ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-481/20 от 20.01.2021 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

26 января 2021 года Дело № А29-481/2020

Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2021 года, полный текст решения изготовлен 26 января 2021 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Смагиной Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бгарашвили Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального образования городского округа «Усинск» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании неосновательного обогащения, судебных расходов,

в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» (далее – ООО «Водоканал-Сервис», ответчик) о взыскании 18 673 руб. 20 коп. неосновательного обогащения по договору № 861/18 от 01.09.2018, 20 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 11.02.2020 исковое заявление принято с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования городского округа «Усинск».

Ответчик в отзыве на исковое заявление от 17.02.2020 указал, что с исковыми требованиями не согласен, пояснил, что объект истца подключен к централизованной системе водоотведения, согласно пункту 50 и приложению № 8 договора, точкой приема поверхностных сточных вод абонента является канализационный колодец, расположенный на канализационных сетях абонента, отведение атмосферных осадков в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей.

Третье лицо в отзыве на исковое заявление от 27.02.2020 указало, что между третьим лицом и ответчиком заключен договор аренды муниципального имущества, указал, что ответчику переданы в аренду водопроводные и канализационные сети.

Истец в отзыве на возражения ответчика от 11.03.2020 указал, что договор между сторонами действует в настоящее время, указал, что точка приема – контрольно-канализационный колодец не принимает талые воды ни с бетонных поверхностей, ни с кровли ТЦ «Арена», талые воды уходят в другую сторону городского стадиона, в естественную среду, где не требуется обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, что подтверждается актами, согласно акту обследования от 07.10.2019 территория ТЦ «Арена» с участием представителя ответчика зафиксировано, что канализационная система территории является закрытой и на территории отсутствуют какие-либо иные системы водоотведения, на исковых требованиях настаивал в полном объёме, просил удовлетворить.

Ответчик в возражениях от 27.03.2020 указал, что выпадающие осадки проходят сквозь почву и через не плотности, не герметичности прилегания крышек колодцев, попадают в сети истца, впоследствии в местах присоединения сетей колодцев попадают в сети водоотведения ответчика, указал, что истцом не представлено доказательств отведения поверхностных сточных вод иной организацией водопроводно-канализационного хозяйства или иным путем, истцом не представлено, указал, что акт от 07.10.2019 ответчик не подписал.

Ответчик в письме от 08.05.2020 просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.

Ответчик в письме от 25.05.2020 просил провести судебное заседание в отсутствии своего представителя.

Истец в заявлении от 16.06.2020 просил отложить судебное заседание.

Ответчик в заявлении от 22.06.2020 просил провести судебное заседание в отсутствии своего представителя.

Ответчик в письме от 22.07.2020 просил провести судебное заседание в отсутствии своего представителя.

Истец в ходатайстве от 31.07.1020 просил назначить экспертизу, назначить в качестве экспертной организации общество с ограниченной ответственностью «Ухтинский дом оценки и экспертиз», привлечь в качестве эксперта Черную Инну Александровну.

Ответчик ходатайством от 04.09.2020 просил рассмотреть дело без участия представителя в судебном заседании.

Общество с ограниченной ответственностью «Ухтинский дом оценки и экспертиз» в письме от 29.07.2020 указало, что обладает возможностью проведения судебной экспертизы, стоимость экспертизы составит 16 500 руб.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2020 по делу № А29-481/2020 назначена судебная экспертиза, проведение экспертизы поручено эксперту Общества с ограниченной ответственностью «Ухтинский дом оценки и экспертиз».

В материалы дела поступило экспертное заключение №СЭЗ-131-20 от 03.11.2020.

Администрация муниципального образования городского округа «Усинск» ходатайством от 05.11.2020 и ответчик в письме от 20.11.2020 просили провести судебное заседание в отсутствии представителей.

Администрация муниципального образования городского округа «Усинск» ходатайством от 30.11.2020 просила провести судебное заседание без участия представителя.

Ответчик в ответе на определение от 04.12.2020 указал, что экспертное заключение по поставленным вопросам не является объективным, доказательств того, что поверхностные сточные воды не могли попадать в централизованную систему водоотведения на момент проведения экспертного осмотра 25.09.2020, не могли приниматься ответчиком в спорный период не представлены, начисление за поверхностные сточные воды осуществляется только за тот объем проникновения поверхностных сточных вод с территории истца в централизованную систему водоотведения, который рассчитывается согласно Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.10.2014 № 639/пр.

Истец в заявление от 15.12.2020 указал, что полностью согласен с доводами эксперта.

Ответчик заявлением от 22.12.2020 просил рассмотреть дело без участия представителя в судебном заседании.

