ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
20 июля 2012 года Дело № А29-4831/2012
Резолютивная часть решения объявлена июля 2012 года , полный текст решения изготовлен июля 2012 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Макаровой Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воронецкой С.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Северные магистральные нефтепроводы»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
о признании частично недействительным решения № 09-06/1 от 22.02.2012г. в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми № 111-А от 20.04.2012г.
при участии:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности № 21-08/76 от 01.01.2012г., ФИО2 – по доверенности № 21-08/242 от 09.07.2012г., ФИО3 – по доверенности № 21-08/214 от 29.05.2012г., ФИО4 – по доверенности № 21-08/219 от 05.06.2012г., ФИО5 – по доверенности № 21-08/248 от 09.07.2012г.
от ответчика: ФИО6 – по доверенности № 05-20/29 от 29.08.2011г., ФИО7 – по доверенности № 05-29/27 от 09.12.2009г., ФИО8 – по доверенности № 02-20/16 от 13.07.2012г.
установил:
Открытое акционерное общество «Северные магистральные нефтепроводы» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением (с учетом заявления об уточнении требований от 03.07.2012г., том 13, листы 126-127) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми № 09-06/1 от 22.02.2012г. в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми № 111-А от 20.04.2012г.
- пункт 1 – в части привлечения к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 602 184 руб. 50 коп. и за неполную уплату налога на имущество в виде штрафа в сумме 479 руб. 70 коп., на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление в налоговый орган документов в виде штрафа в сумме 18 300 руб.;
- пункт 2 – в части начисления пени по налогу на прибыль в сумме 588 502 руб. 58 коп. и по налогу на имущество в сумме 1 002 руб. 96 коп.;
- пункт 3.1 – в части наличия обязанности уплатить налог на прибыль в сумме 6 145 173 руб. и налог на имущество в сумме 5 054 руб.;
- пункты 3.2, 3.3, 3.4 – в части наличия обязанности уплатить вышеуказанные суммы штрафов и пени, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и налогового учета в части, относящейся к налогу на прибыль и налогу на имущество.
Межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК требования ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» не признает; возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве.
Как следует из материалов дела, Межрайонной Инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК была проведена выездная налоговая проверка ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» за период с 01.01.2008г. по 31.12.2009г.
По результатам проверки 08.12.2011г. был составлен акт № 13-19/5, на основании которого начальником Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК 22.02.2012г. вынесено решение № 09-06/1 о привлечении ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» к ответственности за совершение налогового правонарушения.
15.03.2012г. начальником Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК в решение № 09-06/1 от 22.02.2012г. были внесены изменения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 09-06/1 от 22.02.2012г. было обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Рассмотрев апелляционную жалобу ОАО «Северные магистральные нефтепроводы», Управление ФНС по РК решило изменить решение Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК № 09-06/1 от 22.02.2012г., изложив резолютивную часть решения в новой редакции (решение Управления ФНС по РК № 111-А от 20.04.2012г.).
Согласно решению Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК № 09-06/1 от 22.02.2012г. в редакции решения Управления ФНС по РК № 111-А от 20.04.2012г. ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» привлечено к ответственности в виде штрафов в сумме 620 964 руб. 20 коп., в том числе:
на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налогов в виде штрафов в сумме 602 664 руб. 20 коп., в том числе:
- за неполную уплату налога на прибыль – в виде штрафа в сумме 602 184 руб. 50 коп.;
- за неполную уплату налога на имущество организаций – в виде штрафа в сумме 479 руб. 70 коп.;
на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов в виде штрафа в сумме 18 300 руб.;
налогоплательщику (налоговому агенту) начислены пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 604 992 руб. 65 коп. (по состоянию на 22.02.2012г.), в том числе:
- по налогу на прибыль в сумме 588 502 руб. 58 коп.;
- по налогу на имущество организаций в сумме 1 002 руб. 96 коп.;
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 15 487 руб. 11 коп.;
и предложено уплатить налоги в сумме 6 150 227 руб., в том числе:
- налог на прибыль в сумме 6 145 173 руб.;
- налог на имущество организаций в сумме 5 054 руб.
При принятии решения было учтено наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, в связи с чем на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ размеры штрафов были уменьшены в два раза по сравнению с размером, установленным пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, и в десять раз по сравнению с размером, установленным пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ.
Не согласившись с решением Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК в части выводов о неполной уплате налога на прибыль и налога на имущество и наличия оснований для привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» обжаловало его в судебном порядке, указав на то, что объекты, входящие в комплекс «Нефтепровод НПС – «Сковородино» и вертолетные площадки для целей налогообложения были отнесены к седьмой амортизационной группе в соответствии с нормами действующего законодательства; что требование налогового органа о представлении документов было исполнено в полном объеме и в установленный законодательством срок.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд пришел к выводу, что требования ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
1. Как следует из материалов дела, 01.01.2008г. между ООО «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» (заказчик-застройщик, инвестор), ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» (инвестор), ОАО «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири» (инвестор), ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» (инвестор) и ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы» (инвестор) был заключен договор инвестирования № 186/33-04-08 (том 9, листы 100-129), по условиям которого инвесторы осуществляют финансирование строительства объекта «Нефтепровод НПС «Сковородино» - железнодорожный комплекс перевалки нефти» в г. Сковородино Амурской области, который по окончании строительства передается заказчиком-застройщиком инвесторам в общую долевую собственность.
