ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-5946/2022 от 14.10.2022 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

21 октября 2022 года Дело № А29-5946/2022

(резолютивная часть оглашена 14 октября 2022 года)

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи А. Е. Босова,

при ведении протокола судебного заседания секретарём А. Ю. Саух,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Новая»

(ИНН: 1104014320, ОГРН: 1171101000740)

к государственному общеобразовательному учреждению Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 3 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара

(ИНН: 1121001730, ОГРН: 1021101122448),

о взыскании задолженности и пеней,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Администрация муниципального образования городского округа «Инта»

(ИНН: 1104008366, ОГРН: 1021100859438),

Отдел по управлению муниципальным имуществом

Администрации городского округа «Инта» (ИНН: 1105025580, ОГРН: 1211100000033),

Государственное бюджетное учреждение Республики Коми

«Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат»

(ИНН: 1101461225, ОГРН: 102110052349),

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Новая» (Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к государственному общеобразовательному учреждению Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара (Школа-интернат) о взыскании 24 805 рублей 24 копеек задолженности
по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных с сентября 2019 года по февраль 2022 года в отношении квартиры 69 дома 3 по улице Воркутинской города Инты и 5 019 рублей 14 копеек пеней (26.10.2019 — 12.05.2022).

Определением от 25.05.2022 исковое заявление принято к производству
по упрощённой процедуре с привлечением к участию третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации муниципального образования городского округа «Инта» (Администрация) и Отдела
по управлению муниципальным имуществом Администрации (Отдел).

На основании определения от 08.07.2022 суд перешёл к рассмотрению спора
по общеисковой процедуре, приняв уточнения истца, назначил иск к рассмотрению
в предварительном судебном заседании (с возможностью безотлагательного перехода
к судебному разбирательству) на 06.09.2022.

Администрация и Отдел в аналогичных по содержанию отзывах полностью поддержали исковые требования, сообщив следующее. По договору найма от 28.10.2011 № 4-108/2011 в квартире были прописаны и проживали трое жильцов, один из которых (наниматель) умер 12.06.2019, второй выписался, а за третьим как за несовершеннолетним (03.06.2007 г. р.) сохранено право пользования этим жилым помещением согласно постановлению Администрации от 13.08.2019 № 8/1104.

Школа-интернат в отзыве от 08.08.2022 № 720 отклонила требования, сообщив,
что несовершеннолетняя Б-ва Е. В., 03.06.2007 г. р., выбыла с 01.06.2022 для дальнейшего жизнеустройства в государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат» (Интернат).

Заявлением от 05.09.2022 Общество уточнило требования и просило взыскать
с ответчика 24 805 рублей 24 копейки задолженности и 5 946 рублей 78 копеек пеней (77,8 рубля — с 26.10.2019 по 05.04.2020, 5868,98 рубля — с 01.01.2021 по 05.09.2022). Уточнение принято к рассмотрению на основании части 1 статьи 49 АПК РФ.

На основании определения от 06.09.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечён Интернат, предварительное судебное заседание отложено на 10.10.2022.

Ко дню судебного заседания Интернат представил отзыв, в котором указал, что несовершеннолетняя Б-ва Е. В. поступила в учреждение с 01.06.2022, нуждается
в постоянном присмотре и уходе, поэтому с сентября 2019 года проживает в социальных учреждениях.

Истец вновь уточнил иск и просит взыскать 28 025 рублей 19 копеек долга и 3 611 рублей 19 копеек неустойки (с 06.04.2020 по 31.03.2022). Уточнение вновь принято судом. Общество ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте заседания, ответчик и третьи лица в судебное заседание не явились, поэтому суд перешёл
к рассмотрению спора по существу (часть 4 статьи 137 АПК РФ).

В судебном заседании объявлялся перерыв до 12 часов 00 минут 14.10.2022, после завершения, которого стороны также не обеспечили участия своих представителей
в судебном заседании, поэтому суд, рассмотрел спор по имеющимся в материалах дела доказательствам (часть 3 статьи 156 Кодекса).

