ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
14 июля 2016 года Дело № А29-3529/2016
Резолютивная часть решения объявлена июля 2016 года , полный текст решения изготовлен июля 2016 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Тарасова Д.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тищенко О.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АвтоТрансПарк» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
о признании незаконными действий по отказу в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106012:117 под строительство индивидуального жилого дома и обязании устранить нарушения
при участии:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 22.03.2016 г.;
от ответчика:ФИО2 – по доверенности от 23.11.2015 г. № 01/1-19/1011;
установил:
ООО «АвтоТрансПарк» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным действий Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Администрации) по отказу в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106012:117 под строительство индивидуального жилого дома и обязании выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106012:117 под строительство индивидуального жилого дома.
Заявитель на требованиях настаивает.
Ответчик возражает против удовлетворения требований, доводы изложены в отзыве на заявление.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в совокупности имеющиеся в деле доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял соответствующий акт.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной инфраструктуры, установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка градостроительных планов земельных участков. Градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории (часть 5 статьи 41 Кодекса).
Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления, регламентирован статьей 46 Кодекса.
Так, в части 17 данной статьи предусмотрено, что в случае, если юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Согласно части 1 статья 44 Кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Из содержания части 3 статьи 44 Кодекса следует, что градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 Кодекса).
Такая форма градостроительного плана земельного участка утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 г. № 207.
Сведения, зафиксированные в градостроительном плане, прежде всего, позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. Эти сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
В форме указанного плана участка детализированы требования к материалам картографических работ, на основе которых выполняется градостроительный план земельного участка.
Из материалов дела следует, что Общество является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>, а также земельного участка для обслуживания указанного индивидуального жилого дома общей площадью 694 кв.м.
Судом установлено, что Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 26.02.2016 г. № 56 о выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 11:05:0106012:117 для строительства индивидуального жилого дома взамен жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
Письмом от 21.03.2016 г. № 11-01/066051 Администрация отказала Обществу в выдаче указанного градостроительного плана в связи с тем, что в соответствии с генеральным планом МОГО «Сыктывкар», утвержденным постановлением Совета МОГО «Сыктывкар» от 11.12.2009 г. № 26/12-482, спорная территория отнесена к рекреационной зоне, где строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Однако в силу части 1 статьи 51 Кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В числе документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, часть 7 статьи 51 Кодекса называет и градостроительный план земельного участка.
Таким образом, в соответствии с положениями Кодекса наличие градостроительного плана на земельный участок, на котором предполагается строительство (реконструкция) объекта капитального строительства, является необходимым документом при получении соответствующего разрешения, в связи с чем отказ в его выдаче препятствует последующему осуществлению строительства (реконструкции) объекта недвижимости на земельном участке.
Кодекс не содержит перечня документов, необходимых для представления при обращении за выдачей градостроительного плана.
Суд установлено и ответчиком не оспаривается, что Общество с заявлением о подготовке и утверждении градостроительного плана представило в уполномоченный орган полный комплект документов.
В качестве оснований для отказа в выдаче Обществу градостроительного плана земельного участка послужило расположение спорного земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106012:117 в районе проектируемой автомобильной дороги (продолжении улицы Свободы до ул. Первомайской).
Между тем указанные обстоятельства не препятствуют оформлению градостроительного плана.
Изложенные положения Кодекса предусматривают право физических или юридических лиц получить от органа местного самоуправления градостроительный план, которому корреспондирует обязанность органов местного самоуправления по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана.
Нормы Кодекса не содержат указаний на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана (для неисполнения органами местного самоуправления установленной законом обязанности и для ограничения установленного законом права заявителя).
Поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом - Градостроительным кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения установленной этим законом обязанности должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, поскольку это приводит к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, Кодексом не установлены основания, позволяющие органу местного самоуправления принять решение об отказе в выдаче градостроительного плана застроенного или предназначенного для строительства земельного участка.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка не обусловлена необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения планируемого к строительству объекта недвижимости документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования.
Градостроительный план носит исключительно информационный характер, поэтому на стадии выдачи градостроительного план не рассматривается вопрос о возможности использования земельного участка для строительства.
Проанализировав приведенные положения, суд считает, что отказ Администрации в выдаче градостроительного плана земельного участка противоречит статье 46 Кодекса.
Кроме того, суд отмечает, что оспариваемый отказ, выраженный в письме от 21.03.201 г., не содержит ссылок на нормы закона или иного нормативного акта, которым не соответствовали представленные Обществом документы. Исходя из свидетельства о государственной регистрации права 11 АБ № 132291 земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание индивидуального жилого дома.
Доводы Администрации о намерении МОГО «Сыктывкар» принять решение об изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, иных объектов недвижимости, для реализации муниципальных нужд судом отклоняются, поскольку носят предположительный характер, доказательства обратного суду не представлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что отказ Администрации в предоставлении Обществу истребуемого градостроительного плана не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно препятствует осуществлению строительства объекта недвижимости на спорном земельном участке
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Устранение допущенных нарушений прав и законных интересов Общества должно быть произведено путем предоставления Обществу градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106012:117 под строительство индивидуального жилого дома.
В соответствии со статьями 102, 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на Администрацию.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «АвтоТрансПарк» удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» по отказу в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106012:117 под строительство индивидуального жилого дома.
Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «АвтоТрансПарк» путем предоставления Обществу с ограниченной ответственностью «АвтоТрансПарк» градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106012:117 под строительство индивидуального жилого дома.
Взыскать с Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «АвтоТрансПарк» судебные расходы по уплате государственной пошлины сумме 3 000 руб. 00 коп.
Исполнительный лист выдать истцу после вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.