ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-2885/10 от 21.07.2010 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 49 "а" http:// komi.arbitr.ru

__________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

  РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

«28» июля 2010 года Дело № А29-2885/2010

Резолютивная часть решения оглашена 21 июля 2010 года. Решение в полном объеме изготовлено 28 июля 2010 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Полицинского В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Подсудевской Н.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Лесопромышленная компания «Сыктывкарский ЛДК» к Архивному агентству Республики Коми и Государственному учреждению «Республиканский архив документов по личному составу» о признании незаконным отказа в принятии на хранение документов,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 ( по доверенности),

от ответчиков: ФИО2 (руководитель, от Государственного учреждения «Республиканский архив документов по личному составу»), ФИО3 ( от Архивного агентства Республики Коми, по доверенности ),

установил:

Открытое акционерное общество ««Лесопромышленная компания «Сыктывкарский ЛДК»» (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Архивному агентству Республики Коми (далее Агентство) и Государственному учреждению «Республиканский архив документов по личному составу» (далее Учреждение) о признании незаконным отказа ответчиков принять на хранение документы по личному составу ОАО «Сыктывкарский ЛДК» и обязании ответчиков принять на хранение документы по личному составу ОАО «ЛПК «Сыктывкарский ЛДК» в количестве 2729 дел за период с 1934 по 2001 года.

Заявитель на требованиях настаивает, полагая, что отказ ответчиков принять на хранение документы по личному составу ликвидированной организации ОАО «Сыктывкарский ЛДК», противоречит пункту 10 ст.23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» и Указу Главы Республики Коми от 19 октября 1999 года №421 «О создании Республиканского архива документов по личному составу»; указывает, что в силу ст.ст.61 и 419 ГК РФ обязательства по хранению документов по договору от 05 октября 2001 года №648 между заявителем и ОАО «Сыктывкарский ЛДК» прекращены в связи с ликвидацией последнего и исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц 12.09.2002 года; считает, что сделка по заключению договора хранения архивных документов от 05.10.2001 г. является ничтожной, поскольку не соответствует пункту 10 ст.23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» и Указу Главы Республики Коми от 19 октября 1999 года №421 «О создании Республиканского архива документов по личному составу», в силу чего не влечет за собой юридических последствий.

Ответчики требования не признали; Учреждение представило отзыв на заявление, в котором изложило свои возражения против требований, ссылаясь на договор хранения архивных документов от 05 октября 2001 года между заявителем и ОАО «Сыктывкарский ЛДК»; кроме того, ответчики указали на отсутствие свободных площадей и оборудования для приема и хранения документов.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что требования Общества удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ст.65 АПК РФ лица, участвующие в деле обязаны доказать те обстоятельства, на которые ссылаются как на основание своих требований и возражений.

В силу изложенного заявитель должен представить суду доказательства нарушения оспариваемым отказом в принятии документов его прав и законных интересов.

Суд рассматривает спор исходя из оснований к удовлетворению требований, заявленных Обществом, приводимых доводов и обстоятельств, на которые ссылается заявитель.

Суд считает, что заявителем доказательств нарушения оспариваемым отказом его прав и законных интересов не представлено.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

05 октября 2001 года между Обществом (хранителем) и ОАО «Сыктывкарский ЛДК» (поклажедателем) заключен договор хранения архивных документов, согласно которому Общество за плату в размере 12420128 руб. обязуется принять от поклажедателя на хранение архивные документы по личному составу работников с 1934 по 2001 г.г. в количестве 2729 дел и хранить их в течении 75 лет-возраст человека.

Согласно имеющемуся в деле акту приема-передачи документов на хранение документы приняты заявителем на хранение 28 сентября 2001 года.

12 сентября 2002 года регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ОАО «Сыктывкарский ЛДК» по решению суда.

04 марта 2010 года заявитель обратился к руководителю Агентства с заявлением о принятии мер по дальнейшему хранению архивных документов ОАО «Сыктывкарский ЛДК» в связи с прекращением обязательств Общества по договору от 05 октября 2001 года ввиду ликвидации ОАО «Сыктывкарский ЛДК».

На указанное заявление 11 марта 2010 года Учреждением заявителю дан ответ о том, что Учреждение принять от заявителя на хранение документы по личному составу не имеет возможности из-за отсутствия свободных площадей и оборудования со ссылкой на пункт 4.4.1 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов», а также на ст.17 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее Закон об архивном деле).

Полагая, что Учреждение обязано принять документы по личному составу ликвидированного ОАО «Сыктывкарский ЛДК» в силу пункта 10 ст.23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», заявитель оспорил отказ Учреждения в принятии документов в суде.

В соответствии со ст.3 Закона об архивном деле архивный документ -это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства; документы по личному составу - архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем.

Частью 1 ст.17 Закона об архивном деле установлена обязанность организаций вне зависимости от их организационно-правовой формы обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 10 ст.23 Закона об архивном деле при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Суд считает, что положения пункта 10 ст.23 Закона об архивном деле к спорным правоотношениям не применимы, поскольку Общество ни в стадии ликвидации, ни в процедуре банкротства – конкурсное производство не находится, не являлся заявитель и ликвидатором (конкурсным управляющим) ликвидированного ОАО «Сыктывкарский ЛДК».

Судом установлено, что архивные документы-документы по личному составу ОАО «Сыктывкарский ЛДК» были получены Обществом в результате возмездной сделки- заключенного с ОАО «Сыктывкарский ЛДК» 05 октября 2001 года договора хранения архивных документов №648.

Доводы заявителя о ничтожности данной сделки ввиду несоответствия ее пункту 10 статьи 23 Закона об архивном деле и Указу Главы Республики Коми от 19.10.1999 г. №421 являются несостоятельными, поскольку Закон об архивном деле вступил в силу только 27 октября 2004 год, а Указ Главы Республики Коми №421 определяет лишь организационные мероприятия по созданию Учреждения.

Факт ликвидации ОАО «Сыктывкарский ЛДК» в сентябре 2002 года значения в данном случае не имеет, поскольку ч.1 ст.17 Закона об архивном деле устанавливает обязанность организаций обеспечивать сохранность архивных документов в течение установленных сроков, и данная обязанность не связана с обстоятельствами получения таких документов.

Поскольку Законом об архивном деле применительно к спорной ситуации обязанность Учреждения по принятию документов от Общества не установлена, то и изложенный в письме Учреждения от 11 марта 2010 года №31 отказ в принятии документов не может рассматриваться как нарушающий права и обязанности заявителя.

Требование заявителя об обязании ответчиков принять на хранение документы по личному составу ОАО «ЛПК «Сыктывкарский ЛДК» вообще ничем не мотивировано.

Из представленного заявителем свидетельства от 23 октября 2002 года серии 11 №000239028 следует, что ОАО «ЛПК «Сыктывкарский ЛДК» является сокращенным наименованием Общества, которое ни в стадии ликвидации, ни в процедуре банкротства – конкурсное производство не находится.

Заявление Общества от 04 марта 2010 года, адресованное Агентству, требований о приеме на хранение документов по личному составу ОАО «ЛПК «Сыктывкарский ЛДК» не содержало.

При установленных судом обстоятельствах в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 49, 130, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

В удовлетворении требований заявителя отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья Арбитражного суда

Республики Коми В. Н.Полицинский.