ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-7023/15 от 28.08.2015 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

31 августа 2015 года                                                   Дело № А29-7023/2015

Резолютивная часть решения объявлена августа 2015 года , полный текст решения изготовлен августа 2015 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Махмутова Н.Ш.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой Е.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к Местному отделению Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Сысолького района Республики Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,

без участия сторон,

установил:

Управление по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлеченииМестного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Сысолького района Республики Коми к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 12 августа 2015 года по делу № А29-7023/2015 назначено предварительное судебное заседание. Учитывая характер спора и представленные при исполнении определения суда доказательства, суд руководствуясь статьей 137 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Ответчик отзыв на заявление по существу заявленных требований в суд не представил, своего представителя в судебное заседание не направил, определение суда от 12 августа 2015 года  не исполнил.

Доказательства надлежащего уведомления сторон о месте и времени судебного заседания в материалах дела имеются, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 30 мин. 28 августа 2015 года.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

26 июля 2011 года Местному отделению Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Сысолького района Республики Коми» (далее – МО ООГО «ДОСААФ России») выдана лицензия № 38-ДПО (серия РО № 007539) на право ведения образовательной деятельности в соответствии с Приложением № 1.

Согласно указанному Приложению № 1, МО ООГО «ДОСААФ России» имеет право ведения образовательной деятельности в образовательном подразделении «Курсы» по следующим программа профессиональной подготовки:

- «Водитель автомобиля» категории «В», «С», «Д», «Е»,

- «Водитель мототранспортных средств» категории «А»,

а также осуществлять:

- Профессиональную подготовку (переобучение), повышение квалификации, обучение вторым (смежным) профессиям рабочих кадров по программам, реализуемым в техникуме.

С 22 мая 2015 года по 29 мая 2015 года на основании приказа Министерства образования Республики Коми от 15 апреля 2015 года № 509-у «О проведении плановой выездной проверки Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Сысольского района Республики Коми» была проведена выездная плановая проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности МО ООГО «ДОСААФ России» по месту нахождения образовательной организации: 168100, Республика Коми, Сысольский район, с. Визинга,
ул. Кооперативная, д. 5.

В ходе проверки были выявлены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам подготовки водителей транспортных средств, а именно:

1. В нарушение лицензионных требований, установленных подпунктом «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 (далее – Положение о лицензировании образовательной деятельности), отсутствует на законном основании территория (объекты для проведения практических занятий), необходимые для осуществления образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки водителей транспортных средств;

2. В нарушение лицензионных требований, установленных подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761-н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», образовательный ценз педагогического работника образовательной организации не обеспечивает осуществление образовательной деятельности по реализуемой программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств;

3. В нарушение лицензионных требований, установленных подпунктом «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, отсутствует заключение Государственной инспекцией безопасности дорожного движения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств;

4. В нарушение лицензионных требований, установленных подпунктом «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, отсутствуют программы подготовки водителей автомототранспортных средств, утвержденные руководителем образовательной организации и согласованные с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения;

5. В нарушение лицензионных требований, установленных подпунктом «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности и в соответствии с требованиями примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1408, отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:

- тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контролером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации;

- тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс) без контролера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации;

- тренажер-манекен взрослого пострадавшего для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей;

- расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные «дыхательные пути», пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких);

- подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, иммобилизирующие средства;

- детское удерживающее устройство.

Данные нарушения были зафиксированы должностным лицом Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Коми в Акте проверки от 29 мая 2015 года № 29-лк.

Усмотрев в действиях МО ООГО «ДОСААФ России» признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, главный специалист-эксперт Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Коми ФИО1 составила в отношении ответчика протокол об административном правонарушении от 09 июня 2015 года № 42.

В соответствии с требованиями статей 23.1 и 28.8  КоАП РФ протокол об административном правонарушении и материалы административного расследования направлены для рассмотрения в арбитражный суд.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях МО ООГО «ДОСААФ России» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно пункту 24 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного регулирования деятельности, подлежащей лицензированию.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в грубом нарушении условий специального разрешения (лицензии).

Субъектами нарушения могут выступать индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие лицензируемый вид деятельности.

В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Часть 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предписывает, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, в том числе являются:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в

Подпунктом «е» пункта 7Положения о лицензировании образовательной деятельности установлено, что одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов.

соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;

д) наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе:

а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения;

б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «е» пункта 6, подпунктами «а», «в», «г» пункта 7 настоящего Положения.

Факт осуществления деятельности с грубым нарушением лицензионных требований подтверждается материалами дела и ответчиком документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии в действиях МО ООГО «ДОСААФ России» события вмененного ему административного правонарушения.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Полномочия ФИО1 по составлению протокола об административном правонарушении судом проверены.

В данном случае обстоятельства правонарушения, совершенного ответчиком, подтверждаются материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 09 июня 2015 года № 42.

Таким образом, в действиях ответчика усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Вина ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в том, что, приняв на себя обязанности по ведению образовательной деятельности, не обеспечил надлежащее соблюдение условий, установленных лицензией на осуществление указанной деятельности.

Срок привлечения к административной ответственности на дату рассмотрения заявления не истек.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.

Частями 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Учитывая характер совершенного правонарушения, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает правильным применить в данном случае меру административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Согласно положениям части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения суда о наложении административного штрафа в законную силу.

При этом сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (часть 3 статьи 32.2 КоАП РФ).

Кроме того, арбитражный суд считает правильным разъяснить положения части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, согласно которым при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

В данном случае штраф в сумме 40 000 рублей подлежит уплате по следующим реквизитам получателя административного штрафа:

Получатель - УФК по Республике Коми (Министерство образования Республики Коми 04071А20710);

ИНН <***>, КПП 110101001, Р/с <***>,

Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Коми Банка России,

Код доходов 077 1 16 07000 01 6000 140,

БИК 048702001, ОКТМО 87 701 000 0000.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 206 АПК РФ,  суд                                  

решил:

Заявление удовлетворить.

Привлечь Местное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России Сысолького района Республики Коми» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде наложения штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 206 АПК РФ.

Судья                                                                                        Н.Ш. Махмутов