ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-5140/10 от 25.08.2010 АС Республики Коми

Арбитражный суд Республики Коми

  167983 Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 49а

http://komi.arbitr.ru, тел. 30-08-00

Именем Российской Федерации

Решение

г. Сыктывкар

«01» сентября 2010 года Дело № А29-5140/2010

«25» августа 2010 года (дата объявления резолютивной части решения)

«01» сентября 2010 года (дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Республики Коми, в составе судьи Шипиловой Э.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яцкив Т.Л. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми

об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 59 от 27.05.2010 г.,

при участии в заседании:

от заявителя: не явились

от ответчика: ФИО1 (по доверенности от 01.06.2010 г.)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» (далее-Общество) обратилось с заявлением об отмене постановления №59от 27.05.2010 года по делу об административном правонарушении, вынесенного заместителем начальника территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте (далее-административный орган, Управление).

Управление с заявленными требованиями не согласно, доводы изложены в отзыве на заявление.

Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, заявил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью обеспечения явки представителя.

В силу ча.3 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного заседания является правом, а не обязанностью суда, которое суд реализует с учетом уважительности причин неявки сторон, заявившего ходатайство.

Судом в удовлетворении ходатайства отказано, поскольку нахождение представителя общества в отпуске не свидетельствует о невозможности общества привлечь для защиты своих интересов другого квалифицированного спецалиста.

В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствии представителя Общества.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного органа, суд установил следующее.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми на основании обращения граждан ФИО2, ФИО3,ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 проведена проверка в отношении ООО «Коммунальщик», в ходе которой установлены нарушения Обществом законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей в виде введения в заблуждение потребителей относительно действительной стоимости коммунальной услуги «электроэнергия на общедомовые нужды», что выразилось в обсчете потребителей при расчете платы за потребленную электроэнергию мест общего пользования в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>., за период с февраля 2009 года по февраль 2010 года, что выразилось в обсчете потребителей относительно действительной стоимости коммунальной услуги «энергия на общедомовые нужды».

Управлением Роспотребнадзора установлено, что в нарушение ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г., пунктов 3,4,7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006 г., пункта 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, пунктов 7,15,23, 38 Правил предоставления коммунальных услуг населению, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 , подпункта 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг населению расчет платы по строке «электроэнергия на общедомовые нужды» с февраля по октябрь 2009 года при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета (до введения их в действие) и при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета (введены в действие 17.09.2009 г.) потребителям производился исходя из принадлежащей потребителям площади квартир с применением тарифа, установленного Обществом согласно расчета годовых затрат на содержание и ремонт жилищного фонда ООО «Коммунальщик» на 2009 г. в размере 1,83 руб. В качестве единицы измерения электроэнергии на общедомовые нужды используется квадратный метр (в домах: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>);

В нарушении ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 10 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», пунктов 3,4,7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006 г., пункта 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг расчет платы по строке «Электроэнергия на общедомовые нужды» с января 2010 года при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета (не принят в состав общедомового имущества) в доме 13 по ул. Ленина г. Сосногорска потребителям производится исходя из принадлежащей потребителям площади квартир с применением тарифа, установленного ООО «Коммунальщик» на 2010 год 2,08 руб. В качестве единицы измерения электроэнергии на общедомовые нужды используется квадратный метр.

По данному дому в январе 2010 г. сделан перерасчет за ноябрь, декабрь 2009 г. с применением неправильных показателей, исходя из площади квартир и с применением самостоятельно установленного тарифа.

19 марта 2010 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми составлен протокол об административном правонарушении № 33 по факту совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя Общества.

Заявителем в протоколе об административном правонарушении даны объяснения, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения.

27 мая 2010 года постановлением, вынесенным заместителем начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте, по делу об административном правонарушении № 59 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на него наложено административное взыскание в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.

С указанным постановлением Общество не согласилось и обжаловало его судебном порядке.

Заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно ст. 14.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качеств товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст. 14.33 указанного Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей.

В силу частей 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающих в таком доме.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе, и освещение помещений общего пользования (подпункт «б» пункта 11).

Разъяснениями, данными в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.20078 № 11356-ЮТ/07, используемое в подпункте «б» п.11 Правил № 491 (далее – Правил содержания, Правила № 491) понятие «освещение помещений общего пользования» неравнозначно понятию «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования».

Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правил № 307 и Правилам установления нормативов, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». Понятие «освещение помещений общего пользования», указанное подпунктом «б» пункта 11 Правил 491, трактуется в соответствии с подпунктом «з» пункта 11 Правил № 491 (как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил № 307 («обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственником помещений в многоквартирном доме»).

