ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-3270/18 от 03.10.2018 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

04 октября 2018 года Дело № А29-3270/2018

Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2018 года, полный текст решения изготовлен 04 октября 2018 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Смагиной Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Завадской К.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску

муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа «Сыктывкар» «Жилкомсервис» (ИНН:1101430883, ОГРН:1111101009194)

к Министерству финансов Республики Коми (ИНН:1101481969, ОГРН:1021100524213)

к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (ИНН: 1101486283, ОГРН: 1041100439302)

к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» (ИНН: 1101481609, ОГРН: 1021100527700)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Патологоанатомическое бюро»(ИНН: 1101482539, ОГРН: 1021100527810), Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685),

о взыскании убытков,

при участии:

от истца: Распопова Е.Л. - по доверенности от 10.01.2018,

от Министерства финансов Республики Коми: Гусейнова Г.И.-гызы - по доверенности от 24.04.2018 № 10-02/1937,

от регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми: Добрынская Т.Н. - по доверенности от 21.12.2017 № 179,

от Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми: Бородкина А.А. по доверенности от 06.03.2018,

от ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара»: Юдина Е.А. - по доверенности от 17.01.2018 № 03-28/55

установил:

Муниципальное казенное предприятие муниципального образования городского округа «Сыктывкар» «Жилкомсервис» (далее – МКП «Жилкомсервис», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Министерству финансов Республики Коми о взыскании убытков, возникших в связи с отсутствием возмещения расходов на погребение, в сумме 79 598 руб. 68 коп.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 27.03.2018 исковое заявление МКП «Жилкомсервис» принято с указанием на рассмотрение дела в упрощенном порядке, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Патологоанатомическое бюро» (далее – ГБУЗ РК «ПАБ», третье лицо), государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» (далее – ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара», третье лицо).

Ответчик в отзыве на исковое заявление от 16.04.2018 исх. №10-05/1731 считает, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу, указал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих невозможность осуществить возложенную на родителей законодательством обязанность по погребению детей, пояснил, что в случае, если родители (один из родителей) умершего ребенка подлежали обязательному социальному страхованию (являлись работающими гражданами), то возмещение истцу стоимости гарантированного перечня услуг по погребению должно осуществляться за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, заявил ходатайство о привлечении Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, как главного распорядителя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых на реализацию Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 19.04.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее – Минтрудсоц РК), государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми).

От ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» поступил в суд отзыв от 18.04.2018 исх. №03-28/442, в котором сообщил, что документы по Фарзалиевой А.А.к. и Дзюнька А.С. на рассмотрение вопроса о возмещении стоимости гарантированного перечня услуг по погребению не направлялись, также указал, что на момент смерти у детей имелись родители, в случае, если родители (один из родителей) умершего ребенка подлежали обязательному социальному страхованию (являлись работающими гражданами), то возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению должно осуществляться за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

В дополнении к отзыву от 11.05.2018 исх. №10-05/2141 ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о возмещении расходов по погребению следующих умерших детей: Шевченко И.А., Фролов А.А., Попова В.Н., Фарзалиева А.А., Дзюнька А.С., Иванушкин А.В., Логинов Г.А., Есева М.В.

Истец заявлением от 13.05.2018 уточнил исковые требования, просил взыскать убытки, возникшие в связи с отсутствием возмещения расходов на погребение Василенко А.В., Закусова М.А., Вязовцева М.О., Чукаревой А.Ю., Пакшина Д.Е., в сумме 33 031 руб. 54 коп., указал, что определение источников финансирования расходов на погребение законодатель поставил в зависимость от наличия или отсутствия социального страхования умерших, пояснил, что в связи с тем, что ребенок в силу возраста не мог подлежать обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и не мог являться пенсионером, данная категория относится к финансовому обязательству субъекта Российской Федерации, считает, что им в полной мере доказано то обстоятельство, что у родителей не было возможности осуществить захоронение детей в виде официальных отказов, приложенных к материалам дела.

От ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми поступил отзыв на исковое заявление от 11.05.2018 исх. №11-24/1105-5948, в котором сообщил о невозможности представления сведений о том, являлись ли родители умерших детей застрахованными гражданами и производилась ли им выплата пособия на погребение страхователем-работодателем.

От республиканского государственного учреждения здравоохранения Республики Коми «Коми республиканский перинатальный центр», государственного учреждения «Республиканская детская клиническая больница», родильного дома Государственного учреждения Республики Коми «Кардиологический диспансер» в ответ на запросы суда поступили сведения по умершим детям и их родителям.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 21.05.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства и назначил рассмотрение дела в предварительном судебном заседании на 27.06.2018 с возможностью перехода к рассмотрению дела по существу.

В отзыве от 18.05.2018 Минтрудсоц РК указало, что если родители (один из родителей) умершего ребенка подлежали обязательному социальному страхованию, то возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению должно осуществляться за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а при отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства, однако опека над Василенко А.В., Закусовой М.А., Вязовцевой М.О., Чукаревой А.Ю. и Пакшиной Д.Е. не устанавливалась.

