АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
07 декабря 2011 года Дело № А29-8132/2011
Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2011 года, полный текст решения изготовлен 07 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Князевой А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коняевой Н.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сыктывкарского транспортного прокурора
к Обществу с ограниченной ответственностью «Транзит-Плюс» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от прокурора: Кулимов М.В. (служебное удостоверение);______________________
от ответчика: ФИО1 (по доверенности от 26.10.2011);___________________
установил:
Сыктывкарский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Транзит-Плюс» (далее ООО «Транзит-Плюс», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Общество в представленном отзыве, поддержанном его представителем в судебном заседании, с требованиями прокурора не согласилось, указав, что слив топлива из железнодорожных цистерн на складе ГСП ООО «Транзит-Плюс» есть согласно ГОСТ 25866-83 не что иное, как транспортирование при эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта, т.е. деятельность, на которую, согласно Федерального закона № 128-ФЗ и Федерального закона № 116-ФЗ, предприятие имеет лицензию. Кроме того, общество указывает на то, что прокурором не представлено доказательств того, что предприятие получает прибыль непосредственно от такой услуги, как погрузочно-разгрузочная деятельность, связанная с опасными грузами. Производимый обществом слив ГСМ с цистерн, не является отдельным видом деятельности ООО «Транзит-Плюс», а представляют собой неотъемлемую часть производственно-технологического процесса, т.е. составную часть осуществляемой ответчиком деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и оказываемой им услуги по обеспечению нефтебазы ГСМ.
По мнению, Общества, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит обязательному лицензированию в том случае, если она осуществляется как самостоятельный вид деятельности и направлена на систематическое получение прибыли от ее осуществления. Как полагает, Общество такая деятельность ООО «Транзит-Плюс» не осуществляется.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Материалами дела установлено, что в период с 13.09.2011 по 30.09.2011 Сыктывкарской транспортной прокуратурой проведена плановая проверка исполнения ООО «Транзит-Плюс» законодательства о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
По результатам указанной проверки Сыктывкарским транспортным прокурором вынесено постановление от 30.09.2011 о возбуждении в отношении ООО «Транзит-Плюс» дела об административном правонарушении (далее - постановление прокурора).
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.09.2011 в указанный период по адресу: <...> в нарушение требований статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Общество, не имея лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляет деятельность по разгрузке опасных грузов (нефтепродуктов: дизельного топлива и бензина) на железнодорожном транспорте.
Указанные нефтепродукты из железнодорожных цистерн, поступающих в адрес Общества на железнодорожную ветку в виде подъездных железнодорожных путей необщего пользования протяженностью 1683 п.м., находящихся у ответчика в пользовании на основании договора от 01.01.2008 № 15/08, заключенного с ООО «Бетон – инвест», разгружаются Обществом на склад ГСМ, а в дальнейшем реализуются покупателям.
В период с 01.01.2011 по 30.09.2011 по железнодорожной ветке на склад ГСМ ООО «Транзит-Плюс» получено и разгружено Обществом 207 вагонов (цистерн) с бензином и дизельным топливом.
Подачу-уборку цистерн (вагонов) осуществляет станция Сыктывкар.
Приемка вагонов (цистерн), их разгрузка (слив бензина и дизельного топлива) производится ООО «Транзит-Плюс» без привлечения сторонних организаций.
Заявление и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Республики Коми для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Часть 2 ст.14.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности» определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. К таким видам деятельности, в частности, относится погрузо-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (подпункт 70 пункта 1 указанной статьи).
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
На основании пункта 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (РД 15-73-94), грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.
Порядок лицензирования погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте определен Положением о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134.
Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" опасный груз определен как груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде (статья 2).
Правилами безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденными МЧС России 31.10.1996 N 9/733/3-2, МПС России 25.11.1996 N ЦМ-407, бензин и дизельное топливо отнесены к опасным грузам.
В соответствии с Правилами безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденными заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 31.10.1996 № 9/733/3-2, заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации от 25.11.1996 № ЦМ-407, бензин и топливо дизельное отнесены к опасным грузам.
На основании Приложения 2 к Правилам № 15 топливо дизельное с температурой вспышки не более 60 градусов Цельсия (аварийная карточка № 315) и топливо дизельное с температурой вспышки более 60 и не более 100 градусов Цельсия (аварийная карточка № 315) отнесены к опасным грузам с проставлением штемпеля в накладной «Легко воспламеняется», что соответствует 3 классу опасности.
