АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
22 июля 2011 года Дело № А29-3667/2011
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2011 года, полный текст решения изготовлен 22 июля 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Огородниковой Н.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Коминефть» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании незаконными действий, выразившихся в указании в справке от 09.03.2011 № 427 наличия неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций и в отражении в справке о состоянии расчетов с бюджетом № 27228 задолженности в размере 7010162,19 руб. и обязании устранить допущенные нарушения
при участии:
от заявителя: ФИО1- по доверенности № КИТ-7 от 01.01.2011,
от ответчика: ФИО2 – по доверенности № 05-20/1 от 12.01.2010, ФИО3 - по доверенности № 05-29/ от 17.05.2010, ФИО4 - по доверенности № 05-20/1 от 12.01.2010
установил:
ОАО «Коминефть» (далее – налогоплательщик, общество) обратилось с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее – инспекция, налоговый орган), выразившихся в указании в справке от 09.03.2011 № 427 наличия неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций и в отражении в справке о состоянии расчетов с бюджетом № 27228 задолженности в размере 7010162,19 руб., а также обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Коминефть» путем исключения из карточки расчетов с бюджетом спорной суммы задолженности и выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом без указания наличия неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций.
Ответчик заявленные требования не признает, представил письменный отзыв, в котором указал, что по данным информационных ресурсов налогового органа задолженность ОАО «Коминефть» перед бюджетами всех уровней по состоянию на 04.03.2011 составляла 7 010 162 руб. 19 коп. Выдача справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и справки о состоянии расчетов с бюджетом с указанием задолженности произведена в соответствии с Приказом ФНС России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@. Наличие задолженности подтверждается карточками лицевого счета и актами сверки задолженности, подписанными представителем общества без разногласий.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
ОАО «Коминефть» обратилось в Межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми с заявлением о получении справки о состоянии расчетов с бюджетом.
09 марта 2011 года Инспекция выдала обществу справку № 427 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, в которой указала, что по состоянию на 04.03.2001 налогоплательщик имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Кроме того, налоговым органом выдана справка о состоянии расчетов с бюджетом № 27228, согласно которой по состоянию на 01.03.2011 числится задолженность на сумму 7010162,19 руб., в том числе по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 89519,47 руб., по налоговым санкциям по следующим налогам и сборам: налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет РФ, - 2172590 руб., налогу на доходы физических лиц - 2054947,19 руб., акцизам на нефть и стабильный газовый конденсат - 2180644 руб., платежам за пользование недрами - 200 руб., по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в бюджет РФ - 66628,33 руб., в бюджет субъекта – 146495,30 руб., налогу на пользователей автомобильных дорог - 103964,76 руб., налогу на реализацию горюче-смазочных материалов – 31487,79 руб., налогу с продаж – 1322 руб., по сбору на нужды образовательных учреждений, взимаемому с юридических лиц, - 6668,10 руб., по прочим налогам и сборам – 61,84 руб., недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ – 222,60 руб., денежные взыскания и штрафы за нарушения, предусмотренные ст.ст.116-135 НК РФ - 16550 руб.
Обращаясь с настоящим заявлением в арбитражный суд, ОАО «Коминефть» указало, что действия налогового органа по отражению в справке об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и справке о состоянии расчетов с бюджетом задолженности в размере 7010162,19 руб. являются незаконными и подлежат отмене, поскольку сумма задолженности документально не подтверждена, а срок для принудительного взыскания задолженности истек.
Заявитель также считает, что оспариваемые действия создают препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, а именно при получении налоговых льгот на территории Республики Коми в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2008 № 359/1 «О реализации Закона Республики Коми «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах».
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с подпунктами 10, 11 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа; осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические рекомендации по ее заполнению утверждены Приказом ФНС России № ММ-3-19/206@ от 23.05.2005.
Форма справки о состоянии расчетов с бюджетом утверждена Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 № 9н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения».
В соответствии с п.2 Методических рекомендаций и п.104 Административного регламента указанные справки формируются на основании информационных ресурсов инспекции ФНС России и документов, поступивших в инспекцию ФНС России на дату формирования справки.
Согласно п.3 Методических рекомендаций при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций запись «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации» делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит либо реструктурированных сумм.
При наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, делается запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации».
Судом установлено, что ОАО «Коминефть» состояло на налоговом учете в Инспекции ФНС России по г.Усинску и, на основании приказа МНС России № БГ-3-08/279 от 10.08.2001, поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщика по Республике Коми с 04.03.2003.
