ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-6672/16 от 29.12.2016 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

12 января 2017 года  Дело № А29-6672/2016

Резолютивная часть решения объявлена 29 декабря 2016 года, полный текст решения изготовлен 12 января 2017 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Махмутова Н.Ш.
 при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леденевой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «НЕМСТРОЙ» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании незаконным решения от 25 мая 2016 года № 04-02/4766,

при участии:

от заявителя: не явился,

от ответчика: ФИО1 (по доверенности от 28 марта 2016 года),

установил:

Администрация муниципального образования городского округа «Усинск» обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25 мая 2016 года № 04-02/4766.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми представило отзыв на заявление от 16 сентября 2016 года № 04-09/8700, в соответствии с которым просит суд отказать Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» в удовлетворении заявленных требований (том 1, л.д. 80-83).

Определением арбитражного суда от 29 сентября 2016 года суд привлек к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Общество с ограниченной ответственностью «НЕМСТРОЙ».

Администрация муниципального образования городского округа «Усинск» возражает относительно доводов ответчика, изложенных в отзыве от 16 сентября 2016 года № 04-02/8700, что нашло отражение в возражениях на отзыв от 04 октября 2016 года № 5062 (л.д. 56).

02 ноября 2016 года во исполнение определения арбитражного суда от 29 сентября 2016 года в суд поступили дополнительные материалы к делу от Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» (л.д. 60-63).

Общество с ограниченной ответственностью «НЕМСТРОЙ» отзыв на заявление не представило, определения арбитражного суда от 29 сентября 2016 года и от 10 ноября 2016 года не исполнило.

27 декабря 2016 года в судебном заседании объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 29 декабря 2016 года, по окончания которого заседание было продолжено.

Заявитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

29 апреля 2016 года Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад общеразвивающего вида № 7» г. Усинска (Заказчик) на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» www.sberbank-ast.ru, были размещены извещение о проведении электронного аукциона «Выполнение работ по текущему ремонту ХВС, ГВС, канализации, отопления в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 7» г. Усинска (ЭА-018/16)
 № 0307300055116000104 и документация электронного аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 671 244 рубля 49 копеек. Источником финансирования закупки явились средства Заказчика в рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования в 2015-2017 годах и на период до 2020 года», подпрограммы 1 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в 2015-2017 годах и на период до 2020 года», основного мероприятия 1.8 «Создание условий для модернизации инфраструктуры образовательных организаций», мероприятия 1.8.1 «Проведение текущего ремонта в образовательных организациях и обустройство прилегающий территорий.

Приложение к разделу III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» документации об электронном аукционе (далее - приложение к техническому заданию) содержало следующее описание требований к материалам и товарам, используемым при выполнении работ, являющихся предметом закупки:

Показатель

Характеристики материала, товара

1.

Трубы водогазопроводные

Диаметр: 50 мм;

Тип труб: легкие;

Толщина стенки: не менее 2,5 мм*;

Масса 1 м < 6.5 кг*;

Покрытие: не оцинкованные;

Толщина покрытия: не менее 22 мкм*;

Трубы должны выдерживать гидравлическое давление более,

чем 1,8 МПа (18 кгс/см2)*;

Трубы должны выдерживать испытание на загиб вокруг оправки радиусом более 2 наружного диаметра.

Согласно приложению к техническому заданию по показателям, отмеченным «*» участник в предложенных материалах должен указать точные характеристики материалов, без диапазонов и слов «не более» «не менее».

Общество с ограниченной ответственностью «НЕМСТРОЙ» подало заявку на участие в электронном аукционе, которой был присвоен номер 3.

В заявке 3 участник электронного аукциона выразил согласие на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), соответствующих требованиям документации аукциона в электронной форме «Выполнение работ по текущему ремонту ХВС, ГВС, канализации, отопления в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 7» г. Усинска (ЭА-018/16)», на условиях предусмотренных указанной документацией аукциона в электронной форме, а также заявил следующие сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах), иные сведения о товаре:

Показатель

Характеристики материала, товара

1.

Трубы водогазопроводные

Диаметр: 50 мм;

Тип труб: легкие;

Толщина стенки: 3,0 мм*;

Масса 1 м: 4,22 кг*;

Покрытие: не оцинкованные;

Толщина покрытия: 30 мкм*;

Трубы должны выдерживают гидравлическое давление 2.4 МПа (25 кгс/см2)*;

Трубы должны выдерживать испытание на загиб вокруг оправки радиусом, более 2 наружного диаметра.

Аукционной комиссией по результатам рассмотрения первой части заявки с порядковым номером 3 на участие в электронном аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участника закупки, подавшего указанную заявку, поскольку первая часть заявки на участие в электронном аукционе не соответствует требованиям документации в части несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ) и подпунктом 3 части 3 пункта 12 документации об электронном аукционе, а именно: не соответствует информация о конкретных показателях в пункте 1.

Общество с ограниченной ответственностью «НЕМСТРОЙ», не согласившись с принятым решением, обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с жалобой на незаконные действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона от 18 мая 2016 года № 1.

