АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
19 июля 2013 года Дело № А29-77/2013
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2013 года, полный текст решения изготовлен 19 июля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Юркиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корниенко Е.В.
рассмотрев в судебном заседании 09 и 15 июля 2013 года дело по иску Администрации муниципального района «Княжпогостский» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
при участии третьего лица: Министерство экономического развития Республики Коми (ОГРН: <***>,ИНН: <***>)
о взыскании субсидии полученной по договору №9 от 26.12.2012, в связи с её нецелевым использованием,
при участии:
от истца: ФИО2 – по доверенности от 11.03.2013 года (в судебном заседании 09.07.2013 года);
от ответчика: ФИО3 – по доверенности от 07.03.2013 года (в судебном заседании 09.07.2013 года);
установил:
Администрация муниципального района «Княжпогостский» обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возврате в бюджет муниципального образования муниципального района «Княжпогостский» 300000 руб. субсидии, предоставленной по договору №9 от 26.12.2012 в связи с нецелевым использованием денежных средств.
Ответчик отзыв на исковое заявление не представил. Представитель ответчика в судебном заседании, состоявшемся 09.07.2013 года исковые требования не признал, указав, что сумма субсидии в размере 300000 руб. израсходована ответчиком по целевому назначению на закупку материальных ценностей, необходимых для развития своего бизнеса, что подтверждается копиями счета-фактуры №32 от 10.01.2012 года, квитанции к приходному кассовому ордеру №14 от 10.01.2012 года, товарными накладными №32 от 10.01.2012 года и №1 от 10.01.2012 года, договором купли-продажи от 23.01.2012 года, чеками №Т00000049 от 10.01.2012 года, №РТС0000013, №Т0000050 от 10.01.2012 года, которые представлены истцу в обоснование целевого расходования сумм субсидии.
Определением арбитражного суда от 05.04.2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца привлечено Министерство экономического развития Республики Коми, которое в отзыве на иск (т.1 л.д. 67-69) указало, что поддерживает исковые требовании, поскольку ответчиком не предоставлены истцу документы, подтверждающие расходование денежных средств субсидии в соответствии с перечнем, приложенным к заявлению на получение субсидии субъектам малого предпринимательства и развитие предпринимательской деятельности на территории Княжпогостского района и условиями договора о предоставлении субсидии.
Как видно из материалов дела по итогам проведения открытого конкурса по отбору бизнес-проектов с целью предоставления финансовой поддержки в виде субсидии (гранта) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках муниципальной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Княжпогостском районе республики Коми на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Администрации муниципального района «Княжпогостский» от 01.03.2011 года №111, 26.12.2011 года между Администрацией муниципального района «Княжпогостский» и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор №9 о предоставлении субсидии (гранта) на создание, развитие и модернизацию собственного бизнеса (т.1 л.д. 19-20).
Согласно п.1.2 указанного договора, предоставляемая субсидия определена в сумме 300000 руб.
Платежным поручением №389738 от 29.12.2011 года истец в соответствии с пунктами 2.1,3.1 указанного договора перечислил ответчику сумму субсидии в размере 300000 руб.
В соответствии с пунктами 2.3, 3.2 договора ответчик обязан использовать бюджетные средства по целевому назначению, вести строгий учет целевого использования бюджетных средств и в срок до 30.12.2011 года предоставить истцу документы, подтверждающие расходование денежных средств субсидии по целевому назначению.
В силу пунктов 4.1, 4.2 договора при несоблюдении условий выделения субсидии истец вправе взыскать с ответчика сумму субсидии, в случае нецелевого использовании субсидии возврат денежных средств последним осуществляется в месячный срок с момента получения претензии истца.
Поскольку ответчик в сроки, указанные в п.3.2. договора, документы, подтверждающие целевое использование денежных средств субсидии не представил, истец направил в его адрес претензию за №01-34/266 от 30.11.2012 года о возврате средств субсидии (почтовая квитанции об отправке претензии №80722 от 04.12.2012 года с отметкой о вручении адресату) (т.2 л.д. 41-42), которая оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
В связи с этим, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные по делу доказательства, правовые позиции сторон по спору, арбитражный суд считает, что исковые требования Администрации муниципального района «Княжпогостский» о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 300000 руб. субсидии подлежат удовлетворению.
