ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
10 апреля 2017 года Дело № А29-2549/2017
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2017 года , полный текст решения изготовлен апреля 2017 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Гайдак И.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колцун О.Я.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 42 «Аленка» г.Воркуты (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
о взыскании 56 694 руб. 18 коп. штрафных санкций
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми (далее – УПФР в городе Воркуте Республики Коми) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 42 «Аленка» г.Воркуты (далее – МБДОУ «Детский сад № 42 «Аленка» г.Воркуты, Учреждение, ответчик) о взыскании 56 694 руб. 18 коп. штрафных санкций.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, ответчиком отзыв не представлен.
В соответствии с требованиями статей 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов и документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представления сведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц МБДОУ «Детский сад № 42 «Аленка» г.Воркуты за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам выездной проверки составлен акт № 007V10160000451 от 12.07.2016 (л.д. 18-22) и вынесено решение № 007V12160000132 от 12.08.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (л.д. 28-31), в котором Учреждение, в том числе привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 56 694 руб. 18 коп.
При этом как указывает заявитель, основанием для привлечения к ответственности явилось представление неполных (недостоверных) сведений в отношении 9 застрахованных лиц (не отражен код «ДЛОТПУСК» за период ежегодного оплачиваемого отпуска; не отражен код педагогической выслуги «27-ПД» при выделении периода временной нетрудоспособности; недостоверно отражены периоды отпусков без содержания (дней без оплаты); необоснованно указан код «РКС» в графе «территориальные условия» за период работы в командировке; не отражен код «КВАЛИФ» по периодам нахождения на курсах повышения квалификации; не отражены в индивидуальных сведениях педагогических работников доля ставки и количество отработанных часов; необоснованно указан код «27-ПД» за период действия договора по оказанию платных дополнительных образовательных услуг).
Расчет финансовой санкции за представление неполных (недостоверных) индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц приведен в приложении № 2 к решению № 007V12160000132 от 12.08.2016 (л.д. 33).
В соответствии с частью 3 статьи 19, статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 Учреждению направлялось требование № 007S01160070921 от 29.08.2016 об уплате штрафа в размере 56 694 руб. 18 коп. в срок до 08.09.2016 (л.д. 35).
Так как требование не исполнено, УПФР в городе Воркуте Республики Коми обратилось в суд с заявлением о взыскании задолженности.
Арбитражным судом Республики Коми 24.01.2017 был выдан судебный приказ по делу № А29-364/2017 о взыскании с МБДОУ «Детский сад № 42» г.Воркута 56 694 руб. 18 коп. штрафных санкций. Определением от 08.02.2017 судебный приказ отменен.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке в силу прямого указания в законе.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, Федерального закона от 19.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.
На основании статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции, действующей в спорный период, страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ, в редакции, действующей в спорный период, страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные указанным Федеральным законом.
Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (статья 1 Закона № 27-ФЗ).
Частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, устанавливалось, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
На основании части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведенной проверки полноты, правильности отражения индивидуального (персонифицированного) учета УПФР в городе Воркуте Республики Коми было установлено представление МБДОУ «Детский сад № 42» г.Воркута неполных (недостоверных) сведений в отношении 9 застрахованных лиц, в том числе, в части сведений о страховом стаже и стаже, дающем право на досрочное пенсионное обеспечение.
В данном случае Фонд указал, что по работникам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 сведения индивидуального (персонифицированного) учета были представлены с ошибками - отраженные сведения о стаже не отвечают фактическим обстоятельствам (не отражен код «ДЛОТПУСК» за период ежегодного оплачиваемого отпуска; не отражен код педагогической выслуги «27-ПД» при выделении периода временной нетрудоспособности; недостоверно отражены периоды отпусков без содержания (дней без оплаты); необоснованно указан код «РКС» в графе «территориальные условия» за период работы в командировке; не отражен код «КВАЛИФ» по периодам нахождения на курсах повышения квалификации; не отражены в индивидуальных сведениях педагогических работников доля ставки и количество отработанных часов; необоснованно указан код «27-ПД» за период действия договора по оказанию платных дополнительных образовательных услуг).
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2010 № 16440) утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция). Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 21.12.2016 № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 № 45549).
Согласно пункту 34 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пунктом 41 Инструкции установлено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Из решения № 007V12160000132 от 12.08.2016 усматривается, что Учреждению было предложено представить корректирующие сведения. Корректирующие формы индивидуального (персонифицированного) учета страхователем не представлены.
Ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, наступает за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в систем обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
На основании изложенного, решением № 007V12160000132 от 12.08.2016 ответчик правомерно привлечен к ответственности на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 56 694 руб. 18 коп.
Согласно пункту 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» статья 44 Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения) признана утратившей силу.
Вместе с тем постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона № 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом № 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Закона № 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.
В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом № 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях, соответственно: от 15.07.1999 № 11-П, от 11.03.1998 № 8-П, от 12.05.1998 № 14-П и от 30.07.2001 № 13-П, санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости, соразмерности, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
В данном случае в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд считает возможным уменьшить размер финансовой санкции, установив наличие смягчающих вину Учреждения обстоятельств.
Приняв во внимание характер совершенного заявителем нарушения и степень общественной опасности совершенного деяния и руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, а также принимая во внимание наличие обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя в совершении правонарушения, а именно: совершение данного правонарушения впервые; соразмерность штрафа объему допущенного нарушения; отсутствие со стороны заявителя систематических нарушений законодательства Российской Федерации в сфере пенсионного страхования; статус ответчика, являющегося муниципальным бюджетным учреждением и социальную направленность его деятельности и иные.
Суд полагает, что указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о наличии смягчающих ответственность обстоятельств и считает возможным снизить размер подлежащего взысканию штрафа до 10 000 руб.
Обстоятельства, отягчающие ответственность страхователя судом не установлены, а ответчиком доказательства наличия таких обстоятельств в решении № 007V12160000132 от 12.08.2016 не приведены.
Существенные нарушения порядка привлечения страхователя к ответственности, обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к ответственности за совершение правонарушения, и обстоятельств, исключающих вину заявителя в совершении правонарушения, судом не установлены.
На момент рассмотрения дела в суде сведения об уплате Учреждением взыскиваемой суммы штрафа в материалах дела отсутствуют. Требования предъявлены в пределах установленного законом срока.
На основании изложенного, требования УПФР в городе Воркуте Республики Коми подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьями 102,110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика
С учетом имущественного положения ответчика (являющегося муниципальным дошкольным образовательным учреждением) суд на основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации считает возможным уменьшить размер взыскиваемой суммы государственной пошлины до 100 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 180-181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 42 «Аленка» г.Воркуты, находящегося по адресу: <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 14.07.1999 Администрацией города Воркуты, основной государственный регистрационный номер <***>, в доход бюджета 10 000 руб. штрафа, а также в доход федерального бюджета 100 руб. государственной пошлины.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.