ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-4549/06А от 26.07.2006 АС Республики Коми

Арбитражный суд Республики Коми

________________________________________________________________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

Решение

г. Сыктывкар

«26» июля 2006 года                                                                  Дело № А29-4549/06А

(дата оглашения резолютивной части решения)

«31» июля 2006 года

(дата изготовления решения в полном объеме)

Судья арбитражного суда Республики Коми Леушина И. Б.

при ведении протокола судебного заседания судьей Леушиной И.Б.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Комнедра»

к инспекции Федеральной налоговой службы России по Республике Коми

при участии в заседании:

от заявителя: Луценко Т.И. по доверенности от 12.12.2005 №КОМ/Д-21/5

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Усинску (далее – Инспекция) проведена камеральная налоговая проверка Открытого акционерного общества «Комнедра» (далее – Общество).

По результатам проверки вынесено решение №495 от 26.04.2006 года о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 100 руб.

Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании его недействительным.

Ответчик заявленные требования не при знает, доводы изложены в отзыве на заявление.

Изучив представленные материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2005 года.

Для проведения камеральной проверки и установления правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых Инспекция направила Обществу требование от 03.03.2006 №2592, где указала, что налогоплательщику необходимо представить:

-акт на списание нефти на собственные нужды

-акт на списание потерь нефти

-акт приема-передачи нефти в систему ОАО «СМН»

-копии счетов-фактур

-программу развития горных работ на 2005 год

-статистическую форму отчетности 6-ГР за 2005 год

-товарный отчет по движению нефти

Общество представило затребованные документы частично, отказав в представлении программы развития горных работ на 2005 год и статистической формы отчетности 6-ГР за 2005 год, поскольку считает, что налоговый орган истребовал у него дополнительные документы, не относящиеся к проверке для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых.

Составление Программы развития горных пород предусмотрено статьей 22 Закона Российской Федерации «О недрах» с целью недопущения сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также с целью безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Программа развития горных пород на 2005 год не является документом, связанным с исчислением и уплатой налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2005 года, так как не содержит сведений о количестве фактически добытого углеводородного сырья за данный налоговый период. Указанный документ не содержит сведений об утвержденных нормативах потерь углеводородного сырья при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

На основании пункта 48  Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 года №БГ-3-21/170 нормативы потерь утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом, до утверждения нормативов в указанном выше порядке налогообложение по налоговой ставке 0% добытых полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых не производится.

Как следует из пункта 5 Постановления Правительства от 29.12.2001 года №921 нормативы потерь углеводородного сырья ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным промышленным надзором России.  

Программа развития горных работ утверждается уполномоченными на то должностными лицами Общества.

Программа развития горных работ на 2005 год разрабатывалась и утверждалась в 2004 году, поэтому содержит только планируемые (неутвержденные) в установленном порядке показатели по нормам потерь.

Утвержденные в установленном порядке нормативы потерь углеводородного сырья при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения на 2005 год, на основании которых возможно применение ставки 0 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, Обществом были получены только в июле 2005 года.

Кроме того, на основании пункта 5 Постановления Правительства от 29.12.2001 года №921 сведения о нормативах потерь углеводородного сырья ежегодно доводятся в установленном порядке до Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Таким образом, информация об утвержденных нормах потерь имеется в Налоговом кодексе Российской Федерации.

На основании статьи 341 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых является месяц.

Поэтому камеральной проверкой, проводимой на основании декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2005 года, может быть охвачен период хозяйственной деятельности равный месяцу.

В связи с этим, в рамках проверки должны быть истребованы документы, характеризующие деятельность налогоплательщика, только в рамках обозначенного ранее периода – декабрь 2005 года. 

Из Постановления Госкомстата Российской Федерации от 18.06.1999 №44 следует, что форма 6-гр содержит показатели деятельности юридического лица за год (без разбивки по месяцам).

Учитывая изложенное, истребование формы статистической отчетности, содержащей сведения о деятельности предприятия за год в рамках камеральной проверки декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2005 года, является необоснованным.

Указанное подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.04.2005 года по делу №А29-6147/2004а: истребование дополнительных сведений и документов в ходе камеральной проверки должно производиться налоговым органом с учетом целей соответствующей налоговой проверки В силу пункта 1 статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

 Статистическая форма 6-гр не относится к документам бухгалтерского и (или) налогового учета, не является документом, на основании которого исчисляется налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых.

Указанная форма составляется на основании первичных документов не с целью формирования налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, а для целей статистического наблюдения, и по этой причине не может быть использована для подтверждения правильности начисления и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых.

На основании Положения «О порядке учета запасов полезных ископаемых, поставки их на баланс и списания с баланса запасов», утвержденного Приказом МПР России от 09.07.1997 года №122, учет разведанных запасов полезных ископаемых по месторождениям (участкам) в государственном и территориальных балансах осуществляется на основании государственной отчетности, предоставляемой пользователями недр по формам 5-гр, 6-гр, 70-тп, 71-тп, 11-шрп, 2-тр, 31-тп с целью учета состояния минерально-сырьевой базы и рационального использования недр в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 30 Кодекса налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Таким образом, учитывая в совокупности характер сведений, содержащихся в форме 6-гр, цели составления и представления указанного документа, а также положения Кодекса, действия Инспекции по истребованию указанной формы противоречат статье 31 Кодекса.

Кроме того, форма 6-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутонов, серы, гелия, азота, углекислого газа» содержит сведения, составляющие государственную тайну.

На основании письма  Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.04.2002 №НА-6-21/639 сведения о запасах стратегических видов сырья и материалов составляют государственную тайну. Сведения, составляющие государственную тайну представляются в налоговые органы в порядке, предусмотренном для передачи сведений,  составляющих государственную тайну».

   Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Кодекса налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

В частях 1, 2 и 3 статьи 88 Кодекса указано, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (часть 4 статьи 88 Кодекса).

В силу пункта 1 статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.

Таким образом, истребование дополнительных сведений и документов в ходе камеральной проверки должно производиться налоговым органом с учетом целей соответствующей налоговой проверки.

Из содержания указанных положений следует, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы, относящиеся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика; им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах.

При таких обстоятельствах суд признает недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Усинску №495 от 26.04.2006 года о привлечении Открытого акционерного общества «Комнедра» к налоговой ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса,  суд

РЕШИЛ:

1.Заявленные требования удовлетворить.

2.Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Усинску №495 от 26.04.2006 года о привлечении Открытого акционерного общества «Комнедра» к налоговой ответственности.

3.Открытому акционерному обществу «Комнедра» выдать справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета в сумме 2000 руб.

4.Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в месячный срок.

Судья Арбитражного суда

Республики Коми                                                                      И.Б. Леушина