ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-33/14 от 19.06.2014 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

19 июня 2014 года Дело № А29-33/2014

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Маклаковой С.В.

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению)   Комитета лесов Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Обществу с ограниченной ответственностью "Сыктывкарский лесопильно-деревообрабатывающий комплекс "Северный лес" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

от истца – ФИО2 по доверенности от 13.01.2014

об обязании вернуть лесные участки,

установил:

Комитет лесов Республики Коми обратился в арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Сыктывкарский лесопильно-деревообрабатывающий комплекс "Северный лес" об обязании вернуть лесные участки по акту приема-передачи в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства и проведенными мерами по технической и биологической лесной рекультивации.

Ответчик отзывом на иск просит отказать в удовлетворении исковых требований, считает, что произвел полную рекультивацию лесного участка, с целью подписания акта приема-передачи направлял в адрес истца письмо от 10.07.2013 №1-39/349, которым предлагал произвести приемку арендованного имущества, однако истец необоснованно отказался подписать акт приема-передачи.

По делу с 18 до 14 часов 30 минут 19 июня был объявлен перерыв по делу.

25 июля 2012 г. между Комитетом лесов (арендодатель) и ФИО3 лес (арендатор) заключен договор аренды № С 0990519/10/12-А3, в силу п. 1.1. которого арендатору передан лесной участок земель лесного фонда, находящийся по адресу: Республика Коми, ГКУ Сыктывкарское лесничество, Выльгортское участковое лесничество, квартал 44, общей площадью 8,2 га.

Участок передан в целях рекультивации отработанного карьера месторождения суглинков Соколовка-2. (п. 1.4. договора).

Срок действия договора определен с 25 июля 2012 по 01 июня 2013 (п. 3.1. договора).

Согласно пункту 6.4.5 договора арендатор после окончания срока действия договора обязался передать по акту приема-сдачи лесной участок земель лесного фонда арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства с проведенными мерами по технической и биологической лесной рекультивации.

В приложениях к договорам содержатся согласованные сторонами: схема расположения лесного участка (приложение N 1), характеристика лесного участка и его насаждений (приложение N 2), цели и объемы использовании лесов на арендуемом лесном участке (приложение N 3), объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке (приложение N 4), расчет арендной платы (приложение N 5), акт приема-передачи лесного участка в аренду (приложение N 6),кадастровые номера лесного участка (приложение N 7).

Дополнительным соглашением к договору №2 от 03.08.2012 стороны внесли изменения в договор аренды в части размера арендной платы.

Претензионным письмом от 07.11.2013 г. №53 истец потребовал возвратить ответчика лесной участок в соответствии с порядком по возврату земель (п.14 части Ш Основных Положений постановления Правительства РФ от 23.02.1994 г. №140).

Неполучение ответа на претензию послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Статьей 622 ГК РФ предусмотрена обязанность арендатора при прекращении договора аренды вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В силу пункта 3 статьи 425 ГК РФ окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 года №140 №140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

В соответствии с пунктом 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ №525 и Роскомзема №67 от 22.12.1995 года, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Разделом 3 основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы определен порядок приемки и передачи рекультивированных земель, в соответствии с которым для рассмотрения вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель органом местного самоуправления создается специальная постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель.

Приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются следующие материалы:

а) копии разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также документов, удостоверяющих право пользования землей и недрами;

б) выкопировка с плана землепользования с нанесенными границами рекультивированных участков;

в) проект рекультивации, заключение по нему государственной экологической экспертизы;

г) данные почвенных, инженерно-геологических, гидрогеологических и других необходимых обследований до проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и после рекультивации нарушенных земель;

д) схема расположения наблюдательных скважин и других постов наблюдения за возможной трансформацией почвенно-грунтовой толщи рекультивированных участков (гидрогеологический, инженерно-геологический мониторинг) в случае их создания;

е) проектная документация (рабочие чертежи) на мелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие объекты, лесомелиоративные, агротехнические и иные мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, или акты об их приемке (проведении испытаний);

ж) материалы проверок выполнения работ по рекультивации, осуществленных контрольно-инспекционными органами или специалистами проектных организаций в порядке авторского надзора, а также информация о принятых мерах по устранению выявленных нарушений;

з) сведения о снятии, хранении, использовании, передаче плодородного слоя, подтвержденные соответствующими документами;

и) отчеты о рекультивации нарушенных земель по форме N 2-ТП (рекультивация) за весь период проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на сдаваемом участке

Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается председателем (заместителем) Постоянной комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли.