В возражениях от 07.06.2018 истец просил запросить сведения о том, подлежали ли родители умерших детей обязательному социальному страхованию у Государственного учреждения – отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Коми.

Во исполнение определения суда от 04.07.2018 Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми представил сведения, составляющие пенсионные права родителей, умерших детей.

От республиканского государственного учреждения «Республиканская детская клиническая больница», ГБУЗ РК «ПАБ» и Государственного учреждения Республики Коми «Кардиологический диспансер» в ответ на запросы суда поступили сведения о наличии/отсутствии оформленного акта об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении, заявления о согласии на удочерение/усыновлении по умершим детям.

В ходатайстве от 02.07.2018 истец просил привлечь Минтрудсоц РК и ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» к участию в деле в качестве соответчиков в обосновании указав, что решение по возмещению/отказу в возмещении принимается подведомственной Министерству Труда занятости и социальной защиты РК организацией — Государственным бюджетным учреждением Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара»; перечисление денежных средств на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению производится с лицевых счетов подведомственных ему центров по предоставлению государственных услуг, открытых в Министерстве финансов Республики Коми, таким образом, бюджетные ассигнования на реализацию Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ ежегодно выделяются Министерству труда, занятости и социальной зашиты по Республики Коми.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 18.07.2018 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» и Минтрудсоц РК.

В письме от 15.08.2018 государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми сообщило, что согласно информации, предоставленной специалистом филиала ФГУП «Почта России», начисление пособия по погребению работнику Закусовой Екатерине Николаевне (08.12.1986 г.р.) не производилось.

Истец заявлением от 14.08.2018 уточнил исковые требования, просил взыскать с ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» убытки, возникшие в результате погребения невостребованных умерших детей в размере 33 031 руб. 54 коп. (л.д. 46 т.3).

Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. С учетом изложенного, суд принимает заявленное истцом уточнение иска.

Представитель истца в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал, указал, что ответчиком является ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара», требования к Министерству финансов Республики Коми и Минтрудсоц Республики Коми не предъявляются.

Представитель ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» в судебном заседании исковых требования не признал..

Представители Министерства финансов Республики Коми и Минтрудсоц РК с заявленными исковыми требованиями истца не согласились.

ГБУЗ РК «ПАБ» надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассматривает спор в отсутствие третьего лица по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, арбитражным судом установлено следующее.

Согласно Постановлению Главы администрации МОГО «Сыктывкар» от 16.02.2012 № 2/443 МКП «Жилкомсервис» является специализированной службой по вопросам похоронного дела (л.д. 105, т. 1).

Как следует из материалов дела, между ГБУЗ РК «ПАБ» (заказчик) и МКП «Жилкомсервис» (исполнитель) заключен договор на оказание гарантированного перечня услуг по погребению от 20.02.2012 №08-05/12 (л.д. 147-148, т. 1), по условиям пункта 1.1 которого исполнитель обязался по заявкам заказчика оказывать услуги по погребению умерших, невостребованных родственниками либо законными представителями, согласно гарантированному перечню услуг по погребению, предусмотренному статьей 9 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 года «О погребении и похоронном деле».

01.03.2012 между ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» (центр) и МКП «Жилкомсервис» (предприятие) заключен договор №08-07/12 о возмещении стоимости гарантированного перечня услуг по погребению граждан, не подлежащих обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являющихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, связанных с реализацией Федерального закона «О погребении и похоронном деле» с дополнениями (л.д. 149-151, т. 1, л.д. 1-6, т.2), в соответствии с пунктом 1.1 которого данный договор регулирует вопросы возмещения расходов, связанных с осуществлением специализированной службой похоронного дела погребения умерших граждан, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являющихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечению 154 дней беременности, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле».

Согласно пункту 1.2 договора предприятие обязалось осуществлять погребение умерших граждан, указанных в пункте 1.1 договора, в случае отсутствия родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.

Пунктом 1.3 стороны согласовали, что центр обязался возместить предприятию расходы, связанные с погребением граждан, указанных в пункте 1.1 в размере, равном стоимости услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению согласно постановлению Главы Администрации МОГО «Сыктывкар» и утверждается ежегодно, но не выше предельного размера, установленного федеральным законодательством.

В соответствии с пунктами 4.1, 4.4 договора данный договор вступает в силу с 01.01.2012 и действует до 31.12.2012. В случае выделения средств республиканского бюджета на реализацию Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на следующий финансовый год, и если ни одна из сторон не сообщит другой стороне в письменном виде о намерении расторгнуть договор, то он автоматически пролонгируется на 1 год на прежних условиях. Аналогично происходит пролонгация данного договора в дальнейшем.

