АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
03 сентября 2018 года Дело № А29-6014/2018
Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2018 года, полный текст решения изготовлен 03 сентября 2018 года
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба Л.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
о признании незаконными решений и недействительным требования,
при участии:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности №95 от 26.09.2017, ФИО2 – по доверенности №78 от 23.07.2018,
от инспекции: ФИО3 – по доверенности №02-10/12 от 19.06.2018, ФИО4 – по доверенности № 02-10/8 от 05.03.2018, ФИО5 – по доверенности № 02-10/15 от 18.08.2017; ФИО6 – по доверенности №02-10/8 от 18.08.2017,
от УФНС: ФИО5 – по доверенности № 05-22/2/21 от 05.09.2017, ФИО6 – по доверенности №05-22/2/14 от 05.09.2017,
установил:
Эжвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилкомхоз» (далее по тексту – заявитель, налогоплательщик, Предприятие, ЭМУП «Жилкомхоз») обратилось с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми (далее по тексту – ответчик, налоговый орган, инспекция) от 22.01.2018 № 09-07/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми № 83-А от 03.05.2018, также просит признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми № 1103 от 07.05.2018 об уплате налога, сбора, пени, штрафов.
Заявлением от 30.08.2018 общество уточнило заявленные требования, просит признать незаконным и отменить решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми от 22.01.2018 № 09-07/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
- занижения доходов в виде субсидий от реализации услуг по содержанию объектов внешнего благоустройства и доначисления налога на добавленную стоимость в размере 23345278 руб., пени по указанному налогу в размере 8298206,11 руб., штрафа по указанному налогу в размере 107792,15 руб.;
- неправомерного применения налоговой ставки по транспортному налогу и доначисления налога в размере 56981 руб., пени по указанному налогу в размере 6577,05 руб., штрафа по указанному налогу в размере 410,68 руб.:
Также налогоплательщик просит признать недействительным требование № 1103 от 07.05.2018 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
В соответствии с положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принимаются уменьшенные (уточненные) требования в части оспаривания решений налогового органа.
Представители ответчиков, возражая против заявленных требований, поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнениях к нему.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 03 сентября 2018 года.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми проведена выездная налоговая проверка ЭМУП «Жилкомхоз» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки № 09-07/11 от 20.10.2017 (л.д. 1-82 том 2), а также вынесено решение № 09-07/1 от 22.01.2018 (л.д.30-100 том 1) о привлечении предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом смягчающих вину обстоятельств в виде штрафа в размере 108202,83 руб. Также ЭМУП «Жилкомхоз» предложено уплатить доначисленные суммы по налогов в размере 23447005 руб., пени в размере 8306792,45 руб. Кроме того, указанным решением налогоплательщику предложено уменьшить убытки, исчисленные по налогу на прибыль, в размере 12275893,91 руб.
Основанием для привлечения ЭМУП «Жилкомхоз» к налоговой ответственности, доначисления налога на добавленную стоимость, и соответствующей ему сумме пени послужили, в том числе, установленные налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки факты занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость на сумму доходов от реализации услуг по содержанию объектов внешнего благоустройства. Основанием привлечения ЭМУП «Жилкомхоз» к налоговой ответственности за неуплату транспортного налога послужило ошибочное применение налогоплательщиком налоговой ставки для самоходных машин в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах ГИБДД и относящихся к грузовым автомобилям.
Не согласившись частично с вынесенным инспекцией решением, налогоплательщик обжаловал его в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Республике Коми. Решением Управления ФНС России по Республике Коми № 83-А от 03.05.2018 (л.д.127-143 том 1) апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, утверждено решение Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми № 09-07/1 от 22.01.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
ЭМУП «Жилкомхоз» обжаловало, с учетом уточнений требований, решение Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми № 09-07/1 от 22.01.2018 в части доначисленного налога на добавленную стоимость на сумму доходов от реализации услуг по содержанию объектов внешнего благоустройства и транспортному налогу в судебном порядке, указав, что обжалуемое решение в оспариваемой части является незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности общества. В части признания недействительным требования налогового органа № 1103 от 07.05.2018 налогоплательщик указал на те же основания, по которым оспаривается решение инспекции.
