ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
12 ноября 2019 года Дело № А29-6264/2019
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2019 года , полный текст решения изготовлен ноября 2019 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Басманова П.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гуляевой Е.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
о признании недействительным предписания,
при участии:
от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 01.01.2019, до и после перерыва), ФИО2 (по доверенности от 17.06.2019, до и после перерыва), ФИО3 (по доверенности от 17.06.2019, до и после перерыва),
от ответчика: ФИО4 (по доверенности от 28.05.2019, до перерыва),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Ухтанефтепереработка» (далее – ООО «Лукойл-Ухтанефтепереработка», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее – Министерство, ответчик) о признании недействительным предписания от 26.10.2018 № 2.
Определением от 15.05.2019 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание проведено 04.07.2019, судебное разбирательство назначено на 06.08.2019, которое отложено до 12.09.2019, 08.10.2019, 08.11.2019.
В судебном заседании 8 ноября 2019 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 12 ноября 2019 года. Вынесено протокольное определение. Об объявлении перерыва стороны уведомлены в соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на сайте арбитражного суда Республики Коми информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Общество указывает на то, что согласно учетной политике Общества ведение бухгалтерского учета осуществляется с применением автоматизированной интегрированной системы управления на базе SAPERP, позволяющей вести бухгалтерский учет, а также обеспечивающей принятие управленческих решений. Данная система позволяет вести учет доходов и расходов не только в разрезе аналитических счетов учета, но и в разрезе экономических объектов и элементов затрат, контрагентов, договоров и т.д. В соответствии с принятыми локальными актами в организации учет фактических затрат производится по местам их возникновения. Выделены следующие места возникновения затрат: 2300050600 «Механические очистные сооружения», 2300050700 «Биологические очистные сооружения». Сбор прямых затрат ведется в разрезе элементов затрат. Прочие расходы данных подразделений учитываются по 2300050700, 2300050600. Иные расходы персонала цеха № 5 учитываются на месте возникновения затрат 2300050800 и распределяются на места возникновения затрат «Механические очистные сооружения» и «Биологические очистные сооружения» в процентном соотношении фонда заработной платы участников цеха № 5 к общему фонду заработной платы цеха № 5. Учет выручки осуществляется по месту возникновения затрат 9000100000 «Продажа услуг по механическим очистным сооружениям» и месту возникновения затрат 9000110000 «Продажа услуг по биологическим очистным сооружениям» в разрезе абонентов и объемов оказываемых услуг. Имеются договоры по услугам водоотведения. Для обеспечения данных в части доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в рабочем плане счетов предусмотрены отдельные счета бухгалтерского учета. Учет затрат экономических объектов ведется в разрезе элементов затрат. Для учета расходов Общество применяет 30-е счета. Планом счетов бухгалтерского учета Общества предусмотрено 420 аналитических субсчетов учета затрат счета 32. Подробно доводы изложены в заявлении и дополнениях.
Министерство с заявленными требованиями не согласилось, полагает, что оспариваемое предписание является законным, поскольку Общество не осуществляет раздельный учет расходов от ведения регулируемых видов деятельности. Подробно доводы изложены в отзыве и дополнениях.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, установил следующее.
В период с 15 по 26 октября 2018 года Министерство провело в отношении ООО «Лукойл-Ухтанефтепереработка» плановую выездную проверку в части определения достоверности, экономической обоснованности расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоотведения в период с 01.01.2016 по 31.12.2017.
В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет регулируемую деятельность в сфере водоотведения на территории МО ГО «Ухта».
Министерство пришло к выводу, что Обществом не осуществляется раздельный учет расходов в сфере водоотведения по статьям расходов в сфере водоотведения по статьям расходов в соответствии с Основами ценообразования, что препятствует должному обеспечению раскрытия информации о затратах Общества и не позволяет с достоверностью подтвердить расходы, относимые на регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 26.10.2018 № 18, Министерство пришло к выводу о нарушении Обществом требований пункта 12 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), п. 18 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования), п.п. 10, 11 Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утвержденного приказом Минстроя России от 25.01.2014 № 22/пр (далее – Порядок № 22/пр).
Министерством Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 26.10.2018. Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию, методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, период действия тарифов в этой сфере регламентированы главой 6 Закона № 416-ФЗ.
Так, согласно частям 1, 4 и 7 статьи 31 Закона № 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся: 1) холодное водоснабжение, в том числе: а) транспортировка воды, включая распределение воды; б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи; 2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения; в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относятся: 1) горячее водоснабжение, в том числе: а) приготовление воды на нужды горячего водоснабжения; б) транспортировка горячей воды; 2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; в сфере водоотведения относятся: 1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; 2) прием и транспортировка сточных вод; 3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 12 статьи 31 Закона № 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 Порядка № 22/пр данные раздельного учета затрат, представляемые регулируемыми организациями в органы регулирования тарифов, должны обеспечивать раскрытие информации по следующим статьям в соответствии с Основами ценообразования: 1) производственные расходы; 2) ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; 3) административные расходы; 4) сбытовые расходы гарантирующих организаций; 5) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов; 6) расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования; расходы, связанные с уплатой налогов и сборов; нормативная прибыль.