По окончании строительства в общую долевую собственность инвесторов (доля ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» в праве общей собственности составила 15,95 %) были переданы следующие объекты недвижимого имущества, входящие в железнодорожный комплекс перевалки нефти «Нефтепровод НПС «Сковородино»:
- «Здание административно-бытового корпуса (АБК) и контрольно-пропускного пункта (КПП)»;
- «Здание узла количества нефти»;
- «Здание КТП, ЩСУ, ЗРУ»;
- «Здание химико-аналитической лаборатории»;
- «Здание операторной с узлом связи»;
- «Блок-бокс измерения параметров качества нефти»;
- «Здание ПКУ без трансформатора».
Согласно приказу руководителя ООО «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» № 1730Д от 30.11.2009г. об утверждении акта приемки в эксплуатации законченного строительством объекта и актам о приеме-передаче здания (сооружения) №№ 60, 101, 102, 103, 134, 145, 148 от 30.11.2009г. (том 9, листы 131-158) вышеуказанные объекты были введены в эксплуатацию в ноябре 2009 года.
Объекты, входящие в железнодорожный комплекс перевалки нефти «Нефтепровод НПС «Сковородино» были приняты ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» к учету как объекты основных средств (инвентарные номера 015057, 015092, 015102, 015056, 015055, 015011, 015099) с включением их для целей исчисления налога на прибыль и налога на имущество в седьмую амортизационную группу со сроком полезного использования 240 месяцев (20 лет), к которой относятся здания деревянные, каркасные и щитовые, контейнерные, деревометаллические, каркасно-обшивные и панельные, глинобитные, сырцовые, саманные и другие аналогичные.
Кроме того, с целью эксплуатации нефтеперекачивающих станций «Таежная» и «Печора» ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» были построены две вертолетные площадки, которые приняты к учету как объекты основных средств (инвентарные номера 009754/009766, 011678) с отнесением их для целей исчисления налога на прибыль и налога на имущество также к седьмой амортизационной группу со сроком полезного использования 240 месяцев (20 лет). По мнению налогоплательщика, данные объекты могут быть отнесены к площадкам производственным с покрытиями (с щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейным железобетонным).
По результатам проверки Инспекцией был сделан вывод о том, что для целей налогообложения объекты недвижимого имущества, входящие в железнодорожный комплекс перевалки нефти «Нефтепровод НПС «Сковородино», подлежат отнесению к десятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 30 лет, а вертолетные площадки – к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно. Неправильное определение амортизационной группы в отношении вышеуказанных объектов повлекло неполную уплату налога на прибыль и налога на имущество; неуплаченные суммы налогов составили:
- налога на прибыль – 6 145 173 руб., в том числе: за 2008 год – 253 597 руб.; за 2009 год – 5 891 576 руб.;
- налога на имущество организаций – 5 054 руб., в том числе: за 2008 год – 2 996 руб., за 2009 год – 2 058 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 252 Налогового кодекса РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Пунктом 2 статьи 253 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 216-ФЗ от 24.07.2007г.) амортизируемым имуществом в целях применения главы 25 Налогового кодекса РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 216-ФЗ от 24.07.2007г.) под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
Порядок определения стоимости амортизируемого имущества и начисления амортизации при исчислении налога на прибыль установлен статьями 257, 258, 259, 259.1, 259.2, 259.3 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 216-ФЗ от 24.07.2007г.) первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.
Пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что объектами обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Порядок учета организаций объектов основных средств и формирования их стоимости регулируется приказами Министерства финансов Российской Федерации № 26н от 30.03.2001г. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» и № 91н от 13.01.2003г. «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».
Согласно пункту 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организации за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительности свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.
Пунктом 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации № 91н от 13.10.2003г., установлено, что при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
- использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Сроком полезного использования является период, в течение которого использование основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этих основных средств;
- организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В соответствии с пунктами 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, пунктам 23, 24 Методических указаний по учету основных средств основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования; суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; таможенные пошлины и таможенные сборы; невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
Пунктами 17, 19, 20 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, пунктами 49, 54, 59 Методических указаний по учету основных средств установлено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Для погашения стоимости объектов основных средств определяется годовая сумма амортизационных отчислений.
При исчислении годовой суммы амортизационных отчислений учитывается срок полезного использования объекта, который определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Таким образом, определение размера расходов при исчислении налога на прибыль и среднегодовой стоимости основных средств при исчислении налога на имущество производится исходя из годовой суммы амортизационных отчислений, определяемых исходя из срока полезного использования объекта.
