ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-2448/19 от 26.07.2019 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

26 июля 2019 года     Дело № А29-2448/2019

Резолютивная часть решения объявлена июля 2019 года , полный текст решения изготовлен июля 2019 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Гайдак И.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колцун О.Я.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Администрации Главы Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного казенного учреждения Республики Коми «Коми реклама» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании незаконным бездействия,

при участии сторон:

от заявителя: ФИО1 по удостоверению,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 14.03.2019 № 03-1-22/2518, ФИО3 по доверенности  от 24.05.2019 № 1635-03-1-29,

от третьего лица: ФИО4 (директор) по удостоверению,  ФИО5 по доверенности от 21.12.2018 № 01-11/1983,

установил:

Прокурор Республики Коми (далее - заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, к Администрации Главы Республики Коми (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении обязанности по утверждению схем размещения рекламных конструкций на территориях муниципальных образований городских округов «Ухта», «Инта», «Усинск», «Сосногорск», муниципальных районов  «Печора»,   «Корткеросский»,      «Усть-Куломский»,            «Усть-Вымский», «Прилузский», «Койгородский», «Сысольский», «Усть-Цилемский», «Ижемский», «Троицко-Печорский», «Княжпогостский», «Сыктывдинский», «Удорский», Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», не соответствующим части 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и обязании Администрации Главы Республики Коми в течение трех месяцев с момента вынесения судебного решения утвердить схемы размещения рекламных конструкций на вышеназванных территориях муниципальных образований в Республике Коми.

Ко дню судебного заседания от заявителя, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ поступило ходатайство об уточнении заявленных требований в части изложенных в пункте 2 резолютивной части заявления прокурора требования и просит суд обязать Администрацию Главы Республики Коми в течение трех месяцев с момента вынесения судебного решения утвердить схемы размещения рекламных конструкций на территориях муниципальных образований городских округов «Ухта», «Инта», «Усинск», «Сосногорск», муниципальных районов «Усть-Куломский», «Усть-Вымский», «Прилузский», «Койгородский», «Сысольский», «Усть-Цилемский», «Ижемский», «Троицко-Печорский», «Княжпогостский», «Сыктывдинский», «Удорский».

Определением суда от 01.03.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение Республики Коми «Коми реклама».

Администрация Главы Республики Коми с заявленными требованиями не согласилась указав в представленном отзыве, что  поданное заявление несоответствует статьями 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствует доказательство права обращения в суд без указания субъекта, в интересах которого предъявлено заявление в порядке статей 29, 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Прокурор Республики Коми не указал, в защиту чьих интересов он обратился с заявлением, что не соответствует требованиям арбитражного процессуального законодательства в связи с невозможностью определить конкретно круг лиц, чьи права нарушены, и решить вопрос относительно их прав и обязанностей.

Также указывает, что прокурором пропущен установленный законом трехмесячный срок для подачи искового заявления, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Государственное казенное учреждение Республики Коми «Коми реклама»  с заявленными требованиями не согласно,  указав в представленном отзыве, что не имеется оснований считать проводимые Администрацией и подведомственным ей учреждением, ГКУ РК «Коми реклама», разработку и утверждение схем размещения рекламных конструкций бездействием, в связи с чем просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании 22.07.2019 объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 26.07.2019.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, судом  установлено следующее.

Прокуратурой Республики Коми проведена проверка соблюдения требований законодательства о рекламе, а также исполнения Администрацией Главы Республики Коми предоставленных полномочий, по результатам которой установлено, что в соответствии с Положением об Администрации Главы Республики  Коми, утвержденным Указом Главы Республики Коми от 01.11.2016 № 130, Администрация является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на решение задач в сфере рекламы. В этих целях Администрация утверждает схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности (подп. «к» подп. 66 п. 8).

Приказом Администрации Главы Республики Коми от 11.05.2018 № 39-р утверждены Правила распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций на территориях муниципальных образований в Республике Коми, которыми установлены виды и типы рекламных конструкций, допустимых и не допустимых к установке на территориях муниципальных образований городских округов, муниципальных районов или частях их территорий, в том числе требования к таким рекламным конструкциям. Кроме того, предусмотрено деление территории каждого муниципального образования на территориальные зоны.

В дальнейшем Администрацией в 2018 году утверждены границы территориальных зон муниципальных образований городских округов «Воркута», «Сыктывкар» (за исключением территории Эжвинского района), а также виды и типы рекламных конструкций, допустимых к размещению в пределах границ территориальных зон указанных муниципальных образований.

Вместе с тем по другим муниципальным образованиям в республике границы территориальных зон, виды и типы рекламных конструкций, допустимых к размещению в их пределах, не разработаны и не утверждены.