Согласно пункту 2 Порядка № 22/пр ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о затратах организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на основании данных бухгалтерского и статистического учета раздельно по осуществляемым видам деятельности, централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, и другим критериям, установленным настоящим Порядком.
Раздельный учет осуществляется регулируемыми организациями в отношении фактических объемов затрат регулируемой организации (пункт 3 Порядка № 22/пр).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) совокупность всех способов ведения бухгалтерского учета на предприятии отражается в ее учетной политике.
Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (далее - ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Пунктом 4 статьи 8 Закона о бухгалтерском учете и пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что в случае отсутствия в нормативных правовых актах (в том числе федеральных стандартах) способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу предприятие при формировании учетной политики самостоятельно осуществляет разработку соответствующего способа исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, а также Международными стандартами финансовой отчетности.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации (пункт 8 ПБУ 1/2008).
Из приведенных положений следует, что ведение раздельного учета затрат по видам деятельности организации является способом ведения бухгалтерского учета, вновь разработанные способы ведения бухгалтерского отчета должны быть отражены в учетной политике в полном объеме.
Учетная политика Общества на 2016 год для целей бухгалтерского учета утверждена приказом от 31.12.2015 № 630 (т. 15).
В силу пункта 3.1.3 Учетной политики ведение бухгалтерского учета осуществляется с применением автоматизированной учетной систему ИСУ «Переработка» на базе SAPR/3 (далее – ИСУ «Переработка»). По состоянию на конец отчетного периода в ИСУ «Переработка» формируются регистры бухгалтерского учета: сальдо и оборотные ведомости по счетам, журнал-ордер, реестр хозяйственных операций по счетам и главная книга. Регистры бухгалтерского учета с электронных носителей выводятся на бумажные носители и подписываются в установленном порядке в соответствии с графиком документооборота.
В силу пункта 3.2.1 Учетной политики для учета фактов хозяйственной жизни, активов, обязательств, источников финансирования, доходов и расходов используется рабочий план счетов Общества, который утверждается в составе приказа об учетной политике Общества.
Аналогичные требования отражены в Учетной политике на 2017 год, утвержденной приказом Общества от 30.12.2016 (т. 16 л.д. 31-139, т. 17 л.д. 1-69).
Таким образом, Учетной политикой за 2016-2017 годы Обществом была предусмотрена необходимость ведения бухгалтерского учета не только с использованием ИСУ «Переработка», но и путем ведения регистров бухгалтерского учета на бумажных носителях, при этом для учета расходов и доходов Общества используется рабочий план счетов.
Раздельный бухгалтерский учет хозяйственных операций предполагает четкое разделение в учете доходов от различных видов деятельности, расходов по этим же видам деятельности, имущества и обязательств, относящихся к различным видам деятельности посредством открытия к соответствующим синтетическим бухгалтерским счетам субсчетов первого порядка - по видам деятельности, а при необходимости и второго - по видам продукции внутри вида деятельности, третьего и т.д., с тем расчетом, чтобы, по данным бухгалтерского учета можно было определить себестоимость по каждому виду деятельности раздельно.
Согласно приказу Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (далее - Приказ № 94н) субсчета, предусмотренные в плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Приказом от 05.02.2016 № 57 Обществом утверждена Методика формирования затрат, калькулирования себестоимости продукции ООО «Лукойл-Ухтанефтепереработка», в соответствии с пунктом 6.8 которой определен порядок формирования затрат по регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения и очистки сточных вод, с уточнением состава прямых затрат, прочих расходов и порядка их распределения: прочие расходы данных подразделений соответственно учитываются на МВЗ 9100050600 по МОС, на МВЗ 9100050700 по БОС; прочие расходы административного персонала цеха № 5 учитываются на МВЗ 9100050800 и распределяются на МВЗ МОС и МВЗ БОС в процентном соотношении фонда заработной платы участников цеха № 5 к общему ФЗП цеха № 5. Методикой затрат определено, что учет фактических затрат Общества производится по местам возникновения затрат, экономическим объектам, технологическим объектам или структурным подразделениям, выполняющим типовую функцию в процессе производства продукции (работ, услуг).
Вместе с тем ссылка Общества на ведение раздельного учета в разрезе мест возникновения затрат судом отклоняется, поскольку данное положение с учетом утвержденной учетной политики, а также положений Закона о бухгалтерской учете не предусматривает возможности ведения раздельного учета иначе как на счетах и субсчетах, ведение регулируемыми организациями раздельного учета в ином порядке рассматривается как нарушение действующего порядка ведения раздельного учета, в том числе и принятой учетной политике самим Обществом.