В силу пунктов 1, 4, 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ в зависимости от сроков полезного использования амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам.
Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, которая утверждается Правительством Российской Федерации.
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.
На основании вышеуказанной нормы Налогового кодекса РФ постановлением Правительства Российской Федерации № 1 от 01.01.2002г. была утверждена Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы,
Пунктами 1.6 Правил ведения бухгалтерского и налогового учета в ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» на 2008 год, утвержденных приказом генерального директора № 1405 от 29.12.2007г., и Правил ведения бухгалтерского и налогового учета в ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» на 2009 год, утвержденных приказом генерального директора № 1477 от 31.12.2008г. (том 9, листы 1-92), установлено, что начисление амортизации по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2002г., производится линейным способом по нормам, исчисленным исходя из сроков полезного использования, установленных Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», а также в соответствии с утвержденным ОАО «АК «Транснефть» регламентом по определению срока полезного использования основных средств и нематериальных активов, применению специальных коэффициентов к нормам амортизации.
Таким образом, в силу принятой организацией учетной политики срок полезного использования основных средств определяется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.2002г. (далее – Классификация основных средств), для целей исчисления как налога на прибыль, так и налога на имущество организаций.
Объект «Нефтепровод НПС «Сковородино» - железнодорожный комплекс перевалки нефти»
Как следует из проектной документации на «Нефтепровод НПС «Сковородино» - железнодорожный комплекс перевалки нефти» (Архитектурно-строительные решения, рабочая документация, том 5) объекты, входящие в указанный комплекс, представляют собой быстровозводимые каркасные здания из сборных металлических конструкций заводского изготовления и здания в блочно-комплектном исполнении полной заводской готовности. Все элементы каркаса зданий, а также ворота, калитки, окна заводского изготовления.
Несущим каркасом зданий являются поперечные рамы, состоящие из колонн, жестко защемленных в фундаменте, и стропильной фермы. Фермы кровли шарнирно опираются на колонны.
Продольная жесткость и устойчивость каркаса и его отдельных элементов обеспечивается системой связей: вертикальными связями по колоннам, воспринимающим продольные усилия от действия ветра на торец здания и продольного торможения кранов, горизонтальными и вертикальными связями между фермами, обеспечивающими устойчивость покрытия.
Наружные ограждающие конструкции – стены и покрытия – трехслойные панели заводской готовности типа «Сэндвич» с утеплителем из минераловатных негорючих плит.
Профилированный лист трехслойных панелей типа «Сэндвич» выполнен из стали тонколистовой оцинкованной с цинковым покрытием 1 класса. Высота гофр профлиста покрытия кровли не менее 44 мм.
Колонны каркаса здания – металлические двутаврового сечения.
Кровли зданий приняты двускатными с уклоном не менее 20 градусов. Конструкция кровли состоит из комплексных панелей покрытия, монтируемых по металлическим прогонам из прокатных профилей, установленных по верхним поясам ферм.
Основным типом фундаментов являются монолитные железобетонные столбчатые фундаменты с подошвой ниже нормативной глубины промерзания.
Технический паспорт (том 4, листы 7-40) содержит следующие описания конструктивных элементов зданий:
- фундамент: свайные, монолитные железобетонные ростверки;
- стены: стальные колонны, балки, фермы, секции 3-х слойные (типа «Сэндвич») с утеплителем из минераловатных негорючих плит;
- перегородки: гипсокартонные по металлическому каркасу с утеплителем из минераловатных негорючих плит, окраска;
- перекрытия: каркас, панели «Сэндвич»;
- крыша: двускатная, секции типа «Сэндвич»;
- полы: бетон, из линолеума, из керамической плитки;
- оконные, дверные проемы: металлопластик, металлические;
- внутренняя отделка: окраска;
- санитарно- и электротехнические работы: скрытая проводка, отопление автономное, сигнализация, вентиляция;
- отмостка: бетон.
В соответствии с Классификацией основных средств здания (кроме жилых) относятся к разным амортизационным группам:
- к четвертой амортизационной группе относятся здания из пленочных материалов (воздухоопорные, пневмокаркасные, шатровые и др.); передвижные цельнометаллические; передвижные деревометаллические; киоски и ларьки из металлоконструкций, стеклопластика, прессованных плит и деревянные;
- к пятой амортизационной группе относятся сборно-разборные и передвижные здания;
- к седьмой амортизационной группе относятся здания деревянные, каркасные и щитовые, контейнерные, деревометаллические, каркасно-обшивные и панельные, глинобитные, сырцовые, саманные и другие аналогичные;
- к восьмой амортизационной группе относятся здания бескаркасные со стенами облегченной каменной кладки, железобетонными, кирпичными и деревянными колоннами и столбами, с железобетонными, деревянными и другими перекрытиями; здания деревянные с брусчатыми или бревенчатыми рубленными стенами; сооружения обвалованные;
- к девятой амортизационной группе относятся овоще- и фруктохранилища с каменными стенами, колонны железобетонные или кирпичные, покрытия железобетонные;
- к десятой амортизационной группе относятся здания, кроме вошедших в другие группы (с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими и другими долговечными покрытиями).
