ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
07 февраля 2019 года Дело № А29-3235/2018
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2019 года , полный текст решения изготовлен февраля 2019 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Тарасова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тищенко О.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Зенит» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Администрации сельского поселения «Серёгово» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
о признании незаконными действий (бездействия),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального района «Княжпогостский», Государственное казенное учреждение Республики Коми «Служба единого заказчика Республики Коми», Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми,
при участии:
от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 24 октября 2018 года),
от ответчика: ФИО2 (Глава сельского поселения «Серёгово», по паспорту), ФИО3 (по доверенности от 25 октября 2018 года № 11),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Зенит» (далее – ООО «Зенит», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным отказа Администрации сельского поселения «Серёгово» (далее – Администрация СП «Серёгово») от 24 августа 2017 года № 01-26/465 в согласовании документации по планировке и межеванию территории для строительства внеплощадочных наружных сетей объекта «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостского района», а также о взыскании убытков в размере 1 035 231 рублей 57 копеек.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 23 марта 2018 года по делу № А29-3235/2018 требования заявителя о взыскании убытков в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) выделены в отдельное производство, в рамках настоящего дела рассматриваются требования ООО «Зенит» о признании незаконным отказа Администрации СП «Серегово» от 24 августа 2017 года № 01-26/465 в согласовании документации по планировке и межеванию территории для строительства внеплощадочных наружных сетей объекта «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостского района»
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 27 апреля 2018 года указанное заявление принято к производству.
Администрация СП «Серёгово» возражает относительно заявленных требований. Доводы ответчика изложены в отзыве на исковое заявление от 15 мая 2018 года № 01-26/301 (том 2, листы дела 118-119), в дополнении к письменному отзыву от 05 июня 2018 года № 01-26/301 (том 3, листы дела 1-3), дополнении к письменному отзыву от 25 июня 2018 года № 01-26/301 (том 3, листы дела 18-19), дополнении к письменному отзыву от 04 июля 2018 года № 01-26/301 (том 3, листы дела 35-36), дополнении к письменному отзыву от 02 августа 2018 года № 01-26/301 (том 3, листы дела 40-43), дополнении к письменному отзыву от 08 октября 2018 года № 01-26/332 (том 3, листы дела 55-56).
07 июня 2018 года ООО «Зенит» представило в материалы дела возражения на отзыв ответчика от 15 мая 2018 года № 01-26/301 (том 3, листы дела 4-8).
10 сентября 2018 года ООО «Зенит» представило в материалы дела возражения на отзыв ответчика от 02 августа 2018 года № 01-26/301, согласно которому заявитель настаивает на удовлетворении требований в полном объеме (том 3, листы дела 48-50).
Определениями арбитражного суда от 01 ноября 2018 года (том 3, листы дела 64-65) и от 27 ноября 2018 года (том 3, листы дела 83-84) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района «Княжпогостский» (далее – Администрация МР «Княжпогостский», Государственное казенное учреждение Республики Коми «Служба единого заказчика Республики Коми» (далее – ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми»), Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми,
27 ноября 2018 года ООО «Зенит» представила дополнительные пояснения (том 3, листы дела 76-79).
24 декабря 2018 года от Администрации МР «Княжпогостский» поступил отзыв на исковое заявление от 21 декабря 2018 года № 02-24/, согласно которому третье лицо считает исковое требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению (том 3, листы дела 90-92).
Письмом от 21 декабря 2018 года № 02-01/578 ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми» представило отзыв на заявление, в котором сообщило суду, что изготовленная заявителем и направленная письмом от 21 декабря 2017 года № 413 в электронном виде документация по планировке и межеванию территории не содержала весь подлежащий выполнению объем работ (были изготовлены не все предусмотренные техническим заданием проекты планировки и межевания территории), указанная документация не соответствовала требованиям к составу и комплектности (не представлена на бумажном носителе и по накладной), не была согласована органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и не утверждена Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми. Таким образом, довод заявителя о том, что отказ ответчика в согласовании документации по планировке и межеванию территории явился единственным основанием для расторжения контракта, является необоснованным, в связи с чем, Служба просит отказать ООО «Зенит» в удовлетворении заявленных требований (том 3, листы дела 95-96).
Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми также считает, что основания для удовлетворения заявления Общества отсутствуют, заявителем без уважительных причин пропущен срок на подачу заявления о признании ненормативного правового акта недействительным (том 3, листы дела 106-107).
В материалы дела ООО «Зенит» посредством системы электронного документооборота направило ходатайство об изменении предмета иска, согласно которому просит признать незаконным бездействие Администрации СП «Серёгово» с 24 августа 2017 года в части согласования документации по планировке и межеванию территории для строительства внеплощадочных наружных сетей объекта «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостского района» (том 3, лист дела 33).
Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
С учетом изложенного, действующим арбитражно-процессуальным законодательством не предусмотрено одновременное изменение как предмета, так и основания иска.
По смыслу нормы, содержащейся в части 1 статьи 49 АПК РФ, предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении его. Изменение предмета иска - это изменение материально-правового требования истца к ответчику. Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований к ответчику.
Исходя из представленного заявления, основания предмета требований Обществом не изменены.
В качестве оснований первоначально заявленных требований заявитель указывал на незаконность отказа Администрации СП «Серёгово» от 24 августа 2017 года № 01-26/465 в согласовании документации по планировке и межеванию территории для строительства внеплощадочных наружных сетей объекта «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостского района».
Суд приходит к выводу, что заявитель в обоснование уточненных требований ссылается на незаконность бездействия, выразившегося в отказе согласования документации по планировке и межеванию территории для строительства внеплощадочных наружных сетей объекта «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостского района» и определил применительно к статье 49 АПК РФ удовлетворить ходатайство ООО «Зенит», принять изменение предмета заявленных требований. Дело рассматривается с учетом заявленных уточнений.
Рассмотрев ходатайство истца о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного правового акта (том 3, листы дела 20-23), суд установил следующее.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
С заявлением о признании незаконным отказа Администрации СП «Серёгово» от 24 августа 2017 года № 01-26/465 заявитель обратился в суд 20 марта 2018 года.
В силу статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными. Таким образом, основным условием восстановления срока для судебного обжалования является уважительность причины пропуска срока.
В то же время законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока в тех или иных случаях. Следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В пункте 3 Информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20 декабря 1999 года № С1-7/СМП-1341 указано, что при осуществлении правосудия арбитражным судам необходимо учитывать позицию Европейского Суда по правам человека. Рассмотрению дела не должны препятствовать чрезмерные правовые или практические преграды.
Исходя из изложенного, суд считает возможным заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного правового акта удовлетворить.
Рассмотрение данного дела неоднократно откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных пояснений и доказательств.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-комму-нального и дорожного хозяйства Республики Коми от 01 марта 2017 года
№ 137-ОД принято решение о подготовке документации по планировке территории для проектирования и строительства внеплощадочных наружных сетей от санаторной зоны до коммунально-складской зоны по объекту «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостского района».
Подготовка документации по планировке для проектирования и строительству внеплощадочных наружных сетей согласно вышеуказанному приказу была возложена на Государственное казенное учреждение Республики Коми «Служба единого заказчика Республики Коми».
15 июня 2017 года между ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми» (Заказчик) и ООО «Зенит» (Исполнитель) на основании части 1 статьи 70 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен контракт
№ 0107200002717000554-0032180-01 (31/17) на выполнение работ по разработке документации по планировке и межеванию территории для строительства внеплощадочных наружных сетей объекта «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостского района» (далее – контракт), по условиям которого Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется выполнить работы по разработке документации по планировке и межеванию территории для строительства внеплощадочных наружных сетей объекта «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостского района» (далее по тексту - Объект) в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к настоящему контракту) (пункт 1.1 контракта, том 1, листы дела 26-31).
Пунктом 1.3 контракта установлено, что начало работы исчисляется с даты заключения контракта, завершение - 20 сентября 2017 года.
Стоимость работ по контракту составляет 737 658 рублей 86 копеек. Цена установлена с учетом всех расходов Исполнителя, связанных с исполнением контракта, в том числе расходов на страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей (пункт 2.1 контракта).