Как в 2017 году, так и в 2018 году утвержденными Администрацией Главы Республики Коми планами-заданиями не предусматривалось проведение ни одних торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на земельных участках, зданиях и ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Республики Коми. Разработка схем размещения рекламных конструкций предусмотрена только планом-заданием на 2018 год и только по 2 муниципальным образованиям.

По данному факту прокуратурой Республики Коми 06.07.2018 первому заместителю Председателя Правительства Республики Коми внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере наружной рекламы. В ответе на представление от 09.08.2018 руководителем Администрации Главы Республики Коми сообщено, что схемы размещения рекламных конструкций для муниципальных образований в настоящее время не утверждены, до конца декабря 2018 года планируется утвердить схемы только по территориям МО ГО «Сыктывкар и МО ГО «Воркута».

Повторной проверкой, проведенной прокуратурой Республики Коми в октябре 2018 года, также установлено, что Администрацией Главы Республики Коми не принято мер к утверждению схем на установку и размещение рекламных конструкций по всем муниципальным образованиям в республике.

Результаты проверки исполнения органами исполнительной власти Республики Коми и органами местного самоуправления законодательства в сфере наружной  рекламы,  а также  реализации  органами  полиции  полномочий  по административному преследованию в данной сфере обсуждены на состоявшемся 30.10.2018 в прокуратуре республики межведомственном совещании.

В ходе совещания должностными лицами Администрации подтвержден факт отсутствия схем установки и размещения рекламных конструкций и недостаточность мер по их разработке. По результатам совещания Администрации указано на необходимость принятия дополнительных мер по устранению нарушений законодательства в сфере рекламы.

В связи с чем, Прокурором Республики Коми 15.11.2018 Главе Республики Коми внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере рекламы, в котором указано на бездействие Администрации Главы Республики Коми по разработке и утверждению границы территориальных зон, видов и типов рекламных конструкций, допустимых к размещению в их пределах, по утверждению схем на установку и размещение рекламных конструкций.

Рассмотрев указанное представление от 15.11.2018, Глава Республики Коми направил ответ 20.12.2018 за № 03-1-22/12093 о принятых мерах к устранению выявленных нарушений законодательства согласно приложению.

Установив, что по состоянию на 25.02.2019 Администрацией утверждены границы территориальных зон муниципальных образований ГО «Сыктывкар», ГО «Воркута», ГО «Инта», MP «Печора», Эжвинский район МО ГО «Сыктывкар», сами схемы размещения рекламных конструкций утверждены лишь по муниципальным образованиям ГО «Сыктывкар» (за исключением Эжвинского района ГО «Сыктывкар) и ГО «Воркута».  Прокурор обратился с соответствующим заявлением в суд, указав в обоснование заявленных требований на то, что бездействие Администрации Главы Республики Коми, неутверждение схем размещения рекламных конструкций и непроведение торгов повлекло за собой поступление в 2017-2018 годах в прокуратуру республики 23 жалоб от Ассоциации наружной рекламы Республики Коми, депутатов Государственного Совета Республики Коми, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Коми, юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере наружной рекламы. Непосредственно в Администрацию Главы Республики Коми по указанным вопросам поступило 15 обращений.

Бездействие Администрации Главы Республики Коми по неутверждению схем размещения рекламных конструкций по муниципальным образованиям городских округов «Ухта», «Инта», «Усинск», «Сосногорск», муниципальных районов «Печора», «Корткеросский», «Усть-Куломский», «Усть-Вымский», «Прилузский», «Койгородский», «Сысольский», «Усть-Цилемский», «Ижемский», «Троицко-Печорский», «Княжпогостский», «Сыктывдинский», «Удорский», Эжвинскому району МО ГО «Сыктывкар» не соответствует части 5.8 статьи 19 Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) и является препятствием для ведения законной предпринимательской деятельности в сфере рекламы.

Суд считает заявленные требования обоснованными и руководствуется следующим. 

Согласно части 1 статьи 52 и части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для признания действий (бездействия) и (или) решения незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Частью 1 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Частью 4 указанной статьи установлено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Так, в силу Федерального закона № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», с января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.

В соответствии с п. 15.1, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Федеральным законом № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» положения статьи 19 дополнены частью 5.8, согласно которой, части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Частью 2 статьи 4 Закона № 98-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона № 98-ФЗ до 1 января 2014 года.

В соответствии с частью 7 статьи 40 Закона о рекламе полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере рекламы, установленные данным Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

01.01.2017 вступил в силу Закон Республики Коми от 05.12.2016 № 123-РЗ «О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми и органами государственной власти Республики Коми» (далее - Закон № 123-РЗ).

