ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-479/2021 от 27.05.2021 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

28 мая 2021 года                                Дело № А29-479/2021

Резолютивная часть решения объявлена мая 2021 года , полный текст решения изготовлен мая 2021 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Онопрейчук И.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой И.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз»

(ИНН:1121001681, ОГРН:1021101124142)

к администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

(ИНН: 1121010333, ОГРН: 1021101121843)

о  взыскании денежных средств

при участии в судебном заседании:

от истца: представитель Гончарова Т.Н. – по доверенности от 17.11.2020 № 157,

от ответчика:представитель Шаньгин В.А. – по доверенности от 14.10.2020 № 01-20/4742,

установил:

Эжвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилкомхоз» (далее – ЭМУП «Жилкомхоз», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – администрация Эжвинского района, ответчик) о взыскании 452 734 руб. 55 коп. разницы между платой за ГВС и ХВС по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателями платой за ГВС и ХВС по нормативу потребления за период январь – июнь 2018 года.

Определением суда от 27.01.2021 исковое заявление принято к производству, рассмотрение дела назначено в предварительном судебном заседании на 24.02.2021 с возможностью перехода к судебному  разбирательству на 24.02.2021 (в отсутствии возражений сторон).

Ответчик направил отзыв на исковое заявление от 09.02.2021 № 044-ю, в котором отражено, что 4 жилых помещения (согласно сверке с реестром муниципальной собственности) в спорный период времени находились в собственности физических лиц; по мнению ответчика,  исковые требования являются необоснованными, так как истцом не доказан факт возможности/не возможности установки общедомовых приборов учета, а также спорные суммы выставлены непосредственно нанимателям  квартир.

Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, указал, что ответчик является собственником спорных жилых помещений, соответственно, замена счетчиков и оплата данных услуг (работ) лежит на нем;  указал на необходимость корректировки исковых требований с учетом отзыва ответчика.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Истец представил заявление об уточнении исковых требований от 30.03.2021
№ 1627, просил взыскать с ответчика 451 510 рублей 39 коп.;  представил копии платежных документов № 11 за ноябрь 2020, копии актов обследования жилых помещений, сведения о начислении размера платы повышающего коэффициента, указал, что произведен перерасчет стоимости за горячую/холодную воду в сторону уменьшения суммы долга, отметил, что при проверке установлено, что в 124 квартирах возможна установка приборов учета водоснабжения.

Судом приняты уточненные исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебное разбирательство по делу неоднократно откладывалось арбитражным судом, протокольным определением от 11.05.2021 судебное разбирательство отложено на 27.05.2021.

20.05.2021 от истца в суд поступило заявление об уточнении исковых требований от 20.05.2021 № 2693, в котором он просил взыскать с ответчика 449 664 руб. 13 коп. долга; при этом, из расчета долга исключена сумма повышающего коэффициента ХВС и ГВС по квартире № 95 дома 7 ул. Космонавтов.

Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом приняты уточненные исковые требования.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как видно из дела и ответчиком не оспаривается, в спорный период 
времени ЭМУП «Жилкомхоз»  являлось управляющей организацией многоквартирных домов (далее – МКД), расположенных по адресам в Эжвинском районе  г. Сыктывкара:

- ул. Мира, д. №№ 2/1, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 30, 32, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 53, 54, 56, 62, 70;

- ул. Космонавтов, д. №№ 3, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13;

- ул. Комарова, д. №№ 5, 8, 10, 11, 14, 15, 16, 24/2;

- ул. Борисова, д. №№ 3, 5, 6, 8, 9, 11;

- пр. Бумажников, д. №№ 13, 19, 21, 25, 27, 28, 29, 35, 36, 38, 41/12, 42, 45, 47, 49, 51, 53д, 55;

- ул. Маяковского, д. №№ 3, 9, 10, 11, 14/30;

- пер. Школьный, д. №№ 5, 8, 11;

- ул. Славы, д. №№ 4, 14, 18, 26, 29, 31, 32;

- ул. Емвальская, д. №№ 5, 7, 9, 13, 17;

- Набережный проезд, д. №№ 2, 3, 6, 8, 9;

- ул. Слободская, д. №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 23;

- ул. Менделеева, д. №№ 3, 5, 7, 9, 11;

- ул. Новоселов, д. №№ 1, 3, 5, 7;

- ул. Островского, д. №№ 3, 5а;

- ул. Боровая, д. № 11;

- ул. Молодежная, д. №№ 8,

- ул. Весенняя, д. №№ 1, 3, 6, 8;

- Радиоцентр, д. № 2, 3, 4.

