ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-6110/10 от 18.10.2010 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

22 октября 2010 года Дело № А29-6110/2010

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2010 года, полный текст решения изготовлен 22 октября 2010 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Огородниковой Н.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Коми тепловая компания»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми

о признании частично недействительным (незаконным) решения № 06-12/01 от 26.02.2010

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 24.08.2010,

от ответчика – ФИО2 по доверенности № 13 от 20.08.2010,

установил:

ОАО «Троицко-Печорская тепловая компания» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным (незаконным) решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми № 06-12/01 от 26.02.2010, утвержденного решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми № 174-А от 26.04.2010, в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа по налогу на прибыль в размере 20361 руб.; в части начисленных пеней по налогу на прибыль в размере 106674,37 руб.; налога на прибыль – 101806 руб., а также в части уменьшения убытка на сумму 7600067 руб., в том числе: за 2006 г. – 2866189 руб., за 2007 г. – 2680158 руб., за 2008 г. – 2053720 руб.

Ответчик требования не признает, считает оспариваемое в части решение законным и обоснованным, позиция изложена в отзыве.

В связи с реорганизацией ОАО «Троицко-Печорская тепловая компания» путем присоединения к ОАО «Коми тепловая компания» определением суда от 24.09.2010 по делу № А29-6110/2010 произведена замена заявителя его правопреемником – ОАО «Коми тепловая компания» в порядке ст.48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании, назначенном на 11.10.2010, объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 18 октября 2010 г. После окончания перерыва судебное разбирательство продолжено.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми (далее - Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по РК, Инспекция, налоговый орган) проведена выездная налоговая проверка ОАО «Троицко-Печорская тепловая компания» (правопредшественник ОАО «Коми тепловая компания») по вопросам соблюдения налогового законодательства (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет и внебюджетные фонды налогов и сборов, иных обязательных платежей – налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, единого социального налога, прочих налогов), а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 2 и пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и других налогов и сборов за период с 01.01.2006 года по 31.12.2008 года, а также налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 года по 30.09.2009 года.

По итогам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 26.01.2010 №06-12/01.

По результатам рассмотрения материалов проверки, в т.ч. представленных налогоплательщиком возражений, налоговым органомвынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.02.2010 № 06-12/01, в соответствии с которым общий размер дополнительно начисленных платежей и санкций составил 281847,94 руб., в том числе, налогов – 101806,0 руб., пени – 159430,94 руб., налоговых санкций – 20611 руб. Размер завышенных убытков по данным налоговой проверки составил 7600067 руб.

Заявитель обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган о признании данного ненормативного акта недействительным в части отдельных эпизодов доначислений по налогу на прибыль организаций.

Решением Управления ФНС России по Республике Коми № 174-А от 26.04.2010 решение Инспекции оставлено без изменения, а жалоба ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором указало, что стоимость имущества, полученного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества в виде вклада в уставный капитал организаций, признается для целей налогообложения прибыли по стоимости (остаточной стоимости), определяемой по согласованию с учредителями (участниками) организации.

Согласно оспариваемому ненормативному правовому акту налогоплательщик в нарушение положений п.1 ст.277 НК РФ включил в состав расходов для целей налогообложения сумму амортизационных отчислений по имуществу (основным средствам), полученному в счет вклада в уставный капитал Общества за 2006 год – в размере 1 119 252 рублей, за 2007 год – 1 568 640 рублей, за 2008 год – 2 053 720 рублей.

Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации МО «Троицко-Печорский район» от 27.10.2005 №10/1070 учреждено ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» (зарегистрировано в качестве юридического лица 28.10.2005). Единственным акционером общества являлось муниципальное образование «Троицко-Печорский район» в лице администрации МО «Троицко-Печорский район», которое передало из казны муниципального образования имущество в соответствии с Перечнем в порядке приватизации путем внесения его в уставный капитал вновь созданного открытого акционерного общества (л.д.62-63 т.1, л.д.132-148 т.4).