В силу п.8 Постановления «Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 Министерство регионального развития Российской Федерации уполномочено давать разъяснения о применении Правил содержания.

Стоимость потребляемой электроэнергии в местах общего пользования не входит в состав стоимости услуги по содержанию и ремонту жилья, а включается в состав коммунальной услуги по электроснабжению.

Как подтверждено материалами дела, Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>., на основании договоров управления многоквартирным домом с собственником помещения от 01.02.2008 г. По условиям пункта 2.1 указанных договоров ООО «Коммунальщик» приняло на себя обязательство совершать от имени и за счет собственников все необходимые действия, направленные на выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом. В соответствии с п..3.3.8 договоров управления многоквартирным домом с собственником помещений от 01.02.2008 г. общество обязано производить начисление, сбор, перерасчет платежей за жилищные услуги в порядке и в сроки, установленные законодательством, представляя к оплате собственнику счет в срок до 1 числа месяца, следующего за расчетным.

При расчете размер платы за коммунальную услугу электроснабжения необходимо руководствоваться статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст. 154 жилищного кодекса Российской Федерации рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации,, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральном законом (ч.2 ст. 157 ЖК РФ).

Согласно пункту 15 Правил № 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, топление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Из материалов дела следует, что энергоснабжение названных выше многоквартирных домов осуществляется открытым акционерным обществом «Коми энергосбытовая компания» по договору от 01.02.2008 № 220, заключенному с ООО «Коммунальщик».

Согласно пункту 28 Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Абзац 2 пункта 7 Правил № 307 предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретение у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п.19 Правил, исходя из нормативов потребления.

В соответствии с п.п. 3, 4 Правил № 306, устанавливаемые в соответствии с указанными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

Пунктом 25 приложения к Правилам № 306 установлено, расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной безопасности автоматики и дымоудаления, технологических потерь – 7 кВт/ч в месяц на одного человека.

В соответствии с пунктом 26 Правил № 306 коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

Таким образом, при расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям ФИО2, ФИО3,ФИО4, ФИО6, ФИО5, ФИО11, ФИО13, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО9 плата по строке «электроэнергия на общедомовые нужды» должна начисляться исходя из пункта 25 Приложения к правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, установленных Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006.

Тарифы на электрическую энергию, поставляемую на розничный (потребительский) рынок Республики Коми, нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Республики Коми утверждены приказом Службы Республики Коми по тарифам.

Приказом Службы Республики Коми по Тарифам от 30.11.2007 г. № 60/1 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Республики Коми, проживающего в жилых помещениях (за исключением общежитий), оборудованных газовыми плитами. Указанным приказом установлено, что норматив расхода электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления составляет 7 кВт/ч на человека в месяц.

В нарушении вышеприведенного порядка расчет платы за коммунальную услугу электроснабжение (стоимость потребляемой энергии в местах общего пользования), ООО «Коммунальщик» рассчитывало и предъявляло к оплате потребителям ФИО2, ФИО3,ФИО4, ФИО6, ФИО5, ФИО11, ФИО13, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО9 по счетам по строке «Электроэнергия на общедомовые нужды» сумму, исходя из принадлежащей потребителям площади квартир, с применением самостоятельно установленного тарифа.

Общество предъявило к оплате потребителям за период с февраля по сентябрь 2009 г. по строке «электроэнергия на общедомовые нужды»: ФИО2 - 474, 312 руб. (ежемесячно -59,29 руб.), ФИО3 - 449, 44 руб. (ежемесячно 56,18 руб.), ФИО4 – 641,20 руб. (ежемесячно – 80, 15 руб.), ФИО6 – 619, 28 руб. (ежемесячно -77,41 руб.), ФИО5 1020,40 руб. (ежемесячно – 127,55 руб.), ФИО11 -590,00 руб. (ежемесячно – 73,75 руб.), ФИО13 – 630,96 руб. (ежемесячно -78,87 руб.), которые фактически оплачены указанными гражданами.

Из приложенных административным органом к протоколу № 33 от 19.03.2010 г. пояснительных таблиц расчета платы за период с февраля по сентябрь 2009 г. (без учета общедомого счетчика) с учетом п.п. 3,4,7,25 Приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг потребителям должно быть начислено за указанный период по строке «электроэнергия на общедомовые нужды»: ФИО2 -126,56 руб. (ежемесячно – 15,82 руб.), ФИО3 – 126,56 руб. (ежемесячно -15,82 руб.), ФИО4 – 632,8 руб. (ежемесячно – 79,10 руб.), ФИО6 -506, 24 руб. (ежемесячно -63,28 руб.), ФИО5 – 253,12 руб. (ежемесячно- - 31,64 руб.), ФИО11 – 126,56 руб. (ежемесячно – 15,82 руб.), ФИО13 – 253, 12 руб. (ежемесячно – 31,64 руб).