Статьей 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации на получателя бюджетных средств возложена обязанность эффективно использовать средства в соответствии с их целевым назначением.
Согласно п.1 ст. 289 Бюджетного кодекса Российской федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Правовым основанием заключения сторонами по спору договора №9 о предоставлении субсидии (гранта) субъектам малого предпринимательства на создание, развитие и поддержку собственного бизнеса от 26.12.2011 года и получения ответчиком в соответствии с этим договором субсидии в размере 300000 руб. является «Порядок предоставления средств субъектам малого предпринимательства за счет средств, полученных из республиканского бюджета Республики Коми в форме субсидирования (гранта) части расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности», утвержденный постановлением Администрации муниципального района «Княжпогостский» от 04.04.2011 года №171.
Согласно п. 4 «Порядка предоставления средств субъектам малого предпринимательства за счет средств, полученных из республиканского бюджета Республики Коми в форме субсидировании (гранта) части расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности» субсидия (грант) представляется для осуществления субъектом малого предпринимательства следующих видов расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности:
- приобретение основных и оборотных средств;
- оплата расходов по разработке проектно-сметной документации;
- оплата стоимости аренды помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности в сфере инноваций, включая коммунальные услуги;
- приобретение и оплата услуг по сопровождению программного обеспечения, используемого для осуществления инновационного проекта;
- приобретение методической и справочной литературы, необходимой для осуществления инновационного проекта;
- оплата расходов на получение лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- оплата расходов на государственную регистрацию и правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности;
- выплата вознаграждений по лицензионному договору, и (или) сублицензионному договору, и (или) договору об отчуждении исключительного права, и (или) принудительной лицензии о предоставлении права на использование результата интеллектуальной деятельности;
- изготовление и (или) размещение рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, рекламных буклетов, листовок, брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах).
Из п. 5 «Порядка предоставления средств субъектам малого предпринимательства за счет средств, полученных из республиканского бюджета Республики Коми в форме субсидировании (гранта) части расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности» следует, что кроме заявки на получение субсидии (гранта) по установленной форме и иных документов предусмотренных нормами п. 5, субъекты малого предпринимательства представляют в отдел социально-экономического развития и предпринимательства Администрации муниципального района «Княжпогостский» копии документов, заверенные руководителем субъекта малого предпринимательства, подтверждающие стоимость расходов, указанных в п. 4 настоящего Порядка.
Таким образом «Порядком предоставления средств субъектам малого предпринимательства за счет средств, полученных из республиканского бюджета Республики Коми в форме субсидировании (гранта) части расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности» предусматривается субсидирование части конкретных расходов, которые субъекты малого предпринимательства планируют понести на момент обращения с заявкой на получение субсидии в соответствии с указанным Порядком.
Из норм пунктов 2, 11, 13 «Порядка предоставления средств субъектам малого предпринимательства за счет средств, полученных из республиканского бюджета Республики Коми в форме субсидировании (гранта) части расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности» следует, что решение о предоставлении и размере муниципальной поддержке в виде субсидии (гранта) либо отказе в предоставлении субсидии решается комиссионно на основании заключения уполномоченного органа по результатам рассмотрения всех заявочных документов, в том числе документов подтверждающих стоимость расходов, связанных с реализацией бизнес-проектов, предоставленных субъектами малого предпринимательства в обоснование заявки на получение субсидии.
Как усматривается из заявления-расчета на получение гранта от 19.12.2011 года в обоснование предоставления субсидии (гранта) ответчик к заявлению приложил проект договора поставки товара №194 от 01.12.2011 года, согласно которого поставщик (общество с ограниченной ответственностью финансово-промышленная компания «Алеф») обязуется поставить, а покупатель (индивидуальный предприниматель ФИО1) принять и оплатить масла, запасные части и комплектующие к автотракторной и другой технике согласно выставленных на каждую отдельную партию товара счетов, имеющих силу спецификации и являющиеся неотъемлемыми частями договора и счет №1075 от 26.12.2011 года на приобретение получение гусеничной цепи 55а-35-4 правой в количестве 2-х штук, получение гусеничной цепи 55а-35-5 левой в количестве 2-х штук, балансира ТДТ-55, двигателя Д-245 ТПТ-100 на общую сумму 324699,99 руб.