Результатом выполнения работ являются проекты планировки и межевания территории в отношении территории, подлежащей застройке, для строительства каждого из поименованных в Техническом задании (приложение № 1 к настоящему контракту) линейных объектов.
Проекты планировки и межевания территории оформляются в форме документа на бумажном носителе и в электронном виде в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к настоящему контракту) и передаются Заказчику по накладной (пункт 3.2.2 контракта).
Обязательства Исполнителя по контракту считаются выполненными после передачи Исполнителем Заказчику проектов планировки и межевания территории в отношении территории, подлежащей застройке, для линейных объектов, поименованных в Техническом задании (приложение № 1 к настоящему контракту); кадастровых выписок земельных участков по каждому образованному земельному участку и подписания сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ (пункт 3.3 контракта).
Согласно пункту 13 Технического задания (приложение № 1 к контракту), проект планировки и межевания территории в отношении каждого линейного объекта должен содержать:
- графические материалы основной части проекта планировки, предусматривающего размещение линейных объектов;
- чертеж межевания, предусматривающий размещение линейных объектов;
- материалы по обоснованию проекта планировки и межевания. предусматривающего размещение линейного объекта;
- план трассы, планируемый к размещению линейных объектов;
- схема расположения элемента планировочной структуры. Порядок согласования и утверждения документации:
- исполнитель согласовывает проекты планировки и межевания территории, предусматривающие размещение линейных объектов, в порядке, установленном статьей 45 ГрК РФ;
- согласованные проекты планировки и межевания территории, предусматривающие размещение линейных объектов, исполнитель передает на утверждение в Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммуна-льного и дорожного хозяйства Республики Коми, принявшее решение о разработке проекта планировки и межевания территории, в порядке, установленном статьей 45 ГрК РФ;
- исполнитель отвечает на замечания и предложения, полученные в ходе согласования проектов планировок и межевания территории, предусматривающих размещение линейных объектов, подготавливает аргументированные обоснования учета или отклонения поступивших замечаний и предложений, корректирует проект планировки и межевания территории, предусматривающий размещение линейных объектов, в порядке, установленном статьей 45 ГрК РФ.
Согласно пункту 5.1 контракта результаты выполненных работ передаются Исполнителем Заказчику по накладной, по мере готовности отдельных документов: проектов планировки и межевания территории в отношении территории, подлежащей застройке, на каждый линейный объект, поименованный в Техническом задании (приложение № 1 к настоящему контракту), согласно пункту 3.2.2 настоящего контракта.
Письмом от 07 августа 2017 года № 163 ООО «Зенит» направило в адрес руководителя Администрации МР «Княжпогостский» ФИО4 подготовленную документацию проекта межевания территории в электронном виде (том 1, лист дела 24).
Заместитель руководителя Администрации МР «Княжпогостский» ФИО5 в ответ на указанное письмо сообщил Обществу, что согласование подготовленной документации по планировке и межеванию территории для строительства внеплощадочных наружных сетей объекта «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостского района» не входит в полномочия администрации муниципального района, поскольку согласно части 17 статьи 13 Закона Республики Коми от 08 мая 2007 года № 43-РЗ «О некоторых вопросах в области градостроительной деятельности в Республике Коми» документация по планировке территории, которая подготовлена в целях размещения объекта регионального значения в границах поселения, городского округа и утверждение которой осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, до ее утверждения подлежит согласованию с главой такого поселения, главой такого городского округа. Поскольку спорный объект расположен в границах сельского поселения «Серёгово», документация по планировке территории подлежит согласованию с главой данного поселения (письмо от 15 августа 2017 года № 02-18.4075, том 1, лист дела 22).
Письмом от 16 августа 2017 года № 185 ООО «Зенит» направило в адрес Главы Администрации СП «Серёгово» ФИО2 подготовленную документацию проекта межевания территории в электронном виде для проверки и согласования (том 1, лист дела 25).
