ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-7578/12 от 11.12.2012 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru  , е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

18 декабря 2012 года Дело № А29-7578/2012

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2012 года, полный текст решения изготовлен 18 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Скрипиной Е.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Афимьиной Т.М.,

рассмотрев в судебном заседании 11.12.2012г. дело по иску

Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Региональной дирекции медицинского обеспечения на Северной железной дороге - обособленного структурного подразделения Дирекции медицинского обеспечения-филиала ОАО «Российские железные дороги»

к Администрации муниципального района «Сосногорск» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

третьи лица, не заявляющие требований относительно предмета спора:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, г. Сыктывкар

Негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая больница на ст. Сосногорск ОАО «РЖД»»

о признании права собственности

при участии в судебном заседании:

от истца: не явились;

от ответчика: не явились;

от третьего лица: НУЗ «Отделенческая больница на ст. Сосногорск ОАО «РЖД»»:  ФИО1 по приказу №99 от 20.02.2009г.,

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Региональной дирекции медицинского обеспечения на Северной железной дороге - обособленного структурного подразделения Дирекции медицинского обеспечения-филиала ОАО «РЖД» (Общество, Истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Администрации муниципального района «Сосногорск» (Администрация, Ответчик) о признании права собственности на самовольно построенные объекты:

- Кислородная общей площадью 51,7 кв.м. по адресу: <...>;

- Дизельная станция общей площадью 31,6 кв.м. по адресу: <...>.

- Трансформаторная подстанция общей площадью 54,8 кв.м. по адресу: <...>;

- Тепловой пункт общей площадью 22,2 кв.м. по адресу: Республика Ко­ми, <...>.

Ответчиком в отзыве на иск № 02-24/4732 от 26.11.2012г. отражено отсутствие возражений против удовлетворения заявленных требований (т.2.л.д.31).

Определением арбитражного суда от 18.09.2012г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (Управление Росреестра) и НУЗ «Отделенческая больница на ст. Сосногорск ОАО «РЖД» (Больница).

В отзывах на иск Управление Росреестра отразило свою незаинтересованность в результате рассмотрения настоящего дела, Больница поддержала заявленные истцом требования.

Стороны и Управление Росреестра, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Представитель третьего лица НУЗ «Отделенческая больница на ст. Сосногорск ОАО «РЖД»» поддержал позицию истца, просит исковые требования удовлетворить.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы полномочного представителя третьего лица, судом установлено следующее.

15.05.2002г. Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора г. Сосногорска ФГУП «Северная железная дорога» было выдано Разрешение № 8-2002 на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Реконструкция хирургического корпуса Сосногорской железнодорожной больницы, расположенном по адресу: <...>, сроком на 12 месяцев (т.1.л.д.16-17).

16 октября 2003 года Администрацией было издано Постановление № 1008, согласно которому Админист­рация разрешила Сосногорскому отделению Истца выполнить реконструкцию хирургического корпуса отделенче­ской больницы на ст. Сосногорск по утвержденному проекту, на земельном участке, предоставленном (как указано в разрешении) постановлением Главы администрации МО «Город Сосногорск» от 17.12.2003г. № 1425 «Об утвер­ждении материалов межевания и предоставлении земельного участка для эксплуатации объектов недвижимости по ул. Герцена,1 в г. Сосногорске учрежде­нию здравоохранения Отделенческая больница ст. Сосногорск Северной же­лезной дороги» (т.1.л.д.15).

Постановлением Администрации № 1425 от 17.12.2003г. Учреждению здравоохранения: Отделенческой больнице ст. Сосногорск Северной железной дороги были утверждены материалы межевания и предоставлен земельный участок для эксплуатации объектов недвижимости по ул. Герцена, д.1 г. Сосногорска (т.1.л.д.14).

В 2005 году Истец на собственном земельном участке (площа­дью 43739,0 кв.м, кадастровый номер 11:19:08 01 002:0021) были выполнены работы по строительству объекта «Реконструкция хирургического корпуса от­деленческой больницы на ст. Сосногорск». Право собственности на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.07.2004г. № 11 АА 224932 (т.1.л.д.12).

