АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
22 ноября 2013 года Дело № А29-6229/2013
Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2013 года, полный текст решения изготовлен 22 ноября 2013 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Брыляковой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)
к Санкт-Петербургской таможне (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)
о признании незаконным постановления от 31.07.2013 по делу об административном правонарушении № 10210000-496/2013,
при участии:
от заявителя: ФИО1 (доверенность),
от ответчика: ФИО2 (доверенность),
установил:
Открытое акционерное общество «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт – Петербургской таможни от 31.07.2013 по делу об административном правонарушении № 10210000-946/2013 о назначении административного наказания, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 310 000 рублей .
Судом по делу объявлялся перерыв с 14.11.2013 до 15.11.2013 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон извещены о перерыве под роспись в протоколе судебного заседания.
Информация о перерыве была своевременно размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Коми.
Общество на требованиях настаивает, полагая, что совершённое им правонарушение является малозначительным; факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при обстоятельствах, указанных в оспариваемом постановлении, и свою вину в его совершении признаёт.
Административный орган требования не признал, представил отзыв на заявление, в котором изложил свои возражения против требований, и дело об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого ответчиком вынесено оспариваемое постановление (л.д.42-150 том первый).
Исследовав материалы дела и дело об административном правонарушении, представленное Административным органом, заслушав представителей сторон, суд находит оснований для удовлетворения требований Общества.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой безусловное признание оспариваемого постановления незаконным и его отмену, судом не установлено, и Обществом о наличии таковых не заявлено.
Как следует из материалов дела, 23.11.2012 в 10 час. 04 мин. Эжвинским таможенным постом Сыктывкарской таможни (далее Административный орган) была завершена таможенная процедура таможенного транзита поступившего товара - «Томатная паста» (код ЕТН ВЭД ТС – 2002903900 , далее Товар) в количестве 2000 грузовых мест, весом брутто 20 810 кг, общей фактурной стоимостью 31 680 долларов США.
Таможенная процедура таможенного транзита осуществлялась по транспортным документам: книжка международной перевозки грузов Карнет TIR XQ69247405 от 16.11.2012, международная накладная CMR № 1160291 от 13.11.2012, инвойс № 10 от 13.11.2012 Согласно транспортным документам получателем товара являлся - TRADING SHRAZIYAN MR. RAHMAT TAHMASEBI RUSSIA REPUBLICAN KOMI GOROD SYKTYVKAR» (OOO «Широзиён» Рахмат Тахмасби, Россия, Республика Коми, город Сыктывкар); отправителем - IRAN ASTARA BAHREBARDARIY VA TOZIYE АВ MAZANDARAN CO.; перевозчиком - ООО «Автоимпекс» (ИНН <***>, Россия, Брянск, <...>).
23.11.2012 Товар был размещён на складе временного хранения (далее - СВХ) открытого типа ОАО «Монди СЛПК» (Свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения № 10202/080212/10027/2 от 23.07.2012, договор № 45/58-2013 от 22.11.2012, заключённый между ОАО «Монди СЛПК» и ООО «Широзиён» л.д.111-113 том первый)), и учтён по документу отчета по форме Д01 № 10202070/231112/000496 от 23.11.2012.
Документ отчёта по форме Д01 №10202070/231112/000496 был составлен кладовщиком Общества ФИО3 и представлен 23.11.2012 на Эжвинский таможенный пост Сыктывкарской таможни, расположенный по адресу: <...>, 23.11.2012. Административным органом были зарегистрированы документы, представленные для помещения товаров на временное хранение.
Согласно Д01 №10202070/231112/000496 от 23.11.2012 на временное хранение был помещён Товар в количестве 2000 грузовых мест, весом брутто 20 810 кг, стоимостью 31 680 долларов США.
14.01.2013 владельцем Товара гражданином Ирана Р. Ш. Тахмасби на Эжвинский таможенный пост было подано заявление о продлении срока временного хранения Товара до 23.03.2013. В этот же день срок временного хранения товара был продлён начальником Административного органа до четырёх месяцев.
16.01.2013 и 20.02.2013 вышеуказанным владельцем Товара и представителями Управления Роспотребнадзора по Республике Коми с разрешения начальника Административного органа было произведено взятие образцов Товара, учтённого по Д01 № 10202070/231112/000496, в общем количестве 24 банок для проведения лабораторных исследований. Указанное количество Товара было выдано с СВХ Обществу в соответствии с Актами выдачи груза с СВХ от 16.01.2013 и от 20.02.2013 (л.д.63-64 том первый).
25.03.2013 в 24 ч. 00 мин. истёк предельный срок временного хранения Товара.
26.03.2013 Административным органом был составлен Акт об истечении срока временного хранения Товара, учтённого по Д01 №10202070/231112/000496 на СВХ Общества, а также протокол задержания указанного товара (л.д. 67 том первый).
26.03.2013 Товар был передан на ответственное хранение СВХ открытого типа Общества (свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения от 05.02.2013 №10210/161210/10104/3). По акту приёма-передачи товаров на ответственное хранение от 26.03.2013 приёмосдатчик СВХ Общества ФИО4 принял на хранение товар в количестве 2 000 упаковок (л.д. 68 том первый).
26.03.2013 по делу об административном правонарушении №10210000-157/2013 возбужденному по статье 16.16 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении ООО «Широзиён» по факту нарушения срока временного хранения, на товар «Томатная паста» в количестве 2 000 упаковок был наложен арест в соответствии со статьёй 27.14 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении. Арестованный товар был передан на ответственное хранение вышеуказанному кладовщику СВХ Общества. Факт передачи Товара на ответственное хранение был зафиксирован в протоколе об аресте товаров №10210000-157/2013 (л.д.77-80 том первый).