Суд считает, что заявленные требования в части оспаривания решения Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми № 09-07/1 от 22.01.2018 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Реализацией в силу положений статьи 39 Налогового кодекса РФ признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Пунктом 2 статьи 153 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно пункту 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким лицомгосударственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
Из материалов дела следует, что спорными денежными средствами являются субсидии из бюджета муниципального образования МО ГО «Сыктывкар» на частичное возмещение затрат Предприятия в связи с содержанием и обслуживанием объектов, переданных ему в хозяйственное ведение. Указанные затраты возникли только в связи с содержанием и обслуживанием объектов, то есть выполнением работ (оказанием услуг).
Согласно Уставу ЭМУП «Жилкомхоз», утвержденного решением Комитета по управлению имуществом МО «Эжвинский район г. Сыктывкара» от 07.07.2003 № 21 «Предприятие» является коммерческой организацией, создается в целях удовлетворения потребностей в жилищно-коммунальных услугах, в первую очередь, населения и организаций социально-культурной сферы, и, во вторую очередь, бытовых, а при наличии технической возможности и производственных нужд промышленных потребителей муниципального образования «Эжвинский район г.Сыктывкара» для получения прибыли.
Для достижения вышеуказанных целей «Предприятие» осуществляет виды деятельности, указанные в пункте 2.3 Устава, в том числе содержание и ремонт уличного освещения; ремонт и содержание ливневой канализации; содержание и ремонт объектов благоустройства (свалка бытовых отходов, общественные туалеты, пляж и др.); содержание и ремонт дворовых территорий и муниципальных дорог; прочие виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству, по согласованию с Учредителем.
Пунктом 3.1 Устава предусмотрено, что имущество «Предприятия» является собственностью МО «Эжвинский район г.Сыктывкара», закреплено за «Предприятием» на праве хозяйственного ведения.
Источником финансовых ресурсов «Предприятия» является прибыль, амортизационные отчисления, средства, поступающие от населения и других потребителей в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, содержания и ремонта жилья, субвенций и субсидий Федерального бюджета, средств республиканского и местного бюджетов и иных поступлений, не запрещенных законом.
Между ЭМУП «Жилкомхоз» и Администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» на основании постановлений администрации МОГО «Сыктывкар» от 25.12.2012 № 12/5109, от 13.12.2013 № 12/4792, от 24.12.2014 № 12/4809 были заключены соглашения о предоставлении субсидий на частичное возмещение затрат по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар», в том числе:
- Соглашение от 31.05.2013г. № 18-05/2013 о предоставлении в 2013 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по ремонту объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на ремонт дорог);
- Соглашение от 07.05.2014г. № 29-05/2014 (с дополнительными соглашениями от 31.07.2014г. № 1, от 01.08.2014г. № 2, от 18.09.2014г. № 3) о предоставлении в 2014 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по ремонту объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на ремонт дорог);
- Соглашение от 28.05.2015г. № 43-05/2015 (с дополнительным соглашением от 08.07.2015г. № 1) о предоставлении в 2015 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по ремонту объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на ремонт дорог);
- Соглашение от 20.09.2013г. № 36-09/2013 о предоставлении в 2013 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на устройство искусственных неровностей);
- Соглашение от 28.01.2013г. № 04-01/2013 (с дополнительными соглашениями от 16.07.2013 г. № 1, от 28.10.2013г. № 2, от 18.12.2013г. № 3) о предоставлении в 2013 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по содержанию объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на содержание дорог);
- Соглашение от 30.12.2013г. № 53-12/2013 (с дополнительными соглашениями от 25.09.2014г. № 1, от 26.12.2014г. № 2) о предоставлении в 2014 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по содержанию объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на содержание дорог);
- Соглашение от 15.01.2015г. № 07-01/2015 (с дополнительными соглашениями от 11.08.2015г. № 1, от 22.09.2015г. № 2, от 28.09.2015г. № 3, от 01.12.2015г. № 4, от 16.12.2015г. № 5, от 28.12.2015г. № 6, от 29.12.2015г. № 7) о предоставлении в 2015 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по содержанию объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на содержание дорог);
- Соглашение от 31.01.2013г. № 06-01/2013 о предоставлении в 2013 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на ремонт и содержание ливневой канализации);
