ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
26 марта 2021 года Дело № А29-398/2021
(дата изготовления решения в полном объёме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Босова А. Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ерошенко И. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью «УК Комфорт»
(ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом
Администрации муниципального образования городского округа «Воркута»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании задолженности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований
относительно предмета спора, — временный управляющий истца
ФИО1,
и у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «УК Комфорт» (Общество) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (Комитет, Администрация) 5 164 509 рублей 37 копеек задолженности по оплате поставленных в 2019 году в пустующие (незаселённые) муниципальные квартиры коммунальных ресурсов на отопление по 52 договорам управления.
Определением от 22.01.2021 по делу № А29-222/2021 требования Общества
в отношении части жилых помещений, расположенных в городе Воркуте
по адресам: ул. Яновского, д. 10 (кв. 21, 25, 41, 57), 14 (кв. 5, 8, 23, 41, 57, 66, 68), 2 (кв. 36, 53, 75), 2а (кв. 37, 40, 64, 93), 3 (кв. 5, 68, 83, 94), 4а (кв. 77), 5а (ком. 1, 2, 3, 4, кв. 1, 4, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 34, 36, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 80, 81, 85), выделены в отдельное производство
с присвоением делу номера А29-398/2021.
Выделенные требования приняты к производству на основании определения от 28.01.2021 и назначены к рассмотрению в предварительном заседании (с возможностью безотлагательного перехода к судебному разбирательству) на 26.03.2021.
К участию в деле третьим лицом на стороне истца привлечён временный управляющий Общества ФИО1, не обеспечивший отзыва на иск.
Заявлением от 25.02.2021 Общество уточнило иск сообразно выделенной части и просило взыскать с Комитета 1 118 074 рубля 64 копейки задолженности.
Уточнения приняты судом на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В отзыве от 25.03.2021 № 03-1245 Комитет подтвердил право муниципальной собственности на перечисленные квартиры и сообщил, что
в спорный период они не были заселены (периоды заселённости и нахождения квартир в муниципальной собственности учтены верно). Ответчик также указал, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие об оплате ресурсов ресурсоснабжающей организации. По мнению ответчика, задолженность
в отношении помещений, обозначенных как комнаты 1, 3 и 4, не может быть взыскана с Комитета, поскольку эти помещения имеют статус нежилых, тогда как Комитет вправе отвечать лишь за жилые помещения.
Представители участников спора не явились в судебное заседание, ответчик просили рассмотреть дело без его участия, поэтому, основываясь
на части 4 статьи 137 и части 3 статьи 156 АПК РФ, суд перешёл к разбирательству дела по существу.
Собственники жилых и нежилых помещений, находящихся
в казне муниципального образования городского округа «Воркута» и Общество (управляющая организация) заключили договоры управления на типовых условиях.
Порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом согласован сторонами в разделах 4 договоров. Основные характеристики домов и границы эксплуатационной ответственности управляющей организации при исполнении договоров приведены в приложениях 3; состав общего имущества МКД и его техническое состояние указаны в приложениях 4 (пункты 1.3 и 1.4). Плата за содержание и ремонт жилого помещения вносится до последнего числа месяца, следующего за расчётным (пункты 6.3.5).
В 2019 году Общество осуществляло обслуживание перечисленных домов
и несло затраты на жилищно-коммунальные услуги, в связи с чем направило ответчику для подписания акты.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате, в том числе после направления ему претензии от 24.07.2020 № 1/9-551, послужило Обществу основанием для обращения в суд.
При рассмотрении иска и оценке заявленных доводов суд исходил
из законоположений, закреплённых в статьях 210, 249, пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36, статьях 153, 158, 161, частях 6.2 и 7 статьи 155, частях 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункте 28 Правил содержания общего имущества
в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491), пунктах 4 и 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений
в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354), пункте 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров
с ресурсоснабжающими организациями (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124) и пришёл к выводу, что Общество является лицом, обязанным обеспечить дом необходимыми коммунальными ресурсами, при этом бремя содержания имущества несёт его собственник, а каждый участник долевой собственности обязан соразмерно
со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов, иных платежей по общему имуществу и в издержках по его содержанию и сохранению.
Расчёт задолженности произведён истцом исходя из площадей муниципальных квартир с применением действующих нормативов. Право муниципальной собственности на квартиры подтверждено самим Комитетом
Ответчик также не указал на какую-либо неточность в уточнённом расчёте. В отсутствие доказательств того, что качество и (или) объём оказанных услуг
не соответствуют установленным нормативам и требованиям, отказ от его оплаты является неправомерным.
Возражения Комитета об отсутствии доказательств, подтверждающих оплату истцом ресурсоснабжающей организации стоимости поставленного ресурса, также подлежит отклонению, поскольку Общество является лицом, обязанным в силу закона обеспечивать жильцов многоквартирного дома необходимыми коммунальными ресурсами.
Решением Совета МО ГО «Воркута» от 06.06.2018 полномочия по несению расходов на содержание и коммунальные услуги муниципального фонда переданы Комитету, который с 07.06.2018 является финансово-распорядительным органом
в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги организациям, осуществляющим содержание пустующего муниципального фонда и выступает как представитель публично-правового образования. Следовательно, Комитет является надлежащим ответчиком по иску (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 125 Кодекса, пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).
Несостоятелен и довод ответчика о неправомерности требований
по нежилым помещениям.
Решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 26.04.2013 № 255 утверждено Положение о порядке управления
и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Воркута» (Положение № 255), которым определяется порядок управления собственностью муниципального образования, а также регулируются отношения, возникающие в связи с реализацией органами местного самоуправления правомочий собственника (пункт 1).