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает возможным провести судебное заседание без участия представителей сторон и третьего лица по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

01.09.2018 года между ООО «Водоканал-Сервис» (организация водопроводно-канализационного хозяйства), и ИП ФИО1 (абонент) заключен договор № 861/18 холодного водоснабжения и водоотведения на площадках абонента «Торговый центр «Арена»», расположенного в г. Усинске Республики Коми по адресу: <...> (л.д. 11-32, т. 1).

Согласно пункта 1 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжения и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) волу (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Ответчик для оплаты водоснабжения и водоотведения выставил истцу за период с января 2019 года по сентябрь 2019 счета-фактуры (л.д. 33-42, т.1), которые оплачены истцом, что подтверждается платежными поручениями (л.д. 45-52, т. 1)

Согласно приложению № 8 «Сведения о точках приема поверхностных сточных вод» к договору № 861/18 от 01.09.2018 г. местонахождением точки приема является контрольно-канализационный колодец (ККК), указанный на чертеже Приложения №1 к данному договору.

Согласно приложению № 9 к данному договору, указан расчет объема поверхностных сточных вод, образующихся в период выпадения дождей, таяния снега на площадках абонента ТЦ «Арена».

Как пояснил истец в исковом заявлении точка приема - контрольно-канализационный колодец (ККК) не принимает талые воды ни с бетонных поверхностей, ни с кровли ТЦ «Арена», талые воды уходят в сторону городского стадиона, в естественную среду, где не требуется обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, что послужило основанием для обращения с исковым заявлением.

Между истцом и ФИО2 заключен договор на оказание юридических услуг от 01.10.2019 №11.

В соответствии с пунктом 4 договора стоимость услуг определена в размере 20 000 руб.

В подтверждении оплаты услуг представителя истцом представлено платежное поручение №151 от 02.10.2019 на сумму 20 000 руб.

Согласно акту обследования объекта от 07.10.2019, составленным в одностороннем порядке истцом (л.д. 43, т. 1) при осмотре кровли ТЦ «Арена» установлено, что для водоотведения с кровли ТЦ «Арена» используется две водосточные трубы, выходящие на сторону городского стадиона, без использования системы центрального водоотведения, при осмотре парковочной зоны перед ТЦ «Арена» установлено, что вся парковочная зона для автотранспорта, которая находится перед центральным входом покрыта бетонными плитами, имеет естественный уклон к городскому стадиону, центральная система водоотведения не используется, контрольно-канализационный колодец, указанный на чертеже приложения № 1 к договору № 861/18 от 01.09.2018, условиям данного договора не отвечает, расположен с задней части здания ТЦ «Арена» в 12 метрах от городского ККК, территорию ТЦ «Арена» не обслуживает и поверхностные сточные воды не принимает.

В соответствии с п. 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения), холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Между ответчиком и истцом заключен договор водоснабжения и водоотведения № 861/18 от 01.09.2018 года (далее - договор).

Согласно п. 50 и приложению № 8 договора, точкой приёма поверхностных сточных вод абонента является канализационный колодец, расположенный на канализационных сетях абонента

В силу ч. 11 ст. 20 Федерального закона № 416-ФЗ, в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если приём таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.

В п.п. 48-51 договора стороны предусмотрели условия отведения поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения.

В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 20 Федерального закона № 416-ФЗ и пунктом 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, определение количества принятых (отведённых) сточных вод осуществляется путём проведения коммерческого учёта в соответствии с правилами организации коммерческого учёта воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Коммерческому учету подлежит, в том числе, количество сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения, а также сточных вод, в отношении которых произведена очистка в соответствии с договором по очистке сточных вод.

Согласно пп. 4 и 10 ст. 20 Федерального закона № 416-ФЗ, пункту 44 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, пункту 22 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 (далее - Правила коммерческого учёта), коммерческий учёт осуществляется в узлах учёта или расчётным способом.

Пункт 23 Правил организации коммерческого учёта определяет, что при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 14 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения абонента и организации, осуществляющей водоотведение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей.

Приложением № 1 к договору № 861/18 от 01.09.2018 установлено, что абонент обслуживает внутреннюю и наружную канализацию до точки подключения к сети ООО «Водоканал-Сервис». Местоположением точек приема поверхностных сточных вод в местах присоединения к централизованным системам водоотведения стороны согласовали канализационный колодец (приложение № 8 к договору № 861/18 от 01.09.2018).

Согласно ч. 3 раздела II Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 639/пр, атмосферные осадки отводятся в централизованные системы водоотведения в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов, трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей).

