ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
06 июня 2016 года Дело № А29-4236/2016
Резолютивная часть решения объявлена мая 2016 года , полный текст решения изготовлен июня 2016 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бахаевой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Усинску (ИНН: <***>, ОГРН:<***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Эгида» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
о привлечении к административной ответственности,
без участия сторон,
установил:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Усинску обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Эгида» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением арбитражного суда от 04 мая 2016 года заявление Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Усинску принято к производству, по делу № А29-4236/2016 назначено предварительное судебное заседание.
Ответчик отзыв на исковое заявление не представил, доводы, изложенные в исковом заявлении, не оспорил, определение суда от 04 мая 2016 года не исполнил.
Учитывая характер спора и представленные доказательства, при исполнении определения в части представления затребованных документов и отсутствии возражений, суд, руководствуясь статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), перешел к судебному разбирательству в судебном заседании первой инстанции.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
Руководствуясь статьей 156 АПК РФ, арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
28 июля 2014 года Обществу с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Эгида» Министерством внутренних дел по Республике Коми выдана лицензия № 315 (серия ЧО № 001949) на осуществление частной охранной деятельности, на срок до 28 июля 2019 года.
Согласно Приложению к лицензии на осуществление частной охранной деятельности от 28 июля 2014 года в Перечень разрешенных видов услуг вошли:
- защита жизни и здоровья граждан;
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
23 марта 2016 года в Министерство внутренних дел Республики Коми поступил рапорт и.о. начальника ЦЛРР Министерства внутренних дел по Республике Коми майора полиции ФИО1 о том, что в ЦЛРР МВД по Республике Коми 16 марта 2016 года поступило уведомление о смене генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Эгида». Решением единственного учредителя от 08 февраля 2016 года № 3 с 09 февраля 2016 года генеральным директором Общества назначен ФИО2 (л.д. 43-44).
В ходе проверки, проведенной в соответствии с пунктом 20 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 года № 589 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации», административным органом установлено, что 20 февраля 2016 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены изменения о смене руководителя Общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Эгида». Уведомление о смене генерального директора направлено в письменной форме от 10 марта 2016 года № 9.
Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Эгида» уведомило орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, через 19 дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Усмотрев в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Эгида» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, инспектор ГЛРР Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Усинску ФИО3 составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 12 апреля 2016 года серия УС № 082157* (л.д. 11).
Согласно требованиям статей 23.1 и 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 12 апреля 2016 года серия УС
№ 082157* с материалами проверки направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии), а объективная сторона состоит в нарушении при такой деятельности предусмотренных специальным разрешением (лицензией) условий.
Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ) к числу лицензируемых видов деятельности относится частная охранная деятельность.
В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1) контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 года № 589, государственную функцию по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации исполняет Министерство внутренних дел Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ) при проведении лицензионного контроля основания и предмет для проведения внеплановой проверки устанавливаются Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ.
В силу пункта 2 части 10 статьи 19 Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ внеплановая выездная проверка проводится в связи с поступлением в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.
В соответствии с частью 6, пунктом 2 части 10 статьи 19 Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки при поступлении в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
Согласно пунктом 50.7 Административного регламента, основанием для начала процедуры внеплановой проверки является поступление от органов государственной власти и органов контроля (надзора) в отношении лицензиата информации о нарушении им законодательства Российской Федерации, регламентирующего частную детективную (сыскную) и охранную деятельность, создающем угрозу здоровью и жизни граждан.
Таким образом, данная проверка была проведена административным органом в соответствии с действующим законодательством и в рамках предоставленных ему полномочий.
В соответствии с абзацем 1 статьи 1 Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В целях охраны разрешается предоставление ряда видов услуг, в частности охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении (пункт 2 части 2 Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1).
Согласно статье 11 Российской Федерации от 11 марта 1992 года
№ 2487-1 оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года № 498 (далее - Положение), предусмотрены лицензионные требования и условия при осуществлении частной охранной деятельности, соответствующие требованиям Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1.
Пунктом 5 Правил уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года № 498, установлено, что в случае изменения состава учредителей (участников) или руководителя частная охранная организация не позднее чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц обязана в письменной форме или в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru) уведомить орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Таким образом, уведомление органа внутренних дел в случае изменения состава учредителей (участников) или руководителя позднее, чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, является лицензионным условием при осуществлении охранной деятельности, нарушение которого влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП.
Как установлено административным органом, подтверждается материалами дела и по существу Обществом не оспаривается, ответчик, как лицо, осуществляющее на возмездной основе частную охранную деятельность, зная о необходимости соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении данного вида деятельности, положения указанных нормативных актов надлежащим образом не исполнило.
Факт несоблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Эгида» вышеперечисленных лицензионных требований подтверждается материалами административного дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Из обстоятельств дела усматривается, что у ответчика имелась возможность для соблюдения требований лицензионного законодательства, однако надлежащих и достаточных мер для выполнения лицензионных требований Обществом принято не было.
Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Эгида» осуществляло охранную деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений заявителем процессуальных требований КоАП РФ, направленных на реализацию права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и фиксацию надлежащих доказательств, судом не установлено.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд считает, что в рассматриваемой ситуации имеются основания для применения такой меры административного наказания как предупреждение.
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме (часть 1 статьи 3.4 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При назначении наказания суд, учитывая характер и обстоятельства совершенного ответчиком правонарушения, принимает во внимание следующие обстоятельства:
1) вменяемое Обществу административное правонарушение совершено им впервые, доказательств обратного заявителем суду не предоставлено;
2) доказательств причинения вреда или наличия реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера заявитель суду не предоставил;
3) доказательства причинения имущественного ущерба в данном случае отсутствуют.
Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Эгида» надлежит привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление удовлетворить.
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Эгида» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.