Поскольку в качестве основного критерия отнесения зданий к той или иной амортизационной группе Классификация основных средств устанавливает их конструктивные особенности, налоговым органом на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 31, статьи 95 Налогового кодекса РФ были назначены экспертизы по определению категории объекта основных средств (постановления №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 от 11.10.2011г., постановления о назначении дополнительной экспертизы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 от 30.01.2012г.), проведение которых было поручено эксперту Общество с ограниченной ответственностью «ТОНИ» ФИО9.
Перед экспертом были поставлены вопросы:
1. К какой из следующих категорий относятся спорные объекты:
- здания из пленочных материалов (воздухоопорные, пневмокаркасные, шатровые и др.); передвижные цельнометаллические; передвижные деревометаллические; киоски и ларьки из металлоконструкций, стеклопластика, прессованных плит и деревянные;
- сборно-разборные и передвижные здания;
- здания деревянные, каркасные и щитовые, контейнерные, деревометаллические, каркасно-обшивные и панельные, глинобитные, сырцовые, саманные и другие аналогичные;
- здания бескаркасные со стенами облегченной каменной кладки, железобетонными, кирпичными и деревянными колоннами и столбами, с железобетонными, деревянными и другими перекрытиями; здания деревянные с брусчатыми или бревенчатыми рубленными стенами; сооружения обвалованные;
- овоще- и фруктохранилища с каменными стенами, колонны железобетонные или кирпичные, покрытия железобетонные;
- здания, кроме вошедших в другие группы (с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими и другими долговечными покрытиями)?
2. Относятся ли объекты к зданиям «каркасно-обшивным»?
3. Соответствуют ли панели типа «Сэндвич» определению каркасно-обшивной конструкции?
4. Относятся ли объекты к зданиям с железобетонными и металлическими каркасами?
5. Относятся ли объекты к зданиям со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей?
6. Относятся ли объекты к зданиям с железобетонными, металлическими и другими долговечными покрытиями?
Кроме того, по инициативе налогоплательщика на разрешение эксперта были поставлены вопросы:
1. Могут ли являться однотипными ограждающие конструкции каркаса обшивного типа и ограждающие конструкции из «Сэндвич» панелей с минераловатным утеплителем?
2. В чем отличие понятий «панелей» в категориях «здания деревянные, каркасные и щитовые, контейнерные, деревометаллические, каркасно-обшивные и панельные, глинобитные, сырцовые, саманные и другие аналогичные» и «здания, кроме вошедших в другие группы (с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими и другими долговечными покрытиями)»?
Согласно экспертным заключениям №№ 014/2011, 015/2011, 016/2011, 017/2011, 018/2011, 019/2011, 020/2011 от 31.10.2011г., №№ 03/2012, 04/2012, 05/2012, 06/2012, 07/2012, 08/2012, 09/2012 от 15.02.2012г. спорные объекты относятся к зданиям, кроме вошедших в другие группы (с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими и другими долговечными покрытиями).
На остальные вопросы, поставленные перед экспертом, были даны следующие ответы:
- объекты не относятся к зданиям каркасно-обшивным и панельным;
- панели тапа «Сэндвич» не соответствуют определению каркасно-обшивной конструкции;
- объекты относятся к зданиям с металлическим каркасом, со стенами из панелей и с металлическими покрытиями;
- ограждающие конструкции каркаса обшивного типа и ограждающие конструкции из «Сэндвич» панелей с минераловатным утеплителем не являются однотипными;
- понятия «панелей» в категориях «здания деревянные, каркасные и щитовые, контейнерные, деревометаллические, каркасно-обшивные и панельные, глинобитные, сырцовые, саманные и другие аналогичные» и «здания, кроме вошедших в другие группы (с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими и другими долговечными покрытиями)» нельзя рассматривать отдельно от других конструкций здания.
Как указано в экспертных заключениях, для определения того, относятся ли объекты к зданиям «каркасно-обшивным и панельным» необходимо провести исследование его несущих и ограждающих конструкций.
Несущие конструкции являются основными конструктивными элементами здания, так как они воспринимают постоянную и временную нагрузку, в том числе нагрузку от других частей здания. Для несущей конструкции применяют материалы, обладающие такими основными строительными свойствами, как механическая прочность, влагостойкость и морозостойкость. Несущими конструкциями являются стены и каркасные конструкции.
