ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
29 августа 2022 года Дело № А29-7249/2022
Резолютивная часть решения объявлена августа 2022 года , полный текст решения изготовлен августа 2022 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Басманова П.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Злобиной К.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Коми тепловая компания» (ИНН:1101205461, ОГРН:1041100412682) к Государственной жилищной инспекции по Удорскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (ИНН: 1101056523, ОГРН: 1161101050439) о признании недействительными предостережения и решения,
третьи лица: Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Государственное учреждение Республики Коми «Центр занятости населения Удорского района», Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района»,
при участии:
от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 06.12.2021),
от ответчика: ФИО2 (по доверенности от 22.06.2022),
от Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми: ФИО3 (по доверенности от 10.01.2022),
установил:
Акционерное общество «Коми тепловая компания» (далее – АО «КТК», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными предостережения Государственной жилищной инспекции по Удорскому району №02-20-27-08 от 26.04.2022, а также решения Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) № 40 от 27.05.2022.
Определением суда от 13.06.2022 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание проведено 13.07.2022, судебное разбирательство назначено на 05.08.2022, которое отложено до 29.08.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Государственное учреждение Республики Коми «Центр занятости населения Удорского района», Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района».
Общество полагает, что направляемые ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» запросы носят неинформативный характер, невозможно установить, в отношении какого конкретно гражданина необходимо исполнять запрос. Данное нарушение создает риски распространения персональных данных в отношении тех лиц, которые не обращались с заявлением о предоставлении субсидии. ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» нарушает срок направления запросов. Обязанность отвечать на запросы возникает только при получении запроса, направленного в строгом соответствии с предъявляемыми требованиями. Обязанность отвечать на массовые, произвольные запросы действующим законодательством не предусмотрена.
Ответчик и третьи с заявленными требованиями не согласились, полагают, что оснований для их удовлетворения не имеется. Подробно доводы изложены в отзывах.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и времени судебного заседания, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело с учетом положений, предусмотренных статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без участия представителей Государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения Удорского района», Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района».
Суд, изучив материалы дела, установил следующее.
В Инспекцию поступили обращения ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» от 28.03.2022 № 02-20-11-05-253, от 02-20-11-05-256, 02-20-11-05-258, 02-20-11-05-261, 02-20-11-05-262, 02-20-11-05-265, 02-20-11-05-267, 02-20-11-05-269, 02-20-11-05-271, 02-20-11-05-274, 02-20-11-05-275, 02-20-11-05-280, 02-20-11-05-288, 02-20-11-05-290, 02-20-11-05-292, 02-20-11-05-294, 02-20-11-05-295, 02-20-11-05-296, 02-20-11-05-297, 02-20-11-05-298, 02-20-11-05-299 о том, что АО «КТК» не отвечает на запросы о судебной задолженности, подлежащей включению в ГИС ЖКХ.
Полагая, что АО «КТК» нарушены требования части 19 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 209-ФЗ), пункта 3.7.3.4 раздела 2, пункта 5.3 раздела 8 совместного приказа Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Приказ № 74/114/пр) в адрес заявителя направлено предостережение от 26.04.2022 № 02-20-27-08.
Решением Службы Республики Коми стройжилтехнадзора от 27.05.2022 № 40 жалоба АО «КТК» на предостережение оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с предостережением Инспекции от 26.04.2022 и решением Службы от 27.05.2022, АО «КТК» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Частью 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) на организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лиц, оказывающих услуги, выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющих коммунальные услуги, возложена обязанность размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 6 статьи 165 ЖК РФ порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В соответствии с частью 19 статьи 7 Закона № 209-ФЗ лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 25, 27, 31, 33, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ в системе должна размещаться информация о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ в системе должна размещаться информация о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения.
Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014 «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определен сайт www.dom.gosuslugi.ru - ГИС ЖКХ.
Приказом № 74/114/пр утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 5.3 раздела 8, пунктом 3.7.3.4 раздела 2 названного приказа сведения о наличии или отсутствии у заявителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года, подлежат размещению в течение 5 рабочих дней с момента получения лицом, осуществляющим поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, запроса о предоставлении таких сведений, содержащего информацию, указанную в подпунктах 3.7.3.1, 3.7.3.2, 3.7.3.3.
Примечанием к разделу 8 Приказа предусмотрено, что информация подлежит размещению ресурсоснабжающей организацией, являющейся исполнителем коммунальных услуг.
Подпунктами 3.7.3.1, 3.7.3.2, 3.7.3.3 предусмотрен перечень информации о лице, обратившемся за получением субсидии – фамилия, имя, отчество, сведения о документах, удостоверяющих личность и СНИЛС, адрес регистрации по месту жительства.
