Арбитражный суд Республики Коми
Именем Российской Федерации
Решение
г. Сыктывкар
"06" сентября 2007 г. Дело № А29-4859 /2007
Резолютивная часть решения оглашена 04 сентября 2007 года. Решение в полном объеме изготовлено 06 сентября 2007 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
председательствующий судья Полицинский В.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном округе к закрытому акционерному обществу «Северная инвестиционная компания» (далее Общество) о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 (по доверенности),
при ведении протокола секретарем Пономаревой С.В.,
установил:
Заявитель обратился с заявлением о привлечении к административной ответственности Общества, в отношении которого 06 июля 2007 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.1 ч.3 КоАП РФ.
Ответчик в судебное заседание не явился, но был уведомлен в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Ответчик отзыв на заявление не представил.
Изучив имеющиеся материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд считает, что требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда (в редакции, действовавшей на момент составления протокола об административном правонарушении).
Из протокола об административном правонарушении от 06 июля 2007 года следует, что Общество 06.07.2007 года в г. Сыктывкаре, по адресу: ул. Ленина,д.36, нарушило лицензионные требования и условия, предусмотренные пунктом 3.1.1 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 06.03.2007 №07-21/пз-н) в части требования к соблюдению законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая Порядок лицензирования…, а именно : Обществом в нарушение требований пункта 2.11 и пункта 2.12 Порядка лицензирования…не согласованы с лицензирующим органом «Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», утвержденные генеральным директором ЗАО «Северная инвестиционная компания».
Указанные обстоятельства, квалифицированы административным органом как совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.14.1 ч.3 КоАП РФ.
Суд приходит к выводу, что отсутствуют доказательства вины Общества в совершении указанного административного правонарушения.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из протокола от 06 июля 2007 года следует, что Обществом не согласованы 06 июля 2007 года с лицензирующим органом «Правила внутреннего контроля…», однако не представлено доказательств того, что Общество должно было согласовать данные Правила именно 06.07.2007 года. Отсутствуют в деле доказательства места совершения Обществом правонарушения, которое определено заявителем как: <...>, в то время, как юридическим адресом Общества является следующий: <...>, что следует из этого же протокола.
Из материалов дела видно, что у Общества имеются Типовые правила внутреннего контроля…, согласованные с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг 08 апреля 2003 года.
Доказательств того, что они не соответствуют предъявляемым требованиям, заявитель не представил.
Согласно ч.2 ст.7 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 №6 правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца со дня их государственной регистрации в установленном порядке. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Указанные Типовые правила… ответчика утверждены руководителем Общества и согласованы с надзорным органом.
Утверждение заявителя об обязанности согласования Обществом внесенных в правила изменений не подтверждено соответствующими доказательствами.
В деле имеется справка ответчика от 27 июня 2007 года, из которой следует, что 10.05.2006 года Правила…были направлены им в связи с произошедшими изменениями и дополнениями в них на согласование в ФСФР России, но 13 июня 2006 года Правила… были возвращены в виде уведомления о возврате.
В материалах дела имеется копия Правил внутреннего контроля…, которые утверждены генеральным директором ответчика 10 мая 2006 года, поступление которых в ФСФР России зарегистрировано 15 мая 2006 года.
Сведений о причинах возвращения Правил… с изменениями из ФСФР России заявитель суду не представил.
Не представлено суду и уведомление о возвращении Правил… При этом представитель заявителя пояснил суду, что данное уведомление можно истребовать только в ФСФР России и представить его суду в разумные сроки не представляется возможным.
Доказательствами обоснованности возвращения Правил… Обществу из ФСФР России суд не располагает; в отсутствие уведомления о возвращении Обществу Правил… суд лишен возможности рассмотреть вопрос о правомерности действий ФСФР России по возвращению Правил… и, как следствие, сделать вывод о неправомерности дальнейшего бездействия Общества.
Оснований для отложения рассмотрения дела суд также не находит, поскольку, исходя из указанного в протоколе об административном правонарушении времени совершения правонарушения- 06.07.2007 года, установленный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истекает 06.09.2007 года. Истечение срока давности привлечения к ответственности является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и препятствует привлечению к административной ответственности.
Однако, суд считает, что время совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.14.1 ч.3 КоАП РФ, заявителем достоверно не установлено.
В соответствии с Порядком лицензирования… лицензионными требованием и условием является соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая настоящий Порядок… (пункт 3.1.1).
Для получения лицензии на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган, в т ом числе, правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, составленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и утвержденные в порядке, установленном соискателем лицензии (пункт 2.2.2 Порядка).
Документы, предусмотренные в пункте 2.2.2 Порядка, подлежат согласованию с лицензирующим органом (пункт 2.11 Порядка).
При внесении изменений и/или дополнений в документы, предусмотренные в пункте 2.2.2 Порядка представляются: новая редакция документов с внесенными в них изменениями и/или дополнениями; текст поправок с указанием вносимых изменений и/или дополнений, а также обоснование необходимости внесения таких изменений и/или дополнений.
Указанные документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем за 30 рабочих дней до дня введения их в действие (пункт 2.12 Порядка).
Нарушение требований пунктов 2.11 и 2.12 Порядка и ставится в вину Обществу.
Однако, доказательств того, что утвержденные Обществом 10 мая 2006 года Правила… введены в действие, заявитель суду не представил. Если введением в действие Правил… считать день их утверждения 10 мая 2006 года, то к моменту рассмотрения настоящего дела истек срок давности привлечения к ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ (два месяца со дня совершения правонарушения).
В тоже время, суд считает, что правонарушения, связанные с разработкой, утверждением и согласованием Правил … не могут квалифицироваться на основании ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, поскольку имеется специальная норма, устанавливающая административную ответственность за такие правонарушения.
Обязанность разработать, утвердить и согласовать в установленном порядке Правила … предусмотрена Федеральным законом от 07.08.2001 года №115-ФЗ.
Ст.15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, которая и подлежит применению в подобных случаях.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.27 КоАП РФ, судьям арбитражных судов неподведомственны.
В удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке и вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Судья Арбитражного суда
Республики Коми В. Н.Полицинский.