ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-5596/10 от 28.09.2010 АС Республики Коми



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

167982, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 49а, http://komi.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Сыктывкар Дело № А29-5596/2010

30 сентября 2010 года

Резолютивная часть оглашена "28" сентября 2010 год

Изготовлено в полном объеме "30" сентября 2010 года

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Елькина С.К., при ведении протокола судебного заседания судьей Елькиным С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сыктывкарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Северной железной дороги (далее – ОАО «РЖД») об обязании восстановить неправомерно списанные денежные средства в размере 13 800 руб., при участии: от истца ФИО1 представителя по доверенности,

установил:

7 сентября 2007 года между сторонами заключен договор № 7-28 (далее – Договор № 7-74/5) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Койты Северной железной дороги, по которому владельцем пути выступал истец, а перевозчиком являлся ответчик.

28 января 2009 года между сторонами заключен договор № 7Р22-0396/09 о порядке расчетов за транспортные услуги (далее – Договор от 28.01.2009).

13 марта 2010 года перевозчик (ответчик) в одностороннем (безакцептном) порядке списал штрафную неустойку с единого лицевого счета (далее - ЕЛС) истца.

Претензией от 19.04.2010 351№ истец потребовал от ответчика возврата штрафа.

Перевозчик в ответе на претензию от 31.05.2010 № ТЦФТУК-3.6/303 указал на оставление её без рассмотрения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд за судебной защитой.

Истец, уточнив свои требования, просит взыскать с ответчика денежную сумму в размере 13800 руб. неправомерно списанную им в бесспорном порядке с его лицевого счета в счет уплаты штрафа (неустойки).

Ответчик в своем отзыве требования не признает.

Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя истца, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из нижеследующего.

Правоотношения сторон по договору перевозки груза железнодорожным транспортом регулируются главой 40 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – часть вторая Кодекса) и Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).

В соответствии со статьей 62 Устава, за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.

Статьей 99 Устава предусмотрено, что в случае задержки вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

На основании статьи 100 Устава определено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьей 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.

В соответствии со статьей 309 части первой Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Согласно пункту 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 43, зарегистрированных в Минюсте РФ 23.06.2003 № 4817 (далее – Правила оформления и взыскания штрафов), основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.

Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003г. № 45 (далее – Правила составления актов), в случае задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования составляется акт общей формы.

В соответствии с пунктом 3.2.2 Правил составления актов при составлении акта общей формы для взимания с грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется три экземпляра акта: первый экземпляр акта общей формы прикладывается к документу, по которому производится начисление и взимание штрафов, сборов и других платежей; второй экземпляр акта общей формы выдается, соответственно, грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам; третий экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика.

Подпунктом "б" параграфа 9 Договора № 7-74/5 установлены штрафы, предусмотренные статьями 62 и 99 Устава за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, на железнодорожном пути необщего пользования более чем на 24 часа по истечению технологического срока оборота вагонов.

Параграфом 10 Договора № 7-74/5 установлено, что платежи вносятся перевозчику владельцем на расчетный счет ОАО «РЖД» в ТехПД-1 Северной железной дороги - ОАО «РЖД» до момента оказания услуг.

Начисленные в соответствии с подпунктом "б" параграфа 9 Договора № 7-74/5 штрафы перевозчик списывает с лицевого счета владельца на основании документов, подтверждающих сверхнормативную задержку вагонов.

В соответствии с накопительной ведомостью № 065437 вагон 24374688 подан под грузовые операции 20.06.2009г. в 04 час. 30 мин., завершены грузовые операции 21.06.2009 в 05 час. 53 мин.

Согласно акту общей формы № 4/1371 от 21.06.2009 (формы ГУ-23 ВЦ) вышеуказанный вагон вывели с п/пути 21.06.2009 в 05 час. 53 мин. Вагон не принят к перевозке ввиду не раскредитования перевозочного документа таможенными органами по прибытию. Вагон простаивал на выставочном пути станции Койты до 24.06.2009 до 11 час. 00 мин.

Согласно акту общей формы № 4/1454 от 29.09.2009 (формы ГУ-23 ВЦ) представитель ООО «СППЖТ» ФИО2 от подписи ведомости п/уборки № 065437 отказалась, указав, что вагон № 24374688 был подан со ст. Койты 20.06.2009 в 4 час. 30 мин. с разметкой МП под погрузку бумпродукции. Информации о том, что вагон временно не пригоден под погрузку не было, в связи с чем штрафные санкции начислены необоснованно.

Доводы истца суд считает правомерными.

В соответствии со статьей 854 части второй Кодекса списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Деятельность Дорожного технологического центра по обработке перевозочных документов (Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания) регулируется Типовым технологическим процессом товарных контор станций и технологических центров отделений железных дорог по обработке перевозочных документов, утвержденным Министерством путей сообщения Российской Федерации 17 ноября 1993г. (далее – Типовой технологический процесс), Положением о порядке проведения операций по доходным счетам Министерства путей сообщения, утвержденном Центральным банком Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации 25 марта 1994г.

Согласно п. 6.11 Типового технологического процесса документы на штрафы и сборы, не подписанные грузоотправителем (грузополучателем), направляются в отделение железной дороги для взыскания сумм штрафа и сбора в претензионном порядке.

В пункте 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что, поскольку подача вагонов, контейнеров к местам погрузки и выгрузки либо на выставочные пути необщего пользования связана с осуществлением перевозок груза, спорные вопросы о взыскании платы за пользование вагонами, контейнерами, а в случаях, предусмотренных статьями 62 и 99 Устава, и штрафа, в том числе и при наличии договора о расчетах через ТехПД, должны быть урегулированы в порядке, указанном в Уставе. Если грузоотправитель (грузоперевозчик) считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные договором, он вправе предъявить к перевозчику требование о взыскании с него соответствующей суммы (пункт 21).

Согласно пункту 12 Правил оформления и взыскания штрафов, поименованные штрафы взыскиваются в исковом порядке.

Бесспорный (безакцептный) порядок списания, взимания либо начисления и последующей уплаты денежных средств может применяться лишь с согласия другой стороны. В рассматриваемом случае истец своего согласия не давал.

Кроме того, учитывая то, что штрафы, начисляемые перевозчиком в нарушении обязательств другой стороны носят обеспечительный характер (способ обеспечения обязательства), размер такого штрафа (неустойки) может быть уменьшен судом в силу статьи 333 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ИФА-К» в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (Сосногорское отделение Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД") 49500 руб., а также судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья Арбитражного суда

Республики Коми С.К. Елькин