- Соглашение от 30.12.2013г. № 54-12/2013 (с дополнительными соглашениями от 18.09.2014 г. № 1, от 25.09.2014г. № 2, от 17.12.2014г. № 3, от 26.12.2014г. № 4) о предоставлении в 2014 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на ремонт и содержание ливневой канализации);
- Соглашение от 15.01.2015г. №0 4-01/2015 о предоставлении в 2015 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на ремонт и содержание ливневой канализации);
- Соглашение от 11.02.2013г. № 07-02/2013 (с дополнительными соглашениями от 26.07.2013г. № 1, от 27.09.2013 г. № 2, от 28.10.2013г. № 3) о предоставлении в 2013 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по содержанию объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на устройство разметки и установку дорожных знаков);
- Соглашение от 30.12.2013г. № 56-12/2013 (с дополнительными соглашениями от 30.07.2014г. № 1, от 17.10.2014г. № 2) о предоставлении в 2014 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по содержанию объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на устройство разметки и установку дорожных знаков);
- Соглашение от 15.01.2015г. № 06-01/2015 (с дополнительными соглашениями от 14.05.2015г. № 1, от 08.06.2015г. № 2, от 02.09.2015г. № 3, от 25.11.2015г. № 4) о предоставлении в 2015 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по содержанию объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на устройство разметки и установку дорожных знаков);
- Соглашение от 28.01.2013г. № 05-01/2013 (с дополнительными соглашениями от 28.06.2013г. № 1, от 28.10.2013г. № 2, от 22.11.2013г. № 3, от 18.12.2013г. № 4) о предоставлении в 2013 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на уличное освещение);
- Соглашение от 30.12.2013г. № 55-12/2013 (с дополнительными соглашениями от 25.09.2014г. № 1, от 12.12.2014г. № 2, от 17.12.2014г. № 3) о предоставлении в 2014 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на уличное освещение);
- Соглашение от 15.01.2015г. №0 5-01/2015 (с дополнительными соглашениями от 16.11.2015г. № 1, от 01.12.2015г. № 2, от 02.12.2015г. №3) о предоставлении в 2015 году ЭМУП «Жилкомхоз» субсидии на частичное возмещение затрат по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих ЭМУП «Жилкомхоз» на праве хозяйственного ведения (субсидии на уличное освещение).
Разделом 2 Соглашений установлено, что субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе, носит целевой характер и предоставляется при условии обеспечения получателем субсидии надлежащего содержания и ремонта объектов внешнего благоустройства в соответствии со стандартами качества муниципальных услуг в сфере благоустройства, утвержденными постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.06.2008 № 6/2477.
Из пункта 1.1. Стандартов качества муниципальных услуг в сфере благоустройства, утвержденных постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.06.2008 № 6/2477, следует, что вопросы местного значения в сфере благоустройства, установленные в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», призваны реализовать обязательства муниципального образования по созданию условий для организации благоустройства и озеленения территории города; организации освещения улиц, содержанию средств безопасности дорожного движения, содержанию автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений на территории города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Стандарты качества муниципальных услуг в сфере благоустройства (далее - стандарты качества) определяют минимальный уровень качества оказания муниципальных услуг в области санитарной очистки городской территории, содержания зеленых насаждений, организации уличного освещения, содержания средств безопасности дорожного движения, эксплуатации городских дорог (п. 1.2. Стандартов качества муниципальных услуг).
В соответствии с Соглашениями предоставление субсидий на частичное возмещение затрат предприятия производится путем перечисления денежных средств с лицевого счета Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» на расчетный счет ЭМУП «Жилкомхоз» (пункт 2.11 Соглашений), в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на данные цели в бюджете МО ГО «Сыктывкар (пункт 2.4 Соглашений) на основании следующих документов, которые должны быть предоставлены предприятием в Администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» (пункт 2.7 Соглашений):
- счет на частичное возмещение затрат
- в случае получения «Получателем субсидии» доходов от использования объектов внешнего благоустройства, принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения, справку о полученных доходах в отчетном периоде;
- отчет о фактически произведенных работах (услугах) по содержанию объектов внешнего благоустройства;
- расчет субсидии на частичное возмещение затрат с приложением документов, подтверждающие затраты Получателя субсидии;
- акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 1 число каждого месяца.
Не предоставление и непринятие указанных документов, влечет отсутствие оплаты выполненных работ (услуг) (пункт 2.8 Соглашений).