В ответ на указанное письмо Глава Администрации СП «Серёгово» ФИО2 сообщил Обществу, что для согласования направленного проекта необходимо обратиться в Администрацию муниципального образования муниципального района «Княжпогостский», а также рекомендовал сделать привязку внеплощадочных наружных сетей объекта «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостсткого района» к существующим объектам на территории поселения (письмо от 24 августа 2017 года № 01-26/465, том 1, лист дела 23).
Письмом от 28 августа 2017 года № 195 ООО «Зенит» уведомило ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми» о том, что Администрация МР «Княжпогостский» и Администрация СП «Серёгово» отказались согласовывать проектную документацию.
ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми» письмом от 30 августа 2017 года № 01-09/850 направило в адрес Главы Администрации СП «Серёгово» нормативно-правовое обоснование неправомерности отказа в согласовании подготовленной документации и просило в кратчайшие сроки согласовать разработанную Обществом в рамках контракта документацию.
Письмом от 04 сентября 2017 года № 01-09/364 ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми» просило ООО «Зенит» откорректировать документацию и повторно направить для согласования в Администрацию СП «Серёгово», а также для ознакомления в Администрацию муниципального образования муниципального района «Княжпогостский».
Письмами от 08 сентября 2017 года № 201, от 03 ноября 2017 года
№ 311, от 09 ноября 2017 года № 318, от 21 декабря 2017 года № 413, ООО «Зенит» направляло в адрес ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми» документацию проекта планировки и межевания территории в электронном виде (том 1, листы дела 44-47).
Письмами от 14 сентября 2017 года № 01-09/897 и от 19 октября 2017 года № 01-09/965 ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми» просило устранить замечания к разработанной документации (том 1, листы дела 49-51).
Письмом от 22 декабря 2017 года ООО «Зенит» повторно направило в адрес руководителя Администрации МР «Княжпогостский» ФИО4 подготовленную документацию проекта межевания территории с внесенными изменениями (том 1, лист дела 48).
Письмом от 28 декабря 2017 года № 02-19/6991 заместитель руководителя Администрации МР «Княжпогостский» ФИО6 сообщила, что представленная документация в соответствии с ранее направленными замечаниями не доработана, в связи с чем, рекомендовала Администрации СП «Серёгово» не согласовывать указанную документацию (том 1, лист дела 52).
Письмом от 18 января 2018 года № 01-01/15 ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми» направило в адрес ООО «Зенит» решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и привлечении Исполнителя к ответственности за просрочку исполнения и ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в виде пени в сумме 205 806 рублей 82 копейки и штрафа в сумме 73 765 рублей 89 копеек. В обоснование расторжения договора Заказчик пояснил, что ООО «Зенит» в установленный контрактом срок не выполнило свои обязательства по нему, допустив просрочку исполнения обязательств. Исполнитель не передал Заказчику результат работы, соответствующий условиям Контракта, не изготовил проекты планировки и межевания территории (шесть проектов в соответствии с приказами Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 01 марта 2017 года №№ 113-ОД, 134-ОД, 135-ОД, 136-ОД, 137-ОД, 138-ОД), не обеспечил их согласование с органом местного самоуправления (Администрацией СП «Серёгово») и утверждение Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, не обеспечил постановку земельных участков на кадастровый учет, таким образом, ООО «Зенит» допустило существенное нарушение условий контракта. Направленная в адрес Заказчика письмом от 21 декабря 2017 года № 413 в электронном виде документация по планировке и межеванию территории не соответствует требованиям к составу и комплектности, установленным Контрактом (документация не предоставлена на бумажном носителе и по накладной), в силу чего не может быть принята Заказчиком. Кроме того предоставлений Исполнителем в электронном виде документация не содержит в себе все предусмотренные условиями контракта проекты планировки и межевания территории. На 18 января 2018 года работы по контракту Исполнителем не завершены, результаты работы в соответствии с требованиями Контракта Заказчику не переданы. Просрочка исполнения обязательств по контракту составляет 120 дней.
Не согласившись с отказом Администрации СП «Серёгово» в согласовании документации по планировке и межеванию территории для строительства внеплощадочных наружных сетей объекта «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостского района», ООО «Зенит» обратилось в суд с настоящими требованиями.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и выслушав представителей сторон, арбитражный суд не нашел оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно.