В силу части 5 статьи 159 ЖК РФ субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами предусмотрена обязанность исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, предоставлять через систему ГИС ЖКХ по запросам заинтересованных лиц информацию о наличии подтвержденной судебным актом непогашенной задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги в целях предоставления мер социальной поддержки (субсидии).
Из материалов дела следует, что по направленным ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» запросам в отношении конкретных граждан, претендующих на получение субсидий (в том числе повторно), АО «КТК» осуществляло функции исполнителя коммунальных услуг по местам жительства данных лиц. Данное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривается.
Запросы ГБК РК «ЦСЗН Удорского района» заполнены в порядке, предусмотренном пунктом 3.7.3.4 раздела 2 Приказа № 74/114/пр с отражением в отношении лиц, претендующих получить субсидию, информации, указанной в подпунктах 3.7.3.1, 3.7.3.2, 3.7.3.3 (фамилия, имя, отчество, СНИЛС, паспортные данные). Доводы АО «КТК» об обратном противоречат материалами дела.
То обстоятельство, что система ГИС ЖКХ не позволяет АО «КТК» в полном объеме увидеть анкетные данные лиц, претендующих на получение субсидии, не свидетельствует о том, что запросы ГБК РК «ЦСЗН Удорского района» носили неполный характер.
Службой Республики Коми стройжилтехнадзора установлено, что ответы на запросы ГБК РК «ЦСЗН Удорского района» АО «КТК» направлены не были, что свидетельствует о несоблюдении Обществом приведенных требований действующих нормативных актов.
При этом приведенные нормы не ограничивают заинтересованных лиц как в количестве направляемых запросов, так и в их периодичности.
Доводы АО «КТК» о том, что предоставление такой информации будет нарушать требования действующего законодательства о защите персональных данных, отклоняются.
Согласно подпункту 12 пункта 2 Приказа № 74/114/пр персональные данные, предусмотренные составом информации, подлежат размещению в закрытой части системы.
Из смысла и содержания указанных норм права следует, что ресурсоснабжающая организация обязана размещать в системе ГИС ЖКХ обязательную информацию, в том числе содержащую персональные сведения о гражданах. Доказательств того, что ответы на запросы ГБК РК «ЦСЗН Удорского района» отражались в открытой части системы, доступной неопределенному кругу лиц, АО «КТК» не представило. В этой связи доводы Общества о нарушении законодательства о персональных данных не соответствуют действующему нормативно-правовому регулированию.
В силу статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Статьей 6 Закона № 152-ФЗ допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Частями 4, 5 статьи 6 Закона № 152-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ.
В силу требований части 1 статьи 8 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
На основании подпункта 4 части 1 статьи 45 Закона № 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы могут проводить профилактические мероприятия в виде объявления предостережения.
Согласно части 1 статьи 49 Закона № 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (часть 2 статьи 49 Закона № 248-ФЗ).
Оспариваемое предостережение вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий в связи с допущенными нарушениями АО «КТК» требований действующего законодательства.
Конкретизация оспариваемого предостережения определением Инспекции от 12.05.2022 о необходимости направления ответов на запросы не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Фактически оспариваемое предостережение направлено на устранение сложившейся в АО «КТК» практике по игнорированию запросов уполномоченных лиц, ответы на которые могут повлиять на получение гражданами субсидий. Оспариваемое предостережение направлено на недопущение совершения нарушений норм действующего законодательства впредь.
По смыслу статьи 49 Закона № 248-ФЗ предостережение является документом, информирующим контролируемое лицо об обстоятельствах, которые могут привести к нарушению обязательных требований.
Принимая во внимание, что объявление предостережения направлено, прежде всего, на стимулирование участников хозяйственных отношений к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизации потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований, суд приходит к выводу, что в спорной ситуации, выдавая предостережение заявителю, Инспекция преследовала цель скорейшим образом устранить обстоятельства, препятствующие получению заинтересованными лицами информации, необходимой для предоставления гражданам субсидии.
Предостережение направлено на добровольное устранение данных нарушений без применения в отношении Общества мер государственного принуждения.
Выданное предостережение является профилактическим мероприятием, цель которого не привлечь к ответственности контролируемое лицо или обязать его выполнить те или иные действия, а принять меры по недопущению в будущем нарушений обязательных требований, которые могут повлечь для контролируемого лица применения в отношении него уже конкретных мер административного наказания.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания незаконным решения Службы Республики Коми стройжилтехнадзора от 27.05.2022 № 40, которым жалоба АО «КТК» оставлена без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Изучив доводы АО «КТК», суд не находит оснований для признания оспариваемых предупреждения и решения незаконными. С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать. Судебные расходы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.