АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
26 декабря 2013 года Дело № А29-5850/2013
Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2013 года, полный текст решения изготовлен 26 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивашовой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)
к Санкт-Петербургской таможне Федеральной таможенной службы, (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 (по доверенности),
от ответчика – ФИО2 (по доверенности),
установил:
Открытое акционерное общество «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №10210000-237/2013№510 от 18.07.2013, вынесенного Санкт–Петербургской таможней (далее Таможня).
Представитель Общества поддержал заявленное требование, указав, что оспариваемое постановление вынесено в отсутствие в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения. Подробно доводы заявителя изложены в заявлении и дополнениях к нему (л.д.5,144).
Ответчик с заявленным требованием не согласился, указав, что оспариваемое постановление вынесено без нарушения закона, прав и законных интересов заявителя. Подробно доводы изложены в отзыве и дополнениях к нему (л.д.34).
Судебное разбирательство откладывалось (протокольно) до 17.12.2013.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 19.12.2013.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением №10210000-237/2013№510 от 18.07.2013 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения штрафа в размере 2/3 стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, на общую сумму 2500 рублей 67 копеек (л.д.17).
Основанием для привлечения заявителя к ответственности явились следующие обстоятельства, установленные Таможней при производстве по делу об административном правонарушении.
07.02.2012 между ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее - ОАО «Монди СЛПК») и компанией Applied Chemicals GMBH (Эплайд Кемикелз ГмбХ, продавец, Австрия) был заключен внешнеторговый контракт № 17/0107.12 на поставку товаров в количестве и ассортименте согласно Приложений к контракту.
В соответствии с Приложением № 4 от 06.02.2013 к контракту № 17/0107.12 от 07.02.2012 продавец обязался поставить в адрес ОАО «Монди СЛПК» товар «Bentstar S 190 - бентонит/bentonite».
09.04.2013 вышеуказанный товар поступил в адрес ОАО «Монди СЛПК» в железнодорожных контейнерах №№ DSLU4903683, UESU5186107 на железнодорожной платформе 54275847 в количестве 40 грузовых мест в соответствии с товаросопроводительными документами: коносаменту №559444883, товаротранспортным накладным №№ ЭЧ335159, ЭЧ336477, инвойсу №А130419 от 11.02.2013, упаковочному листу №А130419, транзитным декларациям №№10216100/310313/0006496, 10216100/310313/0006497.
10.04.2013 ведущим специалистом по входящей логистике ОАО «Монди СЛПК» ФИО3, действующим на основании доверенности №457 от 31.12.2012, в рамках исполнения данного договора по заявленной таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления» на Эжвинский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни, расположенный по адресу: <...>, АИК-1, Южное крыло, каб. № 1, была подана декларация (далее - ДТ) №10210330/100413/0001886 на товар (л.д.26):
- товар № 1 «Модифицированный бентонит активированный щелочью «Bentstar S 190» - природный минерал, монтмориллонит, знание РН: 6-11. Вспомогательное вещество, используемое при производстве бумаги. Не является отходом, не содержит спирт - 40000 кг. Изготовитель Sudchemie. Товарный знак: Bentstar. Марка: Bentstar S 190» (далее - товар «Bentstar S 190»), весом нетто/брутто - 40000/40120 кг., цена товара 18320 Евро.
В графе 31 ДТ № 10210330/100413/0001886 указаны следующие сведения об упаковке товара № 1:
код упаковки - «ZB-40» (мешок - 40 шт.), указан признак наполнения контейнеров - 1 - товар занимает весь контейнер. При этом запись «часть места» отсутствует.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» запись о «части места» вносится в случае, если товар занимает грузовые места не полностью, при этом указывается количество грузовых мест, занимаемых товаром частично.
12.04.2013 на основании докладной записки от 10.04.2013 должностного лица Эжвинского таможенного поста о причинах расхождения сведений об упаковке товара, заявленных в ДТ № 10210330/100413/0001886 и товаросопроводительных документах (в упаковочном листе № А130419 имеются данные о наличии поддонов в количестве 20 штук), с целью подтверждения сведений о товаре, заявленных в ДТ, был проведен таможенный досмотр вышеуказанной товарной партии.
В ходе проведения таможенного досмотра (АТД № 10210330/120413/000015) было установлено, что декларируемый товар был размещен в 40 мешках типа биг-бег из синтетического материала, каждый из которых был установлен на деревянный поддон; также было произведено взвешивание деревянных поддонов, общий вес которых составил 922 кг.
ОАО «Монди СЛПК» представило к таможенному оформлению по ДТ №10210330/100413/0001886 письма отправителя товара - компании Applied Chemicals GMBH, в котором сообщалось следующее:
- декларируемый товар поставлялся в мешках биг-бегах на поддонах, стоимость поддонов была включена в стоимость товара;
- при оформлении упаковочного листа № А130419 на товарную партию была допущена ошибка при указании количества поддонов, и вместо 20 штук следует считать, что товарная партия была отправлена в адрес получателя на 40 поддонах.
Исходя из положений п.п.6, 29 Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257 и требований международного и национального таможенного законодательства о необходимости декларирования поддонов, как категории тары в графе 31 декларации совместно с декларируемым товаром, но при условии включения их (поддонов) стоимости в стоимость товаров, Таможенный орган пришел к выводу, что законодатель в таком случае рассматривает поддоны не как обменную тару, не подлежащую декларированию, а как составную часть товара, имеющую свою собственную стоимость, хотя и не являющуюся самостоятельным предметом сделки, но становящейся после таможенной очистки собственностью российского лица. Следовательно, поддоны рассматриваются для таможенных целей не в качестве упаковки, а как отдельный товар, подлежащий самостоятельному декларированию.