В указанных многоквартирных домах имеются жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения (далее – ХВС) и горячего водоснабжения (далее – ГВС), находящиеся в муниципальной собственности.

Поскольку собственником не исполнена обязанность по оснащению индивидуальными приборами учета находящихся в многоквартирных домах муниципальных жилых помещений, за период с января по июнь 2018 года в отношении данных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», начислена плата в размере 449 664 руб. 13 коп., являющаяся суммой повышающего коэффициента ввиду отсутствия приборов учета.

Претензией от 14.12.2020 № 6816 истец предложил Администрации Эжвинского района уплатить сумму повышающего коэффициента по  ХВС и ГВС за отсутствие индивидуальных приборов учета в муниципальных квартирах в течение месяца с момента получения претензии.

Поскольку оплата со стороны ответчика не поступила, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

При таких обстоятельствах, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги.

В силу пункта 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены  постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603, от 26.12.2016             №1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Согласно пункту 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе, на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В соответствии с пунктом 9 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

В силу пункта 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.

Законодательством не предусмотрено возложение неблагоприятных имущественных последствий (применение повышающего коэффициента) за несовершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета потребляемых ресурсов на лиц (нанимателей), не управомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений приборами учета и не несущих обязанности по их установке.

Соответственно, надлежащим лицом, к которому могут быть предъявлены требования об оплате повышающего коэффициента, выступает собственник помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета.

Согласно части 1 статьи 54 Устава МО ГО «Сыктывкар» администрация Эжвинского района является органом местного самоуправления городского округа в Эжвинском районе, наделенным в соответствии с Уставом исполнительно-распорядительными полномочиями на территории Эжвинского района.

В соответствии с частью 2 статьи 58 Устава МО ГО «Сыктывкар» администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» осуществляет в порядке, установленном Советом городского округа и муниципальными правовыми актами, полномочия собственника в сферах управления объектами муниципальной собственности городского округа, расположенными на территории  Эжвинского района  и подведомственными администрации Эжвинского района, в том числе в отношении муниципального жилищного фонда, расположенного на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

Таким образом, функции и полномочия собственника от имени муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в отношении муниципальных жилых помещений, расположенных на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», исполняет администрация Эжвинского района.

Следовательно, на администрацию Эжвинского района возлагается обязанность по оснащению муниципальных помещений, расположенных на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар»,  индивидуальными приборами учета.

Согласно уточненному расчету истца, сумма повышающего коэффициента по  ХВС и ГВС за отсутствие индивидуальных приборов учета в муниципальных квартирах за период январь – июнь 2018 года  составляет 449 664 руб. 13 коп.

Судом расчет суммы повышающего коэффициента по  ХВС и ГВС проверен и признан верным.

По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Возражения ответчика относительно исключения из расчета долга квартир № 800 дома 7 ул. Мира, № 12 дома 49 пр-т Бумажников, № 153 дома 11 ул. Космонавтов, № 3 дома 6 ул. Борисова, № 95 дома 7 ул. Космонавтов приняты истом.

Ответчиком доказательств оплаты долга не представлены, возражения относительно уточненного расчета долга также не заявлены.

При этом, арбитражный суд отмечает, что поскольку законодательством обязанность по оснащению жилого помещения  индивидуальными приборами учета в многоквартирном доме возлагается на его собственника, следовательно, именно на собственнике лежит обязанность представить доказательства оснащения жилого помещения приборами учета или отсутствия возможности установки приборов учета.

Вышеуказанные доказательства со стороны ответчика в суд не представлены.

С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца следует взыскать денежные средства в размере 449 664 руб. 13  коп., составляющие сумму  повышающего коэффициента по  ХВС и ГВС за отсутствие индивидуальных приборов учета в муниципальных квартирах за январь – июнь 2018 года.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.

При подаче иска истцом оплачена государственная пошлина в размере 12 055  руб. платежным поручением от 18.01.2021 № 645.

С учетом размера Заявленных (уточненных) и удовлетворенных исковых требований, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 11 993 руб. расходов по уплате государственной пошлины, истцу из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 62 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН: 1121010333, ОГРН: 1021101121843) в пользу Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» (ИНН: 1121001681, ОГРН: 1021101124142) 449 664 руб. 13 коп. долга, 11 993 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Возвратить Эжвинскому муниципальному унитарному предприятию «Жилкомхоз» (ИНН: 1121001681, ОГРН: 1021101124142) из федерального бюджета
62 руб. государственной пошлины. Настоящий судебный акт является основанием для возврата государственной пошлины по платежному поручению от 18.01.2021 № 645.

Выдать исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу по заявлению взыскателя.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы (в том числе в электронном виде) через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                         И.С. Онопрейчук