ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-7174/08 от 30.01.2009 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

167983, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 49а

http://komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

03 февраля 2009 года Дело № А29-7174/2008

Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2009 года.

Арбитражный суд Республики Коми  в составе: судьи  Вакулинской М.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буяновой Е.Н.

рассмотрев в судебном заседании 23, 30 января 2008 г. дело

по иску Комитета лесов Республики Коми, г. Сыктывкар, в лице Государственного учреждения Республики Коми «Сторожевское лесничество», с. Сторожевск Корткеросского района

к открытому акционерному обществу «Монди Сыктывкарский ЛПК», г. Сыктывкар

о взыскании 21 030 175 руб. 79 коп. ущерба за нарушение лесного законодательства

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 – по доверенности № 22/3 от 11.01.2008 г.

от ответчика: ФИО2 – по доверенности № 252 от 29.07.2008 г.

и установил:

Государственное учреждение Республики Коми «Сторожевское лесничество» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу «Монди Сыктывкарский ЛПК» о взыскании 21 030 175 рублей 79 копеек ущерба, образовавшегося в результате допущенных нарушений лесохозяйственных требований.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования.

Ответчик в отзыве на иск исковые требования отклонил, указав на нарушения порядка проведения лесного контроля и нарушения процессуальных требований к составлению документов. По мнению ответчика лесной контроль на делянках 6 и 7 в квартале 119 Сывъдорского участкового лесничества осуществлялся неправомочным лицом. По итогам проверки составлены документы не соответствующие по форме требованиям Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-Ф и постановления Правительства от 22.06.2007 г. № 394 «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора». Ответчик не был уведомлен о дате, времени и месте проведения лесного контроля и не был приглашен для составления протокола о лесонарушении. Кроме того, ответчик считает, что заготовка древесины на указанных делянках проводилась на основании договора аренды лесных участков, что соответствует положениям статьи 29 нового Лесного кодекса Российской Федерации. Более того, в связи с плохими погодными условиями Комитет лесов Республики Коми разрешил продление срока действия лесорубочного билета № 82 от 19.12.2006 на 6 месяцев, т. е. до 18 июня 2008 года.

В судебном заседании был объявлен перерыв с 23.01.2009 г. до 09 час. 00 мин. 30.01.2008 г. на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После окончания перерыва судебное заседание продолжено.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и возражения представителей сторон, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований исходя их следующего.

Из искового заявления следует, что 13 марта 2008 года в ходе текущего лесного контроля соблюдения требований законодательства в области охраны, защиты, воспроизводства лесов, была обнаружена незаконная рубка деревьев в делянке 6 выделы 32, 34 на площади 12 га, в делянке 7 выделы 26, 28, 32 на площади 4.8 га, а также в выделах 26, 28 с восточной стороны за пределами делянки 7 на площади 7.6 га квартала 119 Сывъюдорского участкового лесничества. Объем вырубленной древесины по расчетам истца составил на делянке 6 - 1633 куб. м, на делянке 7-888 куб., выделах 26,28 – 1272 куб., сумма ущерба, причиненного лесным насаждениям по расчету истца составляет 21 030 175 руб. Истцом установлено, что лесонарушение совершено обществом с ограниченной ответственностью «Эжва» (бригадами Нившерского лесопункта), работающими по договору подряда № 2372 от 01.01.2008 г. на заготовку и переработку древесины с ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК». Лесные участки, расположенные в квартале 119 Сывъюдорского участкового лесничества переданы ответчику для заготовки древесины по договору аренды № 22 на аренду лесных участков лесного фонда от 04.03.2004.

По результатам лесного контроля лесничим Сывъюдорского участкового лесничества ФИО3 были составлены протоколы о лесонарушении № 1 и № 2 от 13 марта 2008 года. В пункте 5 протоколов указано, что лесонарушене совершено ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» и ООО «Эжва». В качестве представителя ООО «Эжва» при составлении протокола № 1 от 13.03.2008 указан ФИО4, работающий мастером леса Нившерского лесопункта, который от подписи отказался, представитель ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» в протоколе не указан. Протокол о лесонарушении № 2 от 13.03.2008 составлен без участия представителей предприятий лесонарушителей.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Обращаясь с иском о взыскании ущерба, истец должен доказать наличие ущерба, причинно-следственную связь между причиненным ущербом и действиями ответчика, размер ущерба.

Арбитражный суд считает, что протоколы о лесонарушении № 1 и № 2 от 13.03.2008 не могут служить надлежащими доказательствами причинения вреда в заявленной истцом сумме.

Пунктом 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществление государственного лесного контроля и надзора, установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

Порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора установлен постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора».

Согласно пункту 7 названного постановления перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается указанными органами.