По утверждению Истца, в процессе строительства Общество произвело реконструкцию здания хирургического корпуса отделенческой больницы на ст. Сосногорск путем строительства двухэтажной пристройки площадью 1303,1 кв.м и создало 4 отдельно стоящих строения: трансформаторную подстанцию с сетями энергоснабжения общей площадью 54,8 кв.м, кислородную общей площадью 51,7 кв.м, тепловой пункт общей площадью 22,2 кв.м, дизельную станцию мощностью 1x48 кВт общей площадью 31,6 кв.м (далее - спорные объекты), а также провело наружные сети телефонизации протяженностью 410 метров.

Перечень объектов по проекту «Реконструкция хирургического корпуса от­деленческой больницы на ст. Сосногорск» указал Ответчик в письме Больнице № 02-24/1458 от 10.04.2009г. (т.2.л.д.9).

В соответствии с Актом от 19.12.2005г. № ЦУКС-634 спорные объекты являются объектами завершенного строительства, пригодными для эксплуата­ции, безопасными для человека, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопас­ности и не оказывают негативного нормированного воздействия на окружаю­щую среду (т.1.л.д.18-22).

Постановлением Главы муниципального образования «Город Сосногорск» от 30.12.2005г. № 1549 зарегистрирован факт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта «Реконструкция хирургиче­ского корпуса отделенческой больницы на ст. Сосногорск» (т.1.л.д.13).

25.07.2008г. Филиалом ГУП РК «Республиканское бюро технической инвентариза­ции» г. Сосногорск на строения: трансформаторную подстанцию общей площадью 54,8 кв.м. (00.05.00151), кислородную общей площадью 517 кв.м. (00.05.00152), тепловой пункт общей площадью 22,2 кв.м. (00.05.00153) и дизельную станцию общей площадью 31,6 кв.м. (00.05.00154) заведены кадастровые паспорта (т.1.л.д. 121, 102, 63, 84, т.2.л.д.11-18).

При обращении Истца с заявлением о государственной реги­страции права собственности на вышеперечисленные вновь созданные объекты недвижимого иму­щества Сосногорским отделом Управления Росреестра регистрация первоначально была приостановлена уведомлениями от 24.06.2009г. и 17.07.2009г. (т.1.л.д. 72-73, 91-92, 107, 110, 128-129), а затем решениями от 14.11.2009г. № 19/004/2009-861, № 19/004/2009-866, № 19/004/2009-867, № 19/004/2009-872 (т.1.л.д.23-31, 74-75, 93-94, 111-112, 130-131) Истцу было отказано в регистрации права собственности на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с тем, что не представлены правоустанавливающие документы Общества на спорные объ­екты.

В решениях указано, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию «в связи с отсутствием необходимой информации не подтверждает факт создания» спорных объектов, о государственной регистрации права собственности на ко­торые ходатайствовало Общество, поскольку постановление администрации не содержит описания объектов недвижимого имущества и не подтверждает факт их создания.

Кроме того, в решениях отражена необходимость установления адреса каждому из заявленных объектов.

При обращении Истца к Администрации о внесении изменений в Постановление главы муниципального образования «Город Сосногорск» от 30.12.2005г. № 1549 «О вводе в эксплуатацию законченного строительством объекта», с указа­нием на необходимость подробного описания спорных объектов были получены отказы № 02-24/1545 от 31.05.2010г. (т.1.л.д.32) и № 02-24/3735 от 06.10.2011г. (т.1.л.д.34-35), со ссылкой на отсутствие в Администрации необходимых документов.