При отсутствии ведения раздельного учета расходов на субсчетах снижается степень достоверности информации, представляемой в целях регулирования и в рамках проведения контрольных мероприятий, так как счета 3-го уровня (аналитика в субсчетах) не отражаются в плане счетов. На счетах и субсчетах должна содержаться исчерпывающая информация для расчета экономически обоснованного тарифа.
Учитывая изложенное, ведение ООО «Лукойл-Ухтанефтепереработка» раздельного учета в ином порядке является нарушением установленного порядка ведения раздельного учета.
Как указывалось выше, в данном случае Министерством установлено, что в нарушение вышеуказанных норм Общество не осуществляет ведение раздельного учета с дифференциацией расходов по регулируемым видам деятельности на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации.
Судом установлено, что План счетов бухгалтерского учета на 2016 и 2017 годы Общества не содержит необходимые субсчета для раздельного отражения расходов по видам деятельности (регулируемым и нерегулируемым) Общества.
Общество утверждает, что проектным решением ИСУ «Переработка» реализован раздельный учет в разрезе объектов и элементов затрат по видам деятельности, что затраты на содержание объектов отражаются на счетах бухгалтерского учета № 30.
Согласно пунктам 4.12.5, 4.12.6 Учетной политики Общество обеспечивает аналитический учет информации для ведения раздельного учета в соответствии с требованиями законодательства на основании первичных учетных документов. Для учета расходов по элементам расходов Общество применяет 30-счета.
В подтверждение доводов Обществом представлены выгрузки из ИСУ «Переработка» с отражением фактически понесенных затрат по регулируемым объектам за 2016-2017 годы, проанализировав которые, суд приходит к выводу, что данные выгрузки не являются бухгалтерскими регистрами, отражающими учет фактов хозяйственной деятельности посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, а отражают управленческий учет.
В соответствии с пунктами 1, 3, 5 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Приказом Общества от 05.05.2016 № 223 утверждены следующие формы регистров бухгалтерского учета: сальдо счета (местная валюта); сальдо счета (иностранная валюта); оборотная ведомость по счету; оборотная ведомость по счетам; реестр хозяйственных операций по счету; журнал-ордер; сравнение сальдо по счету; главная книга.
Представленные Обществом в ходе проверки Министерству оборотные ведомости не соответствуют какой-либо утвержденной форме регистров бухгалтерского учета. Сами формы оборотных ведомостей не утверждены раздельно для регулируемых видов деятельности, что свидетельствует о произвольном формировании информации в регистрах по этим видам деятельности, цифровые данные в таких регистрах заполняются путем проведения аналитической работы с использованием ИСУ «Переработка», а не в результате последовательного заполнения регистров бухгалтерского учета на основании первичных документов, как того требует статья 10 Закона о бухгалтерском учете.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что раздельный учет расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности Общества на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом № 94н, не осуществлялся, формы регистров для регулируемых видов деятельности не утверждены, составляемые Обществом регистры не соответствуют формам регистров, применяемым в организации.
Обществом не была организована подготовка и принятие учетной политики, рабочего плана счетов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не приняты меры по организации раздельного учета с дифференциацией расходов на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом № 94н.
В нарушение вышеуказанных норм Общество не осуществляет ведение раздельного учета расходов в части регулируемого вида деятельности отдельно от расходов в части других видов деятельности на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации.
Данные обстоятельства подтверждаются оборотно-сальдовыми ведомостями ООО «Лукойл-Ухтанефтепеработка» за 2016-2017 годы, Учетной политикой за 2016-2017 годы, планами счетов бухгалтерского учета на 2016 и 2017 годы и иными документами.
Доводы Общества об обратном, со ссылкой на мнение Некоммерческого партнерства «Коми территориальный институт профессиональных бухгалтеров» от 07.03.2019 № 1 судом признаются ошибочными, противоречащими фактическим обстоятельствам дела, а также требованиям утвержденной Учетной политики организации, вышеуказанным положениям Закона о бухгалтерском учете и принятым в целях его исполнения подзаконным актам. Возможность использование программного комплекса ИСУ «Переработка» не свидетельствует о ведении раздельного учета расходов в бухгалтерском учете, поскольку такой учет должен осуществляться с использованием соответствующих счетов и субсчетов на основании плана счетов бухгалтерского учета, с последующим отражением в регистрах бухгалтерского учета организации на бумажном носителе.
Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной ему компетенции в связи с выявленным нарушением законодательства. Данное предписание содержит ссылки на законодательство, а также способы устранения данного нарушения, которые являются конкретными и исполнимыми. Суд также обращает внимание, что Заявитель в случае неясности отдельных положений предписания, вправе обратиться к Ответчику за дачей соответствующих разъяснений.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Изучив доводы Общества, суд не находит оснований для признания оспариваемого предписания недействительным. С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать. Судебные расходы возлагаются на заявителя.
Согласно части 5 статьи 96 АПК РФ, а также разъяснениям, приведенным в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
В связи с этим принятые обеспечительные меры подлежат отмене после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Принятые обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 26.10.2018 № 2 отменяются после вступления решения суда в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.