ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-3113/14 от 23.06.2014 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

23 июня 2014 года                           Дело № А29-3113/2014

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Шишкина В.В.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1  (ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>)

к Отделу надзорной деятельности г. Сыктывкара Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Коми

об отмене постановления о назначении административного наказания от 08.04.2014 № 249,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Отделу надзорной деятельности г. Сыктывкара Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Коми (далее – административный орган, ОНД по г. Сыктывкару) об отмене постановления № 249 от 08.04.2014 о привлечении к административной ответственности по делу об административном правонарушении, которым на предпринимателя был наложен административный штраф в размере 30 000 руб. на основании частей 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером - <***>, о чём в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись.

Основным видом деятельности предпринимателя является эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов и т.п.

Предпринимателю на праве собственности принадлежит комплекс открытой охраняемой автостоянки для легкового автотранспорта общей площадью 2 269 кв.м., расположенный по адресу: <...> в районе жилого дома № 44 (л.д. 3 в оригиналах представленного для обозрения административного дела –приложено к судебному).

На основании распоряжения заместителя начальника Отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара от 23.12.2013 № 2222 была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности по адресу <...> (л.д. 22-23).

По результатам проверки установлены факты нарушений требований пожарной безопасности, которые выразились в следующем:

- специальные программы обучения мерам пожарной безопасности, предназначенные для проведения противопожарного инструктажа, не согласованы с территориальным органом государственного пожарного надзора, чем нарушены требования пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, пункта 2, пункта 6, пункта 53 ИПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

-  специальные программы обучения (непосредственно в организации) пожарно-техническому минимуму работников, осуществляющих круглосуточную охрану организации, не согласованы с территориальным органом государственного пожарного надзора, чем нарушены требования пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, пункта 2, пункта 39 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

-  в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица ответственные за сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта, чем нарушены требования абзаца «а» пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390;

- в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица ответственные за организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств, чем нарушены требования абзаца «б» пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390;

-  в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица ответственные за проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты), чем нарушены требования абзаца «в» пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390;

- в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица ответственные за отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты) и выполнение мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания), чем нарушены требования абзаца «г» пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012  № 390;

- в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица ответственные за прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара, чем нарушены требования абзаца «д» пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390;

-в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица ответственные за удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара, чем нарушены требования абзаца «е» пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390;

- в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица ответственные за    осуществление    общего    руководства    по    тушению    пожара с учетом специфических   особенностей   объекта   до   прибытия   подразделения   пожарной охраны, чем нарушены требования абзаца «ж» пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012  № 390;

- в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица ответственные за обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара, чем нарушены абзаца «з» пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390;

- в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица ответственные за организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей, чем нарушены требования абзаца «и» пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390;

- в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица ответственные за встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара, чем нарушены требования абзаца «к» пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390;

- в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица ответственные за сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах, чем нарушены требования абзаца «л» пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012  № 390;

- в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица ответственные за   (по   прибытию   пожарного   подразделения)   информирование   руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара, чем нарушены требования абзаца «м» пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012  № 390;

- в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица ответственные за организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития, чем нарушены требования абзаца «н» пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390;

- здание не защищено автоматической установкой пожарной сигнализации (здание охраны административного назначения), чем нарушены требования пункта 9 таблицы А1, пункта А.4 приложения А СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; статья 83 Федерального закона от 22 июля № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 9 таблицы 1, пункта 4 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».

По результатам проверки, административным органом составлен Акт проверки от 12.02.2014 № 2222 (материалы административного дела).

18.02.2014 в отношении ИП ФИО1 составлены протоколы об административном правонарушении №№ 167 и 168 в присутствии предпринимателя (л.д. административного дела 15-13 и 11-10, согласно порядковой нумерации в нем).

Постановлением от 08.04.2014 № 249 ИП ФИО1 был признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, предпринимателю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. административного дела 32-28).

 Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим заявлением.

Не оспаривая по существу все выявленные нарушения, кроме последнего (по отсутствию сигнализации) заявитель в обоснование своих требований указывает, что установленный на территории автостоянки передвижной вагончик не является зданием и не отвечает требованиям Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический    регламент    о    требованиях    пожарной безопасности».

В соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик представил в материалы дела отзыв на заявление, в котором указывает на законность и обоснованность вынесенного постановления (л.д. 21).

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, в том числе, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно подпункту 5 пункта 7 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, осуществление деятельности по защите населения и территорий от пожаров является одной из основных задач МЧС России.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему иные органы, в частности Государственную противопожарную службу (пункт 3 названного Положения).