Ограждающие конструкции – конструкции, выполняющие функции ограждения или разделения объемов (помещений) здания. Ограждающие конструкции изолируют помещения от колебаний температуры наружного воздуха, атмосферных осадков, внешних и внутренних шумов. Материалы для ограждающих конструкций должны обладать теплотехническими и звукоизоляционными свойствами. Ограждающие конструкции могут совмещать функции несущих (в том числе самонесущих, то есть воспринимающих нагрузку только от собственного веса) и ограждающих конструкций. Ограждающими конструкциями являются стены, перегородки, покрытия и перекрытия.
Основными конструктивными элементами, определяющими категорию здания, являются как ограждающие конструкции, так и несущие конструкции. При этом стены здания выполняют либо функцию только ограждающей конструкции (при наличии каркаса здания, выполняющего функцию несущей конструкции), либо одновременно функцию и ограждающей, и несущей конструкций (когда стены сами являются несущей конструкцией). Если стены здания одновременно выполняют функцию и ограждающей, и несущей конструкций, то каркасные конструкции не требуются.
В каркасно-обшивных зданиях стены выполняются, как каркас, обшитый с наружной и внутренней сторон (каркас с прогонами обшивается снаружи профлистом, затем в ячейки, образованные прогонами, закладывается утеплитель в один или несколько слоев; далее каркас покрывается пароизоляционным материалом (пленкой), обшивается досками, а затем внутренней обшивкой, которая определена в техническом задании). Следовательно, стены выполняют одновременно функцию и ограждающей, и несущей конструкций.
По мнению эксперта, в зданиях каркасно-обшивных и панельных стены должны выполнять одновременно функцию и ограждающей и несущей конструкций.
Поскольку спорные здания имеют металлический каркас, выполняющий функцию несущей конструкции, а стены (стальные секции 3-х слойные (типа «Сэндвич») с утеплителем из минераловатных негорючих плит) выполняют функцию только ограждающей конструкции, они не относятся к зданиям «каркасно-обшивным и панельным».
Кроме того, в ходе выездной налоговой проверки Инспекцией были получены разъяснения Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (письмо № 05/823 от 29.09.2011г., том 4, лист 1), осуществляющего деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости, согласно которым спорные объекты относятся к зданиям, кроме вошедших в другие группы (с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими и другими долговечными покрытиями).
Основываясь на заключении эксперта и разъяснениях Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Инспекция отнесла спорные объекты к десятой амортизационной группе.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Таким образом, заключение эксперта, являющееся одним из доказательств по делу, не имеет заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами по делу.
Как следует из экспертных заключений и пояснений эксперта, допрошенного в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля, при проведении экспертизы она исходила из того, что для отнесения объекта к категории «здания деревянные, каркасные и щитовые, контейнерные, деревометаллические, каркасно-обшивные и панельные, глинобитные, сырцовые, саманные и другие аналогичные» необходимо, чтобы здание было одновременно каркасным и щитовым, каркасно-обшивным и панельным, а критерием для отнесения здания к каркасно-обшивным и панельным является функциональное назначение стен, которые должны выполнять одновременно функцию и ограждающей и несущей конструкций. При этом нормативно-правового обоснования своих выводов эксперт не привела, сославшись на то, что данный вывод очевиден для специалистов в области строительства, а также на свой опыт работы.
Не содержит каких-либо ссылок на нормативные документы и письмо Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», что не позволяет оценить его обоснованность.
Однако Классификация основных средств предназначена для целей налогообложения, что предполагает применение данного нормативного акта лицами, не являющимися специалистами-строителями со значительным стажем практической работы, а налоговое законодательство не содержит норм, в силу которых налогоплательщик для отнесения объекта к той или иной амортизационной группе обязан привлекать специалистов, и, соответственно, понятия, применяемые в Классификации основных средств, должны быть либо общеизвестными, либо их значение должно быть закреплено в нормативных актах, в том числе строительных нормах и правилах, стандартах и т.д.
Исходя из буквального толкования положений Классификации основных средств к категории «здания деревянные, каркасные и щитовые, контейнерные, деревометаллические, каркасно-обшивные и панельные, глинобитные, сырцовые, саманные и другие аналогичные» могут быть отнесены здания с каркасом, обшитым панелями.
Отраженные в имеющихся в материалах дела документах сведения о конструктивных особенностях объектов, входящих в железнодорожный комплекс перевалки нефти «Нефтепровод НПС «Сковородино» (металлический каркас, на котором смонтированы стеновые панели типа «Сэндвич»), позволяют отнести данные объекты к зданиям каркасным, каркасно-обшивным и панельным.
Кроме того, в материалы дела налогоплательщиком представлены письмо № 03/5222 от 05.06.2012г. ЗАО «НИПИ «ИнжГео» (том 12, листы 30-36), которое являлось генеральным проектировщиком железнодорожного комплекса перевалки нефти «Нефтепровод НПС «Сковородино», а также заключение специалистов ООО «Комистройпроект», к которому ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» обращалось с целью определения категории объектов основных средств (заключение от 31.01.2012г., том 6, листы 1-9), подтверждающие возможность отнесения спорных объектов к каркасно-обшивным.