Перечень должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, утвержден Приказом Комитета лесов Республики Коми от 07.08.2008 № 58. Согласно приложению № 2 к названному Приказу к составу лесной службы Комитета лесов Республики Коми отнесены работники государственных учреждений – лесничеств, замещающие должности руководителя учреждения, заместителя руководителя, специалисты всех категорий, ведающие вопросами использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесничий участкового лесничества, помощник лесничего, мастер леса.

Приказом Комитета лесов Республики Коми от 24.01.2008 № 19 утверждено положение деятельности лесничих государственных учреждений Республики Коми, подведомственных Комитету лесов Республики Коми. Согласно пункту 2.2.19 Положения лесничие по результатам проверок, составляют акты проверок, а в случае обнаружения каких-либо нарушений лесного законодательства, оформляют акт о выявленном лесонарушении, который направляется для принятия решений в прокуратуру, органы дознания по месту нахождения лесничества и в Комитет лесов Республики Коми. Составление протоколов в функции лесничих не включено.

Пунктом 12 постановления Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 предусмотрено, что проведение государственного лесного контроля и надзора осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, ее территориальными органами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан. Внеплановые проверки проводятся:

а) для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений лесного законодательства;

б) в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений лесного законодательства.

Однако протоколы о лесонарушении не содержат сведений о проведении проверки в соответствии с утвержденным планом или проведении внеплановой проверки.

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30 августа 2007 года № 225 «Об утверждении форм документов, составляемых по результатам проведения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования мероприятий по государственному лесному контролю и надзору» по результатам проведения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования мероприятий по государственному лесному контролю и надзору составляется акт проведения проверки соблюдения требований лесного законодательства. Однако в нарушение названного приказа истцом составлены протоколы о лесонарушении.

Согласно пункту 16 постановления Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Статья 13 ФЗ РФ от 08.08.2001 № 134 предусматривает право должностных лица и (или) представителей юридического лица и индивидуальных предпринимателей и (или) их представителей при проведении мероприятий по контролю непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

В нарушение названной нормы права истец не уведомил ответчика об обнаружении лесонарушения, о времени и месте проведения осмотра мест незаконной рубки деревьев.

При составлении протоколов о лесонарушении истцом допущены нарушения Инструкции «О порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства», утвержденной постановлением Госкомлеса СССР от 22.04.1986 г. № 1 (далее Инструкция № 1).

Согласно пункту 5.1.3. Инструкции № 1 в тех случаях, когда лесонарушителями являются предприятия, учреждения, организации (в том числе колхозы, межхозяйственные предприятия (организации) и их объединения по ведению лесного хозяйства), для подписания протокола должны быть приглашены их представители; однако неявка в срок этих лиц не препятствует составлению протокола.

Пункт 5.1.7. Инструкции 1 устанавливает, что в случае, если лесонарушитель установлен, но его не оказалось на месте совершения лесонарушения и его местожительство известно, лесонарушителю вручается под расписку извещение о времени и месте составления протокола. При невозможности вручить извещение лично, оно направляется лесонарушителю заказным письмом с сохранением почтовой квитанции. При неявке лесонарушителя по вызову письменное доказательство о вручении ему извещения прилагается к протоколу как необходимое дополнение к нему.

В данном случае, уведомления в адрес ответчика не направлялись, что подтвердил представитель истца в судебном заседании, протоколы о лесонарушении составлены в одностороннем порядке.

Таким образом, арбитражный суд считает, что истец не представил достоверные доказательства о размере причиненного ущерба.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

В отзыве на иск ответчик указал, что ОАО «Монди СЛПК» осуществляло заготовку древесины на делянках 6 и 7 квартала 119 Сывъюдорского лесничества в соответствии с договором аренды № 22 от 04.03.2004 г. и лесорубочным билетом № 82 от 19.12.2006 г. со сроком окончания заготовки и вывозки древесины до 18.12.2007 г.

Письмом от 23 11.2007 № 04/3247 Комитет лесов Республики Коми в связи с плохими погодными условиями разрешил продлить действие лесорубочных билетов ОАО «МБП СЛПК» по Сторожевскому лесхозу на срок до 6 месяцев, в том числе по лесорубочному билету № 82 от 19.12.2006 г.

Письмом от 29.12.2007 г. № 929 ГУ «Сторожевский лесхоз» сообщило ответчику о продлении срока заготовки и вывозки древесины, в том числе по лесорубочному билету № 82 от 19.12.2006 г., на срок 3 месяца.

Предоставление отсрочки заготовки и вывозки древесины предусмотрено пунктом 56 Правил отпуска древесины на корню в лесах в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 г. № 551. Отсрочка заготовки древесины предоставляется решением территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в связи с погодными условиями при отсутствии возможности замены лесосеки.

Таким образом, суд считает, что правоотношения сторон возникли на основании лесорубочного билета № 82 от 19.12.2008, выданного в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.01.1997 № 22-ФЗ), следовательно, к отношениям сторон должны применяться Правила отпуска древесины на корню в лесах в лесах Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, статьями 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок с даты изготовления решения в полном объеме.

Судья М.В.Вакулинская