ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-2898/19 от 04.06.2019 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

05 июня 2019 года     Дело № А29-2898/2019

Резолютивная часть решения объявлена июня 2019 года , полный текст решения изготовлен июня 2019 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Бебякиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью «Универсал-Сервис»

(ИНН:1108018044, ОГРН:1081108000269)

к бывшему директору общества с ограниченной ответственностью «Универсал-Сервис» Перевозчикову Андрею Ивановичу

об обязании совершить определенные действия,

при участии в  судебном заседании:

от истца – директор Пономарев С.Л. (паспорт);

от ответчика- представитель Плыгач А.В. – по доверенности;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Универсал-Сервис» (далее – ООО «Универсал-Сервис», Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к бывшему директору ООО «Универсал-Сервис» Перевозчикову Андрею Ивановичу (далее – Перевозчиков А.И.) об обязании передать директору                              ООО «Универсал-Сервис» следующие документы:

1. документы, подтверждающие права ООО «Универсал-Сервис» на недвижимое имущество, земельные участки, кадастровые и технические паспорта;

2. договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества Общества, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности;

3. документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые балансы (форма 1, 2) с отметкой налоговой инспекции), внебюджетные фонды и органы статистики (расчетные ведомости), с соответствующими отметками о принятии (за весь период деятельности);

4. расшифровку расчетов с дебиторами по статье «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

5. расшифровку авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, обоснованность авансов;

6. расшифровку краткосрочных финансовых вложений;

7. отчеты по оценке бизнеса, имущества Общества, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления Общества;

8. последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости (в том числе, акций, облигаций, ценных бумаг);

9. сведения об аффилированных лицах Общества;

10. внутренние документы ООО «Универсал-Сервис», подтверждающие полномочия руководящих органов (приказ о назначении, трудовой договор (контракт) с руководителем);

11. протоколы собраний руководящих органов ООО «Универсал-Сервис» с даты создания Общества;

12. приказы и распоряжения генерального директора с даты создания Общества;

13. ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчеты и заключения аудиторских фирм за последние три года;

14. договоры, соглашения, контракты, заключенные ООО «Универсал-Сервис» со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности, но не менее чем за три последних года;

15. номера расчетного и иных счетов ООО «Универсал-Сервис», наименование и реквизиты обслуживающих учреждений банков;

16. документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО «Универсал-Сервис» денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);

17. лицензии;

18. сертификаты;

19. материалы налоговых проверок и судебных процессов по ним, перечень всех дел, находящихся на рассмотрении в арбитражных судах, судах общей юрисдикции с участием Общества. Приложить исковые заявления и судебные акты;

20. утвержденное штатное расписание и кадровую документацию (в т.ч. личные дела сотрудников, приказы по личному составу, трудовые договоры, зарплатные ведомости, договоры о материальной ответственности);

21. сведения о выданных доверенностях в форме журнала учета выдачи доверенностей либо копии таких доверенностей;

22. нормативно-правовые акты органов исполнительной власти. Касающиеся ООО «Универсал-Сервис», его функций и видов деятельности;

23.  имущество  и   иные   материальные  ценности, принадлежащие ООО «Универсал-Сервис»;

24. печати и штампы ООО «Универсал-Сервис».

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 02.04.2019 иск ООО «Универсал-Сервис» был принят к производству, предварительное судебное заседание назначено на 13.05.2019.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 13.05.2019 дело назначено к судебному разбирательству на 04.06.2019.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований; указал, что требование по пункту 24 отзывает.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что в период с 2013 года (с назначения директором Общества) Пономарев С.Л. не обращался к бывшему руководителю с требованием о передаче документов.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № 4 по Республике Коми 10.04.2008. Обществу присвоен основной государственный регистрационный номер 1081108000269 (л.д. 34).

Перевозчиков А.И. осуществлял руководство деятельностью Общества до 05.09.2013; с 05.09.2013 по настоящее время  директором Общества является Пономарев С.Л.

