросы, но не более 3-х месяцев.
Таким образом, АО «Монди СЛПК» при установлении в сбрасываемых сточных водах наличия загрязняющего вещества - лигносульфоновые кислоты, обязано было в течение трех месяцев разработать и утвердить новый проект НДС.
Общество, зная о том, что в составе сбрасываемых сточных вод имеются лигносульфоновые кислоты, не приняло мер по разработке и утверждении нового проекта НДС, и как следствие, не вносило плату за сброс загрязняющего вещества.
Ссылка Общества, что расчет Управления не учитывает НДС, судом отклоняется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Пунктом 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок исчисления платы установлен в статьях 16.2, 16.3 Закона № 7-ФЗ.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Согласно пункту 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Аналогичные положения закреплены в пунктах 8, 9 Правил № 255.
В силу части 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом, даже наличие утвержденных НДС в отсутствие разрешения на сбросы не дает права предприятию-водопользователю осуществлять сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Кроме того, в период 2016 и 2017 годов у Общества отсутствовали не только разрешения, но и утвержденные НДС в отношении спорного загрязняющего вещества.
Пункты 10 и 19 Правил № 255, согласно которым при определении платежной базы учитывается объем или масса сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных сбросов (лимитов), не могут применяться при расчете платы, поскольку Обществом сбросы были осуществлены не в пределах НДС, а также не в пределах установленных лимитов.
Согласно пункту 12 Правил № 255 при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, технологических нормативов, комплексных экологических разрешений, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил. В этом случае вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Таким образом, показатель НДС не применяется в формуле расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а наличие разрешения на сбросы влияет на применение, либо неприменение повышающего коэффициента при расчете платы.
В разрешениях, выданных АО «Монди СЛПК» от 30.12.2015 № 48-С, от 21.03.2016 № 15-С и от 03.03.2017 № 6-С отсутствуют лимиты и нормативы допустимых сбросов для загрязняющего вещества «Лигносульфоновые кислоты», в связи с чем вся масса данного вещества в 2016 и 2017 годы учитывается как сверхлимитная.
На основании изложенного, Управлением при расчете правомерно применен пункт 21 Правил, предусматривающий применение повышающего коэффициента 25 за сверхлимитный сброс.
Выводы Управления в данной части подтверждаются сложившейся судебной практикой по вопросам начисления и взимания платы за негативное воздействие при отсутствии у плательщика нормативов допустимых сбросов и разрешений на сброс (Определение Верховного суда РФ от 20.12.2018 № 303-ЭС18-21353).
Довод Общества со ссылкой на пункт 15 Правил № 255, что расчет управления не учитывает привнос вещества в водный объект, судом отклоняется.
Согласно пункту 15 Правил № 255, при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты платежная база определяется их объемом или массой, который(ая) поступил(а) в водный объект в результате использования воды, и рассчитывается как разница между объемом или массой содержащихся в сточной воде загрязняющих веществ и объемом или массой этих веществ, содержащихся в воде, забранной для использования из того же водного объекта.
Вместе с тем, Обществом не представлено доказательств того, что все абоненты, сточные воды которых принимаются на очистные сооружения предприятия, осуществляют забор воды из реки Вычегда.
Также Обществом не представлено документальное подтверждение фоновой концентрации лигносульфоновых кислот в реке Вычегда в 2016 и 2017 годах.
Общество также указывает, что учет суммы понесенных затрат на природоохранные мероприятия исключает удовлетворение заявленных требований.
В соответствии с пунктом 11 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
При этом затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 данного Федерального закона и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Согласно пункту 25 Правил № 255 из суммы платы (за исключением случаев сбросов загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов) вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части сбросов и (или) выбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности предусматривается снижение сбросов и (или) выбросов загрязняющих веществ.
Как следует из пункта 26 Правил № 255 затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Пунктом 28 Правил № 255 установлено, что затраты, указанные в пункте 26 настоящих Правил и не учтенные при исчислении платы в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности (за исключением случаев сбросов загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов).
Как следует из положений Правил № 255, вычитание суммы затрат на реализацию природоохранных мероприятий производится из платы только по тем показателям (каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов), по которым в соответствии с планом предусматривается снижение объема сбросов загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду.
Обществом разработан План снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты для выпуска сточных вод № 1 «Основной выпуск» на период с 01.01.2016 по 27.12.2018, согласованный Управлением Росприроднадзора по Республике Коми в установленном порядке.
Согласно названному Плану Общество в указанный период запланировало ряд мероприятий по снижению сбросов следующих загрязняющих веществ: взвешенные вещества, фенол, нефтепродукты, метанол. Такое вещество как лигносульфоновые кислоты в Плане снижения сбросов отсутствует, следовательно, снижение сбросов по данному загрязняющему веществу Ответчиком запланировано не было.
Таким образом, учет суммы затрат на природоохранные мероприятия в соответствии с требованиями Правил № 255 невозможен в связи с тем, что Планом по снижению сбросов, утвержденным Обществом на период с 01.01.2016 по 27.12.2018, снижение сбросов по лигносульфоновым кислотам не предусмотрено.