Последовательность и сроки действий государственных инспекторов противопожарной службы (административные процедуры) по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением, в том числе организациями, установленных требований пожарной безопасности определяет Административный регламент, утвержденный приказом МЧС России от 01.10.2007 № 517 (далее - Регламент).

В пункте 4 Регламента установлено, что проверкам соблюдения обязательных требований пожарной безопасности (далее - проверки) подлежат продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество) (далее - объекты защиты) и территории, к которым установлены или должны быть установлены обязательные требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (далее - объекты надзора).

Подпунктом 2 пункта 70 Регламента предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений лицом, в отношении которого проводится проверка, обязательных требований пожарной безопасности государственный инспектор (государственные инспектора) по пожарному надзору, проводивший (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан (обязаны), в том числе, принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 6 названного закона государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Согласно статье 37 Закона № 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу статьи 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В силу вышеуказанных норм обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности возникает в том числе, у лиц, уполномоченных владеть имуществом, независимо от оснований возникновения права владения.
В соответствии со статьей 1 названного Закона № 69-ФЗ нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Под противопожарным режимом указанным законом понимаются требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Меры пожарной безопасности определяются как действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. При их соотношении с предыдущим определением можно сказать, что противопожарный режим осуществляется путем принятия мер пожарной безопасности. Рассматриваемое определение является не чем иным, как методом достижения пожарной безопасности.

Обращает на себя внимание сделанное законодателем уточнение о том, что меры пожарной безопасности - это в том числе и выполнение требований пожарной безопасности.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права вытекает, что нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении лицом, ответственным за их соблюдение, установленных норм, стандартов и правил в области пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» утверждены правила противопожарного режима, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 462 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 в инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;

б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств, в том числе за оказание первой помощи пострадавшим в редакции Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 № 113;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

Административным органом установлены нарушения требований пожарной безопасности на объекте защиты, расположенному по адресу: <...>, принадлежащему предпринимателю ИП ФИО1 на праве собственности, которые выразились в не указании или неверном указании тех данных, которые перечислены выше в пункте 462 указанного Постановления выше и которые подлежат обязательному отражению в соответствующей Инструкции.

Факты нарушения установленных правил пожарной безопасности подтверждается материалами дела: актом проверки от 12.02.2014 № 2222, протоколами об административных правонарушениях от 18.02.2014 №№ 167 и 168, и не оспариваются по своей сути заявителем.

В соответствии с частью 4 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено административным органом в пределах сроков, предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ.

Судом проверено соблюдение процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности и не установлено существенных нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления.

Предприниматель привлечен к административной ответственности в пределах санкций, установленных частями 1,  4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что  установленный на территории автостоянки передвижной вагончик не является зданием и не отвечает требованиям Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический    регламент    о    требованиях пожарной безопасности»   также  не нашел своего подтверждения.

В материалах административного дела имеется технический паспорт на комплекс открытой охраняемой автостоянки для легкового автотранспорта, согласно которого здание общей площадью 15,3 кв.м. имеет фундамент железобетонный ленточный, что опровергает довод заявителя о том, что данное здание является передвижным вагончиком и не является стационарным объектом недвижимости по своей сути. Наличие фундамента опровергает доводы заявителя, а экспертизы по определению движимости (недвижимости) указанного имущества и соответственно стационарности и капитальности данного здания не проводилось, что в данном случае подлежит доказыванию со стороны заявителя, и не должно возлагаться на ответчика, так как предприниматель единственный, кто владеет, пользуется и распоряжается данным имуществом (л.д. административного дела 7-5).

К тому же, доказательств обратного, заявитель суду не представил.

Материалами дела доказано наличие в действиях предпринимателя событий вменяемых административных правонарушений.

ИП ФИО1, осуществляя свою деятельность на свой риск, так как занимается предпринимательской деятельностью (статья 2 ГК РФ), должен был и мог знать о необходимости соблюдения требований законодательства и имел возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Федеральным законом, Правилами, Техническими регламентами, Стандартами, и, следовательно, имел возможность и обязан был соблюдать требования пожарной безопасности в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства, но не принял мер по их соблюдению, что свидетельствует о наличии вины предпринимателя во вмененном ему правонарушении.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 об отмене постановления о назначении административного наказания № 249 от 08.04.2014, вынесенного заместителем главного государственного инспектора г.Сыктывкара по пожарному надзору ФИО2, отказать. 

Решение суда может быть обжаловано в 10-ти дневный срок во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья                                                                       В.В. Шишкин