Письмом № 02-24/1618 от 16.05.2011г. (т.1.л.д.33) Администрация уведомила Больницу о присвоении адресов спорным объектам. Актами Администрации от 28 ап­реля 2011г. спорным объектам, расположенным в <...>, установлены адреса:

- Актом № 1199 установлен адрес Кислородной: строение 10 (т.2.л.д.1);

- Актом № 1200 установлен адрес Трансформаторной подстанции: строение 12 (т.2.л.д.2);

- Актом № 1201 установлен адрес Дизельной станции: строение 11 (т.2.л.д.3);

- Актом № 1200 установлен адрес Теплового пункта: строение 13 (т.2.л.д.4).

Таким образом, Трансформаторная подстанция, Кислородная, Тепловой пункт и Дизельная станция, обладают признаками самовольной постройки со­гласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку созданы Обществом самовольно без получения на это необходимых разрешений (от­сутствует разрешение на ввод спорных объектов в эксплуатацию).

В пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие реконст­рукции: реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительст­ва, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением отдельных элементов та­ких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких кон­струкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. В соответст­вии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под строительством понимает­ся создание зданий, строений, сооружений.

Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства гра­достроительному плану земельного участка или в случае строительства, рекон­струкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту меже­вания территории, а также проектной документации. Для ввода объекта в экс­плуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной вла­сти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган ме­стного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государствен­ное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, из­готовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических устано­вок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 2 названной статьи).

Истец с таким заявлением в администрацию обращался, что подтверждается самим фактом выдачи ответчиком разрешения на ввод объекта в эксплуа­тацию. Однако в названном разрешении отдельно стоящие спорные объекты в качестве самостоятельных объектов не указаны, что послужило основанием для отка­за в государственной регистрации права собственности на спорные объекты.

Из представленных в дело документов следует, что истцом были предприняты меры к получению необходимых разреше­ний после введения в эксплуатацию спорных объектов.

Заявленные истцом требования о признании права собственности удовлетворяются судом в силу следующего.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно части 3 данной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В силустатьи 2   Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со статьей 51   ГрК РФ, а также статьей 3   Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51   ГрК РФ документы.

Согласно пункту 26 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно статье 263 Кодекса собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В силу статьи 41 Кодекса лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют те же права.

В силу изложенных правовых норм истец был вправе осуществить реконструкцию наружной мойки на предоставленном ему земельном участке.

Поскольку реконструкция спорного объекта произведена без надлежащего разрешения, он в силу статьи 222   Гражданского кодекса Российской Федерации является самовольной постройкой. В соответствии с пунктом 3 статьи 222   Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Однако право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В данном случае имеет место строительство четырех спорных объектов. При этом единственным признаком самовольных построек является отсутствие у истца разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. В соответствии с Актом приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта, спорные объекты соответствуют и не противоречат действующим нормам и правилам и их дальнейшая эксплуатация не создает угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Право собственности Общества на объекты недвижимости, возведенные для себя, за счет собственных средств и с соблю­дением норм действующего законодательства, на основании ст.ст. 218 и 222 Гражданского кодекса РФ может быть признано в судебном порядке. Администрация МР «Сосногорск» признает исковые требования, полагает об отсутствии нарушений интересов других лиц. По мнению Администрации, спорные объекты недвижимости не нарушают строительных норм и правил и безопасны в эксплуатации.

При таких данных арбитражный суд, установив, что спорные объекты не нарушают прав и законных интересов третьих лиц, не угрожают жизни и здоровью граждан, меры к получению разрешения на реконструкцию предпринимались, удовлетворяет исковые требования и признает право собственности истца на созданные в результате реконструкции спорные объекты.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются судом на истца, так как спор возник по причине несоблюдения им установленного законом порядка согласования строительства и реконструкции объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать право собственности Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на самовольно построенные объекты:

Кислородная общей площадью 51,7 кв.м. по адресу: <...>;

Дизельная станция общей площадью 31,6 кв.м. по адресу: <...>.

Трансформаторная подстанция общей площадью 54,8 кв.м. по адресу: <...>;

Тепловой пункт общей площадью 22,2 кв.м. по адресу: Республика Ко­ми, <...>.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья Е.С. Скрипина