Согласно пункту 3.5 представленных Соглашений Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» вправе осуществлять контроль за использованием ЭМУП «Жилкомхоз» выделенной субсидии.
Кроме того, Соглашениями предусмотрено назначение Администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» ответственного лица для осуществления контроля и приемки выполненных работ по Соглашения, а также проведение выездных проверок по содержанию объектов не реже двух раз в неделю.
Таким образом, Соглашениями предусмотрено выполнение МУП «Жилкомхоз» определенных работ (услуг) по ремонту и содержанию дорог, на устройство искусственных неровностей, на устройство разметки и установку дорожных знаков, по содержанию и ремонту объектов ливневой канализации, на уличное освещение, а также приемка этих работ Администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» и оплата за данных работ (услуг) счет средств бюджета МО ГО «Сыктывкар».
Факт выполнения ЭМУП «Жилкомхоз» определенных вышеназванными Соглашениями видов работ (услуг) подтверждается выставленными предприятием в адрес Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» счетами, актами, отчетами о выполненных работах и другими документами. Данные документы содержат подробное описание наименования работ, единицы измерения, объем и кратность выполнения работ, стоимость конкретных видов работ за определенный месяц, то есть полную информацию, подтверждающую согласование цены на каждый вид выполненных работ, а также факт выполнения таких работ.
На основании изложенного, суд считает, что реализация предприятием работ (услуг) по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар» является объектом обложения НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, а полученные денежные средства по вышеуказанным договорам и соглашениям – оплатой за выполненные работы, услуги.
В рассматриваемой ситуации спорные денежные средства получены налогоплательщиком – Предприятием; отсутствует применение налогоплательщиком государственных регулируемых цен и (или) льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.
Оказанные Предприятием услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту муниципального имущества, не входят в утвержденные Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Перечни товаров (работ, услуг), на которые распространяется государственное регулирование цен. Следовательно, цены на указанный вид деятельности не относятся к государственным регулируемым ценам, в связи с чем, у Предприятия не имелось оснований для применения пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ и исключения из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость денежных средств, полученных в качестве оплаты работ и услуг.
Выполнение Предприятием работ (оказание услуг) по содержанию признается реализацией и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Спорные денежные средства, полученные Предприятием в связи с выполнением работ (оказанием услуг), являются выручкой от реализации работ (оказания услуг), правильно включены Инспекцией в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Доводы налогоплательщика судом не принимаются в качестве обоснованных.
В силу статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Согласно п. 2.1. Устава ЭМУП «Жилкомхоз» «…является коммерческой организацией, создается в целях удовлетворения потребностей в жилищно-коммунальных услугах, в первую очередь, населения и организаций социально-культурной сферы, и, во вторую очередь, бытовых, а при наличии технической возможности и производственных нужд промышленных потребителей муниципального образования «Эжвинский район г. Сыктывкара» для получения прибыли».
На основании п.3.8 Устава «Предприятие самостоятельно осуществляет пользование и распоряжение имуществом и денежными средствами (в соответствии с целями своей деятельности), действуя на основе целесообразности, для получения прибыли.
Согласно п.3 Устава ЭМУП «Жилкомхоз» имущество Предприятия составляют основные фонды, размер которых отражается в его самостоятельном балансе. Абзацем 2 пункта 3.1. установлено, что «… Имущество Предприятия является собственностью МО «Эжвинский район г. Сыктывкара» … закреплено за Предприятием на праве хозяйственного ведения».
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно решениям Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.11.2012 №11/2012-213, от 04.12.2013 №20/2013-315, от 16.12.2014 №30/2014-417 о бюджете МО ГО «Сыктывкар», содержание указанных в Соглашениях объектов внешнего благоустройства является расходной частью бюджета.
Услуги по содержанию и ремонту объектов уличного освещения, автомобильных дорог местного значения, связанных с ними ливневых канализаций, дорожной разметки и дорожных знаков, необходимы для решения вопроса местного значения, следовательно, потребности в этих услугах, обеспечиваемых за счет средств местных бюджетов, являются муниципальными нуждами, что соответствует положениям п. 4, 5, 7, 25 ч. 1 ст. 16 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, ЭМУП «Жилкомхоз» в проверяемом периоде выполнялись работы (услуги) по заказу Администрации для муниципальных нужд. Результаты оказанных услуг потреблялись неограниченным количеством лиц и контролировались Администрацией, что закреплено в Соглашениях о выделении субсидий на частичное возмещение затрат и недополученных доходов.
