Арбитражный суд Республики Коми
Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 49 «А»,
тел/факс (8212) 30-08-10; http://komi.arbitr.ru
_____________________________________________________________________________
Именем Российской Федерации
Решение
г. Сыктывкар
«27» июля 2009 года Дело № А29-3746/2009
(дата оглашения резолютивной части решения)
«28» июля 2009 г.
(дата изготовления решения в полном объеме)
Судья Арбитражного суда Республики Коми Борлакова Р. А.,
при ведении протокола судебного заседания ею же,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к Открытому акционерному обществу «Автотранспортное предприятие -1»
о взыскании 282 301 руб. 70 коп. задолженности по обязательным платежам за негативное воздействие на окружающую природную среду
при участии
от заявителя: ФИО1- по доверенности №16 от 05.05.2009 г., ФИО2- по доверенности №13 от 10.11.2008 г.
от ответчика: ФИО3- по доверенности №01 от 05 января 2009 г.
установила:
Печорское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества «Автотранспортное предприятие-1» 282 301 руб. 70 коп. задолженности по уплате в бюджетную систему обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2008 г.
Открытое акционерное общество «Автотранспортное предприятие-1» (далее Общество) не согласно с требованиями.
Ко дню судебного заседания 01 июля 2009 г. Управлением было представлено уточнение требований, где последние обозначены в сумме 233 775 руб. 02 коп. (листы дела 96 тома 3 арб. дела).
Также в судебном заседании 27 июля 2009 г. поступило уточнение требований, где последние обозначены в сумме 216 050 руб. 02 коп.
Уточнение требований судом принимается как соответствующее положениям статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей возможность совершения действия в виде частичного отказа от требований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказ от требований влечет прекращение производства по делу.
Применительно к рассматриваемому делу производство подлежит прекращению в части взыскания 66 251, 68 руб.
По делу объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 24 июля 2009 г., до 15 час. 00 мин. 24 июля 2009 г. и до 15 час. 30 мин. 27 июля 2009 г. Объявление перерывов было вызвано необходимостью обеспечения явки представителя Управления в судебное заседание.
Обратившись с заявлением на предмет взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду, Управление указало, что Общество допустило нарушения по исполнению порядка представления расчета платы, заполнения разделов расчета платы и исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Возражая против требований Управления, Общество указало, что не занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах (статьи 23, 1, 12 Закона РФ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ). Общество полагает, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Аналогичный вывод, по мнению Общества, содержится и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.03.2009 г. №14561/08. В соответствии с письмом Управления №25-5 ЭК/301 от 05.05.2009 г. Общество представило корректирующие расчеты и произвело перечисление уточненных платежей. В соответствии с приведенным же письмом Общество полагает, что Управление фактически произвело изменение требования №25-5 ЭК/206 от 02.04.2009 г. в части размера оплаты за негативное воздействие (с 248, 4 руб. за 1 тонну отходов на 15 руб. за одну тонну отходов).
Выслушав представителей сторон, рассмотрев имеющиеся в деле и представленные сторонами документы и материалы, суд находит, что требования Управления подлежат удовлетворению в поддержанной части, при этом исходит из следующих обстоятельств.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 Ростехнадзор устанавливает лимиты на размещение отходов; ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов; проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности;... (пп. 5.3.4, 5.3.7, 5.3.8).
Согласно камеральной проверки правильности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2008 г. было установлено, что Обществом не представлен в Управление расчет платы за 1 квартал 2007 г. Отсутствуют установленные лимиты на размещение отходов в период с 2005- 2008 г.г. Расчет платы за 3, 4 кварталы 2007 г., 1, 2, 3, 4 кварталы 2008 г. не содержат раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления». При этом факт образования и размещения отходов подтверждается наличием: бессрочного договора от 01.02.2007 г. №1946 с ООО «Эко- технология», договора с ООО «Вэлдас- Эм» от 11.03.2005 г. б/н., договора с ООО «ПетроТоргСервис» от 17.05. 2005 г. б/н.; начисления обществом платы за размещение отходов за период с 1 кв. 2005 г. по 2 кв. 2007 г. включительно; отсутствием официальных сведений о прекращении хозяйственной деятельности, способствующей образованию отходов. Подписанием договора с ООО «Эко- технология» общество приняло на себя обязанность с 2007 г. оплачивать услуги по вывозу образующихся отходов, в соответствии с условиями п.4.2 договора обязанность по перечислению платы за негативное воздействие возложена на Общество, документы, подтверждающие переход права собственности на отходы, передаваемые по вышеуказанным договорам, не представлены. Представленные расчеты за 4 кв. 2007 г., 3, 4 кв. 2008 г. содержат нарушения порядка заполнения, установленного приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 г. №204 (в редакции приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 г. №182) в части заполнения строк раздела 2 второго листа формы. По результатам проверки к доначислению 307 031, 90 руб.