Согласно статье 1 Закона № 123-РЗ к полномочиям Правительства Республики Коми отнесены полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми в сфере рекламы, в том числе в части утверждение схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов Правительства Республики Коми, и размещению на официальном сайте Правительства Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Указанные выше полномочия Правительства Республики Коми осуществляются Правительством Республики Коми самостоятельно или уполномоченными им органами исполнительной власти Республики Коми (пункт 1 статьи 2 Закона № 123-РЗ).

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 27.12.2016 № 563-р в целях реализации Закона № 123-РЗ Администрация Главы Республики Коми наделена полномочиями в сфере рекламы, указанными в части 1 статьи 1 Закона № 123-РЗ.

Указом Главы Республики Коми от 1 ноября 2016 № 130 «Об Администрации Главы Республики Коми», на Администрацию возложены функции по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности Республики Коми или муниципальной собственности (пп. к подпункта 66, пункта 8).

Как следует из части 5.8 ст. 19  Закона о рекламе схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

Приказом Администрации Главы Республики Коми от 11.05.2018 № 39-р утверждены «Правила распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций на территориях муниципальных образований в Республике Коми», которыми установлены виды и типы рекламных конструкций, допустимых и не допустимых к установке на территориях муниципальных образований городских округов, муниципальных районов или частях их территорий, в том числе требования к таким рекламным конструкциям. Кроме того, предусмотрено деление территории каждого муниципального образования на территориальные зоны.

Постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2016 № 630 создано ГКУ Республики Коми «Коми реклама», функциями и полномочиями учредителя которого наделена Администрация. Ранее принадлежащие Администрации полномочия в сфере рекламы переданы ГКУ РК «Коми реклама».

В соответствии с уставом ГКУ РК «Коми реклама» одним и видов деятельности, осуществляемых учреждением, является подготовка проектов нормативных актов Республики Коми в сфере наружной рекламы.

Разработка границ территориальных зон МО ГО «Сыктывкар», МО ГО «Воркута» осуществлена ГКУ РК «Коми реклама» в июне-июле 2018 г., которые были утверждены:

приказом  Администрации  от  09.08.2018  №  69-р  «Об  утверждении границ   территориальных   зон   муниципального   образования   городского округа   «Воркута»,   а   также   видов   и   типов   рекламных   конструкций,  допустимых   к   размещению   в   пределах   границ   территориальных   зон муниципального образования городского округа «Воркута»;

приказом Администрации от 09.08.2018 № 70-р «Об утверждении границ территориальных зон муниципального образования городского округа «Сыктывкар», а также видов и типов рекламных конструкций, допустимых к размещению в пределах границ территориальных зон муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

Как указывает третье лицо, после принятия данных нормативных актов ГКУ РК «Коми реклама» приступило к разработке схем размещения рекламных конструкций на территории МО ГО «Сыктывкар» (за исключением территории Эжвинского района) в границах зоны 1 и МО ГО «Воркута».

В декабре 2018  ГКУ РК «Коми реклама» завершена разработка схем размещения рекламных конструкций на территории МО ГО «Воркута», а также на территории МО ГО «Сыктывкар» (за исключением территории Эжвинского района) в границах зоны 1, которые были утверждены соответственно:

приказом Администрации от 29.12.2018 № 125-р «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования городского округа «Воркута»;

приказом Администрации от 29.12.2018 №  124-р «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

В части разработки схем размещения на территории иных муниципальных образований ГКУ РК «Коми реклама» указывает на следующие обстоятельства.

С 15.11.2018 ГКУ РК «Коми реклама» приступило к разработке схемы размещения рекламных конструкций на территории MP «Печора», о чем на сайте ГКУ РК «Коми реклама» размещено соответствующее уведомление

С 07.02.2019 ГКУ РК «Коми реклама» приступило к разработке схемы размещения рекламных конструкций на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», о чем на сайте ГКУ РК «Коми реклама» размещено соответствующее уведомление.

В настоящее время Администрацией утверждены границы территориальных зон, а также виды и типы рекламных конструкций, допустимых к размещению в пределах границ территориальных зон для всех муниципальных образований городских округов и муниципальных районов Республике Коми. Приняты соответствующие приказы администрациями муниципальных образований.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком утверждены схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципальных образований муниципальных районов «Печора», «Корткеросский», Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

Так, согласно приказу Администрации Главы Республики Коми от 12.07.2019 № 100-р утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории МО MP «Печора», приказом Администрации Главы Республики Коми от 18.07.2019 № 105-р утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории МО MP «Корткеросский», приказом Администрации Главы Республики Коми от 18.06.2019 № 93-р утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

Изложенное свидетельствует, что в ходе судебного разбирательства ответчиком добровольно удовлетворены требования прокурора в части утверждения схем размещения рекламных конструкций на территориях муниципальных районов «Печора» и «Корткеросский», Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

В связи с чем заявленные требования в  части обязании ответчика утвердить схемы размещения рекламных конструкций на указанных территориях муниципальных районов были Прокурором уточнены.