Во исполнение принятых на себя обязательств по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению истцом было произведено захоронение невостребованных умерших детей Василенко А.В., Закусова М.А., Вязовцева М.О., Чукаревой А.Ю., Пакшина Д.Е. по направлениям ГБУЗ РК «Патологоанатомическое бюро», что подтверждается актами выполненных работ по захоронению невостребованных умерших от 16.11.2016, от 20.03.2017, от 31.03.2017, от 10.07.2017, от 12.10.2017 (л.д. 60, 66, 72, 78, 83, т. 1)

Расходы на погребение указанных лиц составили 33 031 руб. 54 коп., в подтверждение истцом представлены в материалы дела справки о стоимости оказанных услуг по погребению (л.д. 61, 67, 73, 79, 84, т. 1).

Расчет стоимости оказанных услуг МКП «Жилкомсервис» произведен в соответствии с тарифами, утвержденными постановлениями администрации МОГО «Сыктывкар» от 30.12.2015 №12/4024, от 12.01.2017 №1/80 (л.д. 143-144, т. 1).

Истцом были направлены документы в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» с просьбой возместить стоимость гарантированного перечня услуг по погребению вышеуказанных детей, после рассмотрения, которых ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» приняты решения об отказе в возмещении стоимости гарантированного перечня услуг по погребению в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 11.08.2017, 16.11.2017, 06.12.2016, 05.04.2017.

Проанализировав условия договора № 08-07/12 от 01.03.2012 о возмещении стоимости гарантированного перечня услуг по погребению граждан, не подлежащих обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являющихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, связанных с реализацией Федерального закона «О погребении и похоронном деле», судом установлено, что сторонами четко определен предмет договора в части определения ряда случаев и круга лиц, подлежащих захоронению специализированной службы по вопросам похоронного дела за счет средств республиканского бюджета, который расширенному толкованию не подлежит.

Таким образом, согласно условиям договора в обязанности МКП «Жилкомсервис» входит лишь погребение умерших граждан, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являющихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечению 154 дней беременности, в случае отсутствия родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом №8-ФЗ от 12.01.1996 года «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении).

В целях выполнения Закона о погребении в части предоставления гарантий гражданам Президентом Российской Федерации издан Указ от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», пунктом 1 которого установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона № 8-ФЗ, и не имеют оснований для отказа в предоставлении указанных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Частью 3 статьи 9 указанного закона предусмотрено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:

Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;

бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

Проанализировав положения указанной нормы закона, судом установлено, что умершие Василенко А.В., Закусов М.А., Вязовцев М.О., Чукарева А.Ю., Пакшин Д.Е. не подпадают ни под одну из вышеперечисленных категорий граждан.

Из представленных в материалы дела документов следует, что с момента рождения и по день смерти у умерших детей имелись родители: Василенко А.В.: мать - Василенко Лилия Александровна, отец – Ильницкий Вадим Михайлович; Вязовцев М.О.: мать -Смирнова Ольга Олеговна, отец – Вязовцев Олег Владимирович; Пакшин Д.Е.: мать - Пакшина Анастасия Валентиновна; Чукарева А.Ю.: мать – Чукарева Виктория Анатольевна.; Закусов М.А.: мать – Закусова Екатерина Николаевна.

В соответствии со статьей 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Согласно статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

В соответствии с часть 4 статьи 74 Семейного кодекса Российской Федерации в случае ограничения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

Частью 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

На основании изложенного следует, что ответственность за ребенка возлагается на исполнительные органы субъектов Российской Федерации (органы опеки и попечительства) лишь в случаях, предусмотренных законодательством.

Документы, подтверждающие наличие данных обстоятельств в материалы дела не представлены.

Согласно имеющимся в материалах делах заявлениям от 07.11.2016, от 13.02.2017, от 16.03.2017, от 26.09.2017 (л.д. 62, 68, 74, 85, т. 1) матери умерших детей отказались от осуществления погребения своих детей в связи с тяжелым материальным положением и удаленностью места проживания.

При этом документов, указывающих на отсутствие возможности у законных представителей осуществить возложенную на них законодательством обязанность по погребению опекаемого, оформленные в установленном законом порядке, в том числе об отсутствии родительского попечения, суду не представлены.

Кроме того, согласно сведениям, представленным республиканским государственным учреждением «Республиканская детская клиническая больница», государственного учреждения Республики Коми «Кардиологический диспансер», государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми «Коми республиканский перинатальный центр» оформленные акты об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении, заявления о согласии на удочерение/усыновлении по умершим детям отсутствуют.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое он ссылается как на основание своих требований и возражений.

Оценив представленные доказательства по делу, арбитражный суд приходит к выводу, что истец не доказал правомерность предъявления к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» требований по возмещению расходов, связанных с захоронением Василенко А.В., Закусова М.А., Вязовцева М.О., Чукаревой А.Ю., Пакшина Д.Е., при наличии у умерших на момент рождения и смерти законных представителей – родителей.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются судом на истца в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Возвратить муниципальному казенному предприятию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» «Жилкомсервис» (ИНН:1101430883, ОГРН:1111101009194) из федерального бюджета 1 184 руб. государственной пошлины.

Выдать справку на возврат государственной пошлины после вступления решения в законную силу.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья Ю.В. Смагина