АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
29 декабря 2014 года Дело № А29-7002/2014
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2014 года, полный текст решения изготовлен 29 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Князевой А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козыревой Е.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании пени
без участия сторон
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми к ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Республике Коми с заявлением о взыскании пени за несвоевременное перечисление страховых взносов за первый квартал 2013г., начисленных за период с 22.05.2013г. по 21.02.2014г. в сумме 55 690 рублей 54 копеек, в том числе пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 35 767 рублей 49 копеек, пени на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 186 рублей 42 копеек, пени по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в сумме 824 рублей 56 копеек, пени, зачисляемых в ФФОМС в сумме 17 232 рублей 07 копеек.
Определением арбитражного суда от 28 августа 2014 года заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 13.10.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Ответчик представил отзыв на заявление, в котором указал на то, что основания для начисления пени отсутствуют в связи с тем, что ответчик не мог своевременно уплачивать взносы в связи с тем, что органом казначейства были приостановлены операции по счетам в связи с неисполнением требований исполнительных документов.
Кроме того, ответчик просил уменьшит размер государственной пошлины.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Республике Коми (далее – Учреждение) зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией муниципального образования «Город Ухта» 31.03.1999.
Учреждение статус юридического лица не утратило, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 31.03.2014.
В соответствии со статьей 6 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Республике Коми является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, и зарегистрировано в качестве страхователя по месту осуществления деятельности в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте РК.
Страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 1 квартал 2013 года Учреждением своевременно не перечислены.
Сумма пени, начисленных Учреждению за несвоевременную уплату страховых взносов за 1 квартал 2013 года по состоянию на 27.05.2014 составила 55690,54 руб., в том числе: пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 35767,597 руб., пени на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1866,42 руб., пени по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в сумме 824,56 руб., пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 17232,07 руб.
С целью досудебного урегулирования спора в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 212-ФЗ 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ) в адрес ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Республике Коми направлено требование № 00700740026462 от 26.02.2014 об уплате пеней в срок до 18.03.2014.
Поскольку в указанный срок сумма пени в добровольном порядке Учреждением не погашена, ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте Республики Коми обратилось в суд с заявлением о взыскании с ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Республике Коми задолженности по пени.
В силу подпункта 1 части 4, части 12 статьи 18 Закона № 212-ФЗ с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание недоимки по страховым взносам производится в судебном порядке. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов.
Судом установлено, что ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Республике Коми является бюджетной организацией, которой открыт лицевой счет в территориальном отделении Федерального казначейства. Таким образом, фонд правомерно обратился в суд за взысканием задолженности с ответчика.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 названного выше Закона ответчик, производя выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
В силу части 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщика страховых взносов - организации – признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщикам страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права пользованиям произведениями науки, литературы, искусства.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком страховых взносов – организацией в пользу физических лиц (часть 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ).
Согласно статье 10 Закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода (календарного года) страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 3, 4 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (часть 5 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за 1 квартал 2013 года уплачена ответчиком с нарушением установленного срока.
В соответствии со статьей 25 Закона № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что ранее на основании решения Арбитражного суда Республики Коми от 19.11.2013 по делу № А29-8296/2013 с ответчика в пользу заявителя взысканы пени за неуплату страховых взносов за 1 квартал 2013 года, начисленных по состоянию на 21.05.2013.
Согласно расчетам заявителя сумма пени, начисленных Учреждению за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в Пенсионный фонд за 1 квартал 2013 года за период с 22.05.2013 по 21.02.2013 составила 55690,54 руб., в том числе: 35767,49 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 1866,42 руб. на накопительную часть трудовой пенсии, 824,56 руб. по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, 17232,07 руб. в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Факт несвоевременной уплаты страховых взносов материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается. Расчет пени судом проверен.
На момент рассмотрения дела сведения об уплате учреждением взыскиваемой суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, требования подлежат удовлетворению.
Ответчик ссылается на то, что в период с 31.05.2013 по 12.08.2014 операции по расходованию денежных средств с лицевого счета Учреждения были приостановлены Управлением Федерального казначейства по Республике Коми в связи с неисполнением требований исполнительных документов.
В соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Данной правовой нормой только решение суда о приостановлении операций в банке или наложение ареста на имущество судом позволяет освободить плательщика страховых взносов от начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Упомянутые ответчиком операции приостановлены в соответствии с пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации вследствие неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также в соответствии с пунктом 3 данной статьи ввиду непредставления должником в орган Федерального казначейства информации об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы по исполнительному документу.
Иных оснований для приостановления операций по расходованию денежных средств с лицевого счета ответчика в материалах дела не содержится.
Из буквального толкования части 4 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что факт приостановления органом Федерального казначейства операций по расходованию денежных средств Учреждения не является обстоятельством, исключающим возможность начисления пеней за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов, поскольку в материалах дела нет документов, подтверждающих факт приостановления указанных операций по решению суда, поэтому основания для применения положений части 4 названной статьи отсутствуют.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса РФ расходы по государственной пошлине относятся на ответчика. Руководствуясь положениями пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ, суд считает возможным уменьшить взыскиваемую с ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Республике Коми государственную пошлину до 500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>), расположенного по адресу: <...>, в доход внебюджетных фондов пени за несвоевременное перечисление страховых взносов за 1 квартал 2013 года на общую сумму 55690 рублей 54 копеек, из них:
-пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на страховую часть пенсии на сумму 35767 руб. 49 коп, на накопительную часть пенсии в сумме 1866 руб. 42 коп., пени на взносы по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в размере 824 руб. 56 коп., пени на страховые взносы в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 17232 руб. 07 коп.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>) в доход федерального бюджета 500 руб. госпошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья А.А. Князева