Переплата за потребленную энергию в местах общего пользования за указанный период составила: ФИО2 -347,76 руб. (ежемесячно – 43,47 руб.), ФИО3 – 322,88 руб. (ежемесячно – 40,36 руб.), ФИО4 -8,40 руб. (ежемесячно 1,05 руб.), ФИО6 -113,04 руб. (ежемесячно – 14,13 руб.), ФИО5 – 767,28 руб. (ежемесячно - -95,91 руб.), ФИО11 – 463,44 руб. (ежемесячно - -57,93 руб.), ФИО13 – 377,84 руб. (ежемесячно – 47,23 руб.).

Жильцам дома 13 по ул. Ленина г. Сосногорска за период с февраля по декабрь 2009 г. с учетом перерасчета за два предыдущих месяца в связи с тем, что за ноябрь, декабрь 2009 г. плата по указанной строке начислялась с учетом общедомового прибора учета, который не был принят в состав общего имущества дома, Общество начислило: ФИО7 -871,64 руб. (ежемесячно – 79,24 руб.), ФИО8 – 907,83 руб. (ежемесячно - - 82,53 руб.), ФИО10 -853,49 руб. (ежемесячно – 77,59 руб.), ФИО9 – 859,54 руб. (ежемесячно – 78,14 руб.), которые фактически оплачены.

Согласно представленных управлением к протоколу № 33 от 19.03.2010 г. пояснительных таблиц расчета платы за период с февраля по декабрь 2009 г. с учетом перерасчета следовало начислять плату по строке «электроэнергия на общедомовые нужды» исходя из п. 3,4,7, 25 Приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг за указанный период по строке «электроэнергия на общедомовые нужды»: ФИО7 – 348,04 руб. (ежемесячно – 31,64 руб.),ФИО8 – 522,06 руб. (ежемесячно - 47,46 руб.), ФИО10 – 174, 02 руб. (ежемесячно – 15,82 руб.), ФИО9 – 522, 06 руб. (ежемесячно -47,46 руб.).

Переплата за указанный период составила: ФИО7 – 523,60 руб., (ежемесячно - -47,60 руб.), ФИО8 – 385,77 руб. (ежемесячно – 35,07 руб.), ФИО10 – 679, 47 руб. (ежемесячно -61,77 руб.), ФИО9 -337, 48 руб. (ежемесячно -30,68 руб.).

С января по февраль 2010 года по вышеуказанному дому Общество производило начисление потребителям платы по строке «электроэнергия на общедомовые нужды» исходя их площади квартир с применением самостоятельно установленного тарифа в размере 2,08 руб.: ФИО7 -180,12 руб. (ежемесячно – 90,06 руб.), ФИО8 – 187, 62 руб. (ежемесячно -93,81 руб.), ФИО10 – 176,38 руб. (ежемесячно – 88,19 руб.), ФИО9 -104,58 руб. (ежемесячно -88,82 руб.), которые оплачены данными гражданами.

Из приложенных административным органом к протоколу № 33 от 19.03.2010 г. пояснительных таблиц расчета платы за период с января по февраль 2010 года (без учета общедомого счетчика) с учетом п.п. 3,4,7,25 Приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг потребителям следовало начислять за указанный период по строке «электроэнергия на общедомовые нужды»: ФИО7 -69,72 руб. (ежемесячно – 34,86 руб.), ФИО8 – 104,58 руб. (ежемесячно – 52,29 руб.), ФИО10 -34,86 руб. (ежемесячно – 17,43 руб.), ФИО9 – 104,58 руб. (ежемесячно – 52,29 руб.).

Переплата за январь-февраль 2010 г. составила: ФИО7 -110,40 руб. (ежемесячно – 55.2 руб.), ФИО8 – 83,04 руб. (ежемесячно – 41.52 руб.), ФИО10 -141,52 руб. (ежемесячно -70,76 руб.), ФИО9 -73,06 руб. (ежемесячно – 36,53 руб.).

При таких обстоятельствах административный орган правомерно привлек заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок привлечения Общества к административной ответственности управлением соблюден.

На основании изложенного, обжалуемое постановление № 59 от 27.05.2010 вынесено законно и обоснованно, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 167 -170, 211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в десятидневный срок со дня принятия (изготовления), в апелляционном порядке.

Судья Арбитражного суда

Республики Коми Э.В. Шипилова