Таким образом, и у лиц, обладающих специальными познаниями, отсутствует единая точка зрения относительно толкования понятий, содержащихся в Классификации основных средств, а в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В то же время спорные объекты относятся к зданиям с металлическими каркасами, со стенами из панелей, с металлическими покрытиями, которые в соответствии с Классификацией основных средств относятся к десятой амортизационной группе.
Однако по результатам анализа Классификации основных средств можно сделать вывод, что основным критерием распределения зданий по амортизационным группам является прочность используемых при создании объекта материалов, и, соответственно, к десятой амортизационной группе относятся объекты повышенной прочности. Кроме того, Классификацией основных средств прямо предусмотрено, что к десятой амортизационной группе относятся здания, не вошедшие в другие группы.
Как указывалось ранее, отраженные в документах сведения о конструктивных особенностях объектов, входящих в железнодорожный комплекс перевалки нефти «Нефтепровод НПС «Сковородино», дают основания для отнесения данных объектов к зданиям каркасным, каркасно-обшивным и панельным (к седьмой амортизационной группе), и не позволяют отнести спорные объекты к особо прочным и аналогичным тем, которые поименованы в десятой амортизационной группе.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что вывод о том, что спорные объекты относятся к десятой амортизационной группе был сделан налоговым органом при отсутствии достаточных оснований, в связи с чем в соответствующей части заявленные требования подлежат удовлетворению.
Вертолетные площадки
Классификацией основных средств предусмотрено отнесение полосы взлетно-посадочной (искусственных взлетно-посадочных полос, мест стоянок, рулежных дорожек, летного поля грунтового; цементобетонных и асфальтобетонных покрытий площадок аэродромов) к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно.
Обосновывая отнесение вертолетных площадок к седьмой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно) как площадок производственных с покрытиями (с щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейных железобетонных), заявитель указывает на то, что Классификация основных средств связана с классификацией объекта по Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 0913-94, утвержденному постановлением Госстандарта РФ № 359 от 26.12.1994г. В Общероссийском классификаторе основных фондов объекты сгруппированы по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемой с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
Согласно Классификации основных средств к девятой амортизационной группе относится полоса взлетно-посадочная, классифицированная кодом ОКОФ 124526452 как сооружение воздушного транспорта.
Поскольку основным видом деятельности ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» является транспортирование по трубопроводам нефти, а не оказание услуг воздушного транспорта, вертолетные площадки, являющиеся вспомогательными площадными сооружениями нефтеперекачивающих станций «Печора» и «Таежная», предназначенными для обеспечения эксплуатации нефтепровода и нефтеперекачивающих станций, не могут быть отнесены к сооружениям воздушного транспорта.
Классификация основных средств действительно связана с классификацией объекта по Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 0913-94, утвержденному постановлением Госстандарта РФ № 359 от 26.12.1994г.
Во введении к Общероссийскому классификатору основных фондов указано, что группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
Однако указание на то, что использование объектов должно быть непосредственно связано с видами деятельности, осуществляемым собственником объекта, данный документ не содержит, и, соответственно, какие-либо основания рассматривать как сооружения воздушного транспорта только объекты, принадлежащие специализированным предприятиям, отсутствуют.
В данном случае вертолетные площадки были построены ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» с целью обеспечения доступа к находящимся в труднодоступных местах производственным объектам.
Поскольку ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» воздушных судов и соответствующих специалистов не имеет, воздушные перевозки организованы путем заключения с ГУП РК «Комиавиатранс» договора на авиационное обслуживание (том 11, листы 98-108).
Таким образом, вертолетные площадки созданы для осуществления воздушных перевозок, используются в соответствии со своим целевым назначением (при оказании услуг воздушного транспорта) и могут быть отнесены к сооружениям воздушного транспорта.
Не может быть принят во внимание и довод заявителя о том, что вертолетные площадки не являются аэродромами, поскольку Классификация основных средств указания на то, что к девятой амортизационной группе относятся исключительно взлетно-посадочные полосы, места стоянок и рулежные дорожки аэродромов не содержит.
В ходе выездной налоговой проверки по запросу Инспекции Коми межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Коми МТУ ВТ ФАВТ) была предоставлена информация (письмо № 021-800 от 20.06.2011г., том 8, лист 129) о том, что поскольку ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» не является авиапредприятием и не располагает авиационным персоналом, в качестве эксплуатанта (оператора) посадочных площадок для вертолетов, принадлежащих ОАО «Северные магистральные нефтепроводы», выступает ГУП РК «Комиавиатранс». ГУП РК «Комиавиатранс» вносит данные площадки в свой Реестр посадочных площадок, оформляет на них Свидетельства, в установленном порядке разрабатывает и утверждает инструкции по производству полетов в районах посадочных площадок. Коми МТУ ВТ ФАВТ в соответствии с пунктом 13.15. Положения о Коми межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, утвержденного приказом Федерального агентства воздушного транспорта № 222 от 29.07.2008г. (в редакции приказа № 515 от 24.11.2008г.) ведет учет посадочных площадок, расположенных на территории деятельности управления.