Объем поверхностных сточных вод, образующийся на площадках объекта абонента, определен в соответствии с Методическими указаниями согласно формуле, содержащейся в приложение № 9 к договору № 861/18 от 01.09.2018.

Пунктом 23 статьи 2 Закона № 416-ФЗ установлено, что под сточными водами централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) понимается - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Как указано в пункте 1 статьи 7 Закона № 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения (пункт 5 статьи 7 Закона № 416-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 644 под поверхностными сточными водами понимаются принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.

В силу пункта 5 Правил № 644 оговоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» (далее - типовые договоры).

Если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей организацией (пункт 6 Правил № 644).

В силу п. 41 Типового договора водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645, отведение поверхностных сточных вод осуществляется с непосредственным подключением или без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения. Таким образом, при наличии стока (земли общего использования) закон презюмирует их отведение через систему централизованной канализации, что также согласуется с п. 13 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства от 17.10.2014 № 639/пр, согласно которому территории, не оформленные в установленном порядке в качестве земельного участка, поверхностный сток с которых поступает в централизованные системы водоотведения, допускается определять в пределах кратчайшего расстояния 50 метров в обе стороны от системы водоотведения (канализационной сети).

Доказательств отведения поверхностных сточных вод в спорный период иным путем или иной организацией водопроводно-канализационного хозяйства истцом не представлено.

В пункте 52 договора указывается, что коммерческий учет принятых ответчиком поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В виду отсутствия приборов учета сточных вод у истца по договору, расчет объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод выполнялся согласно Методических указаний по расчету поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Минстроя России от 17.10.2014 г. № 639/пр.

В свою очередь, вышеуказанными Методическими указаниями предусмотрен расчет поверхностных сточных вод как с непосредственным подключением к централизованной системе водоотведения, так и без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.

Отведение атмосферных осадков в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов, трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей является объективным процессом обусловленным текучестью воды.

Приведенные обстоятельства подтверждаются содержанием п. 3 Приказа Минстроя России от 17.10.2014 № 639/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод».

Истец достоверных данных о наличие дренажной системы на территории истца не представил. Пункт 20 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод (утв. Приказом Минстроя РФ от 17.10.14 № 639/пр) устанавливает, что при отсутствии данных по объемам дренажного стока, расчет объемов поверхностного стока, отводимого в централизованные системы водоотведения в виде грунтовых вод (инфильтрационных, дренажных), производится с общей площади.

Доказательств отведения поверхностных сточных вод иной организаций водопроводно-канализационного хозяйства или иным путем, истцом не представлено.

В процессе рассмотрения дела истцом, в связи с возникшими между сторонами по спору разногласиями заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.

В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 АПК РФ заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.

Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 Кодекса. При этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 АПК РФ).

Согласно заключению эксперта Черной И.А. № СЭЗ-131-20 эксперт ответил на поставленные вопросы суда, указал, что поверхностные сточные воды с территории абонента отводятся естественным путем. Отведение поверхностных сточных вод производиться в нижней точке уклона по канаве в сторону городского стадиона, в естественную среду. Колодец расположенный за зданием предназначен для обслуживания торгового центра с целью отведения хозяйственно-бытовых вод. Люк канализационного колодца установлен в железобетонном кольце выше уровня земли до 300 мм. Колодец, расположенный на территории парковки в крайней точке участка с левой стороны от центрального входа установлен в высшей точке участка, абонентом не используется, имеет следы бетонирования. Люк колодца расположен в самой высокой точке обследуемого участка. Колодцев с обозначение К2 и каких-либо других (ливневая канализация, включая водостоки, лотки и т.д.) на участке не зафиксировано. Прием поверхностных сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения не осуществляется. Поскольку на территории отсутствуют какие-либо технические сооружения, принимающие поверхностные сточные воды с последующей их транспортировкой. Эксперт делает вывод о том, что транспортировка и сброс поверхностных сточных вод абонента не обеспечена в водный объект. Имеющаяся на территории канализационная система, предназначенная для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности от здания «Торговый Центр «Арена»» является закрытой. Системы водоотведения (дорожно-линейная, отводные канавы, лотки), посредством которых поверхностные стоки могут попасть в централизованную систему водоотведения ООО «Водоканал-Сервис» отсутствуют. У абонента имеется подключение к централизованной бытовой системе водоотведения, предназначенной для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности от здания «Торговый Центр «Арена»». К централизованной ливневой системе водоотведения, предназначенной для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод подключение невозможно в виду ее полного отсутствия со стороны поставщика услуг ООО «Водоканал-Сервис». К централизованным общесплавным системам водоотведения и комбинированным системам водоотведения подключений нет поскольку отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения не организовано в виду отсутствия технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод со стороны поставщика услуг ООО «Водоканал-Сервис».