Частью 1 статьи 41 ГрК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. В части 3 статьи 41 ГрК РФ определены случаи, при которых подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной.
В соответствии с частью 1.1 статьи 45 ГрК РФ, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются:
1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;
2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса;
3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;
4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
5) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа (часть 3.1 статьи 46 ГрК РФ).
Частью 10 статьи 45 ГрК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса (часть 13 названной статьи).
Частью 1 статьи 46 ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 ГрК РФ. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (часть 4 статьи 46 ГрК РФ).
До вынесения проекта планировки территории на публичное обсуждение осуществляется процедура, в рамках которой орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 данного Кодекса, по результатам которой указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
По смыслу указанных правовых норм, регулирующих процедуру подготовки документации по планировке территории, несоответствие проекта планировки территории требованиям части 10 статьи 45 ГрК РФ является основанием для отклонения такой документации и о направлении ее на доработку еще до начала процедуры публичного обсуждения проекта планировки.
В силу пункта 12.7 статьи 45 ГрК РФ документация по планировке территории, которая подготовлена в целях размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения муниципального района или в целях размещения иного объекта в границах поселения, городского округа и утверждение которой осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, до ее утверждения подлежит согласованию с главой такого поселения, главой такого городского округа. Предметом согласования является соответствие планируемого размещения указанных объектов правилам землепользования и застройки в части соблюдения градостроительных регламентов (за исключением линейных объектов), установленных для территориальных зон, в границах которых планируется размещение указанных объектов, а также обеспечение сохранения фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии с пунктом 13.1 статьи 46 ГрК РФ основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.
Судом установлено и представленными в материалы дела письменными доказательствами подтверждается, что Обществом документация по планировке неоднократно представлялась в адрес Заказчика и Администрации МР «Княжпогостский».
В адрес Администрации СП «Серёгово» Общество направило подготовленную документацию проекта межевания территории в электронном виде для проверки и согласования единожды - письмом от 16 августа 2017 года № 185 ООО «Зенит» (том 1, лист дела 25).
В ответ на указанное письмо Глава Администрации СП «Серёгово» ФИО2 сообщил Обществу, что для согласования направленного проекта необходимо обратиться в Администрацию муниципального образования муниципального района «Княжпогостский», а также рекомендовал сделать привязку внеплощадочных наружных сетей объекта «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостсткого района» к существующим объектам на территории поселения (письмо от 24 августа 2017 года № 01-26/465, том 1, лист дела 23).
Как было указано ранее и установлено пунктом 1.1 контракта, Заказчик поручал, а Исполнитель обязался выполнить работы по разработке документации по планировке и межеванию территории для строительства внеплощадочных наружных сетей объекта «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостского района» (далее по тексту - Объект) в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к настоящему контракту) (том 1, лист дела 26).
Согласно пункту 12 Технического задания (приложение № 1 к контракту, том 1, листы дела 32-37) подготовка документации по планировке и межеванию территории, предусматривающая размещение линейных объектов, осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с действующей нормативной документацией.
Аналогичные требования содержатся в пункте 3.2.1 контракта: подготовка документации по планировке и межеванию территории, предусматривающей размещение линейных объектов, осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с нормативной документацией, действующей на момент передачи результата работ Заказчику.
Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов:
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Схема территориального планирования муниципального района «Княжпогостскнй» утверждена решением Совета муниципального района «Княжпогостскнй» от 25 декабря 2013 года № 266, находится в свободном доступе: размешена на официальном сайте муниципального района «Княжпогостскнй» в разделе «Градостроительное зонирование» и Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) по адресу: http://fgis.economy.gov.ru.
Генеральный план муниципального образования сельского поселения «Серёгово» утвержден решением Совета муниципального района «Княжпогостский» от 29 апреля 2016 года № 67, также находится в свободном доступе: размещен на официальном сайте муниципального района «Княжпогостский» и ФГИС ТП.
Правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Серёгово» утверждены решением Совета муниципального района «Княжпогостский» от 29 апреля 2016 года № 67.
