АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru , е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
02 ноября 2010 года Дело № А29-8246/2010
Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2010 года, полный текст решения изготовлен 02 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шипиловой Э.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яцкив Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Коми
к ФИО1
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя: ФИО2
от ответчика: не явились
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Коми обратилось с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предприниматель, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В соответствии с ч.3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие предпринимателя.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Управления государственного автодорожного надзора, суд установил следующее.
Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Коми Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предпринимателю ФИО1 выдана лицензия от 26.05.2004 года, регистрационный № АСС-11-003962, на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Срок действия лицензии установлен до 01.06.2014 г.
28 сентября 2010 года на основании распоряжения органа государственного контроля № 375/инс от 23.07.2010 г. старшим государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Республике Коми в ходе проведения внеплановой документарной проверки, оформленной актом № 191, установлен факт нарушения предпринимателем ФИО1 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, а именно: предпринимателем не обеспечено проведение в установленные сроки стажировки водителей с оформлением соответствующей документации; графики работы (сменности водителей на линии с указанием времени окончания и продолжительности ежедневной работы, времени перерывов для отдыха и питания, времени ежедневного и еженедельного отдыха водителей отсутствуют; не соблюден порядок заполнения путевых листов, отсутствует уполномоченное лицо по заполнению обязательных реквизитов; отсутствует журнал учета дорожно-транспортных происшествий; предпринимателем не проводятся инструктажи водителей по условиям движения и работы на маршруте; отсутствует учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.
По результатам проверки старшим государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Республике Коми составлен протокол об административном правонарушении № 32 от 28.09.2010 г. с указанием допущенных предпринимателем нарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии предпринимателя.
В соответствии с требованиями ст.ст.23.1, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол и приложенные к нему материалы направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
Порядок лицензирования, а также лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров, установлены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее Положение о лицензировании).
В соответствие с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (далее - Положение о лицензировании), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в прочих:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15 (далее – Положение от 20.08.2004 № 15), работодатель составляет графики работы (сменности) на линии для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводит их до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением от 20.08.2004 № 15, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм указанного Положения.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов (пункт 7 Положения от 20.08.2004 № 15).
В соответствии с п. 25 указанного Положения об особенностях режима рабочего времени, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников (пункт 11 Положения).
Положения названных нормативных правовых актов, касающиеся деятельности по перевозке пассажиров, относятся к лицензионным требованиям и условиям, обязательным для исполнения лицензиатами.
В нарушении указанных норм у предпринимателя отсутствуют графики работы (сменности) водителей на линии с указанием времени начала, окончания и продолжительности ежедневной работы, времени перерывов для отдыха и питания, времени ежедневного и еженедельного отдыха водителей.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов разработаны в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», которые должны применяться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
В нарушение требований п.п. 5, 6, 16 вышеуказанного Приказа в представленных в материалы дела путевых листах отсутствует следующая информация: не указаны показания одометра при заезде транспортного средства на постоянную стоянку, отсутствуют отметки о проведении послерейсового медицинского осмотра, не указаны сведения о водителе (имя, отчество).
Кроме того, в путевых листах № 51 от 02.09.2010, 54 от 06.09.2010 отсутствуют отметки о технической исправности транспортного средства по возвращении к месту стоянки должностными лицами, ответственными за техническое состояние транспортных средств, чем нарушен пункт 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса от 09.03.1995 N 27.
Согласно пункту 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министра транспорта от 09.03.1995 N 27, основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются:
- закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации;
- регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации;
- назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей;
- проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению;
- ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности;
- оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно - транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;
- обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения.
В нарушение указанных требований у предпринимателя отсутствует журнал учета дорожно-транспортных происшествий, инструктажи по обеспечению водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения на маршруте не проводятся.
Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 (далее - Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами) определяются основные требования по подготовке водителей, условия и порядок получения права на управление автобусами.
Согласно Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок (пункт 2.2).
К дополнительным требованиям по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов предъявляется, в том числе требование о том, что к управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
Выполнение указанного требования обеспечивается владельцами автобусов при приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок (пункт 2.3.1).
В соответствии с Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, лицо, претендующее на работу в организации в качестве водителя, может быть принято на эту работу при условии: наличия у него водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории; наличия документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования; соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок (пункт 3.1.1).
Лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки (пункт 3.1.3).
Организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3.
В силу п. 3.1.2 Положения организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения прав управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.
Стажировка должна производиться под руководством водителя - наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей (пункт 3.2.3).
Вместе с тем, предпринимателем при проведении проверки доказательств проведения в установленном порядке стажировки водителей, учета данных о квалификации водителей, общем стаже их водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроков проведения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству, не представлено.
Из материалов дела следует, что предпринимателем ФИО1 нарушены лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Факт совершения нарушений подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена в ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Нарушений административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
При определении вида и размера административного наказания, суд учитывает степень тяжести совершенного административного правонарушения, его характер и обстоятельства, признание вины, отсутствие сведений о привлечении предпринимателя к административной ответственности, считает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В соответствии со статьёй 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 указанного Кодекса. Штраф уплачивается по следующим реквизитам: вид платежа: прочие поступления от денежных взысканий (штрафов); получатель: УФК по РК (УГАДН по РК), ИНН <***>, КПП: 110101001, р/с: <***>, Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Коми Банка России г. Сыктывкар, БИК: 048702001, КБК: 10611690040040000140, ОКАТО 87401000000.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающую по адресу: Республика Коми, <...> «а», зарегистрированную Межрайонной Инспекцией ФНС №1 России по Республике Коми, свидетельство Серии 11 № 000302221 от 30.04.2004 г.,ГРНИП № 304110912100029, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 3 000 рублей.
Исполнительный лист на взыскание административного штрафа выдать по истечении 30 дней после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд в 10-ти дневный срок со дня принятия (изготовления) через Арбитражный суд Республики Коми, в апелляционном порядке.
Судья Э.В. Шипилова