Суд считает доводы ответчика обоснованными.

Экспертом не установлено наличие герметизации контрольного канализационного колодца (ККК), что исключало бы попадание поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения.

Из представленного ответчиком фотоматериала видно, что крышка контрольного канализационного колодца (ККК) не герметизирована, вокруг колодца стоит вода, уклон (канава) в данном месте отсутствует, вода естественным путём не отводится, что указывает на имеющуюся возможность попадания поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения через данный колодец, в результате, дополнительный приток поверхностных и грунтовых вод в периоды дождей и снеготаяния, неорганизованно поступающего в сети канализации через неплотности люков колодцев и за счёт инфильтрации грунтовых вод.

Согласно п. 40 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод.

Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Усинск» от 17.12.2014 № 2844 (в ред. от 16.07.2020 № 881) утверждена Схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования городского округа «Усинск» на период до 2024 года.

В п. 2.2.2. Схемы водоснабжения и водоотведения закреплено, что централизованная система водоотведения г. Усинска обладает технической возможностью для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод. Зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется для ООО «Водоканал-Сервис» как вся территория г. Усинска и промышленной зоны.

В соответствии с п.п. 2.1.1., 2.1.10.2 Схемы водоснабжения и водоотведения, в городе Усинске все сточные воды, образующиеся в результате деятельности промышленных предприятий, населения, а также поверхностные стоки с территории города и промышленной зоны организовано отводятся через централизованную систему водоотведения для приёма, транспортирования и очистки на канализационные очистные сооружения.

Канализационная система абонента является закрытой, как указано в
экспертном заключении, на его территории отсутствуют какие-либо иные системы водоотведения (дренажно-ливневая система, отводные канавы).

Поверхностные сточные воды с территории абонента отводятся неорганизованно, естественным путём, в том числе в сторону контрольного канализационного колодца (ККК).

В материалы дела не представлены доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в исковой период контрольный канализационный колодец (ККК) был герметизирован, что исключало бы попадание поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения.

В ответе на пятый вопрос экспертом указано на отсутствие на территории объекта истца иных систем водоотведения (дорожно-линейной системы, отводных каналов и лотков). Данный факт свидетельствует, что поверхностные сточные воды иным путём, кроме предусмотренного договором № 861/18 от 01.09.2018 года, с территории истца не отводятся.

Согласно п.п. 41, 42-43 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, отведение (прием) поверхностных сточных вод может осуществляться без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения. В договоре водоотведения, предусматривающем отведение (прием) поверхностных сточных вод, определяются точки приема поверхностных сточных вод. Учет количества поверхностных сточных вод, отводимых (принимаемых) в централизованную систему водоотведения, осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.

Пункт 110 Правил холодного водоснабжения и водоотведения закрепляет, что отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения разрешается при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод.

В п. 2.2.2. Схемы водоснабжения и водоотведения закреплено, что централизованная система водоотведения г. Усинска обладает технической возможностью для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод.

Исходя из системного толкования положений ст. 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ недопустимо создание ситуации, при которой фактически услуги водоотведения организацией оказаны, но абонент освобождается от их оплаты.

Таким образом, проанализировав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, учитывая фактические обстоятельства дела, арбитражный суд пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Статьей 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что денежные суммы, причитающиеся экспертам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей с депозитного счета арбитражного суда.

ИП ФИО1, заявляя ходатайство о назначении экспертизы по делу, платежным поручением от 30.07.2020 № 107 перечислил в депозит Арбитражного суда Республики Коми 16 500 руб., стоимость экспертизы в данной сумме была определена ООО «Ухтинский дом оценки и экспертиз» в информационном письме от 29.07.2020 № 139/20.

Денежные средства в размере 16 500 руб. подлежат перечислению с депозитного счета Арбитражного суда Республики Коми в пользу ООО «Ухтинский дом оценки и экспертиз» в качестве вознаграждения за проведение судебной экспертизы по делу.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении исковых требований.

Поскольку в удовлетворении исковых требований судом отказано в полном объеме, судебные издержки по делу остаются на истце. На основании изложенного, также не подлежат удовлетворению требования о взыскании понесенных истцом расходов по договору оказания юридических услуг.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.

Руководствуясь статьями 109, 110, 167-170, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Бухгалтерии Арбитражного суда Республики Коми перечислить обществу с ограниченной ответственностью «Ухтинский дом оценки и экспертиз» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) с депозитного счета Арбитражного суда Республики Коми вознаграждение за проведенную экспертизу в размере 16 500 руб.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья Ю.В. Смагина