При этом согласно данным деклараций по налогу на прибыль организаций за проверяемый период, доходы от реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства в адрес Администрации МО ГО «Сыктывкар» были включены Предприятием в состав налогооблагаемой базы.
Согласно данным протоколов допроса работников ЭМУП «Жилкомхоз» №1 от 12.12.2017 г. (ФИО7 – главного бухгалтера), №2 от 13.12.2017 г. (ФИО8 – директор по экономике), №3 от 13.12.2017 г. (ФИО9- заместитель генерального директора по финансам) работы осуществлялись непосредственно работниками ЭМУП «Жилкомхоз» и частично с привлечением субподрядных организаций.
Расходы, предъявляемые Администрации в качестве расходов по субсидиям за содержание и ремонт объектов внешнего благоустройства, согласно данным налогового и бухгалтерского учета ЭМУП «Жилкомхоз», отнесены к расходам, уменьшающим сумму доходов от реализации работ и услуг.
В результате анализа представленных документов налоговым органом установлено уменьшение суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком, на суммы НДС, предъявленного контрагентами ООО СПК «Темп-Дорстрой», ООО «Доринвест», ООО СПК «СеверЭнергоПром», ООО СПК «Коми энергосбытовая компания», ООО «Движение-Коми», ООО «Ликард» в рамках заключенных договоров на выполнение работ по устройству и ремонту асфальтобетонных дорожных покрытий Эжвинского района, а также устройству искусственных неровностей для нужд Эжвинского района (налоговые вычеты).
Кроме того, в состав расходов, предъявляемых ЭМУП «Жилкомхоз» в адрес Администрации в рамках заключенных соглашений, согласно отчетам по проводкам счетов бухгалтерского учета, представленным налогоплательщиком в рамках выездной налоговой проверки, включены в долевом соотношении следующие расходы: общепроизводственные и общехозяйственные расходы (например, на теплоснабжение и горячее водоснабжение, предъявляемое ООО СПК «СеверЭнергоПром», и иные), материальные затраты (например, на горюче смазочные материалы, предъявляемые ООО «Ликард», ООО «Движение-Коми», на запчасти, и иные), прочие расходы, предъявляемые сторонними организациями, реализующими товары и услуги на основании счетов-фактур с выделенной суммой НДС.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на налоговые вычеты, установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку предъявленные ООО СПК «Темп-Дорстрой», ООО «Доринвест», ООО «Движение-Коми», ООО «Лукойл-Интер-Кард», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт», иными контрагентами налогоплательщику ЭМУП «Жилкомхоз» приняты к вычетам по НДС в полном объеме, что подтверждается книгами покупок Предприятия, следовательно, работы (услуги), выполненные данными контрагентами для нужд Эжвинского района, приобретались для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Пунктом 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159, 162 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации реализация услуг содержанию и ремонту объектов уличного освещения, автомобильных дорог местного значения, связанных с ними ливневых канализаций, дорожной разметки и дорожных знаков облагаются по ставке 18%.
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога (пункт 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В связи с тем, что в Соглашениях между ЭМУП «Жилкомхоз» и Администрацией нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, необходимо исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего правомерно определена налоговым органом расчетным методом (п.4 ст.164 НК РФ). Данная позиция поддержана Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 33 от 30.05.2014 года.
Указанные в заявлении судебные акты по делам о возмещении ущерба, причиненного в следствие ненадлежащего состояния объектов благоустройства, не опровергают выводы налогового органа, изложенные в решении налогового органа, поскольку вопрос правомерности не включения ЭМУП «Жилкомхоз» в налоговую базу по НДС выручки от реализации работ в адрес Администрации не являлся предметом рассмотрения по данным делам.
Заключение Администрацией Соглашений с ЭМУП «Жилкомхоз», предметом которых являлось выполнение предприятием работ (услуг), без проведения процедур, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не свидетельствует о соблюдении/несоблюдении налогоплательщиком норм налогового законодательства. Ссылка налогоплательщика на судебные акты по делу № А29-9792/2013 является необоснованной, поскольку предметом рассмотрения по данному делу являлось соблюдение Администрацией норм антимонопольного законодательства при передаче имущества муниципального образования в хозяйственное ведение ЭМУП «Жилкомхоз». Иные вопросы, в том числе о соблюдении налогового законодательства при заключении между указными лицами Соглашений о возмещении затрат по содержанию данного имущества, в данном деле судами не рассматривались.