В соответствии с актом приема-передачи имущества, вносимого учредителем в оплату обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» от 16.12.2005 (л.д.81-90 т.1) администрацией МО «Троицко-Печорский район» было передано оборудование теплосети, водоканала, канализации. Стоимость имущества, указанного в акте приема-передачи имущества от 16.12.2005 соответствует стоимости, указанной в приложении № 1 к Постановлению Администрации МО «Троицко-Печорский район» №10/1070 от 27.10.2005. Денежная оценка имущества, вносимого в уставный капитал Общества (его рыночная стоимость), согласно пункту 5 Постановления, определена привлеченным независимым оценщиком и утверждена в размере 103 881 000 рублей.

Указанная оценка легла в основу для определения Обществом стоимости амортизируемого имущества и начисления амортизационных отчислений по переданным в качестве взноса в уставный капитал объектам основных средств для целей налогообложения прибыли.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль, которой в целях настоящей главы для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Статьей 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены суммы начисленной амортизации. Из положений статьи 259 НК РФ следует, что сумма амортизации исчисляется исходя из стоимости амортизируемого имущества.

Порядок определения стоимости амортизируемого имущества (статья 257 НК РФ) предусматривает определение первоначальной стоимости основного средства как суммы расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда) установлены статьей 277 НК РФ. При этом имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав). Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.

В абзаце 5 пункта 1 статьи 277 НК РФ содержится специальная норма, предусматривающая порядок определения первоначальной стоимости имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал. Стоимость имущества (имущественных прав), полученного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества в виде вклада в уставный капитал организаций, признается для целей настоящей главы по стоимости (остаточной стоимости), определяемой на дату приватизации по правилам бухгалтерского учета.

Правила бухгалтерского учета, а именно пункт 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, устанавливают, что основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации.

Таким образом, стоимость имущества, полученного в процессе приватизации, определяется по данным бухгалтерского учета передающей стороны на дату приватизации. Основные средства принимаются к учету по остаточной стоимости, отраженной в бухгалтерском учете передающей стороны.

Абзац 5 пункта 1 статьи 277 НК РФ введен в текст указанной нормы Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ и его положения были распространены на правоотношения, возникшие с 01.01.2005.

До 01.01.2005 порядок определения стоимости полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества Кодексом установлен не был.

В данный период времени налогоплательщиками применялся п.9 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н, в соответствии с которым первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями.

Вместе с тем, с момента вступления в силу положений Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ, а именно с момента введения абзаца 5 в пункт 1 статьи 277 НК РФ, пункт 9 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) не применяется в связи с тем, что норма права, регулирующая порядок определения стоимости имущества, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал организации, предусматривает иное правило.

Кроме того, положения ПБУ 6/01 не устанавливают порядок постановки на учет имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал в порядке приватизации.

Таким образом, в данном случае для целей определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль при учете расходов в виде сумм начисленной амортизации имеет значение остаточная стоимость основных средств (фактические затраты их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации) по данным налогового учета передающей стороны на дату приватизации.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что оценка имущества, вносимого в уставный капитал Общества, определена привлеченным независимым оценщиком и представляет его рыночную стоимость, а не остаточную стоимость, как это требует п.1 ст.277 Налогового кодекса РФ.

Данные об остаточной стоимости спорного имущества у учредителя ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» отсутствуют. В ходе рассмотрения настоящего дела заявителем такие документы также не представлены.

В отсутствие документального подтверждения остаточной стоимости имущества, переданного в качестве вклада в уставный капитал организации, стоимость этого имущества признается равной нулю.

