ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-4179/19 от 10.10.2019 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

10 октября 2019 года                    Дело № А29-4179/2019

Резолютивная часть решения объявлена октября 2019 года , полный текст решения изготовлен октября 2019 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Гайдак И.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колцун О.Я.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по  Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

о признании незаконными действий и обязании произвести государственную регистрацию прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя,

при участии:

от ответчиков: ФИО2 по доверенности от 24.04.2019 № 10-08/06736, от 24.06.2019 № 02-42/07688

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми, выразившихся в отказе в государственной регистрации и обязании произвести государственную регистрацию прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 08.05.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми (далее - МИФНС № 5 по РК, инспекция, налоговый орган, ответчик), являющаяся в настоящее время единым регистрационным центром по Республике Коми.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Представитель ответчиков, возражая против заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнении к нему.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд установил.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Печоре Республики Коми.

ИП ФИО1 принято решение о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку с 29.09.2018 по настоящее время ФИО1 находится в местах лишения свободы, заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения по форме № Р26001 предприниматель направил в налоговый орган через свою мать,  ФИО3, на имя которой им выдана доверенность от 22.08.2017, заверенная начальником исправительного учреждения.

Указанное заявление сотрудником инспекции от ФИО3 не принято.

Претензией от 04.02.2019 ФИО1 просил налоговый орган принять на регистрацию заявление о снятии с учета в качестве предпринимателя.

В ответ на претензию инспекцией письмом от 13.02.2019 № 03-55/01517 разъяснено, что представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представленным документам. Как указано налоговым органом полномочие начальников мест лишения свободы по освидетельствованию подписи на заявлениях о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не установлено.

Не согласившись с действиями налогового органа, предприниматель обжаловал  их в судебном порядке.

Суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.  

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенных норм следует, что для признания ненормативного акта и действия недействительными (незаконными) заявитель должен доказать не только несоответствие акта определенному закону либо иному нормативному правовому акту, но и нарушение таким ненормативным актом, действием прав и законных его интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также указать, в чем заключается это нарушение.

При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия или бездействия  закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым ненормативным правовым актом, действием или бездействием.

Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) документа об уплате государственной пошлины;

в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются полномочным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ФНС России уполномочена как на утверждение форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, так и на установление требований к оформлению иных документов, представляемых в регистрирующий орган.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, в соответствии с которым ФНС России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, вправе утверждать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (пункт 5.9.39).

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждена форма Заявления № Р26001 и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

В силу пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено указанным пунктом.

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ определен перечень оснований, при которых допускается отказ в государственной регистрации. Одним из таких оснований является непредставление заявителем определенных законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

В рассматриваемом случае ФИО3 обращалась в налоговый орган за консультацией по вопросу возможности подписания ею заявления по форме № Р26001 на основании доверенности, выданной начальником исправительного учреждения. Официально заявление  по форме № Р26001 от нее в инспекцию не поступало. Доказательства обратного заявителем не представлено.

На обращение ФИО1, налоговый орган дал письменные разъяснения от 13.02.2019 за № 03-55/01517, в которых указал, что представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлен заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

Таким образом налоговый орган не отказывал ФИО1 в принятии заявления, поскольку такое заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по установленной форме  ни от него ни от его матери в инспекцию не поступало.

Кроме того установлено, что у матери заявителя отсутствует нотариально засвидетельствованная  подпись лица, подавшего заявление от имении ФИО1

Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 № 4462-1 нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или; занимающиеся частной практикой.

В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 данных Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципальное района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Согласно представленному в суд предпринимателем заявлению по форме № Р26001, подлинность подписи заявителя ИП ФИО1 засвидетельствована исполняющим обязанности начальника Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 22 УФСИН России по Республике Коми.

Вместе с тем, Гражданским кодексом Российской Федерации установлен перечень действий, приравненных к нотариально удостоверенным, которые вправе совершать начальники мест лишения свободы. К ним относятся: удостоверение доверенностей (подпункт 3 пункта 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и удостоверение завещаний (подпункт 5 пункта 1 статьи 1127 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, заверение подписи начальником колонии на представленных в налоговый орган заявлениях о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не может приравниваться к нотариально удостоверенным, форма подачи заявлений ФИО1 также не соблюдена.

Налоговым органом в материалы дела представлен ответ нотариуса                  ФИО4 Ухтинского нотариального округа Республики Коми Ассоциации «Нотариальная палата Республики Коми» о размере платы за оказание нотариусами Республики Коми услуг правового и технического характера. Согласно пояснениям налогового органа, нотариус ФИО4 регулярно осуществляет выезды, в том числе, в Федеральное казенное учреждение исправительную колонию № 22 УФСИН России по Республике Коми, для совершения необходимых нотариальных действий.

   Кроме того, Законом о регистрации № 129-ФЗ не предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение подписи уполномоченного лица при подаче заявление по форме Р26001, поскольку последнее не лишено права лично обратиться в регистрирующий орган при предъявлении документа, удостоверяющего личность (абзац 3 пункта 1.2 статьи 9 Закона о регистрации № 129-ФЗ).

   Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 211-О предусмотрено, что гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

   В случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

            Нахождение в местах лишения свободы является обстоятельством исключительного (экстраординарного) характера, на наличие которого ФИО1 вправе ссылаться при наличии претензий со стороны налогового органа об уплате обязательных платежей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности при фактическом прекращении такой деятельности.

   Надлежащие доказательства, свидетельствующие о предъявлении налоговым органом ФИО1 каких-либо имущественных претензий, связанных с  фактом государственной регистрации последнего в качестве индивидуального предпринимателя, не представлены и в материалах дела отсутствуют.

   На основании изложенного, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Индивидуального предпринимателя ФИО1 отказать.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета 300 руб. государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме во Второй арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья                                                                       И.Н. Гайдак