Доводы налогоплательщика об отсутствии актов выполненных работ, характерных при реализации работ (услуг), опровергаются составленными ЭМУП «Жилкомхоз» и предъявленными в адрес Администрации отчетами о фактически произведенных в рамках Соглашений работах (услугах). Отсутствие в отчетах подписи представителя заказчика работ (Администрации) не свидетельствует о том, что результаты выполненных работ (услуг) не передавались заказчику, поскольку из содержания соглашений следует, что предоставление такого отчета является необходимым условием для возмещения затрат, связанных с выполнением таких работ. С учетом указного, ссылка налогоплательщика на пункт 4 статьи 753 ГК РФ как на обязательность наличия подписи обеих сторон в акте сдаче и приемке работ является необоснованной. Кроме того, из абзаца 2 пункта 4 статьи 753 ГК РФ следует, что односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Факт оформления в бухгалтерском учете сумм как полученных субсидий, не свидетельствует о том, что фактически отсутствовали отношения по получению выручки от реализации работ и услуг, облагаемой налогом на добавленную стоимость.
Доводы о применении ЭМУП «Жилкомхоз» тарифа в соответствии с решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 11.12.2009 № 26/12/488 не влияют на обязанность по исчислению и уплате НДС с реализации электроэнергии на уличное освещение, поскольку указанный тариф установлен только на прикрепление кабельной продукции к опорам уличного освещения. Выполнение данных услуг не входит в предмет Соглашений о возмещении затрат, заключенных между ЭМУП «Жилкомхоз» и Администрацией.
Ссылка заявителя на пункт 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации также необоснованна, поскольку указанная норма регламентирует порядок признания доходов по налогу на прибыль и не содержит положений, позволяющих налогоплательщику исключить из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость денежные средства, полученные в виде субсидий за оказанные услуги (работы).
На основании изложенного, оспариваемое решение в указанной части соответствует нормам налогового законодательства и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика, в связи с чем, основания для признания его незаконным (недействительным) в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 23345278 руб., пени по указанному налогу в размере 8298206,11 руб., штрафа по указанному налогу в размере 107792,15 руб. отсутствуют.
Транспортный налог
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ ЭМУП «Жилкомхоз» в проверяемом периоде являлся налогоплательщиком транспортного налога, поскольку на предприятие в установленном порядке были зарегистрированы следующие транспортные средства:
- КС-55713-1к на шасси Камаз 53215-15 (гос. № В871НУ11), мощность двигателя 225 л.с.;
- ПСС-121.22 на шасси ЗИЛ-433362 (гос. № В870НУ11), мощность двигателя 128 л.с.;
- КС-55713-1 на шасси Камаз 55111-15 (гос. № В828НК11), мощность двигателя 224,34 л.с.;
- Камаз 53215КС (гос. № В526КР11), мощность двигателя 240 л.с. (снято с регистрационного учета в феврале 2014 г.).
ЭМУП «Жилкомхоз» определяло налоговую ставку в отношении указанных транспортных средств, принимая их за самоходные транспортные средства, руководствуясь паспортами, в которых проставлена отметка о регистрации в органах гостехнадзора специального оборудования, установленного на шасси транспортных средств.
Согласно статье 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге.
В силу статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
На территории Республики Коми транспортный налог, в том числе, налоговые ставки по нему, установлены Законом Республики Коми от 26.11.2002 № 110-РЗ «О транспортном налоге» (далее – Закон № 110-РЗ).
В соответствии с Законом № 110-РЗ в отношении грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно налоговая ставка устанавливалась в размере 25 руб. с каждой лошадиной силы; свыше 200 л.с. до 250 л.с. – 60 рублей ( с каждой лошадиной силы).
В отношении других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя свыше 100 л.с. налоговая ставка устанавливалась в размере 25 рублей с каждой лошадиной силы.
Статьей 357 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязательным условием для признания транспортного средства объектом налогообложения по транспортному налогу является его регистрация в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.