В соответствии с приложением к справке камеральной проверки (оборот листа дела 7 тома 1 арб. дела), установлено размещение отходов производства и потребления в виде мусора от бытовых помещений организаций несортированного в общем количестве за 2007- 2008 г.г. 62, 4 тонн.
Объем отходов рассчитан на основании приложения к договору от 01.02.2007 г. с ООО «Эко- технология»- 156 куб. м в год. Перевод куб. м. в тонны осуществлен с использованием коэффициента 0,2 (плотность бытовых отходов 200 кг/куб. м, что указано ОАО АТП-1 в проектном варианте ПНООЛР). 156х 0,2= 31,2 тонны.
Класс опасности отходов не установлен, поэтому Управление применило в камеральном расчете платы за отходы норматив платы 4 класс опасности, так как Обществом не подтверждено отнесение отхода (мусор от бытовых) к 5 классу опасности. Согласно приказу МПР от 15.06.2001 г. №511 при отсутствии подтверждения 5- го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4- му классу опасности.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7- ФЗ загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В силу пункта 1 статьи 16 приведенного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) определено понятие «размещение отходов»- это хранение и захоронение отходов.
Пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. №632, установлено, что данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 г. №284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Из изложенного следует: названные платежи уплачивают субъекты хозяйственной и иной деятельности, которым определены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также выдано разрешение на размещение отходов.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в бюджет.
Вышеизложенное влечет отклонение доводов Общества о том, что оно не должно вносить плату за размещение отходов, поскольку не занимается их размещением в смысле, придаваемом Федеральным законом от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Судом принимается приводимый довод Управления о том, что по вопросу определения плательщика платы следует руководствоваться статьей 4 Закона об отходах, рассматривающей отходы как объект права собственности. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов лежит на собственнике отходов, либо на стороне (участнике) договора о размещении отходов, которой передано обязательство внесения платы.
Согласно п.4.2 договора от 01.02.2007 г. №1946, заключенного между ОАО «Автотранспортное предприятие-1» (заказчик) и ООО «Эко- технология» (исполнитель), заказчик самостоятельно рассчитывает и производит оплату за загрязнение окружающей среды, обязанность по уплате которой отнесена на него законом. Данный факт также подтверждается письмом ООО «Эко- технология» от 15 мая 2009 г. №613.
Общество не отказывалось от права собственности на передаваемые для размещения отходы, не передавало обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как установлено выше, не оспаривается Обществом, лимиты на размещение отходов у Общества отсутствуют.
Необходимость наличия утвержденных лимитов на размещение отходов установлена положениями статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой устанавливается обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а также предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с выше приведенной статьей 1 Закона об отходах отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Соответственно, при отсутствии установленных лимитов подлежит применению повышающий коэффициент 5.
Данное условие установлено также пунктами 5 и 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, согласно которым плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия на установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнений и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Как обоснованно указало Управление, Общество осуществляет хозяйственную деятельность и использованием автотранспорта, о чем свидетельствуют данные фактического расхода бензина и дизтоплива в разделе 2 корректирующих расчетов платы. Кроме того в актах ООО «Эко-технология» указаны объекты оказания услуг- производственные базы. При этом в корректирующих расчетах не представлены сведения об образующихся и размещаемых производственных отходах от эксплуатации и ремонта автотранспорта- отработанные масла, промасленная ветошь, отработанные шины, лом черных металлов и другое.