25 мая 2016 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, вынесла решение
 № 04-02/4766, которым признала жалобу Общества с ограниченной ответственностью «НЕМСТРОЙ» обоснованной, а действие аукционной комиссии Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» в виде принятия решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участника закупки, подавшего заявку с порядковым номером 3 на участие в электронном аукционе, не соответствующим частям 4, 5 статьи 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ; с учетом признания аукционной комиссией электронного аукциона
 № 0107300022016000028 несостоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ и объявлением нового электронного аукциона, по которому срок подачи заявок завершен, предписание Администрации муниципального образования городского округа «Усинек» не выдавать, а также решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц аукционной комиссии Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» к административной ответственности.

Не согласившись с принятым решением, Администрация муниципального образования городского округа «Усинск» обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с требованием о признании его недействительным.

Исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В данном случае арбитражный суд при рассмотрении требований о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25 мая 2016 года № 04-02/4766 считает, что вышеупомянутые признаки (в их совокупности) отсутствуют.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ).

Исходя из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ следует, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Вместе с тем, заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом излагать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

В рассматриваемом случае потребностью Заказчика является выполнение работ по текущему ремонту ХВС, ГВС, канализации, отопления в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 7» г. Усинска.

Согласно положениям аукционной документации Заказчик включил в описание объекта закупки условия, которым должны соответствовать экскурсоводы, привлекаемые лицом, исполняющим контракт: трубы водогазопроводные должны выдерживать гидравлическое давление более, чем 1,8 МПа (18 кгс/см2). При этом участник в предложенных материалах должен указать точные характеристики материалов, без диапазонов и слов «не более» «не менее».

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В статье 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ определен порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ).

Содержание первой части заявки определяется в зависимости от предмета контракта (товар или работы, услуги), а также от того, указан ли в аукционной документации товарный знак или иные средства индивидуализации. Требования к содержанию первой части заявки при заключении контракта на поставку товара установлены положениями подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

Данная норма предполагает, что первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.

В части 1 статьи 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 данного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

При этом в силу части 4 статьи 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации (пункт 1), а также в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе (пункт 2).

Из материалов дела следует, что основанием отказа в допуске к участию в аукционах участнику № 3 (Общество с ограниченной ответственностью «НЕМСТРОЙ») послужило несоответствие его заявки требованиям документации в части несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ и подпунктом 3 части 3 пункта 12 документации об электронном аукционе, а именно: не соответствие информации о конкретных показателях в пункте 1.

Согласно заявлению Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» от 21 июня 2016 года № 3069, основанием об отклонении заявки участника под порядковым номером 3 является следующее: в разделе «Техническое задание» требованиям к товарам и материалам используемые при выполнение работ документации об электронном аукционе установлен в пункте 1 показатель «Трубы водогазопроводные», должны выдерживать гидравлическое давление больше чем 1,8 (18 кгс/см2)* со сноской на то, что участник в предложенных материалах должен указать точные характеристики материалов, без диапазонов и слов «не более» «не менее». Учитывая единицы измерения давления, 1 Мпа (Мегапаскаль) равен 10,19716 кгс/см2 (килограмм-сила на квадратный сантиметр) участник должен был указать значение больше, чем установлено Заказчиком. Общество с ограниченной ответственностью «НЕМСТРОЙ» предложено 2,4 Мпа (25 кгс/см2), то есть конкретный показатель кгс/см2 в скобках указан не соответствующий условиям конвертации. Применяя конвертацию получаем 2,4 Мпа равен 24,47 кгс/см2. По математическому правилу округления число 24,47 = 24, а не 25, тем самым Общество представило конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил, что заявка Общества соответствовала требованиям аукционной документации и показателям заказчика и не имела двусмысленного толкования.

Обществом с ограниченной ответственностью «НЕМСТРОЙ» в пункте 1 первой части заявки в отношении труб водогазопроводных указаны конкретные показатели товара: «2.4 МПа (25 кгс/см2)» без указания диапазонов и слов «не более» «не менее», удовлетворяющие требованиям пункта 1 приложения к техническому заданию в части, касающейся гидравлического давления (2.4 МПа (25 кгс/см2) больше 1,8 МПа (18 кгс/см2). При этом аукционной документацией требования к условиям конвертации вышеуказанных показателей не установлены.

Согласно пункту 2.8 ГОСТ 3262-75 «Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия (с Изменениями № 1, 2, 3, 4, 5, 6)» трубы должны выдерживать гидравлическое давление: 24 МПа (25 кгс/см) - трубы обыкновенные и легкие.

Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью «НЕМСТРОЙ» в своей заявке правильно указало значения, которые требовал Заказчик в Техническом задании в документации об электронном аукционе.

Следовательно, сведения, содержащиеся в первой части заявки с порядковым номером 3 на участие в электронном аукционе, соответствуют требованиям, установленным подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, а также требованиям, установленным подпунктом 1«б» части 3 пункта 12 раздела 1 документации, пунктом 29 Информационной карты, приложению к техническому заданию.

Таким образом, действие аукционной комиссии в виде принятия решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участника закупки, подавшего заявку с порядковым номером 3 на участие в электронном аукционе, противоречат частям 4, 5 статьи 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, в связи с чем основания для отклонения первой части указанной выше заявки у аукционной комиссии отсутствовали.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствуют закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Доводы, изложенные в заявлении, не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении антимонопольным органом норм материального права.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного, требование заявителя о признании недействительным решения от 25 мая 2016 года № 04-02/4766 не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 АПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья Н.Ш. Махмутов