АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
05 мая 2012 года Дело № А29-3810/2012
Резолютивная часть решения объявлена 02 мая 2012 года, полный текст решения изготовлен 05 мая 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Огородниковой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Печоре Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании 1039 руб. 20 коп. штрафа
в отсутствие представителей сторон
установил:
ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Печоре Республики Коми обратилось с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 1039,20 руб. штрафных санкций за не представление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год.
Ответчик отзыв на заявление не представил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Заявитель просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В соответствии с требованиями ст.ст.156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Печоре Республики Коми 08.04.2004 за основным государственным регистрационным номером <***>. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 23.04.2012 ФИО1 статус предпринимателя не утратил.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» ФИО1 является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Печоре Республики Коми проведена проверка предпринимателя по вопросу своевременности, полноты и достоверности представления страхователем сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования (акт камеральной проверки № 563 от 21.07.2011).
По результатам проверки заявителем вынесено решение № 549 от 17.10.2011 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996, в виде взыскания штрафа в сумме 1039 руб. 20 коп.
Требованием № 350 от 10.11.2011 ответчику предложено добровольно уплатить сумму штрафа в срок до 28.11.2011.
Поскольку сумма штрафа в установленный срок предпринимателем не уплачена, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Печоре Республики Коми обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании указанной суммы штрафа.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона № 213-ФЗ от 24.07.2009), пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 213-ФЗ от 24.07.2009) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, самостоятельно уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» признаются застрахованными лицами.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Пунктами 5, 6 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сами обязаны представлять о себе в срок до 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Судом установлено, что указанные сведения за 2010 год, ответчиком в пенсионный фонд по месту регистрации не представлены.
Неисполнение обязанности по представлению в установленный срок сведений влечет привлечение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» под стоимостью страхового года понимается сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.
Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 1 статьи 57 Федерального закона № 212-ФЗ для всех плательщиков страховых взносов на 2010 год был установлен тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 20 %; минимальный размер оплаты труда на начало 2010 года составлял 4 330 руб. в месяц (Федеральный закон № 82-ФЗ от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда» в редакции Федерального закона № 91-ФЗ от 24.06.2008), и, соответственно, стоимость страхового 2010 года составляла 10 392 руб. (4 330 руб. х 20% х 12 мес.).
Так как сумма причитающихся за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет 10 392 руб., непредставление физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 год влечет привлечение к ответственности в виде штрафа в сумме 1039 руб. 20 коп.
Вместе с тем, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Порядок привлечения страхователей к ответственности и взыскания штрафов установлен Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Частью 2 статьи 34 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Частью 5 статьи 34 указанного Федерального закона установлено, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона № 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно частям 3-5 статьи 38 Федерального закона № 212-ФЗ, акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Частями 1-3, 8, 12, 13 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Указанное решение в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Статьей 22 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Как следует из части 15 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ, указанный порядок применяется также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Установленные статьями 22, 39 Федерального закона № 212-ФЗ сроки вынесения решения по результатам камеральной проверки и направления страхователю требования не являются пресекательными, однако, пропуск территориальным органом Пенсионного фонда РФ указанных сроков не влечет изменение установленного указанным Федеральным законом порядка исчисления срока на принудительное взыскание штрафа, исчисляемого со дня составления акта камеральной проверки как совокупность сроков, установленных для представления возражений на акт камеральной проверки, вынесения решения, вступления решения в силу, направления требования и его исполнения.
На то, что пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Налогового кодекса РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней было указано в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 71 от 17.03.2003 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Так как установленное Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, сходно с правовым регулированием, установленным Налоговым кодексом РФ, вышеуказанные разъяснения могут быть применены при рассмотрении настоящего дела.
В рассматриваемом случае Управлением был нарушен срок составления акта камеральной проверки, установленный частью 1 статьи 38 Федерального закона № 212-ФЗ, что повлекло несвоевременное вынесение решения № 549 от 17.10.2011 и требования № 350 от 10.11.2011, а в дальнейшем пропуск срока для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исчисленный в соответствии со статьями 19, 22, 39 Федерального закона № 212-ФЗ совокупный срок для обращения в суд истек 26.03.2012. Заявление о взыскании с ФИО1 1039,20 руб. штрафа подано Управлением в Арбитражный суд Республики Коми 10.04.2012 (согласно почтовому штампу на конверте), то есть с пропуском срока, установленного частью 5 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ.
Пропуск срока для взыскания штрафа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
На основании изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.ст.102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст.333.17, 333.21 НК РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя, но взысканию не подлежат ввиду освобождения последнего от ее уплаты на основании ст.333.37 Кодекса.
Руководствуясь статьями 110, 167-176, 180-181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявления Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Печоре Республики Коми отказать.
2. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья Н.С. Огородникова