По состоянию на 01.01.2011г. посадочные площадки НПС «Таежная» и НПС «Печора» числятся в Реестре посадочных площадок ГУП РК «Комиавиатранс» и внесены в «Сборник аэронавигационной информации по посадочным площадкам Республики Коми».
Согласно инвентарным карточкам учета объекта основных средств № 009754/009766 от 11.09.2006г. и № 011678 от 08.09.2006г., актам о приеме-передаче здания (сооружения) № 1/155 от 11.09.2006г. и № 2/914 от 08.09.2006г. и техническим паспортам вертолетные площадки имеет следующие характеристики: размеры: 80х80 м; общая площадь: 6400 кв. м; материал покрытия: железобетонная плита ПАГ-14 в количестве 40 штук; высота насыпи: 0,5-0,8 м.; конструкция: железобетонная плита ПАГ-14, выравнивающий слой из цементно-песчаной смеси, гидроизолирующий слой, основание из цементно-песчаной смеси, подсыпка песчаным грунтом.
Как следует из Инструкций по производству полетов на посадочных площадках гражданской авиации НПС «Печора» и НПС «Таежная» (том 11, листы 120-123) спорные площадки представляют собой летное поле с грунтовым покрытием (суглинок) размером 50х50 м, в центре которых расположены посадочные площадки с покрытием из железобетонных плит размером 20х20 м (площадка НПС «Таежная» - 25х25 м); на объектах имеется дневная маркировка (на объекте НПС «Таежная» - дневная и ночная маркировка); объекты предназначены для взлета и посадки вертолетов Ми-2 и Ми-8, максимальная взлетная масса которых не превышает 13 тонн.
Таким образом, спорные объекты в соответствии с Воздушным кодексом РФ являются посадочными площадками.
Согласно статье 40 Воздушного кодекса РФ под вертодромом понимается участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов.
Посадочная площадка – участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Поскольку спорные площадки относятся к сооружениям воздушного транспорта и по характеристикам соответствуют описанию взлетно-посадочных полос, приведенному в Классификации основных средств (искусственные взлетно-посадочные полосы, места стоянок, рулежные дорожки, летное поле грунтовое, цементобетонные и асфальтобетонные покрытия площадок аэродромов), по результатам налоговой проверки вертолетные площадки правомерно были отнесены Инспекцией к девятой амортизационной группе.
Ссылка заявителя на Отраслевой классификатор сооружений, объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти, разработанный ОАО «АК «Транснефть», ОАО «ВНИИСТ» и ОАО «Гипротрубопровод», и утвержденный руководителем ОАО «АК «Транснефть» 27.05.2005г., и Руководящий документ «Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов РД 153-39.4-113-091, утвержденный приказом Минэнерго России № 129 от 24.04.2002г. по согласованию с Госгортехнадзором России и ОАО «АК «Транснефть», несостоятельна, поскольку в силу статьи 1, 4 Налогового кодекса РФ данные документы к числу нормативных правовых актов, подлежащих применению в сфере налоговых правоотношений, не относятся.
В то же время при принятии оспариваемого решения налоговым органом не было учтено следующее.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях исчисления налога на прибыль для российских организаций считаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 253 Налогового кодекса РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Налог на имущество организаций к исключениям, предусмотренным статьей 270 Налогового кодекса РФ, не относится.
Подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей датой осуществлении я расходов признается дата начисления налогов (сборов).
По результатам выездной налоговой проверки ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, не были включены суммы доначисленного налога на имущество организаций, что налоговым органом не оспаривается.
В силу статей 30, 89 Налогового кодекса РФ, статей 1, 6 Закона РФ № 943-1 от 21.03.1991г. «О налоговых органах Российской Федерации» задачей налоговых органов, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, является контроль за правильностью исчисления налогов, и. соответственно, размер доначисленных Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки сумм налога на прибыль должен соответствовать реальным налоговым обязательствам налогоплательщика, определенным в соответствии со всеми положениями главы 25 Налогового кодекса РФ.
Поскольку по результатам проверки был сделан вывод о завышении расходов за 2008, 2009 годы и в указанной части решение Инспекции налогоплательщиком оспаривается, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению с учетом того, что при определении размера расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, суммы налога на имущество организаций, доначисленные в связи с неправильным отнесением вертолетных площадок к седьмой амортизационной группе, быть включены в состав прочих расходов.
2. Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщику были направлены требования о представлении копий документов № 1 от 21.02.2011г., № 2 от 04.03.2011г., № 3 от 04.03.2011г., № 5 от 02.06.2011г., № 6 от 30.06.2011г., № 8 от 23.09.2011г.