В ходе производства по делу об административном правонарушении №10210000-157/2013 был получен ответ инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару от 02.04.2013 №09-08/103294, согласно которому по решению регистрирующего органа 13.07.2011г. ООО «Широзиён» было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, как фактически прекратившее деятельность на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
24.05.2013 производство по делу об административном правонарушении №10210000-157/2013 было прекращено, арест на товар был отменён.
28.05.2013 был проведён таможенный осмотр помещений и территорий СВХ Общества, в ходе которого было подтверждено фактическое наличие Товара в количестве 2 000 упаковок
Лицом, имевшим право распоряжаться Товаром, являлся гражданин ФИО5, был заключен внешнеторговый договор, на поставку Товара. Согласно транспортным и коммерческим документам, сопровождавшим товар, ФИО5 являлся получателем товара. С ним же был заключён договор с Обществом №45/58-2012 на оказание услуг по временному хранению, также ФИО5 принимал непосредственное участие в размещении товара на СВХ. ФИО5 были организованы и оплачены работы по лабораторным исследованиям Товара на предмет соответствия установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям. Таким образом, на ФИО5 в соответствии со статьёй 188 Таможенного кодекса таможенного союза была возложена обязанность произвести таможенное декларирование товаров либо иные действия, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза.
Усматривая в действиях гражданина ФИО5 признаки административного правонарушения, выразившегося в нарушении срока временного хранения, главным государственным таможенным инспектором Административного органа ФИО6 в отношении ФИО5 04.06.2013 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по статье 16.16 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, которому был присвоен № 10210000-395/2013.
06.06.2013 был проведён таможенный осмотр помещений и территорий СВХ Общества, в ходе которого было установлено отсутствие части Товара - в количестве трёх упаковок по 24 банки и двух банок. По результатам таможенного осмотра помещений и территорий был составлен акт № 10210330/017 от 06.06.2013 (л.д.71-76 том первый).
06.06.2013 на Товар в количестве 1997 упаковок (а именно -1973 упаковки по 24 банки (без нарушения целостности упаковки), 22 упаковки по 23 банки с вскрытой упаковкой, 2 упаковки по 22 банки с вскрытой упаковкой)), был наложен арест (протокол об аресте товаров от 06.06.2013 №10210000-395/2013 л.д.77-80 том первый). Товар был передан на ответственное хранение на СВХ Общества.
07.06.2013 в адрес Общества Административным органом был направлен запрос о предоставлении объяснений о местонахождении части Товара помещенного на СВХ по Д01 № 10202070/231112/000496 от 23.11.2012.
Согласно полученных ответов от 17.06.2013 №45/5633 и №45/5660 за подписью заместителя начальника отдела таможенного оформления Общества ФИО7, о местонахождении части Товара помещённого на СВХ по Д01 №10202070/231112/000496 от 23.11.2012, Обществу не известно. По факту отсутствия на СВХ части Товара организовано проведение внутренней проверки с участием ответственных структурных подразделений. Письмом от 17.06.2013 №45/5660 так же были представлены объяснения приёмосдатчика базы материально-технического обеспечения Общества ФИО4, который сообщил, что выдача части Товара с СВХ им не производилась, поручения другим лицам на это не давались.
В соответствии со статьёй 167 Таможенного кодекса Таможенного союза временное хранение - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Товар, находившийся на складе временного хранения Общества не потерял статус иностранного товара, а, следовательно, сохранил для таможенных целей статус товара, находящегося на временном хранении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Таможенного кодекса Таможенного союза владелец вклада временного хранения обязан обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения.
18.06.2013 в связи с обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, по факту утраты товаров, находящихся под таможенным контролем, должностным лицом Административного органа в отношении Общества было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 1021000-496/2013 и проведении административного расследования по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении была направлена в адрес Общества (Эжвинского таможенного поста от 18.06.2013 №76-18/203) и получена.
18.07.2013 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 133-137 том первый).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Административного органа вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 10210000-496/2013 от 31.07.2013, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 310 000 рублей (л.д. 145-149 том первый).
Считая вышеуказанное постановление незаконным и подлежащим отмене, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемым заявлением.
В своём заявлении, Общество указало, что размер применённого административным органом административного штрафа в размере 310 000 рублей не соразмерен характеру и степени общественной опасности деяния Общества, поскольку стоимость утраченного товара составляет 1 610 рублей 46 копеек и соответственно размер таможенных платежей 581 рублей 85 копеек.
Превышение размера штрафа над таможенной стоимостью Товара более чем в 190 раз фактически является не мерой административного воздействия, а инструментом подавления экономической инициативы, чрезмерным ограничением предпринимательства и права частной собственности, что противоречит Конституции Российской Федерации.
Общество считает, что обстоятельство данного дела и отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из целей и общих принципов назначения административного наказания, правовые основания привлечения к административной ответственности отсутствуют.
Статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, при малозначительности правонарушения.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что «при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям».
Суд, учитывая характер правонарушения, принимая во внимание доводы Общества об обстоятельствах его совершения, а также то, что Общество ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, а допущенное им нарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, признает совершенное правонарушение малозначительным.
Суд полагает, что объявлением устного замечания задача законодательства об административных правонарушениях - предупреждение совершения таких правонарушений лицом, в отношении которого установлен состав правонарушения - является достигнутой (статья 1.2 КоАП РФ).
При указанных обстоятельствах, с учетом разъяснений, указанных в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10, оспариваемое постановление признается судом незаконным и подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление от 31.07.2013 по делу об административном правонарушении №10210000-496/2013, вынесенное заместителем начальника Санкт-Петербургской таможни в отношении открытого акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>).
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.Ш. Махмутов