Согласно подпункту 5 пункта 2.2 Положения № 255 собственностью муниципального образования являются любые объекты гражданских прав,
не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные объекты инженерной инфраструктуры, а также другие муниципальные объекты, осуществляющие обслуживание населения.
В силу подпункта 4 пункта 8.1 Положения № 255 бремя содержания
не используемых жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования, лежит на отраслевом органе администрации муниципального образования, осуществляющем контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.4 Положения о Комитете (решение Совета муниципального образования от 14.03.2013 № 228), к числу основных задач Комитета отнесены обеспечение в пределах компетенции проведения единой муниципальной политики в сфере управления и распоряжения движимым
и недвижимым имуществом муниципального образования, а также обеспечение эффективного управления и распоряжения, рационального использования имущества муниципального образования.
В пунктах 3.1.1 и 3.1.6 Положения об Управлении (решение Совета муниципального образования от 24.11.2014 № 636) также были закреплены обязанности по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования. Однако это положение отменено решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 06.03.2018 № 469. Новое положение не содержит обязанностей по содержанию муниципального жилищного фонда и несения соответствующих расходов до заселения жилых помещений.
Как следует из пунктов 2.1 и 2.2 упомянутого положения об Управлении,
к задачам Управления не отнесены вопросы обеспечения управления и содержания муниципального имущества города Воркута.
Решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 01.06.2013 № 270 утверждено Положение о порядке управления
и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Воркута» (Положение № 270), которое регулирует отношения, возникающие в связи с управлением
и распоряжением жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования, и определяет порядок управления и распоряжения данным фондом, включая содержание, контроль использования и сохранности муниципального жилищного фонда.
Под содержанием муниципального жилищного фонда понимается совокупность действий органов местного самоуправления, направленных
на поддержание сохранности муниципального жилищного фонда, его надлежащего санитарного и технического состояния, создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Под контролем за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда понимается совокупность действий всех органов местного самоуправления, направленных на достижение этих целей (пункты 2 и 3 статьи 1 Положения № 270).
В состав муниципального жилищного фонда входят жилые помещения, перешедшие в собственность муниципального образования по установленным законодательством основаниям и в порядке, им определённом (пункт 1 статьи 2 Положения № 270).
В соответствии со статьёй 6 Положения № 270 (в редакции решения Совета муниципального образования от 23.12.2014 № 647, действовавшей до 07.06.2018), Управление осуществляло функцию администрации муниципального образования по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования (подпункт 1 пункта 4).
В пункте 2 статьи 25 Положения № 270 было определено, что до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда расходы на их содержание и коммунальные услуги несёт Управление. Названный пункт исключён решением Совета муниципального образования от 15.02.2019 № 599.
Решением Совета муниципального образования от 06.06.2018 № 516, вступившим в силу 07.06.2018, положение в части содержания жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования, отменено. Функции по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в части муниципального жилищного фонда и до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда и расходов на их содержание и коммунальные услуги переданы Комитету (подпункты 13 и 14 пункта 3 статьи 6).
Вместе с тем постановлением Администрации от 09.08.2013 № 2725 утверждён Перечень муниципальных программ муниципального образования городского округа «Воркута», реализация которых планируется с 2014 года, в которой входит программа «Муниципальное управление».
Кроме того, постановлением Администрации от 30.04.2014 № 717 утверждена муниципальная программа «Муниципальное управление», утратившая силу 09.07.2014.
Впоследствии постановлением от 18.02.2015 № 253 утверждена новая муниципальная программа, включающая в себя подпрограмму «Управление муниципальным имуществом», целью которой обозначено создание условий
для повышения эффективности управления муниципальным имуществом.
В её рамках решаются следующие задачи: по совершенствованию системы учёта муниципального имущества, оптимизации имущественного комплекса муниципального образования; обеспечение эффективного использования
и распоряжения муниципальным имуществом; обеспечение реализации муниципальной подпрограммы.
В частности, в рамках задач по обеспечению эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом, проводятся мероприятия, направленные на вовлечение в оборот и осуществление контроля за эффективным использованием муниципального имущества, в том числе жилого и нежилого фонда.
Вовлечение в оборот муниципального имущества, как это следовало
из постановления Администрации от 30.04.2014 № 717, заключается как в передаче муниципального имущества (в аренду, безвозмездное пользование, залог, закрепление в оперативное управление, хозяйственное ведение), так и в исполнении обязательств, возникающих в процессе использования и распоряжения имуществом.
Ответственным за исполнение данной программы является Комитет.
Решением Совета муниципального образования от 21.12.2018 № 563
«О бюджете муниципального образования городского округа «Воркута» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» утверждена ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования, которая приведена в приложении № 2 к этому решению.
Согласно указанному приложению Управление не имеет какого-либо финансирования по данной программе. В спорной ситуации по подпрограмме «Управление муниципальным имуществом» финансирование получает только Комитет.
Таким образом, с учётом указанных изменений в актах муниципального образования, порядка, объёма и направления финансирования деятельности Комитета и Управления, их задач и функций, именно на Комитет возложена обязанность осуществлять содержание неиспользуемых жилых и нежилых помещений. Следовательно, он и должен исполнять обязательства по оплате работ и услуг управляющих организаций.
В отсутствие доказательств того, что качество и (или) объём оказанных услуг и поставленных ресурсов не соответствует установленным нормативам
и требованиям, отказ от их оплаты является неправомерным.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 — 171 и 319 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить полностью.
2. Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «УК Комфорт» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) 1 118 074 рубля 64 копейки задолженности.
3. Исполнительный лист выдать по ходатайству взыскателя после вступления решения в законную силу.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объёме.
Кассационная жалоба на решение может быть подана в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения
в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А. Е. Босов