Согласно представленного Обществом Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в результате деятельности Общества образуются следующие отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом, масла автомобильные отработанные, обтирочный материал, загрязненный маслами, прочие отходы нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, угля, газа, горючих сланцев и торфа, отходы графита (отработанные накладки тормозных колодок), шины пневматические отработанные мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы (осадки) при механической и биологической обработке сточных вод, лом черных металлов несортированный.
Между сторонами нет спора по объему вывезенных отходов, примененных в расчетах коэффициентах.
Общество не согласно с примененным нормативом платы 248, 40 руб./т (4 класс опасности).
Однако, в этой части судом принимаются приводимые доводы Управления.
Общество не представило сведения о селективном сборе отходов и не указало в корректирующих расчетах раздельно виды образующихся отходов, указав общее наименование отходов в смеси, применив код 9120000000000 в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее ФККО), введенным приказом МПР России от 30.07.2003 г. №663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».
В соответствии с ФККО, тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды. Тринадцатая цифра «0» означает, что класс опасности не установлен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Приказом Министерства природопользования Российской Федерации от 15.06.2001 г. № 511 были утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее - Критерии).
Согласно пунктам 3, 4 данных Критериев отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.
Соответственно, как обоснованно указало Управление, Общество должно отнести отход к 4 классу опасности.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», применяемый норматив платы по коду 9120000000000 ( 4 класс опасности) составляет 248, 4 руб./т, по коду 1871030001005 следует применять норматив платы 8 руб./т (5 класс опасности по категории «прочие отходы»).
При проверке первичных расчетов Общества (справка на листе дела 7 тома 1 арб. дела) Управление, применив в расчете плату в размере 248,4 руб/т (см. приложение к справке (оборот листа дела 7), указало наименование отхода в виде: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код по ФККО 9120040001004).
Данный вид отходов по ФККО относится к 4 классу опасности.
Соответственно, имеет место применение одного класса как по первичным, так и по корректирующим расчетам Общества.
Уточнение обстоятельств заявления требований путем учета данных корректирующих расчетов не нарушает прав Общества, соответствует полномочиям Управления.
При расчете суммы платы также были учтены произведенные Обществом платежи, в том числе и по корректирующим расчетам.
С учетом изложенного, суд находит, что требование Управления подлежит удовлетворению в сумме 216 050 руб. 02 коп.
Судом отклоняется ходатайство Общества о приостановлении производства по делу до рассмотрения арбитражного дела А29-2271/2009.
Суд находит, что приводимые доводы Общества о том, что он не занимается размещением отходов и, соответственно, не должен вносить плату за размещение отходов, не подлежат учету, поскольку, как было установлено выше, платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.
Также судом отклоняется ходатайство Управления об отложении рассмотрения дела. Основанием к такому ходатайству Управление указало, что в дальнейшем возможно решение вопроса об утверждении лимитов на 2008 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 г. № 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее Правила).
В силу пунктов 4 и 5 Правил юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья (пункт 11 Правил).
Обращение Общества с заявлением на предмет установления лимитов имело место в 2009 году, соответственно, с этого года и подлежит разрешению вопрос выдачи разрешения на размещение отходов.
В случае принятия иного решения, суд находит, что решение по настоящему делу может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам.
На общество относятся расходы по уплате государственной пошлины, которая составляет 5 468 руб. 97 коп., подлежит взысканию в доход бюджета Российской Федерации.
В соответствии со ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ст. 150, ст. ст.167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
1. Требование Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору удовлетворить частично в сумме 216 050, 02 руб., в остальной части производство по делу прекратить.
2.Взыскать с Открытого акционерного общества «Автотранспортное предприятие- 1», находящегося по адресу: <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 06.12.2004 г. (ОГРН <***>), 216 050 руб. 02 коп. задолженности по обязательным платежам за негативное воздействие на окружающую среду.
Выдать исполнительный лист на взыскание после вступления решения в законную силу.
3.Взыскать с Открытого акционерного общества «Автотранспортное предприятие- 1», находящегося по адресу: <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 06.12.2004 г. (ОГРН <***>), 5 468 руб. 97 коп. государственной пошлины в доход бюджета Российской Федерации.
Уплату госпошлины надлежит произвести в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу. В случае неуплаты, либо отсутствии сведений об уплате, выдать исполнительный лист на взыскание.
4.Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья Арбитражного суда
Республики Коми Р. А. Борлакова