ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
18 октября 2022 года Дело № А29-5232/2022
Резолютивная часть решения объявлена октября 2022 года , полный текст решения изготовлен октября 2022 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Индейкиной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Егоровой О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества «Интауголь» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
к муниципальному бюджетному учреждению «Интинский городской архив документов по личному составу» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
об обязании принять документы,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
акционерное общество «Интауголь» (далее – Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению «Интинский городской архив документов по личному составу» (далее – Учреждение, ответчик) об обязании принять документы по личному составу за 2018, 2019, 2021 годы.
Лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению спора.
Ответчик в отзыве на иск возражает против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что между сторонами достигнуто соглашение путем заключения и подписания договора от 27.12.2021 № 24, существенным условием которого является условие 100%-ой предварительной оплате. Пунктом 2.2.1. договора согласовано условие о том, что архив имеет право не принимать документы по личному составу в случае неоплаты услуг. Поскольку истцом не внесена предоплата по договору, оснований для принятия на хранение спорных документов, не имеется.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражным судом установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.06.2019 по делу № А29-1825/2019 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена ФИО1.
27.12.2021 между Учреждением (далее – архив) и Обществом (далее – собственник) заключен договор на выполнение работ по хранению документов по личному составу, по условиям пункта 1.1. которого, собственник передает архиву документы по личному составу, отнесенные к негосударственной части Архивного фонда Республики Коми, на долговременное хранение для использования в научных, практических, социальных и иных целях.
В соответствии с пунктом 2.1.2. договора, архив обязуется принять документы собственника на долговременное хранение в упорядоченном состоянии и хранить в течение 50 лет с даты окончания делопроизводства (даты завершения дела) после оплаты собственником услуг архива по хранению документов в сумме 1 000 492 руб. 68 коп.
На основании пункта 2.2.1. договора архив имеет право не принимать документы по личному составу собственника в случае не оплаты услуг архива по хранению документов в установленные настоящим договором сроки, несоответствия упорядочения документов собственника требованиям правил.
Собственник оплачивает услуги архива в размере 100% предоплаты в сумме 1 000 492 руб. 68 коп. на основании счета, выставленного архивом, в течение 3 дней с момента получения счета (пункт 3.2. договора).
Конкурсный управляющий Общества обратился в адрес Учреждения с просьбой о принятии документов по личному составу Общества на безвозмездной основе.
Учреждение отказалось принять указанные документы, ссылаясь не оплату договора.
Не согласившись с отказом в приеме документов по личному составу Общества на безвозмездной основе, заявитель обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) конкурсный управляющий обязан передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон № 125-ФЗ).
Согласно пунктам 10 и 11 статьи 3 Закона № 125-ФЗ архивы могут быть государственными – федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов; или муниципальными - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона № 125-ФЗ в случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.
На основании пункта 10 статьи 23 Закона № 125-ФЗ при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Согласно правовой конструкции названной нормы законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций как соответствующими государственными архивами, так и соответствующими муниципальными архивами, не установив при этом, что документы по личному составу подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах.
По смыслу указанной нормы обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для соответствующих государственных, так и для муниципальных архивов, то есть, каждый из названных архивов, в силу части 10 статьи 23 Закона № 125-ФЗ, обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы по личному составу ликвидируемой организации.
В силу пункта 3.9 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 № 03-33/пс (далее – Положение), в случае ликвидации общества, если оно имело договор с учреждением системы Федеральной архивной службы России и часть его документов отнесена к составу Архивного фонда Российской Федерации, документы постоянного срока хранения и по личному составу передаются в соответствующий государственный архив. Если договорных отношений с архивом не имелось, то в этом случае государственный архив обязан принять на хранение только документы по личному составу работников общества. Место хранения остальных документов определятся председателем ликвидационной комиссии или конкурсным управляющим.
Из приведенных нормативных положений следует, что документы по личному составу работников общества, образованного путем приватизации государственного или муниципального предприятия, в случае его ликвидации передаются в государственный архив без обязательного заключения договора. При этом в таком случае государственный архив обязан принять документы по личному составу работников общества безвозмездно.
Как видно из материалов дела, Общество образовано путем приватизации государственного предприятия, следовательно, часть документов Общества, в том числе по личному составу, находится в государственной собственности и относится к составу Архивного фонда Российской Федерации.
Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Таким образом, у Учреждения отсутствуют основания для отказа в приеме на хранение документов по личному составу Общества за 2018, 2019, 2021 годы на безвозмездной основе.
При этом довод ответчика о том, что передача документов в архив производится на договорной основе, платно, отклоняется судом, поскольку данные положения противоречат Закону № 125-ФЗ, который не предусматривает выплату учреждениям архива вознаграждения за хранение документов по личному составу ликвидируемых организаций.
На основании изложенного суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета, поскольку истцу при подаче иска предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Интинский городской архив документов по личному составу» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) принять от акционерного общества «Интауголь» (ИНН:<***>; ОГРН:<***>) документы по личному составу за 2018, 2019, 2021 годы.
Исполнительный лист выдать по заявлению истца после вступления решения в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Интинский городской архив документов по личному составу» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) в доход федерального бюджета Российской Федерации 6000 руб. государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объёме. Кассационная жалоба на решение может быть подана в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Ю.А. Индейкина