Следовательно, амортизационные отчисления, производимые организацией в отношении объектов основных средств, переданных Администрацией МО «Троицко-Печорский район» в порядке приватизации муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» при его учреждении, исходя из определенной независимым оценщиком рыночной стоимости таких объектов, правомерно исключены налоговым органом из состава расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Кроме того, проверкой установлено неправомерное завышение обществом внереализационных расходов за 2006 год в результате необоснованного включения во внереализационные расходы суммы недоначисленной амортизации по ликвидируемому объекту основных средств - котлу ДКВР 10-13 1990 года выпуска, полученному в счет вклада в уставный капитал Общества в сумме 1520572 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса, в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Согласно пункту 2 статьи 252 Кодекса расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Пункт 1 статьи 265 Кодекса гласит, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в том числе, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества).

В составе имущества, вносимого в соответствии с Постановлением Администрации МО «Троицко-Печорский район» от 27.10.2005 №10/1070 в уставный каптал ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» при его учреждении в порядке приватизации, был передан объект основных средств - котел ДКВР 10-13 (инвентарный № 2, заводской № 301), балансовая (рыночная) стоимость которого в соответствии с актом приема-передачи имущества, вносимого учредителем в оплату обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания», составила 1600600 руб. (л.д. 125 т.1).

В октябре 2006 года на основании акта о списании объекта основных средств № 1 от 03.10. 2006 года (л.д. 123 т.1), в соответствии с приказом №18 от 03.10.2006 года списан с учета котел ДКВР 10-13 1990 года выпуска остаточной стоимостью 1520572 руб. Причиной списания явилась непригодность котла к дальнейшей эксплуатации по предписанию Гостехнадзора РК.

Согласно оспариваемому решению и пояснениям представителя налогового органа, при проверке налогоплательщиком представлено предписание Государственного инспектора котлонадзора Ухтинского отдела Печорского округа Госгортехнадзора России от 24.08.2004 (л.д.126 т.1), из содержания которого следует, что в результате технического освидетельствования указанного выше котла разрешена его эксплуатация с определенным рабочим давлением исключительно на отопительный период (срок следующего освидетельствования - май 2005 года). В июне 2006 года котел был демонтирован МУП «Троицко-Печорская коммунальная служба», о чем свидетельствуют отметки на предписании. Имущество передано ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» по акту от 02.10.2006 (л.д.125 т.1).

В связи со списанием с учета спорного объекта основных средств, сумма недоначисленной по нему в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации (остаточная стоимость) включена налогоплательщиком в состав учитываемых для целей налогообложения прибыли внереализационных расходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 277 Налогового кодекса РФ стоимость имущества, полученного в порядке приватизации, признается для целей налогообложения прибыли по остаточной стоимости на дату приватизации по правилам бухгалтерского учета. Рыночная оценка имущества для целей налогообложения налогом на прибыль не принимается по основаниям изложенным выше.

В нарушение вышеуказанной нормы, амортизационные отчисления по имуществу, полученному в качестве вклада в уставный капитал в порядке приватизации (в том числе, по котлу ДКВР 10-13), производились налогоплательщиком исходя из определенной независимым оценщиком рыночной цены такого имущества.

Учитывая, что налогоплательщиком в ходе выездной налоговой проверки не представлены документы, подтверждающие остаточную стоимость котла, его остаточная стоимость по правилам, установленным абз.5 ст.277 НК РФ, признается равной нулю, следовательно, основания для включения в состав внереализационных расходов сумм недоначисленной амортизации по указанному объекту отсутствуют.

Кроме того, остаточная стоимость котла ДКВР 10-13 1990 года выпуска не момент его передачи в уставный капитал общества в соответствии с распоряжением Отдела по управлению имуществом администрации МО «Троицко-Печорский район» №34/1 от 16.12.2005 составила 0 руб. (л.д.152-153 т.4).

С учетом изложенного, выводы налогового органа в оспариваемой части решения соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации, следовательно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.   В удовлетворении требований  открытого акционерного общества «Коми тепловая компания» о признании частично недействительным (незаконным) решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми № 06-12/01 от 26.02.2010, утвержденного решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми № 174-А от 26.04.2010, отказать.

2.   Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья Н.С. Огородникова