Арбитражный суд Республики Коми
г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, дом 49 А
http://komi.arbitr.ru, тел. 30-08-54
Именем Российской Федерации
Решение
г. Сыктывкар
02 июня 2009 года Дело № А29-2819/2009
(дата оглашения резолютивной части решения)
03 июня 2009 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе:________________________________
судьи Макаровой Л.Ф._____________________________________________________
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хозяиновой Е.М.____________________________________________________________
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению___________________________
ФИО1, с. Усть-Кулом____________________________________
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Коми, с. Корткерос________________________________________________________
о признании незаконным отказа в предоставлении налоговой льготы _____________
при участии в заседании:___________________________________________________
от заявителя: ФИО1___________________________________________________
от ответчика: ФИО2 – по доверенности № 03-11/3 от 10.01.2009г.__________
установил:
ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением (с учетом заявления об уточнении требований от 02.06.2009г.) о признании незаконным отказа Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Коми предоставить льготу по транспортному налогу в отношении всех принадлежащих ей транспортных средств (автобусы ПАЗ 32050R,ПАЗ 423403, ПАЗ 423002, автомобили УАЗ 39625, ВАЗ 21140).
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Коми требования ФИО1 не признает, возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 11.05.2009г. ФИО1 зарегистрирована в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства Межрайонной Инспекцией ФНС № 7 по РК 13.04.2007г.
20.01.2009г. ФИО1 обратилась в Межрайонную Инспекцию ФНС № 7 по РК с запросом о причинах не предоставления ей льготы по транспортному налогу, предусмотренной пунктом 7 статьи 8 Закона Республики Коми № 113-РЗ от 10.11.2005г. «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах», а 23.02.2009г. представила в налоговый орган справку о том, что выручка от реализации произведенной крестьянским (фермерским) хозяйством сельскохозяйственной продукции превышает 50 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
По результатам рассмотрения представленных документов, Межрайонной Инспекцией ФНС № 7 по РК ФИО1 была предоставлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты транспортного налога в сумме 12 480 руб., исчисленного в отношении автомобиля КАМАЗ 55102 С.
Полагая, что ей должна быть предоставлена налоговая льгота по транспортному налогу в виде освобождения от уплаты налога в отношении всех принадлежащих ей транспортных средств, ФИО1 обжаловала действия налогового органа в судебном порядке.
Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на пункт 2 статьи 2 Закона Республики Коми № 110-РЗ от 26.11.2002г. «О транспортном налоге».
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
На основании статьи 4 Федерального закона № 76-ФЗ от 23.06.2003г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» Правительством Российской Федерации 16.10.2003г. было принято постановление № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (сведений) и передачи их на хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002г. № 438 и 439».
В указанном постановлении Правительством Российской Федерации установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
Согласно статье 1 Федерального закона № 74-ФЗ от 11.06.2003г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации; а индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем и подлежит государственной регистрации по правилам, установленным для индивидуальных предпринимателей; и, если к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, то в налоговых отношениях глава крестьянского (фермерского) хозяйства рассматривается как индивидуальный предприниматель, нормы налогового законодательства, регламентирующие налогообложение организаций, к крестьянским (фермерским) хозяйствам не применяются.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктами 1, 5.4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 59 от 27.01.2003г. (действовали в период регистрации ФИО1 транспортных средств), предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
Регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для регистрации транспортных средств за физическими лицами.
Регистрация транспортных средств, принадлежащих крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, производится за главами указанных хозяйств.
Согласно пунктам 1, 2, 2.1 статьи 362, пунктам 1, 2, 3 статьи 363, пунктам 1, 2 статьи 363.1 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.
В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, налоговую декларацию по налогу, а по истечении каждого отчетного периода - налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ для целей применения главы 28 «Транспортный налог» различает две категории плательщиков транспортного налога: организации и физические лица; индивидуальные предприниматели как отдельная категория плательщиков транспортного налога не выделены, какие-либо особенности исчисления и уплаты транспортного налога индивидуальными предпринимателями не установлены.
Поскольку плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, а регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в порядке, предусмотренном для регистрации транспортных средств за физическими лицами, а также учитывая положения статьи 11 Налогового кодекса РФ, при исчислении транспортного налога индивидуальные предприниматели рассматриваются как физические лица (уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, в срок, установленный для физических лиц; не обязаны уплачивать авансовые платежи по налогу и представлять в налоговый орган налоговые декларации и расчеты авансовых платежей).
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
На территории Республики Коми транспортный налог был установлен Законом Республики Коми № 110-РЗ от 26.11.2002г. «О транспортном налоге», в соответствии с пунктом 2 статьи 2 которого налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков устанавливаются Законом Республики Коми «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах».
При этом льгота по налогу, установленная для налогоплательщика - физического лица, на имя которого зарегистрировано несколько транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляется в отношении одного зарегистрированного на данное физическое лицо транспортного средства по выбору налогоплательщика, если иное не установлено законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год.
Согласно пункту 7 статьи 8 Закона Республики Коми № 113-РЗ от 10.11.2005г. «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах» от уплаты транспортного налога освобождаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, если выручка от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки превышает 50 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Исходя из вышеизложенного налогоплательщики – физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, являющиеся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, имеют право на освобождение от уплаты транспортного налога, исчисленного в отношении одного транспортного средства.
Таким образом, налоговый орган правомерно предоставил предпринимателю налоговую льготу в виде освобождения от уплаты транспортного налога, исчисленного в отношении одного транспортного средства - автомобиля КАМАЗ 55102 С. Выбор транспортного средства, в отношении которого предоставлена льгота, осуществлен налоговым органом самостоятельно, но при этом были учтены интересы налогоплательщика (по указанному транспортному средству исчислена наибольшая сумма налога).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении заявления ФИО1 отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд.
Судья Арбитражного суда
Республики Коми Л.Ф. Макарова