АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
16 августа 2011 года Дело № А29-3378/2011
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2011 года, полный текст решения изготовлен 16 августа 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Кирьянова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бебякиной Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску Общества с ограниченной ответственностью «Север» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Северное жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
третьи лица: Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Коми, Отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми в г. Воркуте,
об обязании к совершению определенных действий,
при участии в заседании
от истца: ФИО1 – по доверенности,
от ответчика: ФИО2 – руководитель,
от третьего лица: ФИО3 – по доверенности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Север» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском об обязании передать учетно-регистрационную документацию, необходимую для регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства, по многоквартирным домам в пгт. Северный г. Воркуты по следующим адресам: ул. К.Маркса, д.10, ул. К.Маркса, д.12, ул. Банная, д.4, ул. Банная, д.6, ул. К.Маркса, д.1, ул. К.Маркса, д.3, ул. Юго-Западная, д.8, ул. Крупской д.12, ул. Крупской, д.14, ул. Крупской, д.16, пер. Солнечный, д.3, пер. Родниковый, д.8, пер. Родниковый, д.10, ул. Солнечная, д.9-а, ул. Крупской, 21, ул. Солнечная, д.7-а, ул. Пролетарская, д.3, ул. Нагорная, <...>
В ходе рассмотрения дела истцом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неоднократно уточнялись исковые требования.
В окончательном варианте требования истца сформулированы следующим образом – об обязании передать все карточки регистрации граждан (форма № 9) по квартирам, расположенным по следующим адресам:
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Истец является управляющей организацией 22 многоквартирных домов, что подтверждается протоколом конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами от 01.12.2010 (л.д. 43 том 1), договорами управления многоквартирными домами, заключенными между собственниками помещений многоквартирного дома и истцом (л.д. 69-243 том 1, л.д. 1-218 том 2, л.д. 1-172 том 3).
11.03.2011 истцом в адрес ответчика, как организации, осуществляющей функции по управлению вышеуказанными многоквартирными домами до истца, было направлено обращение (л.д. 17 том 1) с требованием передать недостающую учетно-регистрационную документацию, необходимую для осуществления функции регистрации граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «Север», по месту пребывания и месту жительства, а именно: карточки регистрации; копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, включающие: ордеры, договоры социального найма, свидетельства о регистрации права собственности, справки БТИ и т.д.; архивные документы, включающие: архив поквартирных карточек – форма № 10, архив карточек регистрации – форма № 9 (личные карточки), карточки регистрации (действующие) – форма № 9; журналы учета заявлений о регистрации по месту пребывания и выдачи свидетельств о регистрации по месту пребывания; журналы учета заявлений и выдачи свидетельств о регистрации по месту жительства; домовые книги.
Данное требование получено ответчиком 14.03.2011, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (л.д. 19 том 1).
Поскольку требование ООО «Север» осталось без ответа, истец обратился с настоящим иском в суд.
Ответчик с исковыми требованиями не согласен. В отзыве на иск и в судебном заседании указывает на то, что все документы, имеющиеся у него в наличии, были переданы истцу.
Оценив правовые позиции участвующих в деле лиц, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы истцу, как действующей управляющей организацией.
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен в пунктах 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества).
Исходя из анализа положений пункта 27 Правил содержания общего имущества, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
К документам, связанным с управлением многоквартирным домом, может относиться также учетно-регистрационная документация на граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» далее по тексту – Закон).
В силу статьи 3 Закона правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (далее – Правила регистрации) определен перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. Такими лицами могут быть собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями, какими, применительно к государственному и муниципального жилищному фонду, согласно утвержденному Правительством Российской Федерации Перечню должностных лиц, являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций, а также других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Согласно пунктам 9, 16 Правил регистрации, для регистрации гражданин обязан обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений. Согласно пунктам 11, 17 Правил регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 Правил регистрации, в органы регистрационного учета.
Таким образом, пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации раскрывают правовую природу ответственного за регистрацию - это собственник жилого помещения либо представитель собственника жилого помещения, соответствующий особым признакам, указанным в Правилах регистрации.
Пунктом 6 Правил регистрации определено, что формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.
В соответствии с Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Административный регламент) в перечень документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, в частности входит карточка регистрации гражданина (форма № 9).
Согласно пункта 6 Административного регламента должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются, в частности должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда.
В силу пункта 58 Административного регламента Карточки регистрации по форме № 9 оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Учитывая изложенное, прием документов на первичную регистрацию и снятие с регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, подготовка и передача в орган регистрационного учета учетных карточек, а также по ведению и хранению карточек регистрации (форма № 9), включен в предмет деятельности управляющей организации.
Ведение регистрационного учета граждан является обязанностью управляющей организации независимо от того, поручали ли ей собственники помещений совершать соответствующие действия (Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713). Заключив договор управления домом, компания не вправе прекратить выполнение перечисленных выше функций, поскольку они рассматриваются как неотъемлемая часть предоставления коммунальных услуг, выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества. Осуществление данных функций подразумевается, не требует специального указания в перечне работ и услуг в договоре и не должно оплачиваться отдельно.
Кроме того, условия договоров управления многоквартирными домами, заключенными между собственниками помещений многоквартирного дома и истцом (пункт 3.1.16) возлагают на истца обязанность по выдаче справок собственникам помещений или лицам, пользующимся помещениями.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленным настоящим Кодексом.
Таким образом, истец правомерно, как лицо, не являющееся собственником испрашиваемой информации по регистрационному учету граждан по управляемым им жилым домам, но обладающее надлежащими правами на обладание данной информацией, заявляет об ее истребовании у лица, соответствующими правами на нее не обладающего, но владеющего ею.
Суд признает, что истцом обоснована и доказана своя заинтересованность в получении истребуемой информации и документов, поскольку он является законным и надлежащим ее обладателем согласно положениям жилищного законодательства и условиям договоров управления многоквартирными домами (л.д. 69-243 том 1, л.д. 1-218 том 2, л.д. 1-172 том 3).
При изложенных обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.
Судебные расходы возлагаются на ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом заявлено требование о возмещении судебных расходов в сумме 200 руб., составляющих стоимость полученной им выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ответчика.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Расходы по получению выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ответчика понесены истцом в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Поскольку судебный акт был принят в пользу истца, то указанные расходы подлежат взысканию в его пользу с ответчика, поскольку сведения, подтверждающие правовое положение ответчика, относительно которых истец понес указанные расходы, обязательны к представлению согласно пункту 9 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, связаны с рассмотрением дела в арбитражном суде, в связи с чем, относятся к судебным издержкам.
С учетом изложенного, судебные расходы в сумме 200 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Также на ответчика возлагаются судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Северное жилищно-коммунальное хозяйство» передать Обществу с ограниченной ответственностью «Север» все карточки регистрации граждан (форма № 9) по квартирам, расположенным по следующим адресам:
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>,
- <...>.
3. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Северное жилищно-коммунальное хозяйство» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Север» 200 руб. судебных расходов, 4 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
5. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья Д.А. Кирьянов