В силу пункта 2 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (далее - Положение), паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, а также лицам без гражданства в порядке, установленном настоящим Положением.
Государственной регистрации, учету подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995).
Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее - Постановление № 938) в подразделениях ГИБДД МВД России осуществляется регистрация автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В свою очередь, в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее - органы Гостехнадзора) производится регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (абз. 3 п. 2 Постановления № 938).
В Приложении А к ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 № 47-ст, автомобильные транспортные средства классифицируются на легковые, грузовые и так далее. При этом специальное оборудование, устанавливаемое на специальных автотранспортных средствах, рассматривается как эквивалент груза.
К категории "C" относятся автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг (п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005).
Исходя из изложенного, автотранспортные средства, зарегистрированные в подразделениях ГИБДД как автомобили, в целях главы 28 НК РФ к самоходной технике (машинам) не относятся.
Из представленных в дело материалов следует, что согласно паспортам транспортных средств, а также данными ГИБДД, представленными письмом от 29.12.2016 года № 08-15/8442, спорные транспортные средства зарегистрированы в подразделениях ГИБДД, следовательно, относятся к автомототранспортным средствам, а не к самоходным машинам, подлежащим постановке на учет в органах госнадзора. Указанные транспортные средства отнесены к категории грузовых автомобилей.
Отнесение данных транспортных средств к грузовым автомобилям подтверждается также письмами организаций-изготовителей спорных транспортных средств, в частности письмом ОАО «Автогидроподъемник» от 21.02.2018 № 12/326, письмом АО «Галичский автокрановый завод» от 21.02.2018 № 2018/1568, письмом ООО «ИМЗ Автокран» от 21.02.2018 № 106.
Таким образом, ЭМУП «Жилкомхоз» в проверяемом периоде в отношении грузовых автомобилей КС-55713-1к на шасси Камаз 53215-15 (гос. №В871НУ11), ПСС-121.22 на шасси ЗИЛ-433362 (гос. №В870НУ11), КС-55713-1 на шасси Камаз 55111-15 (гос. №В828НК11), Камаз 53215КС (гос. №В526КР11) неправомерно применяло ставку налога, предназначенную для самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу.
В результате ошибочного определения ставки налога ЭМУП «Жилкомхоз» неправомерно занижена сумма транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет за проверяемый период, в общей сумме 56 981 руб., в том числе за 2013 год – 24127 руб., за 2014 год – 17127 руб., за 2015 г. – 15727 руб. Налоговым органом при доначислении транспортного налога правомерно применены дифференцированные налоговые ставки, установленные региональным Законом о транспортном налоге для категории «грузовые автомобили», правомерно доначислены пени по указанному налогу, налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность.
На основании изложенного, оспариваемое решение в указанной части соответствует нормам налогового законодательства и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика, в связи с чем, основания для признания его незаконным (недействительным) в указанной части отсутствуют.
Нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые могли бы быть основанием для отмены решения налогового органа, Предприятием не заявлено и судом не установлено.
В части оспаривания требования № 1103 от 07.05.2018
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом (абзац третий пункта 5 статьи 4 АПК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Пунктом 67 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 57) разъяснено, что судам надлежит принимать во внимание, что прежде, чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, налогоплательщик и налоговый орган должны принять меры к урегулированию спора во внесудебном порядке.
Также следует учитывать позицию Пленума ВАС РФ, изложенную в абзаце 3 пункта 63 Постановления № 57, требование об уплате налога может быть обжаловано в досудебном порядке только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа либо грубого нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности - поскольку последний мотив является предметом обжалования при обращении с требованием о признании недействительными решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Из материалов дела следует, что требование налогового органа от 07.05.2018 № 1103 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов не было обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган с учетом положений абзаца 3 пункта 63 Постановления № 57, что не отрицается представителями общества. Следовательно, налогоплательщиком не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, установленный федеральным законодательством.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного, заявление Предприятия о признании недействительным требование налогового органа от 07.05.2018 № 1103 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов подлежит оставлению без рассмотрения.
Оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 148, 167-170, 176, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми в части признания недействительным требования № 1103 от 07.05.2018 оставить без рассмотрения.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Возвратить Эжвинскому муниципальному унитарному предприятию «Жилкомхоз» из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме во Второй арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.
Судья Ж.А. Василевская