16.11.2018 Общество направило бывшему директору                    Перевозчикову А.И. письменное уведомление с требованием о передаче действующему руководителю документов Общества, которое не было им исполнено (л.д. 16-19).

22.01.2019 Общество повторно направило Перевозчикову А.И. уведомление с требованием о передаче действующему директору документов Общества, которое также не было им исполнено (л.д. 20-22).

По сведениям истца, ответчик по истечении срока полномочий передачу документации новому директору не обеспечил, в связи с чем, деятельность в Обществе существенно затруднена.

Сославшись на уклонение ответчика от передачи истребуемых документов о финансово-хозяйственной деятельности Общества, поскольку он являлся лицом, ответственным за их хранение, и они должны быть истребованы у него в судебном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Ответчик в отзыве на иск от 13.05.2019 требования отклонил (л.д. 39-43); представитель ответчика указывает, что длительное время (с момента назначения на должность директора – сентябрь 2013 года) истец не интересовался делами Общества, интерес к испрашиваемым документам появился у истца только после исключения его из состава участников Общества решением суда по делу А29-13814/2018.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО) обеспечение хранения документов общества осуществляется по месту нахождения его исполнительного органа.

В соответствии с п. 4 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухучете) при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.

В соответствии с п. 4 ст. 32, ст. 40 Закона об ООО руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.

При этом с целью осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган отвечает за сохранность документов. В случае смены единоличного исполнительного органа общества, печать, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и иная документация, необходимые для осуществления руководства текущей деятельностью общества, подлежат передаче вновь избранному (назначенному) исполнительному органу общества.

Законами об ООО и о бухучете, служащими основой деятельности обществ с ограниченной ответственностью, требования о порядке и способе передачи дел не установлены. Более того, в целом законодательством Российской Федерации процесс передачи дел от бывшего директора действующему директору не регламентирован.

Как установлено арбитражным судом и подтверждено материалами дела, отдельного локального нормативного акта о порядке передачи дел при смене руководителя организации истцом не утверждалось.

Согласно трудовому законодательству руководитель организации является материально ответственным лицом.

На основании п. 22 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, при смене материально ответственных лиц устанавливается обязательность проведения инвентаризации в организации.

Кроме того, в соответствии с п. 2.4. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

В соответствии с п. 2.8. этих же Методических указаний проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

При увольнении Перевозчикова А.И. подобная инвентаризация не проводилась. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Порядок хранения первичных документов и учетных регистров установлен в разделе 6 действующего Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 № 105 (далее – Положение).

Так, в соответствии с п. 6.2.  названного Положения первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив предприятия, учреждения должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.

Бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.

При этом, согласно п. 6.6. сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия, учреждения.

Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива предприятия, учреждения работникам других структурных подразделений предприятия, учреждения, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по распоряжению главного бухгалтера.

В соответствии с п. 6.8. Положения в случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия, учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.

В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия, учреждения.

Доказательств создания комиссии по расследованию причин пропажи, гибели, т.е. отсутствия документации, а также наличие соответствующего акта с указанием причин их утраты, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено.

Как следует из материалов дела, требования о передаче финансово-хозяйственных документов направлено ООО Универсал-Сервис» в адрес ответчика 16.11.2018 и 22.01.2019, следовательно, в течение длительного времени (более 5-ти лет) с момента увольнения ответчика с должности директора истец письменных требований (претензий) в адрес                         Перевозчикова А.И. не направлял, что само по себе указывает на то, что отсутствие запрашиваемых документов не повлияло на деятельность Общества в целом.

Истцом доказательств того, что запрашиваемые документы находятся у ответчика не представлено. При этом, сам по себе факт того, что ответчик являлся директором - исполнительным органом общества, не свидетельствует о том, что истребуемая документация находится в его личном владении.

При совокупности установленных обстоятельств, с учетом вышеприведенных положений норм материального права, судом не установлено наличие недобросовестного поведения со стороны ответчика.

Судебные расходы по делу в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагаются на истца.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


В иске отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Универсал-Сервис» (ИНН:1108018044, ОГРН:1081108000269) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб.

После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                   Е.А. Бебякина