Действия по заявлению сведений о поддонах в декларации №10210330/100413/0001886, поданной ОАО «Монди СЛПК» при декларировании товаров, перемещаемых на этих поддонах, декларантом осуществлены не были.
18.04.2013 ОАО «Монди СЛПК» с целью выпуска по заявленной таможенной процедуре товара модифицированный бентонит «Bentstar S 190» направило в электронном виде скорректированные данные, где в графе 31 ДТ указало сведения о поддонах.
19.04.2013 товар «Модифицированный бентонит активированный щелочью «Bentstar S 190» - природный минерал...», заявленный в ДТ №10210330/100413/0001886, был выпущен в рамках заявленной таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления».
По мнению Таможни, декларант «Монди Сыктывкарский ЛПК» не исполнил обязанность по декларированию в гр.31 ДТ № 10210330/100413/0001886 сведений о «поддонах деревянных» в количестве 40 шт. и не предпринял достаточных мер во избежание нарушения действующего порядка, что привело к совершению Обществом административного правонарушения, предусмотренного по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
По факту нарушения в отношении ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" был составлен протокол об административном правонарушении №10210000-237/2013 от 21.06.2013, на основании которого, вынесено оспариваемое постановление.
Не согласившись с указанным постановлением Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные в дело доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Согласно статьям 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - тк тс) и 203 Федерального закона от 27.11.2011 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - фз № зп) товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию.
Таможенное декларирование товаров производится в письменной и (или) в электронной формах с использованием таможенной декларации. Формы и порядок заполнения таможенной декларации, определяются решением Комиссии таможенного союза.
Согласно пункту 6 Инструкции по заполнению ДТ, как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза (...), к которым применяются одинаковые условия таможенно - тарифного регулирования и запретов и ограничений. Если товары, находятся на поддонах, то такие поддоны заявляются вместе с декларируемыми товарами при условии, что стоимость поддонов входит в стоимость товара, в том числе, если стоимость поддонов не выделена отдельно, в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки.
В таможенных целях под поддоном понимается устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров с тем, чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки (выгрузки) или штабелирования с помощью механических аппаратов. Это устройство состоит из двух настилов, соединенных между собой распорками либо из одного настила, опирающегося на ножки. Устройство должно иметь как можно меньшую общую высоту, допускающую его погрузку (выгрузку) с помощью вилочных погрузчиков или тележек по перевозке поддонов, а также иметь или не иметь надстройку (пп.29 п. 15 Инструкции».
Согласно пп.29 п. 15 Инструкции по заполнению таможенной декларации сведения о поддонах и их количестве отражаются под номером 2 в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» декларации на товары с указанием через знак разделителя «/» кода поддона в соответствии с Классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов.
О том, что сведения о поддонах, не являющихся предметом внешнеторгового договора купли-продажи или мены или иного договора, указываются в декларации на товары, подаваемой при декларировании товаров, перемещаемых на этих поддонах, указано также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела - Государственным таможенным комитетом (в настоящее время – Федеральная таможенная служба России) в письме от 26.04.2001 №01-06/16742.
Таким образом, в рассматриваемом случае деревянные настилы для таможенных целей квалифицируются как поддоны и заявляются в декларации на товары совместно с товаром, ввезенным на них.
Поддоны для таможенных целей рассматриваются в качестве товаров и их таможенное декларирование осуществляется в установленном законодательством порядке при условии, если они являются предметом внешнеторгового договора купли - продажи или мены или иного договора, предусматривающего передачу поддонов в собственность российскому лицу при их ввозе.
В рассматриваемом случае предметом международного договора от 07 февраля 2012 года №17/0107.12 является товар «Модифицированный бентонит активированный щёлочью «BENTSTAR S 190», размещаемый в целях перевозки, погрузи (выгрузки) на деревянных поддонах. Данные поддоны не являются предметом внешнеторговой сделки, их стоимость входит в стоимость ввозимого товара, что подтверждается письмом поставщика от 18.04.2013.
Общество указало, что после таможенного оформления ввозимого товара поддоны не используются Обществом по самостоятельному функциональному назначению. Доказательств обратного таможенный орган не представил.
В силу Основного правила интерпретации ТН ВЭД 2а составная часть комплектного оборудования подлежит декларированию и таможенному приравниванию (классификации по ТН ВЭД) вместе с основным товаром, поскольку придает последнему основное свойство. В рассматриваемом случае, поддоны не могут рассматриваться в качестве составной части товара «Модифицированный бентонит...», поскольку не является его комплектующими и не придают последнему его основное свойство.
Таким образом, подав с целью выпуска для внутреннего потребления товара «Модифицированный бентонит...» таможенному органу в электронном виде скорректированные данные ДТ №10210330/100413/0001886, указав в графе 31 сведения о поддонах, ОАО «Монди СЛПК» выполнило требования таможенного законодательства Таможенного союза регламентирующего порядок заполнения деклараций о товарах, указав до выпуска товара полно и достоверно сведения о поддонах, на которых он ввезен.
Доказательств того, что поддоны являются отдельным товаром и подлежат самостоятельному декларированию, Таможня в дело не представила.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица и, в том числе, и иные обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. К последним в силу статьи 24.5 КоАП РФ относятся отсутствие события административного правонарушения, а также отсутствие его состава.
Поскольку спорные поддоны не подлежали таможенному декларированию, суд не усматривает в действиях Общества события административного правонарушения, вмененного ему оспариваемым постановлением.
При указанных обстоятельствах, суд находит требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению, в связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении №10210000-237/2013 подлежит признанию незаконным и отмене в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении №10210000-237/2013 от 18.07.2013, вынесенное Санкт–Петербургской таможней в отношении Открытого акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>).
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.Ш. Махмутов