ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-418/17 от 20.03.2017 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

20 марта 2017 года              Дело № А29-418/2017

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Басманова П.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (ИФНС России по г. Сыктывкару, административный орган, ответчик) от 26.12.2016 года № 8, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 25.01.2017 заявление ИП ФИО1 принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с нормами статей 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Представленные по делу документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Указанное определение получено обеими сторонами, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами.

Возражения против рассмотрения данного дела в порядке упрощенного производства от сторон в адрес арбитражного суда не поступили.

ИФНС России по г. Сыктывкару просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на правомерность принятого административным органом постановления. Доводы ответчика подробно изложены в отзыве от 09.02.2017 № 04-10/11.

В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных определением суда от 25.01.2017 для предоставления доказательств и иных документов.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

21.04.2015 ФИО1 представлено в ИФНС Россииоссии по                           г. Сыктывкару уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.

Согласно указанному уведомлению ФИО1 09.04.2015 открыт счет № DE06662400020351292800 в банке COMMERZBANK, расположенном за пределами территории Российской Федерации, а именно, - в Германии, по договору банковского счета от 09.04.2015 (б/н).

30.11.2016 должностным лицом налогового органа в отношении ИП ФИО1 проведена проверка по вопросу соблюдения индивидуальным предпринимателем - резидентом сроков представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за период с 01.04.2016 по 31.08.2016.

В ходе проведенной проверки налоговым органом установлено, что ИП ФИО1 не представлен отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за период с 01.04.2016 по 30.06.2016.

Выявленное нарушение было отражено в Акте проверки соблюдения валютного законодательства от 30.11.2016 № 105.

Усмотрев в действиях предпринимателя признаки административного правонарушения, .12.2016 должностным лицом ИФНС России по                       г. Сыктывкару  в отношении ИП Торлопова В.В. составлен протокол об административном правонарушении № 1101201612150052 по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.

26.12.2016 заместитель начальника ИФНС России по г. Сыктывкару, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 15.12.2016  № 1101201612150052 и приложенные к нему документы, подтверждающие совершение нарушения, вынес постановление № 8 о признании ИП ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель в срок, установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств как каждого в отдельности, так и в их совокупности.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней.

Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗрезиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 № 819, (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 года № 761) утверждены согласованные с Центральным банком Российской Федерации Правила представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее – Правила от 28.12.2005 № 819).

В соответствии с пунктом 4 Правил от 28.12.2005 года № 819индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

Приложением к Правилам от 28.12.2005 № 819 предусмотрена форма отчета о движении средств юридического лица – резидента и индивидуального предпринимателя – резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - Отчет о движении средств по счету).

Таким образом, срок представления ИП ФИО1 отчета о движении средств по счетам за период 01.04.2016 по 30.06.2016 - не позднее 30.07.2016.

Как установлено в ходе проверки налоговым органом, ИП  ФИО1 в нарушение части 7 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ и пункта 4 Правил от 28.12.2005 № не представлен Отчет о движении средств по счетам за период с 01.04.2016 по 30.06.2016.

По мнению административного органа, ИП ФИО1 не исполнил свою обязанность по своевременному представлению отчета о движении средств по счетам за период с 01.04.2016 по 30.06.2016 в налоговый орган, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, то есть нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Вместе с тем, частью 7 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрена обязанность резидентов, за исключением физических лиц - резидентов, ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала представляют в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

Кроме того, пунктом 4 Правил от 28.12.2005 № 819 установлена обязанность ежеквартального представления в налоговый орган Отчета о движении средств по счету по установленной форме для индивидуальных предпринимателей.

С учетом того, что валютное законодательство разграничивает деятельность физических лиц в целях личных и иных нужд и в целях осуществления ими предпринимательской деятельности, суд апелляционной инстанции полагает, что основным критерием, позволяющим разграничить необходимость применения того или иного порядка в отношении физических лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, является цель открытия и использования (проведения валютных операций) соответствующего счета в банке за пределами территории Российской Федерации, а именно: счет открыт и используется в целях личных и иных нужд или в целях осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном Правилами № 819, только в случае открытия ими счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации и использования таких счетов в целях осуществления предпринимательской деятельности. В случае же открытия счета (вклада) в банках за пределами территории Российской Федерации и использования такого счета его в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью (для личных и иных нужд), физические лица, несмотря на наличие у них статуса индивидуального предпринимателя, предоставляют названные отчеты в порядке, предусмотренном Правилами № 1365. Само по себе наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя безусловно не может свидетельствовать о необходимости предоставления им в налоговый орган вышеупомянутого отчета в установленном Правилами N 819 порядке. Иного толкования норм из положений действующего валютного законодательства не следует.

Для доказательства факта использования индивидуальным предпринимателем счета, открытого в банке за пределами территории Российской Федерации, в предпринимательской деятельности необходимо документальное подтверждение, например, банковские выписки российского банка, из которых видно перечисление денег индивидуальным предпринимателем на свой зарубежный счет в оплату товаров, работ, услуг, которые индивидуальный предприниматель использует в своей хозяйственной деятельности.

Однако судом установлено, что ФИО1 представлено в налоговый орган уведомление об открытии счета                                                   № DE06662400020351292800 в банке COMMERZBANK, расположенном за пределами территории Российской Федерации, а именно, - в Германии, по договору банковского счета от 09.04.2015. При этом в указанном уведомлении проставлено значение «2» - физическое лицо – резидент.

Доказательства использования ИП ФИО1 счета в банке               № DE06662400020351292800 в банке COMMERZBANK (Германия) для осуществления предпринимательской деятельности материалы дела не содержат.

Более того, данный вопрос в рамках проведенной в отношении предпринимателя проверки и в ходе производства по делу об административном правонарушении налоговым органом должным образом не исследовался, в то время как он имеет существенное значение для рассмотрения административного дела по существу.

Кроме того, ИП ФИО1 в рамках административного расследования неоднократно заявлялось о том, что спорный счет открыт им для личных целей и не связан был с осуществлением предпринимательской деятельности, о чем свидетельствуют замечания в протоколе об административном правонарушении и возражения на акт проверки. В доказательство того, что указанный выше счет был открыт для личных целей, как физическим лицом, предпринимателем представлен в материалы дела отчет о движении денежных средств физического лица – резидента по счету (вкладу) в банке за пределами Российской Федерации, представленный в налоговый орган 27.12.2016.

Таким образом, поскольку факт открытия счета                                                DE06662400020351292800 в банке COMMERZBANK за пределами территории Российской Федерации (Германия) ФИО1 в целях осуществления предпринимательской деятельности налоговым органом не доказан, суд приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена в частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При установленных обстоятельствах, у ИФНС России по                                   г. Сыктывкару отсутствовали основания для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению, постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару по делу об административном правонарушении от 26.12.2016 года № 8 признать незаконным и отменить.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167-170, 211 и 229 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару по делу об административном правонарушении от 26.12.2016 года № 8, согласно которому индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 211, 229 АПК РФ, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья                                                                     П.Н. Басманов