ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-487/19 от 14.05.2019 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

14 мая 2019 года     Дело № А29-487/2019

Резолютивная часть решения объявлена мая 2019 года , полный текст решения изготовлен мая 2019 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Паниотова С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Борисовой Е.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пригородный» (ИНН:
<***>, ОГРН:<***>)

к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Совету муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании незаконным бездействия, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя,

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 12.11.2018,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 18.04.2018 № 01/1-19/150,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Пригородный» (далее – ООО «Пригородный», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением:

- о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - Администрация), выразившегося в отказе в организации процедуры присвоения наименований элементам улично-дорожной сети, располагающейся в границах земельного участка с кадастровым номером 11:05:0104002:393 (письмо № 01/1-16/1836 от 19.10.2018);

- об обязании Администрации организовать процедуру присвоения наименования элементам улично-дорожной сети, располагающейся в границах земельного участка с кадастровым номером 11:05:0104002:393, путем направления предложения в Совет муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Заявлением от 01.04.2019 Общество уточнило требования и просит признать незаконным бездействие Администрации выразившегося в отказе в организации процедуры присвоения наименований элементам улично-дорожной сети, располагающейся в границах земельного участка с кадастровым номером 11:05:0104002:393, выраженное в письме от 19.10.2018 № 01/1-16/1836 и обязать Администрацию присвоить наименование элементам улично-дорожной сети, располагающейся в границах земельного участка с кадастровым номером 11:05:0104002:393. В части требований к Совету муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Обществом заявлен отказ от иска.

Ответчик в отзыве просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 13.05.2019, объявлялся перерыв до 14.05.2019.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Общество является собственником земельных участков (кадастровые номера указаны в заявлении), которые были образованы из исходного земельного участка с кадастровым номером 11:05:0104002:393, площадью 171 571 кв.м., земли населенных пунктов, разрешенное использование - для личного подсобного хозяйства.

25.09.2018 ООО «Пригородный» обратилось в Администрацию с заявлением о присвоении образованным земельным участкам адреса и наименования улицам.

Письмом от 19.10.2018 № 01/1-16/1836 Администрация отказала в удовлетворении заявления, указав, что для присвоения адреса объектам адресации необходимо обратится в порядке, предусмотренном Административным регламентом МО ГО «Сыктывкар» от 04.09.2015 № 9/2905, так как указанная услуга является муниципальной. В отношении присвоения наименования улицам Администрацией указано, что для формирования элементов улично-дорожной сети и (или) элементов планировочной структуры необходимо разработать и направить на утверждение в Администрацию проект планировки соответствующей территории.

Посчитав, что отказ Администрации в удовлетворении заявления является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

В обоснование заявленного требования Общество указало, что земельные участки, собственником которых является заявитель, под основания, предусмотренные статьей 41 Градостроительного Кодекса РФ, не подпадают, следовательно, требование о подготовке проекта планировки, на основании которого будет осуществлено формирование элементов улично-дорожной сети, является неправомерным.

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенных норм следует, что для признания ненормативного акта и действия недействительными (незаконными) заявитель должен доказать не только несоответствие акта определенному закону либо иному нормативному правовому акту, но и нарушение таким ненормативным актом, действием прав и законных его интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также указать, в чем заключается это нарушение.

В силу пункта 21 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, помимо прочего, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети, наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона Республики Коми от 20.11.2006  №115-РЗ «О порядке решения вопросов административно - территориального и муниципального устройства, о наименованиях географических и иных объектов в Республике Коми» к полномочиям органов местного самоуправления в регулировании вопросов административно-территориального и муниципального устройства относятся в том числе присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети и элементам планировочной структуры, изменение и аннулирование их в пределах своей компетенции в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно пункту 18.1 части 6 статьи 44 Устава МОГО «Сыктывкар» в компетенцию Администрации входит в том числе присвоение адреса объектам адресации, присвоение наименования элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименования элементам планировочной структуры в границах городского округа.

Как указало Общество, им осуществляется деятельность по продаже земельных участков в собственность иных лиц. Приобретение земельных участков с разрешенным использованием «личное подсобное хозяйств» позволяет осуществлять строительство жилых домов. На сегодняшний день собственники земельных участков направляют заявления о присвоении адреса объектам адресации, и объектам недвижимости, земельным участкам заинтересованным лицом осуществляется присвоение адреса, без обозначения наименования улично-дорожной сети, располагающейся на земельном участке с кадастровым номером 11:05:0104002:393. ООО «Пригородный» как собственник земельных участков вправе использовать наименование, присвоенное элементам улично-дорожной сети.

Из материалов в дела следует, что письмом от 19.10.2018 № 01/1-16/1836 Администрация отказала Обществу в удовлетворении заиления о присвоении адреса земельным участкам в кадастровом квартале 11:05:0104002, поскольку заявителем не соблюдены условия пункта 2.6 Административного регламента, согласно которому  для получения муниципальной услуги заявитель подает в отдел по организации предоставления муниципальных услуг МБУ «ГИКЦ», МФЦ, заявление по установленной форме, приведенной в приложении № 2 к административному регламенту. Администрация также сообщила, что для формирования элементов улично-дорожной сети и (или) элементов планировочной структуры и последующему присвоению им наименования Обществу необходимо разработать и направить на утверждение в Администрацию проект планировки соответствующей территории.

Вместе с тем, в рассмотренном случае Обществом не направлялось заявление о формировании элементов улично-дорожной сети. Общество обратилось в Администрацию с заявлением о присвоении адресов и названия улиц, земельным участкам, принадлежащих Обществу на праве собственности, что входит в полномочия Администрации (пункт 18.1 части 6 статьи 44 Устава МОГО «Сыктывкар»).

При этом, у Общества отсутствует законодательно установленная обязанность по разработке и направлению на утверждение в Администрацию проекта планировки соответствующей территории, что представителем Администрации не оспаривается.

Следовательно, суд полагает, что ссылка Администрации в письме от 19.10.2018 № 01/1-16/1836 о том, что Обществу необходимо разработать проект планировки соответствующей территории в целях формирования элементов улично-дорожной является незаконной.

При изложенных обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Принять отказ заявителя от требований к Совету муниципального образования городского округа «Сыктывкар». Производство по делу в данной части прекратить.

В остальной части заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» по отказу в организации процедуры присвоения наименований элементам улично-дорожной сети, выраженное в письме от 19.10.2018 № 01/1-16/1836.

Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» присвоить наименование элементам улично-дорожной сети, располагающейся в границах земельного участка с кадастровым номером 11:05:0104002:393.

Взыскать с Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Пригородный» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме.

Судья                                                                        С.С. Паниотов