Статьи 42, 43 ГрК РФ содержат исчерпывающие требования к составу и содержанию проекта планировки территории и проекту межевания территории.
Частью 5 статьи 42 ГрК РФ установлено, что состав и содержание проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 564 утверждено Положение о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов (далее - Положение).
Письмом ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми» от 10 октября 2017 года № 01-09/947 рекомендовала СП «Серёгово» обратиться в Администрацию MP «Княжпогостский» за содействием в рассмотрении документации, в связи с чем, Администрацией МР «Княжпогостский» рассматривались 3 редакции документации по планировке территории.
Согласно пояснению Администрации МР «Княжпогостский», изложенному в письме от 11 апреля 2018 года № 02-36/1734 (ответ Главе Администрации СП «Серёгово» ФИО2 на письмо от 23 марта 2018 года
№ 01-26/142), в ходе рассмотрения документации по планировке и межеванию территории было установлено, что разработанная документация ООО «Зенит» не соответствует требованиям статей 42, 43 ГрК РФ и подготовлена без учета документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
Ни одна из представленных редакций документации не содержала информацию о действующих на территории сельского поселения «Серёгово» документах территориального планирования, правил землепользования и застройки.
Материалы инженерных изысканий не совпадают со сведениями (границами земельных участков), содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
В Графической части проекта планировки:
в разделе 1 «Проект планировки территории. Графическая часть»:
- отсутствует чертеж красных линий (предусмотрен пунктами 11, 12 Положения);
- на карте границ зон планируемого размещения линейных объектов отсутствуют границы зон планируемого размещения линейных объектов, устанавливаемые в соответствии с нормами отвода земельных участков для конкретных видов линейных объектов с указанием границ зон планируемого размещения объектив капитального строительства, входящих в состав линейных объектов, обеспечивающих в том числе соблюдение расчета: показателей минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования. Места размещения объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта подлежат уточнению при архитектурно-строительном проектировании, но не могут выходить за границы зон планируемого размещения таких объектов, установленных проектом планировки территории (предусмотрены подпунктом «б» пункта 13 Положения);
- на карте границ зон планируемого размещения линейных объектов отсутствуют номера характерных точек границ зон планируемого размещения линейных объектов, в том числе точек начала и окончания, точек изменения описания границ таких зон (предусмотрены подпунктом «в» пункта 14 Положения);
Отсутствует раздел 3 «Материалы по обоснованию проекта планировки территории. Графическая часть» (предусмотрен пунктами 9, 18 Положения).
В Текстовой части проекта планировки:
- отсутствует раздел 2 «Положение о размещении линейных объектов» (предусмотрен пунктами 8, 15 Положения).
В разделе 4 «Материалы по обоснованию проекта планировки территории. Пояснительная записка»:
- отсутствует обоснование определения границ зон планируемого размещения линейных объектов (предусмотрено подпунктом «б» пункта 28 Положения);
- отсутствует обоснование определения предельных параметров застройки территории в границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства, входящих в состав линейных объектов (предусмотрено подпунктом «г» пункта 28 Положения);
- отсутствует ведомость пересечений границ зон планируемого размещения линейного объекта (объектов) с сохраняемыми объектами капитального строительства (здание, строение, сооружение, объект, строительство которого не завершено), существующими и строящимися на момент подготовки проекта планировки территории (предусмотрена подпунктом «д» пункта 28 Положения);
- отсутствует ведомость пересечений границ зон планируемого размещения линейного объекта (объектов) с водными объектами (в том числе с водотоками, водоемами, болотами и т.д.) (предусмотрена подпунктом «ж» пункта 28 Положения);
- отсутствуют материалы и результаты инженерных изысканий, используемые при подготовке проекта планировки территории, с приложением документов, подтверждающих соответствие лиц, выполнивших инженерные изыскания, требованиям части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (предусмотрены подпунктом «а» пункта 29 Положения).
