268/2020-84461(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2020 года, решение в полном объёме изготовлено 17 октября 2020 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Босова А. Е.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания
секретарём судебного заседания Ерошенко И. Н.,
с участием ФИО1 — представителя истца по доверенности от 09.01.2018, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью «Эдем»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>) об обязании произвести перерасчёт
и установил:
общество с ограниченной ответственностью «Эдем» (Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (до переименования — «Ухтажилфонд»; далее — Региональный оператор) произвести перерасчёт объёма услуг по договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 09.01.2019 № 1397/РО-П/2019 (Договор) в отношении объекта «<...>» за май и июнь 2020 года, исходя из объёма накопления — 3 кубического метра и 3,75 кубического метра, соответственно.
Исковые требования основаны на статьях 154, 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (Кодекс), пункте 51 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах
и их исполнении» и мотивированы тем, что, вопреки условиям Договора, ответчик в универсальных передаточных документах от 31.05.2020 № 37523/РО и от 30.06.2020 № 46417/РО выставил Обществу к оплате за май и июнь такие объёмы, которые более чем в семь раз превышают договорные.
Определением от 03.07.2020 исковое заявление принято к производству.
В отзыве от 01.09.2020 ответчик отклонил предъявленное к нему требование в силу следующего. Региональный оператор сообщил, что в настоящее время в Республики Коми не реализовано раздельное накопление твёрдых коммунальных отходов (ТКО), поэтому ответчик обязан производить начисления за услугу, оказанную в отношении объекта оптово-розничной торговли, исходя из норматива накопления ТКО — 0,28 м3 на 1 м2 общей площади в год (приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 16.04.2019 № 15/2-Т «О внесении изменения в приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30 декабря 2016 г. № 20/24-Т «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми»). Несмотря на то обстоятельство, что дополнительное соглашение от 01.02.2020 № 1 к Договору, Обществом не подписано, расчёт должен выполняться именно нормативным способом, так как контейнерные площадки истца не оборудованы контейнерами с цветной индикацией и не входят в схему раздельного накопления ТКО на территории Республики Коми.
В заседании 09.09.2020 представитель Регионального оператора пояснил, что в республике нет ни территориальной схемы в области обращения с ТКО, ни мусоросортировочных заводов, наличием которых обусловлена возможность раздельного сбора ТКО для их последующей утилизации и переработки. Раздельно накопленный собственниками мусор собирается и вывозится Региональным оператором совокупно для последующего складирования на общих полигонах без сортировки. По мнению Регионального оператора, ответственность за такое положение вещей лежит исключительно на органах исполнительной власти Республики Коми.
В возражениях от 07.09.2020 истец сообщил, что объект, на котором расположена точка сбора ТКО, представляет собой отдельно стоящее здание и земельный участок, которые находятся в собственности Общества. Участок благоустроен, покрыт тротуарной плиткой и огорожен металлическим забором. На площадке расположены четыре контейнера с цветовой индикацией: синий — для бумаги, оранжевый — для пластика, чёрный — для пищевых отходов, органики, а также серый — для отходов, которые не относятся к категории ТКО. Следовательно, Общество фактически выполняет все условия раздельного накопления, предусмотренные Правилами осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Коми, утверждёнными постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 № 302 (Постановление № 302).
Сославшись в дополнении от 30.09.2020 к возражениям на пункт 6.4.1.1 Территориальной схемы обращения с отходами Республики Коми, утверждённой совместным приказом от 11.12.2019 Министерства жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми № 485-ОД и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 2142/1 (Приказ), Общество обратило внимание на то, что раздельное накопление реализуется
на территории республики с 2016 года. При этом в пункте 4.2 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми, утверждённого Постановлением № 302 (Порядок), разграничены обязанности по организации раздельного накопления: раздельное накопление ТКО организуют операторы по обращению с ТКО, Региональный оператор, а собственники ТКО осуществляют накопление в соответствии с Порядком, законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми. Истец свою часть обязательств по раздельному накоплению выполнил, поэтому нормативный учёт ТКО не обоснован. Внесение изменений в Договор возможно лишь по правилам, предусмотренным в статье 452 Кодекса.
Основанием для обращения за судебной защитой послужили описанные выше обстоятельства.
При рассмотрении дела и оценке доводов сторон суд исходил из следующего.