Довод Общества о том, что Управление в заявлении необоснованно смешивает понятия «лигносульфоновые кислоты» и «лигносульфонаты» судом признается необоснованным.
Согласно разделу 1 Методики измерений массовой концентрации лигнинсульфоновых (лигносульфоновых) кислот и их солей в поверхностных природных и сточных водах фотометрическим методом ПНД Ф 14.1:2.216-06 (Издание 2011 года) к идентичным по степени воздействия на окружающую среду и способам аналитического обнаружения к лигнинсульфоновым (лигносульфоновым) кислотам следует также отнести и лигнинсульфонаты (лигносульфонаты), которые являются солями щелочных металлов или аммония лигнинсульфоновых (лигносульфоновых) кислот.
Таким образом, названные вещества имеют одинаковую степень воздействия на окружающую среду.
Кроме того, постановлением Правительства № 913 установлена единая ставка платы за сброс в водные объекты как лигнинсульфоновых кислот, так и лигносульфонатов - 706,60 руб./т в 2016 году, и 736,90 руб./т в 2017 году.
Общество также указывает, что в применяемом Обществом технологическом процессе не образуются ни лигносульфонаты, ни лигносульфоновые кислоты. При этом в составе сточных вод по выпуску № 1 «Основной выпуск» сбрасываются загрязняющие вещества других предприятий, поступающие на очистные сооружения Общества.
Как следует из Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на период 2019 - 2033 годы, утвержденной Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 11.02.2019 № 2/336 ОАО «Сыктывкарский Водоканал» принимает хозяйственно-бытовые сточные воды от населения и промышленные сточные воды предприятий г. Сыктывкара, Эжвинского района г. Сыктывкара в муниципальные канализационные сети и передает их на очистные сооружения канализации, принадлежащие АО «Монди СЛПК». По магистральным коллекторам диаметром 800-1000 мм сточные воды поступают на очистные сооружения АО «Монди СЛПК», где осуществляется очистка и обеззараживание перед сбросом в водоем.
Таким образом, очистные сооружения АО «Монди СЛПК» являются частью централизованной системы водоотведения г. Сыктывкара.
Согласно пункту 19 Методики № 333 (в редакции приказа Минприроды России от 29.07.2014 № 339) перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточной, в том числе дренажной вод. Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными, в том числе дренажными водами, абонентов.
Следовательно, при поступлении от абонентов в составе сточных вод такого вещества как лигносульфоновыс кислоты, Общество обязано было включить данное вещество в перечень нормируемых веществ.
Эта обязанность возникла у Общества с момента вступления в силу изменений, внесенных в Методику № 333 Приказом Минприроды России от 29.07.2014 № 339 – 19.10.2014. На момент утверждения Обществом НДС в 2010 году положение об обязательном нормировании веществ, поступающих в организации, осуществляющие водоотведение, от абонентов, в Методике № 333 отсутствовало. Следовательно, исключение Обществом в 2010 году из перечня нормируемых веществ загрязняющих веществ, которые не образуются в технологическом процессе производства, не противоречит положениям Методики № 333.
В силу данных обстоятельств судом отклоняется довод Общества, согласно которому Управление, согласовав проект НДС 2010 года, тем самым согласовало отсутствие лигносульфоновых кислот в списке нормируемых веществ и в разрешениях на сбросы 2016-2017 годов.
Кроме того, довод Общества о том, что лигносульфоновые кислоты правомерно исключены Обществом из состава нормируемых веществ в 2016 и 2017 годах по причине того, что в применяемом обществом технологическом процессе эти вещества не образуются, противоречит пункту 19 Методики № 333.
Тот факт, что в составе сточных вод по выпуску № 1 «Основной выпуск» сбрасываются загрязняющие вещества других предприятий, и в сточных водах обнаруживается показатель лигносульфоновых кислот, свидетельствует об обязанности Общества утвердить НДС, а также получить разрешение на сброс данного вещества.
Ссылка Общества в обоснование позиции по делу на экспертное заключение ООО «Адвис плюс» (т.3, л.д.14-15), судом отклоняется.
Так, из заключения следует, что при проведении экспертизы использовались протоколы испытаний химического состава сточных вод, поступающих в р. Вычегду по выпуску 1 «Основной выпуск», в том числе, протоколы испытаний от 12.12.2016 № 42к/12-16, от 08.11.2017 № 36к/11-17, от 12.12.2017 № 39к/12-17.
При этом в заключении не дана оценка поименованным протоколам испытаний, отсутствует информация о наличии, либо отсутствии лигносульфоновых кислот в составе сточных вод, подтверждаемая протоколами.
Вывод об отсутствии лигносульфонатов в сточных водах производства сделан экспертом на основании анализа печатного издания «Технология целлюлозно-бумажного производства», без исследования результатов количественного химического анализа сточных вод, поступающих на очистные сооружения непосредственно из производственных цехов АО «Монди СЛПК».