Процедура снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом налоговом органе сопровождалась сверкой расчетов по платежам в бюджет, проводимой между ОАО «Коминефть» и Инспекцией ФНС России по г.Усинску.
По результатам сверки были составлены и подписаны акты сверки по состоянию на 12.03.2003 с указанием оспариваемых сумм задолженности. При этом, разногласий по поводу оснований возникновения задолженности и ее размера у налогоплательщика на момент подписания актов сверки не имелось.
Акты сверок позволяют заключить, что сумма задолженности образовалась до 12.03.2003.
Как указал налоговый орган, в настоящее время документы, подтверждающие наличие задолженности по штрафам, в том числе акты проверок, журналы контрольно-ревизионной работы, уничтожены за истечением срока хранения.
Факт пропуска срока для взыскания задолженности по штрафам и пени в размере 7010162,19 руб. ответчиком не оспаривается.
Оспаривая действия налогового органа по выдаче справки от 09.03.2011 № 427 и справки о состоянии расчетов с бюджетом № 27228 с указанием неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней штрафов в размере 7010162,19 руб., заявитель, тем не менее, не привел доказательств того, что сумма задолженности, сформированная на основании данных лицевого счета, не соответствует действительности и первоначально была учтена в отсутствие документов, подтверждающих основания возникновения задолженности.
Все операции, связанные с расчетами налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов с бюджетами всех уровней Российской Федерации отражаются в карточках лицевых счетов по налогам (сборам).
Порядок ведения налоговыми органами учета поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему ранее регулировался Приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ «Об утверждении рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», Приказом Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ «Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», Приказом Министерства по налогам и сборам России от 05.08.2002 № БГ-3-10/411 «Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов», Инструкцией № 26 «О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей», утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 15.04.1994 № ВГ-3-13/23.
В соответствии с названными актами налоговые органы ведут карточки «расчеты с бюджетом» по каждому налогоплательщику, в которых указывают начисленные к уплате (доплате, уменьшению) сумм налога (сбора) и иных обязательных платежей. При этом, основанием для внесения в карточку лицевого счета налогоплательщика и карточку «расчет с бюджетом» любых изменений, в том числе изменений, касающихся уменьшения сумм начисленных за несвоевременную уплату налогов, пеней и штрафов, являются соответствующие документы, включая декларации (расчеты), уточненные декларации (расчеты), расчеты авансовых платежей, решения по результатам налоговой проверки, решения судебных органов, решения вышестоящих налоговых органов.
В приказе Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 05.08.2002 № БГ-3-10/411 «Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов» указывалось, что лицевой счет является формой внутреннего контроля за надлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов.
Согласно данному приказу, а также принятому позднее приказу Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 № ШС-3-10/201@ и от 16.03.2007 № ММ-3-10/138@, в карточках лицевых счетов ведется учет своевременно и несвоевременно уплаченных сумм налогов, отражаются суммы начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов пеней, штрафов. На основании данных, содержащихся в карточках лицевого счета по учету уплаты налога, налогоплательщику направляются налоговым органом требования об уплате налогов.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо правил относительно порядка учета налоговым органом платежей, вносимых налогоплательщиками в бюджет, равно как и правовых последствий отражения или неотражения налоговым органом сведений в лицевом счете.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 05.11.2002 № 6294/01, отражение наличия и погашения задолженности плательщика по лицевым счетам, которые ведутся налоговыми органами, не признается юридическим фактом, с которым налоговое законодательство связывает те или иные правовые последствия для налогоплательщика; лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов.
Соответственно, наличие или отсутствие в документах внутриведомственного учета (лицевом счете налогоплательщика) сведений о недоимке по налогам, пени, сборам, штрафам по налогам само по себе не означает наличия либо возникновения обязанности по уплате соответствующих сумм, следовательно, не ущемляет прав и законных интересов налогоплательщика.
Данная правовая позиция изложена также в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2005 № 16507/04.
Порядок взыскания недоимок по налогам, а также задолженности по пени и налоговым санкциям установлен Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно статьями 46, 48, 78, 113 Кодекса. Из анализа приведенных норм следует, что возможность взыскания задолженности ограничена временными рамками.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что налоговым органом меры по взысканию задолженности в размере 7010162,19 руб. в отношении налогоплательщика не принимались. На момент рассмотрения дела в суде срок для взыскания задолженности, возникшей до 12.03.2003, истек. Следовательно, возможность взыскания задолженности утрачена.