Ответчик является региональным оператором по обращению с ТКО в Республике Коми на основании соглашения с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 22.06.2018 «Об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Коми».
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон об отходах), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор является публичным для регионального оператора.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 24.6 и 24.7 Закона об отходах, а также пунктами 4, 8 (11) и 8 (12) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с Типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации. Такой договор может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона об отходах).
Форма Типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов (постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505; далее — Правила коммерческого учёта) и пункту 15 Типового договора учёт объёма и (или) массы ТКО производится одним из следующих способов: расчётным путём исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объёма контейнеров для складирования ТКО либо исходя из массы ТКО.
В соответствии со статьёй 24.10 Закона об отходах определение объёма и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчётов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учёта объёма и (или) массы ТКО, утверждёнными Правительством Российской Федерации (часть 1); в случаях, определённых Правительством Российской Федерации, объём и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО; которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (часть 2).
Таким образом, законом предусмотрены альтернативные способы коммерческого учёта твёрдых коммунальных отходов для их собственников.
Коммерческий учёт ТКО в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил коммерческого учёта, то есть исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО.
На основании пункта 4 статьи 13.4 Закона об отходах раздельное накопление отходов — это накопление путём их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Следовательно, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО и наличия утверждённого органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО.
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (пункт 1 статьи 13.3 Закона об отходах).
Территориальная схема обращения с отходами Республики Коми по распоряжению Правительства Республики Коми от 21.03.2018 № 137-р утверждена Приказом.
Из пунктов 4.1 и 4.3 Порядка усматривается, что накопление ТКО квалифицируется как раздельное при соблюдении пункта 4 статьи 13.4 Закона об отходах и при наличии на контейнерной площадке контейнеров с цветовой индикацией, соответствующей разным видам отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утверждённому приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242.
Основными аргументами ответчика являются отсутствие на территории республики территориальной схемы, мусоросортировочных заводов, а также отсутствие у истца контейнеров с цветовой индикацией для раздельного сбора ТКО.
Высказанный в судебном заседании довод об отсутствии терсхемы, как было показано выше, не соответствует действительности, поскольку она утверждена Приказом. Более того, сам Региональный оператор в отзыве сослался на неё.
Собственник ТКО, фактически организовавший раздельное накопление, не должен становиться заложником дефектов территориальной схемы, изъянов законодательства, возможных пороков в реализованной закупочной процедуре, отсутствия в субъекте Российской Федерации мусоросортировочного завода, неприспособленности полигонов под раздельный сбор ТКО, материально- технических и организационных трудностей самого регионального оператора (операторов), поскольку собственник ТКО в силу объективных причин не может повлиять ни на один из перечисленных негативных факторов.
Оценив предоставленные в дело истцом доказательства (в частности, фотографии спорной площадки) в порядке, предусмотренном статьями 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к выводу, что Обществом обеспечена совокупность относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств того, что условия раздельного сбора ТКО на объекте «<...>» полностью соблюдены, как в формальном, так и в содержательном аспектах: на благоустроенной и огороженной контейнерной площадке размещены четыре контейнера с цветовой индикацией, которая соответствует утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 Федеральному классификационному каталогу отходов.
Таким образом, условие о поконтейнерном учёте объёма ТКО включено в Договор обоснованно, а начисление по нормативу, напротив, незаконно.
Представитель Общества в устной форме уточнил исковое требование и просил обязать ответчика произвести перерасчёт, указав в универсальных передаточных документах по спорному объекту ежемесячный объём ТКО в размере 3,25 кубического метра.
Уточнение, принятое судом на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствует Договору, в приложении к которому стороны определили, что годовой объём принимаемых отходов — 39 кубических метров, периодичность вывоза — один раз в неделю, следовательно, в месяц вывозится 3,25 кубического метра.
Основываясь на изложенном, суд удовлетворяет уточнённое требование и относит на ответчика понесённые истцом судебные расходы по государственной пошлине.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 — 171, 174, 176 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператора Севера» (ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Эдем» (ИНН: 1101122825, ОГРН: 1051100540358) 6 000 рублей судебных расходов по государственной пошлине.
Кассационная жалоба на решение может быть подана в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А. Е. Босов
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 12.08.2019 9:22:15
Кому выдана Босов Артём Евгеньевич