Таким образом судом установлено, что схема размещения рекламных конструкций на территориях муниципальных образований городских округов «Ухта», «Инта», «Усинск», «Сосногорск», муниципальных районов «Печора», «Корткеросский», «Усть-Куломский», «Усть-Вымский», «Прилузский», «Койгородский», «Сысольский», «Усть-Цилемский», «Ижемский», «Троицко-Печорский», «Княжпогостский», «Сыктывдинский», «Удорский», Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» на дату обращения Прокурора в арбитражный суд не утверждена. Данное обстоятельство Ответчиком  не оспаривается.

Следовательно, требования законодательства о рекламе в части утверждения схемы размещения рекламных конструкций в соответствии с положениями части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, Администрацией не выполнены.

Бездействие органа местного самоуправления не только противоречит требованиям законодательства о рекламе, но и нарушает права заинтересованных лиц в получении разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и ином недвижимом имуществе, так как выдача указанных разрешений осуществляется только при наличии утвержденных в установленном порядке схем размещения рекламных конструкций. При этом ответчик не представил в дело доказательств, достоверно свидетельствующих о невозможности своевременного утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территориях рассматриваемых муниципальных  образований.

Поскольку администрация не выполнила требования статьи 4 Закона о рекламе, что нарушает права (интересы) неопределенного круга лиц (претендентов на участие в торгах на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), суд с учетом приведенных норм и установленных обстоятельств считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Аргументы Администрации на отсутствие с ее стороны незаконного бездействия, ввиду принятия всех возможных и необходимых мер для согласования схем  размещения рекламных конструкций на рассматриваемых территориях муниципальных образований судом отклоняется, поскольку  ответчик, располагая достаточным количеством времени, не исполнил обязанность по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территориях муниципальных образований городских округов «Ухта», «Инта», «Усинск», «Сосногорск», муниципальных районов «Усть-Куломский», «Усть-Вымский», «Прилузский», «Койгородский», «Сысольский», «Усть-Цилемский», «Ижемский», «Троицко-Печорский», «Княжпогостский», «Сыктывдинский», «Удорский» по настоящее время. При этом Администрация не представила в дело доказательств, достоверно свидетельствующих о невозможности своевременного утверждения схемы размещения рекламных конструкций.

Доводы ответчика о принятии  надлежащих мер к утверждению схем, которые не могут быть своевременно утверждены ввиду длительного согласования с ресурсными организациями и другими организациями судом отклоняется ввиду документальной неподтвержденности, кроме того такие меры стали проводиться  только в 2019 году, следовательно  не представлены доказательств невозможности утверждения схемы размещения рекламных конструкций в 2017-2018гг.

В силу подпункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд, указывая на признание оспариваемого бездействия незаконным, должен принять решение об устранении допущенных нарушений прав.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. 
Согласно ст. 174 АПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также срок их совершения.

Позиция Ответчика о пропуске прокуратурой трехмесячного срока на обжалование действий (бездействий) администрации (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) судом  отклоняется. Обжалуемые бездействия Администрации носят длительный, затяжной характер так как не исполнена  обязанность по утверждению схем размещения рекламных конструкций на момент рассмотрения судом данного заявления. Таким образом, прокурором не пропущен трехмесячный срок для обращения в суд.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается государственная пошлина для организаций в сумме 3000 рублей.
Однако в соответствии с положениями статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель, равно как и ответчик, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, оснований для распределения судебных подходов в рамках данного дела не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 201, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Прокурора Республики Коми удовлетворить.

Признать незаконным бездействия Администрации Главы Республики Коми, выразившееся в неисполнении обязанности по утверждению схем размещения рекламных конструкций на территориях муниципальных образований.

Обязать Администрацию Главы Республики Коми в течение трех месяцев с момента вынесения судебного решения утвердить схемы размещения рекламных конструкций на территориях муниципальных образований городских округов «Ухта», «Инта», «Усинск», «Сосногорск», муниципальных районов «Усть-Куломский», «Усть-Вымский», «Прилузский», «Койгородский», «Сысольский», «Усть-Цилемский», «Ижемский», «Троицко-Печорский», «Княжпогостский», «Сыктывдинский», «Удорский».

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                          И.Н. Гайдак