Бензин и дизельное топливо отнесены к опасным грузам 3 класса (Приложения 4.1, 4.2 Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных совместным приказом МПС РФ от 25.11.1996 № ЦМ-407, МЧС РФ от 31.10.1996 № 9/733/3-2).
В соответствии с приложением N 1 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-73-94, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 N 50, перевозка опасного груза - совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортируемое средство, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, перегрузку с одного вида транспортного средства на другой, транзитное хранение и его выгрузку.
Поскольку Общество является с точки зрения применения названных Правил грузополучателем, следовательно, оно осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а поэтому обязано иметь лицензию на осуществление указанной деятельности.
Факт осуществления Обществом погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на эксплуатируемых железнодорожных путях без специального разрешения (лицензии) установлен прокурором и подтверждается материалами дела, в том числе постановлением о возбуждении административного производства от 30.09.2011, объяснениями руководителя Общества ФИО2 от 16.09.2011 справкой от 30.09.2011, приказом о назначении ответственных лиц от 30.12.2010 № 26-П, договором № 7-101/1 от 10.08.2010 на оказание услуг по подаче вагонов, справкой о получении нефтепродуктов в железнодорожных цистернах Обществом с января 2010 года по сентябрь 2011 года, объяснениями представителя Общества, должностной инструкцией оператора товарного склада, иными материалами дела.
То обстоятельство, что непосредственно от выгрузки нефтепродуктов Общество прибыли не получает, а получает ее от конечной реализации нефтепродуктов покупателям, значения для разрешения дела не имеет.
В соответствии со статьей 6 Устава ООО «Транзит-Плюс», основными видами деятельности общества являются оптовая торговля топливом, розничная торговля моторным топливом; торговля автотранспортными средствами; деятельность агентов по оптовой торговле топливом, рудами, металлами, и химическими веществами; прочая торговля вне магазинов; хранение и складирование и другие.
Вследствие чего конечной целью осуществления Обществом разгрузочной деятельности бензина и дизельного топлива является реализация топлива покупателям, то есть получение прибыли, чего ответчик не оспаривает.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что дальнейшая реализация нефтепродуктов Обществом была бы невозможна без их выгрузки на склад ответчика.
Следовательно, прокурор обоснованно пришел к выводу об осуществлении Обществом предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии, что является правонарушением, предусмотренным ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Требования прокурора о привлечении к административной ответственности Общества подлежат удовлетворению.
Довод Общества о том, что разгрузочная деятельность применительно к опасным производственным грузам им осуществляется в соответствии с лицензией от 26.07.2006 № 3/02985 на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов отклоняется, поскольку данной лицензией не охватывается погрузочно – разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
При определении вида и размера административного наказания ответчику суд учитывает степень тяжести совершенного ответчиком административного правонарушения, его характер и обстоятельства, отсутствие сведений о привлечении Общества к административной ответственности ранее, принимаемые ответчиком меры к получению лицензии, отсутствие вредных последствий правонарушения и считает возможным назначить ответчику административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей без конфискации изготовленной продукции, орудий производства и сырья в соответствии с ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих невозможность привлечения Общества к административной ответственности, судом не установлено, и ответчиком о наличии таковых не заявлено.
В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
При назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Судом установлено, что общество ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекалось.
В соответствии с п. 2 ст. 4.2 КоАП РФ суд признает это обстоятельство, смягчающим ответственность и с учетом этого, назначает наказание в минимальном размере санкции.
Наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств, судом не выявлено.
В соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 указанного Кодекса.
Штраф уплачивается по следующим реквизитам: получатель – Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу (Северо-Западная прокуратура), ИНН- <***>, КПП-783801001, банк получателя: расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу, г. Санкт-Петербург, ОКАТО – 40262563000, БИК-044030001.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшему постановление.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу соответствующие материалы направляются судебному приставу- исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Транзит - Плюс» к административной ответственности удовлетворить.
Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Транзит -Плюс», находящемуся по адресу: <...> административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей без конфискации изготовленной продукции, орудий производства и сырья на основании ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
В случае непредставления ООО «Транзит – Плюс» доказательств уплаты штрафа в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья А.А. Князева