Следовательно, выводы заключения не подтверждены фактическими данными.
Позиция Общества, о том, что правовых оснований для контроля Обществом сточных вод абонентов по показателю лигносульфоновых кислот не имеется, судом признается необоснованной.
Приложения 4 (1), 5 к «Правилам холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), на которые ссылается АО «Монди СЛПК», содержат перечень загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения и максимальные допустимые значения нормативных показателей и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах соответственно, и разработаны в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Природоохранным законодательством предусмотрено внесение платы за такой вид негативного воздействия на окружающую среду как сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, и содержит такое вещество как лигносульфоновые кислоты, при сбросе которого водопользователь вносит соответствующую плату.
Согласно пункту 19 Методики № 333 перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными, в том числе дренажными водами, абонентов.
Таким образом, организации, осуществляющей водоотведение, должны обладать сведениями о составе сточных вод абонентов, включенных не только в перечень загрязняющих веществ в рамках Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», но и в рамках Распоряжения Правительства РФ № 1316-р.
Ссылка АО «Монди СЛПК» на приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 13.07.2019 № 891 «Об утверждении правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду» необоснованна, поскольку действие названного постановления не распространяется на правоотношения 2016, 2017 годов.
Довод АО «Монди СЛПК» о самостоятельности органов Росприроднадзора в вопросах определения перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию, не обоснован ввиду следующего.
В обоснование данной позиции, Общество ссылается на материалы презентации организации ВКХ по стокам абонентов.
Вместе с тем, автором презентации приведены требования раздела XIII Правил холодного водоснабжения и водоотведения № 644, который введен Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728, и не распространяет свое действие на правоотношения 2016, 2017 годов.
При этом как ранее указывалось, административный орган при утверждении НДС не самостоятелен в решении вопроса перечня нормируемых веществ. Порядок утверждения НДС носит исключительно заявительный характер. Обязанность по формированию перечня нормируемых веществ на основании данных производственного контроля возложена на водопользователя, что следует из пункта 19 Методики № 333.
Кроме того, Административный регламент № 246 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно пункту 12.2. Административного регламента № 246 основанием для отказа в утверждении НДС является несоответствие проекта НДС положениям Методики и (или) мотивированный отказ в согласовании проекта НДС от одного или нескольких согласующих уполномоченных органов исполнительной власти.
Такое основание для отказа в утверждении НДС как непредставление к нормированию какого-либо загрязняющего вещества в административном регламенте № 246 отсутствует.
Приведенный контррасчет платы, основанный на вычитании объема сточных вод АО «Монди СЛПК», судом не может быть принят с учетом следующего.
Как следует из материалов дела, доначисленная Управлением плата за сброс лигносульфоновых кислот на Выпуске № 1 рассчитана исходя из фактической массы сброса, полученной с учетом концентрации данного вещества, зафиксированной в протоколах исследований лаборатории АО «Монди СЛПК», и объема сброса сточных вод на выпуске.
Согласно пункту 25 Методики № 333 величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных, в том числе дренажных вод на допустимую концентрацию загрязняющего вещества.
Таким образом, расчет нормативов допустимых сбросов в водный объект, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект, используемое впоследствии для расчета платы за НВОС, выдаются на основе анализа концентрации загрязняющих веществ в сточных водах предприятия в месте фактического сброса таких веществ в водный объект с учетом объема такого сброса.
При этом, необходимо отметить, что в рассматриваемом случае сточные воды на Выпуске № 1 формируются путем смешения и последующей очистки производственных стоков АО «Монди СЛПК» и сточных вод абонентов. В результате такого смешения сточных вод в 2016 и 2017 годах на Выпуске № 1 зафиксировано наличие лигносульфоновых кислот именно в тех концентрациях, которые нашли свое отражение в протоколах исследований лаборатории АО «Монди СЛПК».
Разделение загрязняющих веществ внутри потока сточных вод невозможно.
Следовательно, исключение из общего потока сточных вод какой-либо его составляющей приведет к изменению концентрации загрязняющих веществ в точке сброса, и, как следствие, к искажению результатов производственного экологического контроля, зафиксированных в протоколах исследований в 2016 и 2017 годах.
Согласно пунктам 8, 9 Правил № 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Управлением правомерно произведен расчет платы на основании данных производственного контроля Ответчика, вычитание объема сточных вод АО «Монди СЛПК» при расчете платы за сброс лигносульфоновых кислот произведено Ответчиком необоснованно.
Ссылка Общества на отчет Института химии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН о результатах исследования проб сточных вод (сроки исследования 01.02.2021 – 05.02.2021) судом отклоняется, поскольку не может служить доказательством отсутствия спорного вещества в сточных водах в 2016-2017 годах.
С учетом изложенного, исследовав и оценив доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что требования Управления подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.17, 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Исполнительный лист подлежит выдаче по заявлению взыскателя после вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества «Монди СЛПК»
- в пользу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу 43 199 192 руб. 45 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 и 2017 годы;
- в доход федерального бюджета 200 000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.