Материалами дела установлено, что муниципальная квартира 69, расположенная в доме 3 по улице Воркутинской в городе Инте, предоставлена Б-ой Н. С. на основании договора социального найма от 28.10.2011 № 4-108/2011 на семью из трёх человек, включая несовершеннолетнюю дочь Б-ву Е. В.

После смерти нанимателя (12.06.2019) на основании постановления Администрации от 13.08.2019 № 8/1104 за Б-вой Е. В. сохранено право пользования указанным жилым помещением, однако с 01.09.2019 несовершеннолетняя (на основании направления Министерства образования, науки и молодёжной политики Республик Коми от 01.08.2019 № 115 и приказа от 02.09.2019 № 107) зачислена в Школу-интернат,
а в дальнейшем с 01.06.2022 переведена в Интернат (приказ о принятии от 01.06.2022
№ 54-П).

Решением Интинского городского суда Республики Коми от 27.11.2019 Б-ев В. Л. (отец несовершеннолетней) лишён родительских прав.

Таким образом, несовершеннолетняя Б-ва Е. В., имеющая статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, с 01.09.2019 находилась на полном государственном обеспечении и проживала в детских государственных учреждениях,
а не в спорной квартире.

В сентябре 2019 года — мае 2022 года Общество, осуществляя функции управляющей организации многоквартирного дома, в котором расположена квартира, право пользования, которой сохранено за девочкой (ул. Воркутинская, 3-69) оказывало услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома (включая ОДН), в результате чего образовалась задолженность в сумме (по уточнённому истцом расчёту) 28 025 рублей 19 копеек.

Полагая, что обязанность по внесению платы за жилое помещение лежит
на Школе-интернате, на которую законом было возложено исполнение обязанности
по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетней, Общество обратилось
в суд с настоящим иском после направления в адрес ответчика претензии.

Исследовав материалы дела, суд счёл, что исковые требования подлежат полному отклонению в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием
и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей
по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного
и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль
за распоряжением ими.

На основании пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки
по обеспечению жильём (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан»
к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,
а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным.

Финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки
по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 поименованного регионального закона, осуществляется путём предоставления бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов субвенций за счёт средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период (часть 1 статьи 10 Закона Республики Коми).

Частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (Кодекс) установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.

В соответствии с пунктом 8 часть 1 статьи 92 и статьи 98.1 Кодекса жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся
к жилым помещениям специализированного жилого фонда.

Положениями части 3 статьи 153 Кодекса закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги
до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов
в установленном порядке.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением
и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке
и попечительстве» (Закон).

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители
не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона опекун или попечитель, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности, обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трёхдневный срок
с момента возникновения своих прав и обязанностей.

На основании пункта 5 статьи 18 Закона опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своём собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется
за счет имущества подопечного.

Нормы действующего законодательства не предусматривают обязанности опекунов производить оплату жилого помещения, право пользования которым сохранено за таким лицом, и содержать это жилое помещение за счёт собственных средств.

Несовершеннолетний, оставшийся без родительского попечения и переданный под опеку, не относится к кругу лиц, обязанных в силу закона (часть 4 статьи 69 Кодекса) вносить плату за коммунальные услуги и содержание жилого помещения муниципального жилищного фонда, право пользования которым сохранено за таким лицом. В отношении опекунов несовершеннолетнего данная обязанность законом также не установлена.

Таким образом, сохранение за несовершеннолетним права пользования жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности и предоставленное ранее для проживания членам его семьи, в котором несовершеннолетний не проживает в силу прямого указания закона, запрещающего его проживание отдельно от опекуна,
не порождает у него или его законного представителя обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг по данному помещению.

Поскольку спорная квартира входит в состав казны муниципального образования, а доказательства её заселения или доказательства получения опекунами или попечителями денежных средств на оплату коммунальных услуг, как и доказательства передачи спорной квартиры опекуну согласно описи, Обществом в материалы дела не обеспечены, постольку в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества лежит на собственнике жилого помещения.

Иск отклоняется с отнесением расходов по государственной пошлине на истца.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167 — 170 и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении иска отказать полностью.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объёме.

Кассационная жалоба на решение может быть подана в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал
в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья А. Е. Босов