Однако, Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает не только порядок взыскания недоимок, пеней, штрафов, но и порядок их списания.
В соответствии со ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: 1) ликвидации организации; признания банкротом индивидуального предпринимателя; 2) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, 3) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам; 4) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В предыдущей редакции указанной статьи перечень оснований для списания задолженности отсутствовал. Необходимость списания задолженности связывалась с утратой возможности ее взыскания в силу причин экономического, социального или юридического характера. Порядок списания задолженности по федеральным налогам и сборам устанавливался Правительством Российской Федерации, по региональным и местным налогам - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суд считает, что до возникновения оснований, с которым Налоговый кодекс Российской Федерации связывает возможность списания задолженности налогоплательщика перед бюджетом, налоговый орган не имеет возможности исключать из карточки лицевого счета налогоплательщика (карточки расчетов с бюджетом) данные о суммах такой задолженности.
Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, при выдаче налогоплательщику справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, а также справки о состоянии расчетов с бюджетом, инспекции необходимо отражать объективную информацию, которая будет содержать не только сведения о задолженности, но и указание на утрату возможности ее взыскания.
Как указал заявитель, оспариваемые действия нарушают права и законные интересы организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в виду того, что справка о состоянии расчетов с бюджетами, в которой отражены сведения о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, может повлечь отказ в предоставлении налогоплательщику налоговых льгот в соответствии с Законом Республики Коми от 10.11.2005 № 113-РЗ «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах» и Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2008 № 359/1 «О реализации Закона Республики Коми «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах».
Согласно статье 4 настоящего Закона налоговые льготы на территории Республики Коми устанавливаются налогоплательщикам при условии положительной оценки их эффективности (социальной, экономической).
Одним из критериев положительной оценки экономической эффективности налоговых льгот, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 Порядка оценки эффективности установленных и (или) планируемых к установлению налоговых льгот, утвержденного Постановлением Правительства РК от 19.12.2008 № 359/1 (в редакции Постановления Правительства РК от 24.12.2010 № 473), является отсутствие у налогоплательщика задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что ОАО «Коминефть» обращалось в Министерство экономического развития Республики Коми с заявлением о предоставлении льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций на 2011 год (л.д.151 т.1). Согласно пояснениям заявителя, ответ на письмо общества до настоящего времени не получен.
Из изложенного следует, что справка о состоянии расчетов с бюджетами, содержащая сведения о задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам без указания на утрату возможности ее взыскания, может негативно повлиять на принятие решения уполномоченными органами о предоставлении ОАО «Коминефть» налоговых льгот.
Доводы налогового органа о том, в соответствии с Постановлением Правительства РК от 19.12.2008 № 359/1 должна быть представлена справка об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, полученная не ранее чем за 30 дней до дня подачи заявки на получение налоговых льгот, в то время как справка № 427 составлена по состоянию на 04.03.20011, судом отклоняется, поскольку решение вопроса о предоставлении налоговых льгот на территории Республики Коми к компетенции Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми не относится. Соответственно, инспекция не вправе давать оценку документам, представленным организацией с целью получения налоговых льгот.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ОАО «Коминефть» просило обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Коминефть» путем исключения из карточки расчетов с бюджетом спорной суммы задолженности и выдать справку о состоянии расчетов с бюджетом без указания наличия неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций.
Положения п.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что в резолютивной части решения, которым признаны незаконными действия (бездействие) налоговых органов, суд вправе возложить на соответствующий орган обязанность совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем, требования об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не носят самостоятельный характер и применяются судом исключительно для восстановления порядка, существующего до совершения оспариваемых действий (бездействия).
Поскольку при выдаче справок об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и о состоянии расчетов с бюджетом налоговый орган руководствовался действующими нормативными актами, обязание инспекции исключить из карточки расчетов с бюджетом спорной суммы задолженности, а также выдать справки без указания неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, не соответствовало бы выводам суда, изложенным в решении.
Вместе с тем, суд считает, что Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, бесспорно, обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Коминефть» путем выдачи указанных выше справок со ссылкой на утрату возможности взыскания задолженности в размере 7010162,19 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, выразившиеся в указании в справке от 09.03.2011 № 427 наличия неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций и в отражении в справке о состоянии расчетов с бюджетом № 27228 задолженности в размере 7010162,19 руб. как противоречащие положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
2. Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в пользу открытого акционерного общества «Коминефть» судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 2000 руб.
3. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
4. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья Н.С. Огородникова