В сроки, установленные для исполнения вышеуказанных требований, ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» направило в адрес Инспекции письма, в которых указывалось на то, что копии истребованных документов подготовлены и находятся по месту проведения выездной налоговой проверки по адресу: 169313, <...>, кабинет № 161.
Факт представления документов по месту проведения выездной налоговой проверки налоговый орган не оспаривает.
Поскольку, по мнению ответчика, истребованные в ходе налоговой проверки должны представляться по месту нахождения налогового органа, данные действия налогоплательщика были расценены как непредставление в установленный срок запрашиваемых документов, в связи с чем ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» было привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафов в сумме 18 300 руб.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Указанному праву налогового органа корреспондирует установленная подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки установлен статьей 93 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
Вышеуказанная статья не содержит императивной нормы, в силу которой налогоплательщик обязан представить истребуемые документы по месту нахождения налогового органа, и, соответственно, для решения вопроса о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения положения статьи 93 Налогового кодекса РФ должны применяться в совокупности с иными нормами налогового законодательства.
В данном случае документы были истребованы в связи с проведение в отношении ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» выездной налоговой проверки, порядок проведения которой установлен статьей 89 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.
Из содержания указанной статьи следует, что, по общему правилу, выездная налоговая проверка проводится на территории проверяемого налогоплательщика (за исключение случаев отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение), где должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, должна быть обеспечена возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Поскольку в силу статьи 93 Налогового кодекса РФ у налогоплательщика могут быть истребованы документы, необходимые для проведения налоговой проверки, системное толкование статьей 89 и 93 Налогового кодекса РФ позволяют сделать вывод, что истребованные документы должны быть представлены по месту нахождения должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку, то есть по месту проведения проверки.
В данном случае как указано в акте № 13-19/5 от 08.12.2011г. выездная налоговая проверка проводилась на территории ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» по адресу: <...>, и, соответственно, налогоплательщик, представив истребованные документы по месту проведения налоговой проверки, где согласно статье 89 Налогового кодекса РФ должны были находиться должностные лица, которым указанные документы необходимы для проведения проверки, и, направив соответствующее уведомление по месту нахождения Инспекции, надлежащим образом выполнил свою обязанность по представлению документов.
Поскольку выездная налоговая проверка проводилась по месту нахождения налогоплательщика, где налоговому органу в полном объеме была предоставлена возможность ознакомиться к подлинниками необходимых документов, а также копии истребованных документов, непредставление копий документов по месту нахождения Инспекции не образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ.
Суд полагает, что в данном случае спорная ситуация возникла в связи с тем, что после истребования документов проведение выездной налоговой проверки приостанавливалось по основанию, установленному подпунктом 1 пункта 1 статьи 89 Налогового кодекса РФ, и проверяющие на территории проверяемого налогоплательщика не находились (как правило, передача документов непосредственно проверяющим по месту проведения выездной налоговой проверки каких-либо возражений со стороны налоговых органов не вызывает).
Однако согласно пункту 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой, и, соответственно, требование о представлении копий документов по месту нахождения налогового органа фактически означает попытку перенести место проведения выездной налоговой проверки с территории проверяемого налогоплательщика на территорию Инспекции и увеличить срок проведения выездной налоговой проверки, что противоречит статье 89 Налогового кодекса РФ.
Довод ответчика о наличии у него права изучать копии документов как на территории налогоплательщика, так и на территории налогового органа, отношения к рассматриваемому спору не имеет, так как в данном случае проверяющие не были лишены права вынести копии документов с территории предприятия.
Исходя из вышеизложенного, в указанной части требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной заявителем государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление Открытого акционерного общества «Северные магистральные нефтепроводы» удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми № 09-06/1 от 22.02.2012г. в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми № 111-А от 20.04.2012г.
- пункт 1 – в части привлечения к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 576 896 руб. 70 коп. и за неполную уплату налога на имущество в виде штрафа в сумме 128 руб. 90 коп., на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление в налоговый орган документов в виде штрафа в сумме 18 300 руб.;
- пункт 2 – в части начисления пени по налогу на прибыль в сумме 583 667 руб. 71 коп. и по налогу на имущество в сумме 50 руб. 34 коп.;
- пункт 3.1 – в части наличия обязанности уплатить налог на прибыль в сумме 5 868 233 руб. и налог на имущество в сумме 1 546 руб.;
- пункты 3.2, 3.3, 3.4 – в части наличия обязанности уплатить штрафы в общей сумме 595 325 руб. 60 коп. и пени в общей сумме 583 718 руб. 05 коп., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и налогового учета в части, относящейся к налогу на прибыль в сумме 5 868 233 руб. и налогу на имущество в сумме 1 546 руб.
В стальной части заявленных требований отказать.
3. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в пользу Открытого акционерного общества «Северные магистральные нефтепроводы» 2 000 руб. судебных расходов в виде уплаченной государственнойпошлины.
4. Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать после вступления решения в законную силу.
5. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.