Объект считается принятым после утверждения председателем (заместителем) комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель. По результатам приемки рекультивированных земель комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством.

Таким образом, действующее природоохранное законодательство ставит в зависимость проведение работ по рекультивации от наличия соответствующего проекта рекультивации, согласования конкретных мероприятий по ее проведению и приемки восстановленных объектов.

В соответствии с разделом 2 Указа Главы Республики Коми от 25.06.2009 года №63 "О Комитете лесов Республики Коми" комитет согласовывает в установленном порядке проекты рекультивации нарушенных земель лесного фонда.

Постановлением Главы Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 23 марта 2009 г. №3/937 «Об утверждении Положения о работе постоянной комиссии по вопросам организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также рассмотрении вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» утверждено положение о работе постоянной комиссии, в соответствии с пунктом 4 которого приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в комиссию письменного заявления от землепользователя, арендатора и других пользователей с приложением пакета документов и материалов по рекультивируемым землям.

Распоряжением Главы администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" назначаются ответственные лица за проверку представленной технической документации, сбор дополнительных материалов, рассылка извещений членам рабочей комиссии, обеспечение комиссии транспортом, сроки проведения приемки объекта и другим вопросам по организации работы комиссии.

Материалы приемки рекультивированных земель оформляются в соответствии с актом приемки-сдачи рекультивированных земель, утвержденным "Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", утвержденными Приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации №525 и Комитета Российской Федерации по земельным вопросам и землеустройству №67 от 22.12.1995 года.

Контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по рекультивации нарушенных земель и восстановлению их плодородия, снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы осуществляется органами Роскомзема, Минприроды России и другими специально уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией, определяемой Положениями об их деятельности (пункт 28 Основных положений).

Как следует из материалов дела, заключенным между истцом и ответчиком договором аренды предусмотрена обязанность арендатора после прекращения договора аренды возвратить участок в рекультивированном состоянии (пункт 6.4.5 договора).

Пунктом 6.4.3. договора предусмотрена обязанность арендатора предоставить на рассмотрение комиссии проект освоения лесов, разработанный в установленном порядке.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Из существа согласованного сторонами положения договора следует, что обязанность по проведению рекультивационных работ непосредственно связана с соблюдением предусмотренного действующим законодательством порядка и не может быть проведена на согласованных сторонами договорных условиях.

  Вместе с тем, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих согласование с ответчиком проекта рекультивации подлежащего возврату участка лесного фонда, получение положительного заключения государственной экологической экспертизы относительно проекта, согласования перечня конкретных восстановительных мероприятий, приемки работ соответствующей комиссией, либо составления соответствующего акта (предписания) о невыполнении ответчиком работ по рекультивации и т.д.

Как следует из материалов дела, в период действия договора указанных требований к арендатору не предъявлялось.

Требований о взыскании убытков в виде стоимости работ по проведению мероприятий по рекультивации земель истцом не заявлено

Кроме того, ответчиком представлено письмо в адрес Комитета лесов РК письмо № 1-39/349 от 10.07.2013 г., которым ответчик просит направить в адрес предприятия акт о возврате земель лесного фонда. Из представленных предприятием актов о проведении технической рекультивации от 05.10.12, 15.01.2013, 04.04.2013, 02.06.2013 следует, что на территории арендованного участка проведены работы по удалению всех временных устройств, выполнены работы по восстановлению существующей подъездной дороги, засыпка котлована грунтом и кородревесными отходами, оформление откосов насыпей,выемок, засыпка, выравнивание рытвин,ям. Своим письмом от 29.01.2014 г. ответчик направил истцу акт приема-передачи лесного участка, однако истец ввиду несоответствия представленного акта требованиям Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 г. №140 возвратил данный акт без оформления.

Суд считает необходимым отметить, что ни законом, ни договором не предусмотрено право арендодателя отказываться от приема предмета аренды в связи с ненадлежащим оформлением акта приема-передачи предмета договора аренды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, их обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Отказ арендодателя принять по акту у ФИО3 лес спорный лесной участок нарушает принцип свободы договора и равенства его участников и свидетельствует об отсутствии факта нарушения ответчиком прав истца, за защитой которых он обратился в суд.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств в обоснование заявленных требований, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не представлено.

Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на истца, в соответствии с правилами, установленными статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет лесов освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.   В иске отказать.

2.   Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья С.В. Маклакова