По итогам конкурса на право получения средств за счет поступающих из республиканского бюджета Республики Коми за счет средств федерального бюджета в форме субсидирования (гранта) субъектами малого предпринимательства отделом социально-экономического развития, предпринимательства, предпринимательства и потребительского риска Администрации муниципального района «Княжпогостский» дано заключение о рекомендации предоставить ответчику субсидию (грант) в размере 300000 руб. на финансирование расходов, связанных с приобретение основных средств и оборотных средств, согласно предварительного договора поставки №194 от 01.12.2011 года и счета №1075 от 26.12.2011 года.
Конкурсной комиссией по итогам указанного заключения 26.12.2011 г. принято решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 финансовой поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в размере 300000 руб.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что субсидия из средств республиканского бюджета выделена ответчику в целях субсидирования конкретных расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, необходимость которых последний обосновал путем предоставления проекта договора №194 от 01.12.2011 года и счета №1075 от 26.12.2011 года в ходе участия в конкурсе на получение субсидии.
Согласно п. 3.2 договора №9 от 26.12.2011 года ответчик обязан вести строгий учет целевого использования бюджетных средств и предоставить истцу документы, подтверждающие расходование сумм выделенной субсидии по целевому назначению в срок до 30.12.2011 года.
В нарушение требований ст. 65 АПК РФ, ответчик не представил доказательства приобретения продукции, предусмотренной договором поставки №194 от 01.12.2011 и счетом №1075 от 26.12.2011 года.
Доводы ответчика о том, что бюджетные средства в размере 300000 руб. были израсходованы на приобретение иного товара в соответствии со счетом-фактурой №32 от 10.01.2012 года, квитанцией к приходному ордеру №14 от 10.01.2012 года, товарными накладными №32 от 10.01.2012 года и №1 от 10.01.2012 года, договором купли-продажи от 26.01.2012 года, чеками №Т00000049 от 10.01.2012 года, №ПТС0000013, №Т0000050 от 10.01.2012 года, необходимого для осуществления предпринимательской деятельности, не могут быть приняты во внимание арбитражным судом поскольку денежные средства в размере 300000 руб. выдавались истцом на другие расходы.
Кроме этого, в обоснование своих доводов ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, предоставлены не заверенные копии указанных документов, в подлиннике (оригинале) эти документы не представлены ни арбитражному суду, ни истцу. В материалах отсутствуют надлежащие доказательства исполнения договора купли-продажи автомобиля УАЗ 396252-03 стоимостью 240600 руб., в частности, документы, подтверждающие оплату автомобиля, передачи автомобиля продавцом покупателю.
Постановлением правительства Республики Коми от 14.09.2009 года «О долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2010-2011 г.)», предусматривающей поддержку муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства путем предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, установлено, что администрации муниципальных образований являются распорядителями денежных средств, полученных из бюджета Республики Коми на софинансирование муниципальных программ и выданным субъектам малого и среднего предпринимательства в форме субсидий (грантов).
Согласно п.3.2 соглашения №09/2011 от 07.10.2011 года о предоставлении субсидий местным бюджетам софинансирование реализации муниципальных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства, заключенного между Министерством экономического развития Республики Коми и Администрацией муниципального района «Княжпогостский» при установлении нецелевого расходования средств субсидии указанные средства должны быть взысканы истцом в рамках договора с субъектом малого предпринимательства и возвращены в республиканский бюджет Республики Коми в соответствии с бюджетным законодательством.
В силу изложенного, поскольку нецелевое расходование ответчиком средств субсидии (гранта) на создание, развитие и модернизацию собственного бизнеса подтверждается материалами дела, исковые требования о взыскании с ответчика 300000 руб. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу Администрации муниципального района «Княжпогостский» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 300 000 руб. субсидии израсходованной по нецелевому назначению.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья Л.Ю. Юркина