По проекту межевания территории. В текстовой части проекта межевания:
- отсутствует перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования (предусмотрен пунктом 1 части 5 статьи 43 ГрК РФ);
- отсутствует перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (предусмотрен пунктом 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ);
- отсутствует вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (предусмотрен пунктом 3 части 5 статьи 43 ГрК РФ);
Указанный в проекте вид разрешенного использования - под инженерные коммуникации, не соответствует приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
В графической части проекта межевания:
- не отражены в полном объеме границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры (предусмотрены пунктом 1 части 6 статьи 43 ГрК РФ);
- не отражены красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ (предусмотрены пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ);
- не отражены границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (предусмотрены пунктом 4 части 6 статьи 43 ГрК РФ);
- отражены не в полном объеме границы зон действия публичных сервитутов (предусмотрены пунктом 5 части 6 статьи 43 ГрК РФ);
В материалах по обоснованию проекта межевания:
- отражены не в полном объеме границы существующих земельных участков (предусмотрены пунктом 1 части 7 статьи 43 ГрК РФ);
- отражены не в полном объеме границы зон с особыми условиями использования территорий (предусмотрены пунктом 2 части 7 статьи 43 ГрК РФ);
- не корректно отражено местоположение существующих объектов капитального строительства (в виду смещения материалов инженерных изысканий и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости) (предусмотрено пунктом 3 части 7 статьи 43 ГрК РФ);
Кроме этого, во всех редакциях документации по планировке территории содержалась информация о «проектируемой трассе железной дороги» (железнодорожные пути)», «складированию материалов и временных дорогах на период строительства вдоль трассы газопровода», «округа Красноуральск» и «Свердловской области». При этом согласно пункту 11 Технического задания проектирование ж.д. трассы, трассы газопровода не предусмотрено.
На основании изложенного утверждение ООО «Зенит» о том, что в адрес Заказчика и Администрации MP «Княжпогостский» направлялась подготовленная в соответствии с контрактом документация, не находит подтверждения материалами дела.
Таким образом, подготовленная ООО «Зенит» документация не отвечала требованиям статей 42-43 ГрК РФ, пункта 12 Технического задания, пункта 3.2.1 контракта, и не могла быть представлена для дальнейшего согласования в соответствии с пунктом 12.7 статьи 45 ГрК РФ Главе Администрации СП «Серёгово».
Вместе с тем на согласование Главе сельского поселения для проведения проверки соответствия планируемого размещения указанных объектов правилам землепользования и застройки в части соблюдения установленных для территориальных зон, в границах которых планируется размещение указанных объектов, а также обеспечение сохранения фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения по правилам статьи 45 ГрК Российской Федерации должна была быть направлена надлежащим образом подготовленная документация по планировке и межеванию территории для строительства внеплощадочных наружных сетей объекта «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостского района».
Отсутствие надлежащим образом подготовленной документации по планировке территории (без замечаний со стороны муниципального образования) не позволило осуществить вышеуказанные мероприятия, установленные статьей 45 ГрК РФ.
При таких обстоятельствах, совокупности условий для признания оспариваемого бездействия Администрации СП «Серёгово» с 24 августа 2017 года в части согласования документации по планировке и межеванию территории для строительства внеплощадочных наружных сетей объекта «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостского района» незаконным (одновременное несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности) не имеется.
Кроме того, суд отмечает следующее.
Нарушение своих прав в сфере предпринимательской деятельности Общество обосновывает расторжением контракта, что, как следствие, повлекло для заявителя убытки, связанные упущенной выгодой в сумме оплаты по контракту и наложенными на него штрафными санкциями.
В силу положений части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Таким образом, предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Закрепленный статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип судебной защиты прав предполагает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, обеспечивает реальную защиту либо восстановление нарушенного (оспоренного) права.
Применительно к делам, подлежащим рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ, этот принцип выражается в том, что арбитражный суд, признавая незаконным решение, действия (бездействие) государственного органа, указывает в итоговом судебном акте на обязанность соответствующего органа, его должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
Между тем, в рассматриваемом случае, оспаривание бездействия Администрации СП «Серёгово» в согласовании документации по планировке и межеванию территории для строительства внеплощадочных наружных сетей объекта «Санаторный комплекс в с. Серёгово Княжпогостского района» само по себе не способствует восстановлению прав Общества.
При указанных обстоятельствах суд в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.